Кундозерова Л.И.,

- кандидат педагогических наук, доцент, зав. аспирантурой НГПИ.

Состояние проблемы социальной защиты воспитанников интерната в практике образования

 

 

 

В настоящее время усилиями педагогов, психологов, социологов и педиатров накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот. Вместе с тем специфика воспитания и обучения, общения, жизненного и профессионального самоопределения, социальной защиты воспитанников интерната до сих пор не нашли своего полного освещения в теории и практике образования.

Анализу проблемы социальной защиты детей-сирот в практике образования способствовало изучение специальных нормативных документов, анализ государственных ежегодных докладов, материалов Всероссийcких, региональных, городских совещаний - семинаров для директоров детских домов и школ-интернатов.

Неутешительные результаты этих исследований послужили началом формирования государственной политики в интересах детей в России. В 1992 году вышел Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и Постановление Совета Министров - Правительства РФ "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей". В период с 1993 по 1997 гг. в РФ было приведено в соответствие и принято более ста нормативно-правовых актов в области социальной защиты детей-сирот. Однако, значимость этих актов незначительна.

Приведем некоторые статистические данные.

На сегодняшний день беспризорных детей в России больше, чем было в послевоенный и послереволюционный периоды, - около 4 миллионов человек (УГ, © 20, 1997); более 500 тысяч детей без семьи (УГ, © 8, 1998); более 33 тысяч детей за минувший год ушли из семей, около 6 тысяч - из домов-интернатов из-за невозможности проживания в них (УГ © 20, 1997); из 15 тысяч ежегодных выпускников детских сиротских учреждений 5 тысяч в течение следующего года попадает на скамью подсудимых, 3 тысячи становятся бомжами (УГ, © 8, 1998).

Эксперты ЮНЕСКО определяют минимальную долю на поддержание интеллектуального потенциала в 3,5% от ВНП. В России в 1992-1993 гг. эта доля ВНП упала ниже критического уровня до 2,7%, и сейчас она не выше (УГ, © 20, 1998).

В новый Семейный кодекс России внесен ряд разделов по правам детей - сирот на алименты, пособия, социальные выплаты, на жилое помещение, а при отсутствии жилого помещения на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Однако, по нашим данным и данным социологических исследований, основной контингент детских домов и школ - интернатов составляют дети из неблагополучных семей (пьяниц, бродяг, нищих, правонарушителей и тунеядцев), и у таких родителей жилье, как правило, приватизировано и продано, а пенсии не заработаны. В результате без своего жилья оказываются более 60% воспитанников детских домов. В Новокузнецке имеют жилье 40-50 % детей-сирот. Из 1033 детей-сирот пенсии получают лишь 191 ребенок. Алименты от родителей - 10-12 % (данные департамента образования г. Новокузнецка).

Статистические данные свидетельствуют о явном разрушении системы трудоустройства детей - сирот и особенно несовершеннолетних. Повсеместно не выполняется законодательство, направленное на обеспечение гарантий реализации прав подростков на труд и свободный выбор профессии. Если до 1992 года предусматривалось обязательное бронирование для них рабочих мест, то сегодня в соответствии с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании"" установление квот рабочих мест для детей - сирот передано местным органам исполнительной власти, которые относятся к этой задаче формально или вообще не выполняют её. Поэтому положение детей - сирот вызывает обоснованную тревогу, и его иначе как кризисным не назовешь.

Обострившаяся социально-экономическая ситуация в обществе не могла не повлиять на преобразования, происходящие в учреждениях интернатного типа.

В этой связи интерес представляет опыт работы Администрации Екатеринбурга по социальной защите и реабилитации несовершеннолетних, по социально-трудовой адаптации детей социального риска Курганской области, современным аспектам психолого-медико-педагогической помощи детям, нуждающимся в поддержке государства в Кировской области, углубленной подготовке по сельскому хозяйству детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, на базе Сыктывкарской агрошколы-интерната, по организации трудового обучения детей-сирот в Новосибирской области, социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства в Вологодской области, социальной защите детей-сирот в Белгородской области и др.

В Курганской области (Б.А. Куган) важную роль в социальной защите воспитанников играют производственно-адаптационные участки, которые решают задачи адаптации воспитанников к условиям жизни и труда, создания временных рабочих мест для выпускников и дифференциацию воспитанников по уровню профессионально-трудовой подготовленности и обоснованности их трудоустройства.

В соответствии с уровнем профессионально-трудовой готовности выпускников детских домов и школ-интернатов созданы производственно-адаптационные участки трех типов. Участки первого типа созданы при интернатных учреждениях по образцу подсобного семейного хозяйства для воспитанников с низким уровнем готовности трудиться в сфере материального производства и как учебно-производственное подразделение для подготовки всех воспитанников к ведению домашнего хозяйства. Второй тип производственно-адаптационных участков создан на базе интернатных учреждений совместно с организацией, предприятием (государственным или частным, кооперативом, фермером и т.д.) Интернатное учреждение предоставляет имеющиеся площади, земельный участок, оборудование, обеспечивает контроль за деятельностью бывших воспитанников. Соучредитель оснащает участок оборудованием, обеспечивает производственный процесс необходимым сырьем, материальными ресурсами, содержит необходимый штат кадровых рабочих и специалистов, осуществляет реализацию полученной продукции. Обязанности сторон закрепляются договором. Третий тип производственно-адаптационного участка или рабочие места создаются по договоренности с предприятиями, кооперативами или частной фирмой на их базе. Производственный участок подобного типа является структурным подразделением предприятия или фирмы.

Координируют деятельность школ-интернатов, ПТУ, производственно-адаптаци-онных участков и оказывают им методическую помощь отделы диагностики и социальной защиты центра терапевтической педагогики.

Исследования Б.А. Кугана показали, что подросткам необходимо, как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде и, тем самым, обеспечить себе более высокую степень социальной защищенности. На это время детям-сиротам предоставляют жильё в интернате, право бесплатного пользования медпунктом, прачечной и спортзалом. Одновременно они становятся на учет в службе занятости.

В Белгородской области создана служба профессионального обучения детей непосредственно в интернатных учреждениях совместно с ПТУ. Дети-сироты получают преимущественно профессии сельскохозяйственного направления. В Екатеринбурге создана городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. Детские дома (дошкольные, школьные и семейные) входят в городскую систему учреждений социальной реабилитации как структурные элементы. Социально-реабилитационная деятельность осуществляется через профцентры по трем основным направлениям: медицинская, психологическая и социальная помощь. В задачу профцентра входит создание условий для ускоренного профессионального обучения детей-сирот, не имеющих ориентации на профессиональное образование, выяснение причин этого, индивидуальная профдиагностика и помощь в профессиональном самоопределении.

В Санкт-Петербурге созданы учреждения, сущность которых в комплексной реабилитации детей с различными отклонениями в развитии, включая психологическую, медицинскую, социально-трудовую реабилитацию. В 32 школах-интернатах Санкт-Петербурга открыты профессиональные классы, в которых осуществляется постепенный переход от трудового обучения к профессиональному.

Агрошкола-интернат им. А.А. Католикова (г. Сыктывкар, Республика Коми) представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А.С. Макаренко. На пригородной круглогодичной базе труда и отдыха, представляющей учебно-опытное хозяйство, дети приучаются к производительному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы.

Территория центральной базы учебно-опытного хозяйства - 30 га, из них 2,6 га занимают цветники и опытные участки с теплицами; пахотных земель около 100 га, столько же лугов; лесное хозяйство (около 700 га), ботанико-зоологический заказник "Межадорский".

Обобщение опыта работы школ - интернатов Кемеровской области показало, что социально-трудовая адаптация детей-сирот осуществляется по нескольким направлениям. Наибольшее число детей-сирот получают рабочие профессии через систему ПТУ. Однако, слабая общеобразовательная подготовка воспитанников, недостаточная социальная зрелость для самостоятельной жизни, неумение противостоять негативному влиянию, отсутствие внимания и милосердия со стороны мастеров производственного обучения и преподавателей затрудняют социальную адаптацию. Отрабатываются и более современные варианты социальной защиты детей-сирот: заключение договоров с органами службы занятости по трудоустройству, создание и развитие молодежных бирж труда, центров занятости и профессиональной подготовки. Однако, в основном выпускники, ориентируясь на реальную ситуацию, поступают в начальные профессиональные учреждения и лишь единицы - в высшие учебные заведения.

Таким образом, анализ проблемы социальной защиты детей - сирот, изучение практики работы детских домов позволили выделить основные направления, обеспечивающие, в определенной мере, социальную защиту детей-сирот в условиях интернатных учреждений:

В то же время анализ оценки социальной защиты детей-сирот в учреждениях интернатного типа позволил выявить направления, негативно влияющие на воспитанников:

Эти недостатки являются основанием для поиска путей повышения эффективности социальной защиты детей-сирот в условиях интернатных учреждений.

Библиографический список:

1. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Москва, 1998.

2. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. Проект. Москва, 1997.

3. Российское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 1995.

4. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Материалы областной научно-практической конференции. Кемерово, 1995.

5. Образование в цифрах. Материалы к августовскому совещанию работников образования Кемеровской области. Кемерово, 1998.

 


Содержание