Шалавина
Тамара
Ивановна
- доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования НГПИ. Научные интересы - проблемы профессионального самоопределения молодежи. Опубликовано более 60 работ.
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Сложность сегодняшних социально-экономических процессов, связанных со стихийным переходом в сферу "рыночных отношений", когда возникает больше вопросов, чем ответов на них, существенно сказывается на образовании молодежи и на ее профессиональном самоопределении.
Сегодня наблюдается повышение престижа образования. Статистика показывает, что число абитуриентов, поступающих в российские вузы в последние несколько лет возрастает в арифметической прогрессии. В среднем в стране конкурс этим летом был 2,3 человека на место. Самыми популярными, по-прежнему, остаются театральные институты, конкурс в некоторые из них на актерские факультеты составил около 100 человек на место. Престижными считаются сегодня финансовые и юридические специальности: в столичные академии этих направлений поступало в 6 раз больше абитуриентов, чем они могли принять.
По прогнозам министерства труда на период до 2000 года будет наблюдаться устойчивый спрос на работников сферы обслуживания: работников организаций рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения, строительства, транспорта, здравоохранения, образования (прежде всего школьного). При этом для специалиста необходимым считается владение хотя бы одним иностранным языком и умение работать с персональным компьютером.
В производственных отраслях, напротив, ожидаются сокращения рабочих мест. В ближайшие годы проблематично будет найти работу в текстильной промышленности, машиностроении (кроме транспортного), нефтехимическом комплексе, промышленности строительных материалов, угольной. По прогнозам экспертов, в сфере железнодорожного транспорта в течение ближайших трех лет произойдут массовые сокращения. Кроме ныне существующих безработных, на рабочие места будут претендовать подростки и пенсионеры, почти миллион уволенных из вооруженных сил, около полутора миллионов ожидаемых беженцев и переселенцев.
В этих условиях важно помочь молодым людям не растеряться, не занять агрессивную позицию, а суметь самоопределиться в жизни и профессии, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать природные способности и личностные качества.
Поиск путей формирования профессионального самоопределения молодежи позволил прежде всего выявить факторы, влияющие на выбор профессии, и противоречия в современной системе профориентации. Эти факторы связаны как с личностью учащегося, так и с реальными "рыночными" условиями самоопределения.
Известно, что отношения в сфере рынка - это отношения между основными звеньями: "производитель - покупатель". Между ними может существовать промежуточное звено в виде продавца или коммерческой структуры. Более динамичным и менее стихийным рынок, видимо, будет тогда, когда промежуточное звено между производителем и покупателем будет минимальным. Пока же данное звено бесконечно растянуто за счет массы "продавцов-посредников", поскольку в нем возникают самостоятельные товарно-денежные отношения в различного рода ларьково-лавочных структурах.
Наряду с ними промышленная сфера деятельности (там, где еще работают промышленные предприятия, хотя бы наполовину или на 30% своей мощности) явно проигрывает при сравнении уровней оплаты труда ее работников с доходами коммерсантов.
Более того, средства массовой информации всячески способствуют вовлечению молодых людей в сферу бизнеса и получения дохода быстро и любыми путями.
Важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры - предпринимательской, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Смещение ориентации молодых людей от общественно-производственной к предпринимательской, коммерческой сфере (по данным наших исследований 56,4% старшеклассников изъявляют желание стать предпринимателями) вызывает тревогу. Часто желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление.
Значительным является социально-психологический фактор - это повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении. Причем развитие личности становится потребностью человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения своих сил, выражения психофизиологических и социально-психологических особенностей.
Рыночные отношения характеризуются необходимостью приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной безработице, внезапной смены профессии и места работы. В этих условиях для специалиста могут оказаться недостаточными "чистый профессионализм", высокая квалификация и отличное качество работы, хотя их ценность не снижается, а, наоборот, даже повышается.
В дополнение к "чисто профессиональным" качествам специалист должен обладать для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к риску и другими.
Одним из важных факторов профессионального самоопределения является уровневая интеллектуализация профессиональной деятельности. Развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуально-профессиональной деятельности. Это в одинаковой мере относится к различным образовательным уровням человека (начальному, среднему, высшему профессиональному). Выпускник школы стоит перед выбором: продолжать обучение в профессиональных образовательных учреждениях или искать работу уже сейчас. Тогда он должен знать специальности, которые не требуют профессионального обучения: курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий, рабочий зеленого строительства, сторож, упаковщик, укладчик пиломатериалов, фасовщик, грузчик, дворник, дорожно-путевой рабочий, уборщица (уборщик), землекоп, кухонный рабочий и др.
Меняются в настоящее время приоритеты выбора профессии. Если традиционная профориентация решала проблему оптимизации выбора профессии между возможностями и потребностями личности, то сейчас на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии и некоторые личностные качества. Дело в том, что зачастую наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) оказываются неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть который и помогают личностные качества, такие как воля, темперамент и др.
В таком случае, задачей профориентации является, в первую очередь, накопление приоритетных возможностей личности при выборе и поступлении на обучение будущей профессии.
В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.
Среди противоречий нами выделены следующие:
1. Противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем.
2. Противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью "выживания" в рыночных условиях.
3. Противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею.
4. Противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею (исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии).
5. Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).
В каждом конкретном случае возникающие противоречия разрешаются в зависимости от индивидуальных особенностей структуры личности учащегося, профессиографических особенностей профессиональной деятельности, положения на рынке труда в данный момент и в ближайшей перспективе. Однако существуют, на наш взгляд, и некоторые общие подходы к разрешению этих противоречий.
Первое противоречие обусловлено перекосом в системе профессиональных ценностей, вызванным переходным состоянием экономики. И пока этот перекос будет существовать, профориентация должна в большей степени учитывать возможности достижения материального благополучия при выборе и освоении той или иной профессии и раскрывать эти возможности перед молодежью более полно.
Необходимость выживания заставляет молодых людей изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. В таком случае профессиографический анализ и знание самого себя, своих возможностей может помочь учащемуся найти другую профессию, соответствующую структуре его личности и в то же время предполагающую более высокие материальные возможности.
Разрешение третьего противоречия, когда существует сильная мотивация к овладению профессией, но нет необходимых личностных качеств, можно осуществить по двум направлениям. Во-первых, учащемуся можно посоветовать профессию, более соответствующую его личностным особенностям и обладающую определенными привлекательными характеристиками. Во-вторых, учащемуся на основе многоуровневого подхода может быть предложена профессия, близкая по важным для него признакам к выбранной, но стоящая на более доступном уровне интеллектуализации профессиональной деятельности.
Разрешение четвертого противоречия осуществляется за счет раскрытия привлекательных сторон изучаемой профессии в зависимости от личностных особенностей учащегося, в частности от его направленности, исходя из преобладания у учащегося того или иного вида направленности (материальной, творческой, социальной, стремление к комфорту, к профессиональному росту и т.д.), необходимо помочь ему осознать, какими возможностями избранная профессия располагает для удовлетворения его индивидуальных потребностей. Возможна и корректировка в специализации при многоуровневом обучении.
Таким образом, в процессе формирования профессионального самоопределения возрастает значение таких педагогических и технологий, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности учащихся. К ним относятся многоуровневая профессиональная подготовка и подготовка по интегрированным группам профессий.
Содержание