Колмогорова

Людмила

Степановна

- кандидат

психологических

наук, доцент

кафедры

психологии БГПУ.

 

 

 

Каширский

Дмитрий

Валерьевич

- аспирант,

ассистент кафедры психологии БГПУ, руководитель НИР гимназии © 42

г. Барнаула.

 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ
СТАНОВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

 

 

Требования к высокому уровню гуманитарной и, в частности, психологической культуры специалистов различных областей становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый "социальный интеллект", который имеет следующие черты: понимание других людей, легкость установления контактов, стремление к достижениям, контроль над собственными эмоциональными проявлениями, достаточная уверенность в себе и т.д. Перечисленные характеристики социального интеллекта входят в более общее понятие психологической культуры личности. В этом плане выпускнику средней школы, студенту важно развить в себе необходимые в жизни качества, связанные с психологической культурой, независимо от выбираемой специальности.

Психологическая культура как компонент гуманитарной культуры личности в настоящее время привлекает внимание многих психологов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.Н. Обозов и др.), которые указывают на необходимость ее повышения, в частности, у подрастающего поколения, однако, пока в школьные программы не введены соответствующие учебные курсы. Студенты педвуза, приступающие к изучению психологии, имеют, по нашим

наблюдениям, большой разброс в уровне психологической культуры. Поэтому изучение её исходного уровня в начале вузовского обучения позволяет выявить индивидуальные особенности студентов, более эффективно наметить программу образования и самообразования.

Нами изучены некоторые элементы психологической культуры старшеклассников гимназии © 42 г. Барнаула и студентов 1 курса математического факультета Барнаульского педуниверситета с целью определения особенностей её становления в юношеском возрасте, периоде личностного и профессионального самоопределения. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов химико-биологического профиля (29 человек) и естественно-математического профиля (44 человека), а также 195 студентов-первокурсников.

В своем исследовании мы исходили из представления о следующей структуре понятия "психологическая культура личности": психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество (4). В данном исследовании мы обратились к изучению "азов" психологической культуры: психологической грамотности и коммуникативной компетентности. Мы поставили задачу сравнить их уровень у выпускников школы и студентов, начинающих обучение в вузе, с близким (негуманитарным) профилем. Нами также была поставлена задача изучить в общей системе ценностных ориентаций место тех ценностей, которые связаны с направленностью на других людей и себя самого.

1. Результаты исследования психологической грамотности учащихся и студентов.

Психологическая грамотность означает владение психологическими знаниями, правилами, представлениями, нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности. Для диагностики психологической грамотности использовался специально разработанный тест (4), включающий 4 раздела: "Понятия", "Ситуации", "Осведомленность", "Метафоры". Тест составлен на основе представлений о том, какой уровень осведомленности, представлений, знаний (житейских и научных) в области психологии должен быть у выпускника средней школы независимо от выбора дальнейшей сферы деятельности и какова должна быть элементарная психологическая грамотность, как составляющая его базисной психологической культуры.

В целом учащиеся старших классов дали 65% правильных ответов, студенты - 55,4% .

Представим распределение результатов, полученных по отдельным субтестам у студентов:

Таблица 1

Результаты исследования психологической грамотности студентов 1 курса

(по каждому субтесту)

 

Наименование группы

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Суммарный балл за тест

   

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

 
                     

1.

Студенты

29,50

59,00

7,90

39,50

14,00

70,00

4,00

40,00

55,40

Качественный анализ исходного уровня психологической грамотности у студентов-первокурсников и выпускников школ показал, что для подавляющего большинства юношей и девушек психология является малознакомой областью знаний, известной, в основном, "понаслышке". Дополнительное анкетирование показало, что только 15% студентов и 37% выпускников школы имеют какой-либо опыт, связанный с изучением психологии, общением с психологами (тренинги, консультации). Они практически не дифференцируют такие области, как психология, психотерапия, психиатрия. В то же время у юношества достаточно выражен интерес к области человекознания, к самому себе, который удовлетворяется лишь частично(23%) или в незначительной степени (18%). Около 85% студентов отметили различные проблемы, связанные с общением, взаимоотношениями, самоотношением, познанием других и себя и т.д.

В первом субтесте "Понятия" наиболее сложными, вызвавшими основное количество ошибок, оказались следующие понятия и термины: абстрактный ("неточный", "нереальный", "несущественный"), ригидный ("пассивный", "отстраненный"), интимный ("запретный", "сексуальный"), гармония ("схожесть", "целостность", "спокойствие"), релаксация ("утомление", "сосредоточение"), конформизм ("вежливость"). Многие старшеклассники и студенты не различают компромисс и сотрудничество, характер и темперамент, гипноз и медитацию и т. д. Стресс понимается ими как любое волнение, как накопившееся плохое настроение или даже как агрессия. Им практически не знакомы точные значения слов "альтруизм", "дебил", "авторитарность", "мазохизм", "фанатизм", "толерантность" и т.д.

Затруднения у всех испытуемых вызвал второй субтест, связанный с психологическим анализом ситуаций. Студенты и школьники слабо владеют элементарными навыками психологического анализа ситуаций. Часто происходит внутренняя "подмена" вопросов: например, вместо ответа на вопрос "В чем, по-Вашему, заключается причина описанного поведения героя?", они дают оценку ситуации, поведения героя.

Решение психологических задач (субтест 3), связанных с применением научных и житейских знаний по психологии, а также психологической интуицией, в целом дало самые высокие результаты в сравнении с другими субтестами.

Неожиданно низкие баллы были получены у всех испытуемых при объяснении смысла метафор (субтест 4). Оказалось, молодые люди не знают значения и происхождение многих "крылатых" выражений, используемых в повседневной жизни и характеризующих людей. Многие не знают значения выражений "гомерический хохот" ("неестественный смех", "истерический смех", "смех без причины"), "лебединая песня" ("песня верности", "лестные слова", "ухаживание в начале взаимоотношений"), "крокодиловы слезы" ("горькие слезы", "обильные слезы", "слезы, пролитые зря"), "избиение младенцев" ("верх садизма", "срывание злости на детях", "словесная обида").

При сопоставлении параллелей 10-ых и 11-ых классов по успешности выполнения теста психологической грамотности критерий Стьюдента достоверных различий не показал. Эмпирический коэффициент в этом случае равен 0,76 при критическом значении 3,37 .

Также при изучении психологической грамотности старшеклассников не было выявлено значимых различий в зависимости от образовательного профиля. На наш взгляд, это связано с тем, что во всех классах одинаково мало времени уделяется психологической составляющей образования: в обследованных классах психология практически не преподается, то есть нет курсов, систематически изучающих психику человека.

2. Результаты исследования коммуникативной компетентности школьников и студентов.

Коммуникативная компетентность является одной из составляющих психологической компетентности человека.

Мы исходили из определения коммуникативной компетентности, данного Т. Гордоном: "Это умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма внутренней свободы и в то же время не дав её потерять партнёру по общению". Именно этот ее аспект мы изучали при помощи теста Л. Михельсона (6 ).

Тест состоит из 27 ситуаций, и на их основе выявляется 10 групп коммуникативных умений (они перечислены в таблице 2). Все ответы разделялись на 3 типа: "зависимое поведение", "уверенное компетентное поведение" и "агрессивное поведение". Охарактеризуем их сформированность у учащихся и студентов. Результаты обследования представлены в таблице 2.

Рассмотрим сформированность отдельных коммуникативных умений.

Таблица 2

Результаты исследования коммуникативной компетентности школьников и студентов

 

Перечень

Процент испытуемых, выбравших:

коммуникативных умений

"зависимые"

реакции

"уверенные"

реакции

"агрессивные"

реакции

 

учащиеся

студенты

учащиеся

студенты

учащиеся

студенты

1.

Умение оказывать и принимать знаки внимания

23,0

23,5

65,0

73,0

12,5

3,5

2.

Реагирование на справедливую критику

19,0

17,0

50,0

74,0

30,5

9,0

3.

Реагирование на несправедливую критику

32,5

18,0

29,0

53,5

33,5

28,0

4.

Реагирование на провоцирующее поведение

40,6

30,8

27,6

47,4

32,4

21,8

5.

Умение обратиться к сверстнику с просьбой

27,5

29,0

57,5

62,0

15,0

9,0

6.

Умение сказать "нет"

35,0

21,7

46,0

66,7

19,7

11,7

7.

Умение оказать поддержку и сочувствие другому

33,0

32,5

32,5

61,0

29,5

6,5

8.

Умение принять сочувствие и поддержку от другого

65,5

38,5

19,5

56,5

15,0

5,0

9.

Умение вступить в контакт с другим человеком

41,0

53,0

39,5

46,0

19,5

1,0

10.

Реагирование на попытку другого вступить в контакт

43,0

47,5

13,0

48,5

24,0

4,0

 

Средний балл

36,0

31,5

40,0

58,5

23,16

10,0

 

Итак, в целом коммуникативная компетентность студентов оказалась выше, чем у школьников. Наименее сформированы как у учащихся, так и у студентов умения реагировать на несправедливую критику и реагирование на задевающее, провоцирующее поведение. Более высокие результаты, полученные у студентов, могут быть объяснены тем, что в начале года психолог проводил у них коммуникативный тренинг.

3. Результаты исследования ценностных ориентаций личности.

Нами использовался модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой. Процедура диагностики ценностных ориентаций личности построена на основе метода парных сравнений (частный случай многомерного шкалирования). Испытуемым предъявлялись попарно для сравнения 17 жизненных сфер, к каждой из которых требовалось выразить ценностное отношение. Приведем результаты, полученные в 11-х классах и на студентах (см. таблицу 3).

 

Таблица 3

Результаты исследования ценностных ориентаций личности

 

Ранговые места жизненных сфер

Список жизненных сфер

"по значимости"

 

11 "А" класс

(хим.-биол.)

11 "Д" класс (матем.)

студенты 1 курса МФ БГПУ

1.

Здоровье

1

11,5

8

2.

Общение

3

8

13

3.

Высокий социальный статус

15

11,5

15

4.

Создание семьи

6,5

14

6

5.

Активность для достижения позитивных изменений в обществе

16

15,5

17

6.

Познание нового в мире, природе, человеке

6,5

11,5

14

7.

Помощь и милосердие другим людям

14

15,5

12

8.

Высокое материальное благосостояние

10

8

9

9.

Получение высокого образования

2

3

3

10.

Вера в Бога

17

17

16

11.

Приятное времяпрепровождение, отдых

11,5

6

10

12.

Полная самореализация

8,5

3

7

13.

Поиск и наслаждение прекрасным

13

11,5

11

14.

Любовь

4

3

1

15.

Признание и уважение людей

11,5

3

5

16.

Интересная работа

5

3

4

17.

Свобода как независимость в поступках и действиях

8,5

8

2

По таблице можно проследить специфику ценностных ориентаций в классах разных профилей.

В целом по 11 "А" (химико-биологический) наиболее значимыми областями являются "здоровье", "получение высокого образования", "общение" и "любовь". Незначимыми ценностями являются "вера в Бога", "общественная активность", "высокий социальный статус и управление людьми". Низкий ранг имеет и ценность "милосердие к окружающим".

В 11 "Д" (математика и информатика) наиболее значимыми областями являются "любовь", "уважение и признание других людей", "интересная работа", "получение высокого образования" и "полная самореализация". Менее значимыми являются "активность для достижения позитивных изменений в обществе", "вера в Бога", "помощь и милосердие другим людям".

Итак, можно отметить, что существует специфика ценностных ориентаций в зависимости от профиля общего среднего образования. Учащиеся химико-биологических классов, ориентированные, в основном, на медицинские специальности, высоко оценивают сферу "здоровье", тогда как у "математиков" высоко оценивается признание и уважение людей. Общими для всех учащихся значимыми ценностями являются "любовь", "получение высокого образования".

У студентов наиболее значимыми оказались следующие ценности: "любовь", "получение высокого образования" и "свобода". А такие ценности, как "вера в Бога", "высокий социальный статус" и "общественная активность", оказались непопулярными в студенческой среде.

В заключение представим результаты корреляционного исследования психологической грамотности и различных типов реагирования в тесте коммуникативной компетентности (см. таблицу 4).

 

 

Таблица 4

Матрица интеркорреляций (произведение моментов Пирсона)

 

Психологическая грамотность

"агрессивные" реакции

"зависимые"

реакции

"уверенные" реакции

Психологическая грамотность

1,000

-0,0928

-0,1024

0,1708

"агрессивные" реакции

-0,0928

1,000

-0,3092*

-0,5301*

"зависимые" реакции

-0,1024

-0,3092*

1,000

-0,6421*

"уверенные" реакции

0,1708

-0,5301*

-0,6421*

1,000

Примечание: значимые корреляции помечены знаком (*). Это означает, что существует отрицательная корреляционная зависимость между переменными: "агрессия" - "уверенное поведение", "агрессия" - "зависимое неуверенное поведение", "зависимое поведение" и "уверенное поведение". Другие рассматриваемые переменные ведут себя несогласованно.

Кроме этого, на основании положительного значения коэффициента корреляции между показателями психологической грамотности и уверенным типом реакций можно предположить, что при увеличении выборочной совокупности будет наблюдаться более тесная связь между этими переменными.

Общие выводы

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что в условиях, когда повышению психологической культуры не уделяется должного внимания в средней школе, ее стихийно сложившийся уровень связан с общей культурой, возможностей повышения которой у городских школьников больше, чем у сельских. Этим можно объяснить низкие результаты по психологической грамотности у студентов, значительная часть которых - из села.

Вместе с тем, по компетентности в общении студенты-первокурсники оказались на более высоком уровне. Это обусловлено тем, что в начале обучения в вузе (до исследования) со студентами был проведен коммуникативный тренинг. Полученные данные доказывают, что основы психологической культуры могут быть заложены через систематическое обучение.

У студентов и учащихся отмечается частичная общность ценностных ориентаций, что, очевидно, свойственно юношескому возрасту в целом ("любовь"), а также учащимся гимназии, ориентированным на получение высшего образования. В то же время намечающийся профессиональный выбор (профиль класса) также существенно влияет на ценностные приоритеты. В целом современной молодежью низко ценятся общественная активность, милосердие, вера в Бога, высокий социальный статус, и анализ причин этого должен стать предметом специального исследования.

Библиографический список:

  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  2. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. М.,1994.
  3. Климов Е. А. Введение в психологию. М., 1988.
  4. Колмогорова Л. С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997.
  5. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. М., 1985.
  6. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.


Содержание