Петухов
Сергей
Иванович
- кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры НГПИ. Научные интересы - валеология. Опубликовано более 40 научных работ, в том числе, монография.
Казин
Эдуард
Михайлович
- доктор медицинских наук, профессор, академик МАНВШ, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского ГПУ. Научные интересы - валеология, медицина. Опубликовано долее 150 научных работ, в том числе, 5 монографий.
ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ
Утвержденные в настоящее время стандарты по специальности "Педаго-гическая валеология" представляют лишь отрывочные сведения о здоровье человека, а не систему знаний, в которой отражены современные идеи комплекса наук по биологии человека.
По мнению ряда специалистов (Н.И. Загузов), научная специальность "Валеология" имеет право на существование, поскольку предметом теоретических и прикладных научных исследований могут стать проблемы, связанные с изучением фундаментальных закономерностей сохранения и укрепления здоровья; исследование взаимодействия организма с окружающей средой и изучение влияния на него различных природных процессов, социальных, экономических и психологических факторов; разработка критериев оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц разного пола и возраста, систем сохранения и укрепления здоровья, средств и методов, направленных на повышение работоспособности и сохранение здоровья.
Утверждение образовательно-профессионального направления по валеологии как научной специальности, в свою очередь, должно способствовать не только развитию научной теории здоровья, но и обеспечению подготовки квалифицированных специалистов,
способных на основе комплекса биологических, психологических, гигиенических, социальных, экологических, этнических знаний о человеке практически обеспечить сохранение здоровья человека. Низкий уровень содержания образования по валеологии, обозначенный стандартами по специальности, скорее, не причина, а следствие отсутствия общепринятых обществом методов и критериев оценки здоровья человека.
Здоровый человек, его образ жизни, чтобы стать предметом научного изучения, должен иметь свои количественные и качественные параметры, определяемые биологическими и социальными факторами и связанные с понятием морфофункциональной нормы (И.И. Шмальгаузен).
Содержание образования по валеологии часто связывают только со здоровым образом жизни, однако, не имея фундаментальной подготовки по биологии человека, такое содержание валеологии часто сводится к характеристике и выдаче перечня полезных гигиенических рекомендаций, с которыми в нашем обществе давно никто не спорит, но и не выполняет. Составляющие образа жизни связаны с биологией человека, его развитием, природными, экологическими и социально-экономическими условиями: это и особенности поведения человека, его физическая активность, питание, привычки, репродуктивное поведение, употребление медикаментов, отдых и использование свободного времени и, наконец, этнические особенности, т.е. здоровый образ жизни - это условия жизни., обеспечивающие длительное надежное сохранение нормального функционирования и развития человека. Управление развитием и сохранением здоровья - это опять целый комплекс научно-обоснованных биологических, социальных, экономических, экологических программ. Именно поэтому образ жизни должен рассматриваться на уровне индивида, социальных групп и общества в целом с учетом сохранения связи с природой и социальной средой.
Однако, фундаментальных знаний о здоровом человеке для специалиста-валеолога недостаточно. Понимание состояния здорового человека, его развития и поддержания здоровья в течение продолжительного периода жизни должны основываться на умении диагностировать нарушения состояния и развития человека, а их коррекция - стать отправной точкой для развития образовательно-профессионального направления, нацеленного как на подготовку практического валеолога, так и научного исследователя по проблемам валеологии.
В законах Российской Федерации о здоровье населения, об образовании созданы предпосылки для формирования программы всеобщего непрерывного валеологического образования. Однако, необходима разработка концепции, определяющей цели, задачи и содержание валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.
Уже сейчас достаточно ясно, что валеологическое образование должно начинаться в дошкольных учреждениях. Здесь возникают два взаимосвязанных вопроса. Первый - это воспитание начальных форм валеологической культуры детей, осознанного отношения к своему организму, выработка первоначальных практических навыков контроля и сохранения своего здоровья. Второй - это развитие валеологического сознания, валеологической культуры взрослых, воспитателей дошкольников, которые зачастую практически не имеют никакого представления о культуре здоровья (Л.В. Барков, Р.И. Айзман, А.Г. Щедрина, Г.Н. Жарова,).
Валеологическое образование в средних общеобразовательных учреждениях требует включения в базисный учебный план специальных валеологических предметов, создания программно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, развивающих игр, экранно-звуковых средств. Наличие предмета валеологии в школе особенно необходимо сегодня, когда более 40% школьников не знакомы с понятием "здоровый образ жизни", около 70% из них употребляют алкогольные напитки, около 85% не занимаются спортом, около 70% не имеют никакого представления о половой гигиене, о генеративной функции организма. В результате, только в 1993 году заболеваемость детей сифилисом увеличилась в 2,3 раза, гонореей на 45%, резко увеличилось число абортов среди девочек 14-16 лет, около 80% девочек нуждаются в помощи и консультации гинеколога (А.А. Семенов, В.П. Соломин).
Необходимо создание специализированных образовательных учреждений, готовящих и переподготавливающих специалистов валеологов. Валеологизация обучения может быть обеспечена разработкой и внедрением предмета "Валеология" в профессиональном обучении с учетом конкретной специальности и профессии, задача которого - дать студентам всех специальностей базовые знания, умения и навыки по формированию здорового образа жизни.
Безусловно, только заинтересованный учитель, коллектив единомышленников, на собственном опыте познавших ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем, могут в полной мере передать валеологические знания учащимся и создать в школе или другом образовательном учреждении здоровую среду и условия обучения.
Поэтому для полноценного валеологического образования учащихся (школьников, студентов) необходимы грамотные педагоги, владеющие знаниями научной картины мира, философских, биологических и социальных основ здоровья (В.Б. Гаргай).
Перестройка и совершенствование программ и методов обучения должны осуществляться с учетом возрастных психофизиологических особенностей организма. Создание государственной системы образования должно быть нацелено на подготовку специалистов, знающих функциональные возможности организма здорового человека на всех его возрастных этапах, специалистов, способных своевременно и эффективно определять отклонения от возрастных норм по всем важным функциональным показателям, личностным параметрам и реально обеспечивать индивидуальную коррекцию состояния человека и его развития (Д.А. Фарбер и др.).
Профессиональная деятельность такого специалиста должна обеспечиваться междисциплинарными фундаментальными знаниями по биологии человека и практической подготовкой, обеспечивающей определение уровня здоровья и проведение коррекции в случае функциональных нарушений.
Специалист, имеющий фундаментальную подготовку по биологии человека (морфологии и физиологии, антропологии, экологической и возрастной физиологии, генетике и биохимии человека), владеющий практикой диагностики и коррекции отклонений в развитии и состоянии, способен сохранить здоровье ребенка, взрослого и пожилого человека. Валеолог, несомненно, будет востребован в детских учреждениях, домах ребенка, детских домах, детских садах, школе, вузе и семье, в различных ведомствах и домах престарелых. Такой специалист всегда окажет существенную помощь педагогу, воспитателю, родителям в формировании потребности в здоровом образе жизни, окажет помощь при оценке биологического возраста человека и определит его соответствие календарному, изучит индивидуальные и функциональные особенности и возможности ребенка, определит его готовность к обучению, поможет при формировании групп, классов, даст совет по профориентации и обеспечит диагностику и коррекцию отклонений в развитии и состоянии здоровья ребенка и взрослого.
В связи с этим одна из первоочередных проблем валеологического образования - подготовка кадров, которая в последние годы начала осуществляться в педагогических и физкультурных вузах страны, медицинских и педагогических колледжах, а также в системе повышения квалификации работников образования.
С целью создания системы непрерывного валеологического образования и воспитания с учетом существующего положения состояния здоровья населения России необходимо создание государственного стандарта по валеологии.
При рассмотрении проектов государственных образовательных стандартов по валеологии не следует придерживаться деления их по ведомственному принципу на медицинские и педагогические, как это имеет место в настоящее время, а классифицировать валеологию как единый целостный предмет, обеспечивающий подготовку специалистов, способствующим оптимальному сохраненинию состояния здоровья на различных этапах жизни человека.
Подготовку валеологов могут вести медицинские вузы, биологические факультеты университетов и педагогических вузов, факультеты физического воспитания и институты физической культуры, имеющие в своей структуре кафедры и специалистов, способных обеспечить основной объем дисциплин по направлению "Валеология".
Вместе с тем всеобщее валеологическое образование должно рассматриваться как альтернатива санитарному просвещению. Гигиеническое воспитание в рамках профилактики болезней и борьбы с вредными привычками должно уступить место холистическому (целостному) подходу к развивающейся личности на основе формирования здоровья и здорового образа жизни психолого-педагогическими и медико-биологическими методами. Необходимо воспитание у человека нового отношения к собственному здоровью как важной и духовной ценности, от которой зависит вся материальная жизнь (Г.Л. Апанасенко).
Это послужило основанием для разработки коллективом учебно-методического совета по специальности "Валеология", входящего в состав УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, образовательно-профессионального стандарта, нацеленного на подготовку специалистов-валеологов, владеющих фундаментальными знаниями в области возрастной физиологии, современными методами функциональной диагностики и коррекции.
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 040700 - "Валеология", обозначенные в этом стандарте, позволяют осуществлять подготовку как педагога-валеолога, так и практических валеологов, которые способны внести реальный вклад в сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и взрослых, благодаря полученным фундаментальным знаниям об основных физиологических процессах и закономерностях психического и физического развития человека, методах своевременного выявления различных отклонений и нарушений, методах коррекции и научно-обоснованных системах оздоровления (Э.Н. Вайнер и др.; С.И. Петухов).
Разработанный УМС вариант стандарта по специальности "Валеология" отличается от предыдущих значительным увеличением объема профессионально-образовательной подготовки по фундаментальным разделам биологии человека и основам практической работы по сохранению и укреплению здоровья на каждом этапе развития человека. Новый вариант стандарта предполагает более глубокое ознакомление с традиционными и новейшими методиками диагностической и коррекционной работы, что позволит специалисту хорошо ориентироваться в этой области и творчески использовать свои знания и умения.
Согласно требованиям стандарта специалист-валеолог должен:
- понимать организационную структуру профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику валеологии, ее связь с комплексом смежных дисциплин;
- понимать значение диагностики и своевременной коррекции физического и психического развития и состояния человека для сохранения здоровья;
- знать морфологию и физиологию человека, закономерности и особенности его психического и физического развития на разных этапах онтогенеза;
- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
- знать критерии оценки нормы и отклонений физического и психического развития;
- иметь представления о путях и средствах коррекции и реабилитации;
- понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию географических, климатических и социальных факторов;
- иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка, взрослого и старого человека;
- владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь оценивать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем здорового человека;
- уметь определять функциональное состояние центральной нервной системы, сенсорных, моторных и вегетативных систем организма человека на разных этапах развития;
- уметь проводить и оценивать результаты функциональных проб с физической нагрузкой;
- уметь провести инструментальными и безинструментальными методами комплексную экспресс-диагностику физического и психического развития человека;
- уметь обеспечивать своевременную реабилитационную коррекцию задержек и нарушений психического и физического развития детей, воспитывающихся в доме ребенка, детском доме, школе-интернате;
- знать возрастные нормы и иметь представление о сенсорных, моторных и центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи;
- иметь представление о типологических особенностях здорового человека и уметь определять типологические особенности физического и психического развития человека;
- понимать влияние сенсорной, социальной и культурной депривации на развитие и состояние человека, уметь предупреждать и исправлять связанные с депривацией нарушения;
- уметь определять биологический возраст человека и соответствие его календарному возрасту;
- уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;
- уметь оценивать физические нагрузки на уроках физической культуры и спортивных тренировках и определять соответствие их возрасту и физической подготовленности человека;
- уметь определять степень утомления здорового человека после физических и умственных нагрузок;
- уметь определять противопоказания к выполнению физических и умственных нагрузок в связи с возрастом, состоянием здоровья;
- уметь использовать компьютерные диагностические и тренажерные программы в диагностической и коррекционной работе;
- уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и психофизиологических показателей человека в процессе развития;
- уметь определять по функциональным показателям адаптационные возможности человека к изменению климато-географических и социальных условий;
- уметь комплектовать группы детей в соответствии с их биологическим возрастом, индивидуальными особенностями, уровнем развития, задачами коррекции и реабилитации;
- понимать особенности динамики развития и взаимодействия детей, воспитывающихся без родителей, в малых и больших социальных группах;
- уметь провести раннюю диагностику сенсорного развития детей первого года жизни;
- уметь направлять процессы обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями психического и физического развития;
- уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь взрослым и детям при неотложных состояниях;
- иметь представление о службе валеологов-практиков в центре по диагностике психического и физического развития человека, детском саду, доме ребенка, школе, детском доме, школе-интернате, вузе, на дому;
- уметь оценить значение индивидуальных морфо-функциональных особенностей человека для профориентации и профотбора;
- уметь осуществлять контроль за состоянием питания, давать рекомендации по сбалансированному и качественному питанию людей всех возрастных групп;
- уметь оценивать диетическое питание, назначать рациональное вскармливание ребенка первого года жизни;
- уметь проводить оценку экологической ситуации в населенном пункте, местности;
- уметь проводить морфо-физиологические исследования реакций организма ребенка и взрослого на действие различных факторов.
Для того, чтобы обеспечить полноценную подготовку педагогов-валеологов и практических валеологов и решить проблему подготовки кадров для научного направления "Валеология", необходимо разрабатывать содержание профессионально-образовательных программ по специальности "Валеология" не только с учетом федерального, но и регионального компонентов, отражающих особенности подготовки и переподготовки специалистов в различных регионах РФ и разноуровневую специфику валеологического образования и воспитания в образовательных учреждениях.
Первая попытка разработки валеологических программ разного уровня представлена в учебном пособии "Фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологии" под редакцией доктора биологических наук, профессора, академика МАНВШ Э.М. Казина и др.
Предложенные варианты учебных программ отражают широкий спектр подходов к изучению теоретических и прикладных апектов валеологического образования с учетом специфики высшей школы и направлены на подготовку и переподготовку педагогов-валеологов и практических валеологов.
Библиографический список:
- Айзман Р.И. Здоровье ребенка - эпицентр современного образования / Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996. С. 12.
- Апанасенко Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996. © 2. С. 9-15.
- Валеология. Программа для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и студентов высших учебных заведений / Под ред. Р.И. Айзмана, А.Г. Щедриной, Г.Н. Жарова. Новосибирск, 1996.
- Загузов Н.И. Эволюция научной специальности "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике // Теория и практика физкультуры. 1997. © 1. С. 56-57.
- Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М., 1990. 64 с.
- Фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологии / Под ред. Э.М. Казина, Э.М. Невзорова, Н.А. Литвиновой. Кемерово, 1998. 127 с.
- Шмальгаузен И.И. Избранные труды: пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. 357 с.
Содержание