Голубь
Павел
Дмитриевич
- кандидат физико-математических наук, профессор кафедры общей физики БГПУ. Научные интересы связаны с вопросами молекулярной физики, ультраакустики, физики полимеров, физики низких температур. Автор более 100 печатных работ.
А.С. ПУШКИН
И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕГО ВРЕМЕНИ
На современном этапе развития общества можно выделить два основных направления общей культуры - технократическое и гуманитарное. Это раздвоение культуры наблюдается еще с момента возникновения естественных наук. Однако, выдающиеся представители человечества всегда стремились к гармоническому единству научных и художественных ценностей. Среди них следует особо отметить наших соотечественников - М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина.
К началу XIX века точные науки достигли значительных успехов. Так, развитие физики ознаменовалось рядом выдающихся достижений: уже укоренилась и доминировала ньютоновская механика, открыты газовые законы, быстро прогрессировало учение об электричестве, ставились и осмысливались опыты по волновой оптике. В Пушкинскую эпоху резко шагнула вперед и техническая мысль: были сконструированы пароход (1807 - Р. Фултон) и паровоз (1814 - Г. Стефенсон), изобретены первые источники электрического тока (1799 - А. Вольта), открыто явление электрической дуги (1802 - В.В. Петров), изобретен электромагнитный телеграф (1832 - П.Л. Шиллинг) (1).
Бесспорно, что такие достижения становились достоянием гласности широких слоев общественности развитых стран, в т.ч. и России. Видные мыслители, политики, деятели науки и искусства не могли пройти мимо открытий в области естественных наук. А это, в той или иной мере, накладывало отпечаток на формирование их собственного мировоззрения.
Более того, успехи естествознания находили свое место и в программах учебных заведений того времени. Так, в Царскосельском Лицее, где, как известно, учился юный Пушкин в 1811-1817 годах, кроме прочих дисциплин, изучалась и физика. На обучение точным наукам отводилось 6 часов в неделю на начальном курсе и 10-15 часов - на окончательном курсе (2). Физику в Лицее преподавал один из образованнейших профессоров России - Я.И. Карцев. Несмотря на все усилия учителя увлечь лицеистов физикой, будущий поэт и его друзья относились к ней без особого рвения, отдавая предпочтение поэзии. Пока в Лицее отсутствовала шкала оценок (до 1816 г.), Я.И. Карцев определял рейтинг каждого слушателя местом в списке, составленным с учетом успехов в изучении физики. Он разбил всех лицеистов на 4 группы; фамилия Пушкина значилась последней в третьей группе, состоящей из 7 человек. Это свидетельствовало о весьма посредственных знаниях будущего поэта в области физики.
Однако, уже после Лицея А.С. Пушкин приобщается к обсуждению научных проблем, поднимавшихся на страницах литературных журналов. Этому же способствовало и общение поэта с выдающимся ученым того времени, членом-корреспондентом Петербургской Академии по изящным наукам, создателем первого в мире телеграфа - П.Л. Шиллингом, с которым Пушкин познакомился в 1818 году. Именно у Шиллинга черпал Александр Сергеевич самую свежую информацию о технических новшествах, и именно это общение привело поэта к новому пониманию роли науки в жизни общества в целом.
Расцвет гения Пушкина совпал по времени с самыми значительными свершениями в физике и технике. В частности, в 1820 году Г. Эрстедом открыто, А. Ампером детально изучено магнитное действие тока, в 1824 - С. Карно доказаны основополагающие теоремы, относящиеся к работе тепловых машин, в 1826 - Н.И. Лобачевский создал неэвклидовую геометрию, в 1831 - М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, в 1834 - Б. Якоби сконструировал электродвигатель постоянного тока, в этом же году Б. Клапейроном получено уравнение состояния идеального газа, с 1835 года улицы Петербурга стали освещаться газовыми фонарями, в 1837 году пущена в эксплуатацию железная дорога между Петербургом и Царским селом (1).
Подобные прорывы в области науки и техники поражали воображение передовых мыслителей того времени - гуманитариев, политиков или естествоиспытателей. Это в полной мере относится и к великому русскому поэту, который, улавливая сходство всех направлений творческой деятельности человека, писал, что "...вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии" (3). Подобное мнение всецело разделяют и представители точных наук, что подтверждается высказыванием известного математика Софьи Ковалевской: "Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Понятным становится и тот факт, что идеи научно-технического прогресса отражены в творческом наследии А.С. Пушкина. Так, например, в "Подражании Корану" (1824) можно прочесть такие строчки: "Земля недвижна; неба своды, творец, поддержаны тобой" (4). Казалось бы, можно уличить поэта в незнании устройства нашей Вселенной. Однако, в комментариях поэт помещает следующее замечание: "Плохая физика, зато какая смелая фантазия!" (3). Это примечание позволяет думать, что Пушкин имел достаточно четкие знания о том, как соотносятся движения Земли и Солнца и что представляют собой "своды неба".
Не будучи астрономом, А.С. Пушкин был хорошо осведомлен о гелиоцентрической системе Вселенной, о кажущемся и истинном движении небесных тел. Об этом можно судить по содержанию стихотворения "Движение" (1825) (4):
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Серьезный интерес великого поэта к научным достижениям привел его к пониманию сложности процесса познания природных явлений и их физических закономерностей. Он признавал, что критерием обоснованности любой научной теории являются всесторонние знания и опыт, о чем и написал в 1829 году (4):
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Некоторые герои произведений Пушкина решают проблемы точных наук того времени. В романе "Евгений Онегин" (1823-1831) главный герой увлекается чтением популярных работ Б. Фонтенеля, в которых пропагандируются идеи Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. В "Пиковой даме" (1833) автор, анализируя внутренний мир молодого инженера Германа, высказывает мысли, близкие и понятные любому представителю физической науки:"Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место" (4). В "Сценах из рыцарских времен" (1835) Бертольд питает надежду изобретения вечного двигателя и мечтает об успехах в области алхимии - модных направлений того времени, но антинаучных и потому обреченных на неудачу.
Особо следует выделить вопрос об отношении великого поэта к наследию М.В. Ломоносова. Несомненно, что ему хорошо были известны основные труды первого русского академика, тем более, что Александр Сергеевич дружил с сыновьями внучки Ломоносова, которая была замужем за героем Отечественной войны 1812 года - генералом от кавалерии Н.Н. Раевским (1771-1829) (5). И хотя Пушкин оценивал поэзию выдающегося ученого невысоко, не считая его истинным поэтом, он признает, что Ломоносов "... открывает нам истинные источники нашего поэтического языка".
Опубликованный в журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг." поразил А.С. Пушкина своей многогранностью, глубиной исследований и значимостью. Свое восхищение по этому поводу поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...". А позднее добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом" (3).
А.С. Пушкин не только знакомился с журнальными публикациями естественно-научного направления, но и сам, являясь редактором и издателем журнала "Современник", систематически печатал статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику. В частности, постоянным автором подобных публикаций в "Современнике" являлся Б.П. Козловский, в журнале увидели свет его работы "Разбор Парижского математического ежегодника", "О надежде" (здесь были изложены вопросы теории вероятности) и "Краткое начертание теории паровых машин".
Хранящаяся в музее-квартире Пушкина его библиотека, содержащая более четырех тысяч томов, включает в себя немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.
Важно, что неподдельный интерес великого поэта к "наукам естественным" оказывал благотворное влияние на братьев по перу. Так, известный поэт В. Брюсов писал: "Когда я узнаю, что Пушкин изучал Араго, Даламбера, теорию вероятностей, Гизо, историю средних веков, - мне не обидно, что я потратил годы на приобретение знаний, которыми не воспользовался" (3). Нет сомнения в том, что, наряду с пригодившимися в практической жизни знаниями, знания, явно не востребованные, сыграли значительную роль в расширении общей образованности, эрудиции, кругозора и в формировании мировоззрения самого А.С. Пушкина. Не случайно, после одной из бесед с поэтом Николай I отметил: "Я говорил сейчас с умнейшим человеком России" (3).
Вышесказанное еще раз подчеркивает величие А.С. Пушкина не только как гениального поэта, но и как гармонично развитой личности, по достоинству сумевшего оценить истинную роль научно-технического прогресса в жизни общества.
Библиографический список:
1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
2. Чистякова Т.А. Физика в Пушкинском лицее // Физика в школе. 1987. © 6. С. 25-28.
3. Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М.: Молодая гвардия, 1989.
4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 17 т. М.-Л., 1937-1959.
5. Модзалевский Б.Л. Род и потомство Ломоносова. // Ломоносовский сборник. СПб.: Академия наук, 1911.
Содержание