Клочко Виталий Евгеньевич - доктор психологических наук, профессор, академик МАНПО, председатель диссертационного совета по психологии БГПУ
Шептенко Олеся Борисовна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии управления ФППК ППРО БГПУ |
Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности
Р’ условиях РІСЃРµ большей онтологизации психологии, происходящей РїРѕ мере выхода ее Р·Р° пределы гносеологического понимания РїСЃРёС…РёРєРё как отражения объективной реальности, увеличивается значимость общепсихологических исследований, открывающих общие закономерности, принципы Рё научно оправданные РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє анализу "жизненной онтологии" (РЎ.Р›. Рубинштейн), "жизненного пространства" (Рљ. Левин). Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением предмета общей психологии повышается Рё ее значение для прикладных отраслей науки. РћРЅРё, РІ силу своей специфики, всегда имели РІ РІРёРґСѓ "анализ событий повседневной жизни" (Рњ. РљРѕСѓР»), испытывая РїСЂРё этом дефицит РІ знании психологических механизмов, обеспечивающих избирательность, направленность, устойчивость Рё подвижность жизнедеятельности человека как системы. Установки, как психологический феномен, как раз Рё имеют самое непосредственное отношение Рє указанным механизмам. Противоречие же заключается РІ том, что лабораторное исследование установок, позволяющее выделить РёС… типологию, индивидуальные особенности, принципиально неосознаваемые компоненты Рё С‚.Рґ., оказывается изолированным РѕС‚ изучения РёС… РІ реальной жизнедеятельности. Р’ ней РѕРЅРё выступают РІРѕ всем богатстве СЃРІРѕРёС… истинных связей, ролей Рё функций, РЅРѕ РїСЂРё этом РІ тени остаются РёС… глубинные основания. РљСЂРѕРјРµ того, установки изучаются РІ психологии РІ контексте разных научных систем Рё направлений, базирующихся РЅР° отличающихся РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° методологических принципах, РІ том числе Рё разных принципах детерминизма. Р’ результате получается достаточно противоречивое понимание содержания, роли Рё функции явлений, относимых Рє области установки. РРј приписывается РёРЅРѕРіРґР° исключительная бессознательная РїСЂРёСЂРѕРґР°, РѕРЅРё выступают то РІ качестве объяснительного принципа СЃРІСЏР·Рё внутреннего Рё внешнего, то теряют эту СЃРІРѕСЋ функцию Рё превращаются РІ чисто субъективные (психические) явления; РѕРЅРё то предшествуют всем психическим актам как "целостный РјРѕРґСѓСЃ личности", то показывается РёС… зависимость РѕС‚ переживаемого человеком смысла ситуации. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим перспективной, СЃ нашей точки зрения, является проблема изучения установок РІ контексте теории психологических систем, которая базируется РЅР° принципе системной детерминации. Ртот принцип предполагает, что детерминация психического осуществляется РЅРµ внешними причинами Рё РЅРµ внутренними факторами, Р° теми новообразованиями, которые РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ психологическая система РІ процессе взаимодействия Рё взаимоперехода этих противоположностей. Установки можно считать психологическими новообразованиями деятельности (Рђ.Р“. Асмолов, O.K. РўРёС…РѕРјРёСЂРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёРµ), Р° потому изучение РёС… Р·Р° пределами узколабораторного исследования, то есть РІ реальной (профессиональной) деятельности, должно открыть Рё РёС… системную детерминацию. |
Целью нашего исследования явилось не решение всей глобальной и очень сложной проблемы системной детерминации психического на предмете изучения установок, а поиск доказательств, указывающих на их системную природу.
В качестве объекта исследования была выбрана профессионально-педагогическая деятельность, предметом явилось изучение генезиса установок, их детерминации и различных форм проявления в реальной жизнедеятельности.
Теоретико-методологическими предпосылками являлись общая теория установки (Р”.Рќ. Узнадзе, Рђ.РЎ. Прангишвили, РЁ.Рќ. Чхартишвили, Р.Рў. Бжалава Рё РґСЂ.), общепсихологическая теория деятельности (Рђ.Рќ. Леонтьев, Рђ.Р“. Асмолов, Р’.Рђ. Петровский Рё РґСЂ.), культурно-историческая психология (Р›.РЎ. Выготский, Рњ. РљРѕСѓР» Рё РґСЂ.). Р’ этой теории центральным является понятие "психологическая система", РїРѕРґ которой понимается сам человек как системное явление: РІ его продолженности РІ те РјРёСЂС‹, которые принято рассматривать изолированно или только РІ РёС… функции действия или воздействия РЅР° человека. Направленность исследования определяли также идеи разработчиков РІ области психологии труда Рё профессиональной деятельности (Р•.Рђ. Климов, Рђ.Рљ. Маркова, Р•.Р®. Артемьева, Р®.Рљ. Стрелков Рё РґСЂ.). Конкретно-методологической базой исследования для нас выступила теория психологических систем (РўРџРЎ), как РѕРґРёРЅ РёР· вариантов развития культурно-исторической теории.
Особо значимым для нашего исследования явился принцип системного детерминизма, на который опирается ТПС. Он снимает проблему первичности внутреннего и внешнего. Системный характер деятельности обеспечивается системной детерминацией, связанной с порождением системных ("совмещенных") новообразований деятельности. Они представляют собой динамические новообразования двойственной (субъект-объектной), системной природы, не сводимой ни к внешнему, ни к внутреннему, и с ними связана интеграция различных по своему происхождению и функциям причинных цепей, берущих свое начало во внешнем, во внутреннем, в условиях, в самой деятельности [8]. Установки как раз и являются интегративными новообразованиями психологических систем. Возникая как активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека, установка соединяет элементы ситуации, имеющие системное качество (значение, смысл, ценность), с прошлым опытом человека в подобных ситуациях или участвует в инициации мышления, если такого опыта нет или его оказывается недостаточно.
Понятие "установка" вошло РІ психологию давно Рё прочно, РЅРѕ РїСЂРё этом продолжает оставаться РѕРґРЅРёРј РёР· самых загадочных Рё таинственных. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ причиной этому является многоликость стоящего Р·Р° этим понятием психологического феномена. Рђ.Р“. Асмолов, показывая чрезмерную "эластичность" Рё перегруженность понятия "установка", общим знаменателем считает состояние готовности Рє реагированию, которое проявляется РІ форме СЃРёРЅРѕРЅРёРјРѕРІ установки, адекватных концептуальному аппарату различных теорий Рё направлений. Рспользуются: установка (Einstellung или set), РїРѕР·Р°, ожидание, намерение, нервная установка, подготовительная установка, моторная установка, сенсорная установка, установка сознания Рё еще более 20 аналогичных понятий. Пытаясь понять РїСЂРёСЂРѕРґСѓ "перегруженности" понятия, Рђ.Р“. Асмолов РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє заключению, что Р·Р° объемом терминов можно разглядеть РґРІР° полюса понимания установки, сложившихся РІ современной психологии. "РќР° РѕРґРЅРѕРј полюсе - сведение установки Рє феноменам иллюзий, обусловленных фиксированной установкой. РќР° РґСЂСѓРіРѕРј полюсе - рассмотрение установки РІ качестве РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· центральных психологических понятий" [1].
Как РѕРґРЅРѕ РёР· центральных психологических понятий, установка появляется уже РІ достаточно развитых теориях, пытающихся объяснить или описать целостные процессы - поведение, деятельность, развитие личности, РіСЂСѓРїРї. Р’ таком РІРёРґРµ РѕРЅР° используется социальными психологами [Оллпорт (1935), Остром (1968), Р РѕРєРёС‡ (1968)]. Рзучение установок было начато РІ американской социальной психологии еще РІ 1918 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° РЈ.Р. Томас Рё Р¤. Знанецкий вообще определили социальную психологию как научное исследование установок. Делается вывод Рѕ том, что понятие "установка" (или родственное ему) было необходимо для социальной психологии, которая без РЅРёС… РЅРµ могла объяснить, каким образом культура проявляется РІ сознании человека. РЎ тех РїРѕСЂ установки Рё стали центральным понятием для теорий, рассматривающих переход "ценностей" (как артефактов культуры) РІ "ценностные доминанты", "ценностные ориентации" как глубинные составляющие индивидуальной РїСЃРёС…РёРєРё.
Связь понятия установки с понятием активности впервые определилась в Вюрцбургской школе, где установка (детерминирующая тенденция) впервые получила и свое функциональное определение как фактор, направляющий и организующий протекание психических процессов.
В грузинской школе психологии разделились мнения по поводу "фиксированной" и "первичной" установок. Нам ближе позиция Ш.Н. Чхартишвили, который считает, что первичная установка всегда существует в единственном числе, в то время как количество фиксированных установок неограниченно. Первичная установка, выполнив свою функцию, исчезает, а фиксированная установка может сохраняться на протяжении больших периодов жизни индивида.
В целом весь комплекс многочисленных экспериментальных исследований грузинских психологов направлен на доказательство того, что деятельность субъекта всегда детерминирована установкой (которая сама детерминируется потребностью и ситуацией), как состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в определенной ситуации, по отношению к которой он "настроен", "установлен" действовать именно таким, а не каким-либо другим образом [16, 21, 23].
Наиболее принимаема психологами общая функция установки, которая состоит РІ том, что РѕРЅР° обеспечивает человека способностью реагировать РЅР° ситуацию Рё внешние объекты РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ прошлого опыта. Р’ обыденной жизни РѕРЅР° закрепляет те привычки Рё навыки, без которых эта жизнь была Р±С‹ невозможной. Ртим самым установки обеспечивают устойчивость самой личности, ее диахроническое единство.
В результате анализа имеющихся в психологической литературе исследований можно сделать вывод, что установка выражает своеобразную форму направлений личности, определяющейся ее потребностями и ситуацией, в которой эти потребности удовлетворяются. "Переходный" характер понятия "установка", слияние в ней двух противоположных начал (субъект и объект, внешнее и внутреннее, психическое и физиологическое, психическое и социальное, психика и культура и т. д.), а также времен (прошлое, настоящее и будущее) делает его столь "универсальным", что его используют практически все направления психологии, социальные науки, этнология и т. д.
РћСЃРѕР±РѕРµ место понятия "установка" среди РґСЂСѓРіРёС… категорий науки обусловливается особенностями тех психологических реалий, которые стоят Р·Р° этим понятием. Р”.Рќ. Узнадзе еще РґРѕ использования термина "установка" был нацелен РЅР° РїРѕРёСЃРє Рё выявление РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ пространства, которое РЅРµ было Р±С‹ субъективным или объективным ("транссубъективное"). Позднее, как показывают Рў.Рў. Росибадзе Рё Рў.РЁ. Росибадзе, "транссубъективное" выкристаллизовалось РІ категорию "установка". Р’ установке, таким образом, прослеживается двойная детерминация - как внешним (ситуация), так Рё внутренним (потребность, прошлый опыт), РЅРѕ "двойная детерминация" РЅРµ есть еще системная детерминация. Для этого "субъективное" Рё "объективное" надо взять РІ РѕРґРЅРѕР№ "системе координат" Рё увидеть то, что порождается как имеющее реальное психологическое (РЅРµ психическое) содержание.
В любом другом случае неизбежны противоречия: 1) "разместить" установку ("транссубъективное") Д.Н. Узнадзе пытается внутри субъективного как "конкретное состояние целостного субъекта"; 2) она так и не получает своего онтологического статуса, не выступает как психологическая реальность, и узнать о ней можно даже не через анализ состояния субъекта, а только через изменение этого состояния под воздействием внешних факторов. Как следствие, тем, кто пытается следовать этой логике, придется само это изменение состояния субъекта принимать за установку и уже "изменение" необходимо представить как независимую, своеобразную реальность, которая обладает своими закономерностями: (это изменение) предшествует частному психическому и физиологическому и фактически несводимо ни к одному из них [2, 3].
Анализ приводит к выводу о том, что в пределах принципа отражения и основанных на нем принципов детерминизма ("внешнее через внутреннее", "внутреннее через внешнее") проблема установки решения не имеет. Рне потому, что его пока не нашли психологи, а потому, что такого решения принципиально не существует, если оставаться в пределах этого принципа. Он предполагает наличие двух реальностей (субъективной и объективной) и происхождения первой из них во взаимодействии со второй.
Для решения конкретных задач нашего исследования значимыми были следующие принципы ТПС.
1. Принцип ограничения взаимодействий является в ТПС общим и базовым. Взаимодействуют только соответствующие друг другу противоположности. Соответствие есть основная причина взаимодействия. "Во всей живой и неживой материи есть одно свойство - нигде и никогда, ничто и никто со всем подряд не взаимодействует". Если случайность или намерение привели соответствующие друг другу противоположности в соприкосновение, то взаимодействие происходит само по причине их соответствия друг другу. Таким образом, "психика рассматривается не как отражение объективного мира", но как инструмент, позволяющий человеку выделять из мира то, что соответствует ему в данный момент.
С этой точки зрения, установка есть готовность человека направить свою активность на то, что соответствует ему здесь и сейчас в наибольшей степени. Если в так называемой "неживой природе" два взаимодействующих объекта не имеют друг к другу никакого интереса, хотя в моменты взаимодействия и улавливают "свое в чужом", то для живого, кровно заинтересованного в "чужом как своем", ибо от этого зависит сама возможность его жизни, механизм установки необходим. Нужна готовность направлять активность на соответствующие актуальным потребностям человека предметы. Однако неправильно было бы говорить, что "потребность находит себя в предмете". Человек обнаруживает соответствие предмета себе, "открывая в предмете самого себя" [5].
2. "Есть закон ограничения взаимодействия, но если уж оно произошло, то происходит не только отображение, но и порождение - взаимопроникновение и взаимопереход". Мир человека рождается при взаимодействии ему принадлежащего (как субъекту) с внешним, как представляется его сознанию, миром. Обретение "объективным миром" субъективных измерений, ориентируясь на которые человек оказывается способным выделить то, что соответствует ему, то есть то, что несет на себе его субъективность, является необходимым условием для выполнения психикой ее главной функции - быть аппаратом избирательности, "решетом, процеживающим мир" (Л.С. Выготский).
С этой точки зрения мысль Д.Н. Узнадзе о том, что установка (целостное изменение субъекта) является отражением, цель которого "перенести объект в субъект", требует исправления с "точностью наоборот". Установка есть психологическое новообразование, которое обеспечивает отражение в сознании эффектов переноса субъекта в объект, это то самое, в чем усматривал "положительную роль" психики Л.С. Выготский: "субъективно искажать действительность в пользу организма" [4, 5].
3. Принцип системного детерминизма, на который опирается ТПС, снимает проблему первичности внешнего или внутреннего [7].
Установки, если продолжать оставаться РІ логике РўРџРЎ, как раз Рё являются интегративными новообразованиями психологических систем. Возникая как активность, получившая направленность РЅР° значимые элементы РјРёСЂР° человека, установка соединяет элементы ситуации, имеющие системное качество (значение, смысл, ценность), СЃ прошлым опытом человека РІ подобных ситуациях. Рли участвует РІ инициации мышления, если такого опыта нет, или его оказывается недостаточно. Р’ процессе анализа онтогенеза многомерного РјРёСЂР° человека делается вывод Рѕ том, что установку можно понять Рё как готовность реализовать себя, СЃРІРѕРё возможности. РћРЅР° "подкарауливает" появление ценностных качеств предметов, РёР±Рѕ ценности Рё есть проекция РІ предметы индивидуальных возможностей - "что СЏ РјРѕРіСѓ сделать СЃ РЅРёРјРё Рё через РЅРёС…?" Готовность включиться РІ процесс самореализации - РѕРґРЅРѕ РёР· ведущих (Рё собственно человеческих) проявлений среди всех РІРёРґРѕРІ установочных активностей.
4. "Рмоционально-установочный комплекс" (СЌРјСѓСЃ), обеспечивающий единство человека, ситуации Рё деятельности РІ ней РІ целостной психологической системе, определяет "устойчивую подвижность" деятельности РІ периоды ее трансформации. Ртот принцип был уже неоднократно проверен РІ экспериментальной обстановке Рё РІ реальной жизнедеятельности. Р’ классической теории установка понимается как то, что предшествует всему психическому (оставаясь зачастую сама отнесенной Рє психическому), РІ том числе Рё эмоциям - РёС… содержанию Рё модальности РІ каждый момент времени. Р’ РўРџРЎ эмоции понимаются, как то, что обеспечивает отражение смыслов Рё ценностей как особых (системных, то есть "сверхчувственных" качеств предметов, РёС… психологических качеств). Без такого допущения "смысловой Рё системный" характер сознания, РЅР° который указывал еще Р›.РЎ. Выготский, объяснить было Р±С‹ совершенно невозможно. Если РјРёСЂ человека РЅРµ имеет системных Рё смысловых характеристик, то Рё сознание, как системный Рё смысловой образ РјРёСЂР°, невозможно. "Каков РјРёСЂ человека, таково Рё его сознание:" РџСЂРё таком понимании сознание обретает характеристики поля РІ его функции дальнодействия.
Термин "профессиональные установки" стал РІ последнее время достаточно устойчивым РІ психологической литературе (Рђ.Рљ. Маркова, Р.Рђ. Р—РёРјРЅСЏСЏ, Р•.Рђ. Климов Рё РґСЂ.). Однако разные исследователи вкладывают РІ его понимание разное содержание: "стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться РІ ней успеха, определенного социального статуса" (Рђ.Рљ. Маркова), готовность субъекта Рє исполнению обязанностей, РЅРѕСЂРј, предписаний Рє данной профессиональной роли, включающая РІ себя как психологическую предрасположенность (положительное отношение) Рє определенной профессиональной деятельности, так Рё профессиональную умелость для исполнения этой деятельности (Рљ.Рњ. Левитан); "активный выбор задач Рё моделирование РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё собственного поведения" (Р.Рњ. Кондаков).
По мнению Е.В Джавахишвили, профессиональная, в частности педагогическая, установка представляет собой целостностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для осуществления своей профессиональной деятельности.
К. Роджерс выделил три основные установки учителя, работающего в обучении, направленном на усвоение смыслов как элементов личностного опыта (в "осмысленном обучении"):установка на "истинность" и "открытость"; установка на "принятие", "доверие";установка на "эмпатическое понимание".
Таким образом, педагогическая установка рассматривается как установка личностного уровня, направляющая профессиональную деятельность.
Особое значение для нас имели направления в разработке понятия "образ мира", введенного А.Н. Леонтьевым (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, С.Д. Смирнов). Жизненный мир пронизан жизненными смыслами в контексте индивидуальной жизнедеятельности. Все внешнее проникает к человеку, опредмечивается для него через "вписывание образа мира" [12], информация же вписывается в профессиональный образ мира и образ мира и обретает смысл для личности.
РњС‹ опираемся РЅР° определение профессионального образа РјРёСЂР°, предложенное Рћ.Рњ. Краснорядцевой: "Рнтегрированная характеристика системной организации, включающей РІ себя человека, его жизненный РјРёСЂ Рё сам образ жизни, преобразованный профессией" [10]. Понятие "профессиональный образ РјРёСЂР°" особенно имеет отношение Рє тем людям, для которых профессия становится образом жизни. Рљ таковым необходимо отнести Рё педагогов.
Установки не существуют изолированно, и их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Например, нельзя изменить установку таким образом, чтобы это не привело к эмоциональным изменениям, выражающимся в переживаниях, имеющим чаще всего отрицательную модальность. Вызывает сомнение позиция, предполагающая, что гуманистические установки могут появиться вместо авторитарных в условиях обучения (повышения квалификации), построенного на гуманистической основе, то есть без всякой директивности, на базе эмпатического понимания (которого пока нет), без определенного "насилия" личности над самой собой. Радость "свободного учения", которую испытывает учитель и его ученики, есть только следствие процессов, которые сами по себе могут быть безрадостными, трудными - когда речь идет об изменении традиционных установок учителя на установку посредника, фасилитатора, способствующего осмысленному учению.
Установки РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть изменены, если РЅРµ будет РїСЂРё этом меняться весь профессиональный образ РјРёСЂР°, система смыслов Рё ценностей, лежащих РІ его РѕСЃРЅРѕРІРµ. Рзменение образа РјРёСЂР° есть одновременно Рё изменение образа жизни, личностного СЃРїРѕСЃРѕР±Р° бытия человека РІ РјРёСЂРµ, который задает учительская профессия, педагогический труд.
Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ перестройки установок, так или иначе, всегда лежит конфликт, который РІ самой общей форме может быть РїРѕРЅСЏС‚ как противоречие между СѓСЂРѕРІРЅСЏРјРё личностной организации учителя [10]. Ртот конфликт заключается РІ тенденции действовать РІ соответствии СЃ устоявшимися смыслами ("надо!") Рё возможностью изменить привычное действие ради более высоких смыслов (ценностей). Важно, чтобы РІ совместной деятельности это противоречие обнажалось, Рё тогда РѕРЅРѕ будет приводить Рє актуализации личностного творческого потенциала, Рє изменению ценностно-смысловых составляющих, профессионального образа РјРёСЂР° Рё Рє трансформации установок.
Профессиональные установки, на наш взгляд, можно представить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую "здесь и сейчас" личность профессионала "в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность". Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности, включающиеся в самоорганизацию психологических систем.
Делая предметом исследования различные формы проявления профессиональных установок в реальной жизнедеятельности, мы остановились на этапе пилотажного исследования на таком виде профессиональной установки, который можно было бы отнести к одному из определяющих профессиональную позицию педагога. Таким видом установки является, на наш взгляд, профессиональная установка на восприятие ученика (в исследовании участвовали 340 педагогов г. Барнаула, Алтайского края, г. Челябинска, работающих в условиях как традиционной, так и инновационной профессиональной ментальности).
Результаты исследования показывают, что 16,7% испытуемых имеют активно-положительные установки на восприятие детей, у 46,7% испытуемых выявлены функциональные установки, 6,7% имеют ситуативные установки, нейтральные или безразличные установки выявлены у 8,6% испытуемых, для 21,3% характерны скрытно-отрицательные установки на восприятие детей.
Сравнительный анализ результатов испытуемых, работающих в учреждениях с разной профессиональной ментальностью (традиционных и инновационных), показал, что значимых различий в показателях не обнаружено. Более того, данные, полученные на разных выборках (Алтайский край, г. Барнаул, г. Челябинск), в целом совпадают (Рис. 1, 2. Таблица 1).
Показано, что наиболее значимые различия наблюдаются в группах учителей в возрасте до 30 лет. Так, наиболее показательной является представленность явной доминации функционального типа установки у молодых специалистов, работающих в условиях традиционной профессиональной ментальности, по сравнению с тенденцией преобладания активно-положительного типа установки выборки молодых специалистов, работающих в условиях
Р РёСЃ. 1
инновационной профессиональной ментальности. Далее, с возрастом, эти различия нивелируются, что дает основания для предположения о том, что на формирование этого вида установок значимое влияние оказывает профессиональная среда, в которую попадает молодой специалист на этапе становления своего профессионального образа мира как "интегративной характеристики системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией" [10].
Выявлена степень выраженности этого вида профессиональной установки на восприятие учеников у выпускников разных факультетов, прошедших все виды педагогической практики в образовательных учреждениях. У студентов, по преимуществу, выражены активно-положительные установки и менее выражены скрытно-отрицательные (всего 18 %).
Таблица 1
Сравнительная частота типов установок педагогов
в традиционных и инновационных школах
Тип установки |
Рнновационные школы (РІ %) |
Традиционные школы (в %) |
Активно-положительный |
19,7 |
10 |
Функциональный |
43,9 |
50 |
Ситуативный |
4 |
5,9 |
Нейтральный или безразличный |
9 |
4,8 |
Скрытно-отрицательный |
25,7 |
27,4 |
В формировании профессиональной установки педагога на восприятие личности ребенка и его развитие существенную роль играют психологические механизмы саморегуляции, способность в случае требований объективной ситуации скорректировать программу деятельности и поведения. В случае неспособности учителя создать и принять объективную необходимость корректировки плана деятельности, проявляется склонность педагога к ригидному профессиональному поведению [6]. В своем исследовании мы попытались установить возможные взаимосвязи профессиональных установок с различными формами проявления психической ригидности. С помощью Томского опросника ригидности установлены значимые различия в степени выраженности личностной ригидности и сенситивной регидности в ситуациях инноваций у испытуемых, работающих в разных профессиональных средах.
Р РёСЃ. 2
Выявлена тенденция зависимости типа установки и степени проявления ригидности: у педагогов со скрытно-отрицательными установками наблюдается высокая (иногда очень высокая) степень ригидности, у педагогов с активно-положительными установками - низкая степень проявления ригидности.
Проверка гипотезы о возможной генетической связи фиксированных бессознательных установок с некоторыми параметрами профессиональных установок осуществлялась с помощью методики Д.Н. Узнадзе (экспериментальный метод, позволяющий выявить закономерности действия установки - метод фиксированной установки), которую мы проводили в три серии. В первых двух сериях фиксировали первичную установку, затем испытуемым предъявлялись повторные стимульные раздражители. Только у 16,7 % испытуемых не наблюдалось того или иного проявления иллюзии объема, то есть для преобладающего большинства участвующих в исследовании (83,3%) характерно наличие достаточно выраженной фиксированной установки на восприятие объема объектов [26].
Выявлена статистически значимая взаимосвязь между иллюзией восприятия объема объектов, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Рё личностной ригидностью Рё ригидностью, как состоянием, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны. Рто дает нам основание рассматривать фиксированные установки как установочную предрасположенность для формирования таких аспектов психической ригидности как трудность коррекции программ поведения РїСЂРё необходимости изменения самого себя (личностная ригидность) Рё склонность Рє СЂРёРіРёРґРЅРѕРјСѓ поведению РІ неблагоприятных для человека состояниях (ригидность как состояние).
РР· возможных параметров профессиональной установки РјС‹ выбрали для исследования те РёР· РЅРёС…, которые отражают ориентацию педагогов РЅР° значимые профессиональные ценности, характерные для директивной Рё недирективной профессиональной ментальности. РЎ этой целью использовалась методика Р’.Р•. Клочко, Рћ.Рњ. Краснорядцевой, "Ориентация РЅР° ценности директивного Рё недирективного РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ РІ образовании".
Сопоставительный анализ результатов, полученных в этой серии исследования, со сведениями о характерных для данных испытуемых типами профессиональных установок на восприятие учеников показал, что испытуемые, для которых характерен активно-положительный тип установки на восприятие ученика, как правило, отличаются выраженным уровнем ориентации (от высокого до среднего) на ценности недирективного подхода в образовании при наметившейся тенденции отвержения (от низкого уровня до среднего) ценностей директивного подхода.
Таким образом, проведенный анализ дает основания для вывода о том, что формирование определенной модальности профессиональных установок (в нашем случае установок на восприятие ученика) обусловлено, с одной стороны, открытостью человека для расширения своего профессионального образа мира и готовностью к его трансформации, а, с другой стороны - психофизиологическими особенностями, проявляющимися в фиксированных установках.
РќР° заключительном этапе исследования РјС‹ ставили целью сопоставить результаты, полученные РІ лабораторных условиях, СЃ результатами, полученными РІ условиях естественного эксперимента. Особенности восприятия собственной профессиональной позиции определялись нами путем сопоставления мнений самого педагога (самооценка), мнений учащихся (путем анкетного РѕРїСЂРѕСЃР° ) Рё мнения независимого наблюдателя, присутствовавшего РЅР° уроках (стандартизированное наблюдение). Для реализации этой задачи была модифицирована исследовательская программа Рџ.Р. Третьякова, широко используемая для выявления состояния Рё характера взаимодействия учителя Рё ученика РІ процессе учебно-познавательной деятельности.
Рспытуемые, которые продемонстрировали отсутствие иллюзий РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ проявления особенностей взаимодействия СЃ учащимися, показали высокую степень ориентации РЅР° ценности недирективного РїРѕРґС…РѕРґР° РІ образовании РїСЂРё выше средней степени отвержения ценностей директивного РїРѕРґС…РѕРґР°. РЈ всех испытуемых данной РіСЂСѓРїРїС‹ активно-положительный тип установки РЅР° восприятие ученика. Степень выраженности личностной ригидности умеренная или низкая.
Для испытуемых с выраженной иллюзией в сторону занижения собственной директивности во взаимодействии с учащимися характерными являются средняя и ниже средней степень ориентации на ценности недирективного подхода в образовании при низкой или ниже средней степени ориентации на ценности недирективного подхода. У 40% испытуемых этой группы скрытно-отрицательный тип профессиональной установки, а у 60% - функциональный. Характерной особенностью испытуемых этой группы является высокая и очень высокая степень ригидности как состояния (проявление ригидности в неблагоприятных для человека состояниях - стресса, страха, утомления и т.д.) [26].
С нашей точки зрения этот тип иллюзии в профессиональной деятельности является следствием неустойчивой позиции педагогов именно в плане предпочтения какой-то определенной профессиональной ментальности, что в условиях смены образовательной парадигмы обостряет процессы адаптации этих педагогов к изменениям, происходящим в связи с гуманизацией и психологизацией современного образования.
Для испытуемых, профили которых отличаются расхождением всех трех видов оценок особенностей взаимодействия с учениками, характерно наличие высокой степени сенситивной ригидности (проявление ригидности в ситуациях столкновения с необходимостью принятия нового, возможность возникновения неофобий и т.п.). Научная рефлексия этого феномена требует, с нашей точки зрения, дальнейших исследований на более представительных выборках.
Таким образом, сопоставление данных, полученных в условиях лабораторного исследования и в условиях реальной профессиональной деятельности испытуемых, дает основание для вывода о том, что становление профессиональных установок детерминировано сложным взаимодействием внешних (менталитет окружающей квазипрофессиональной на этапе подготовки и собственно профессиональной среды) и внутренних (психофизиологических, психических и личностных факторов). Профессиональные установки проявляются в реальной жизнедеятельности в форме самых различных феноменов: от устойчивости профессиональной неспособности к трансформациям до гиперустойчивости и от готовности к перманентному профессиональному саморазвитию и самореализации до неофобий, иллюзорного самовосприятия и неустойчивой самооценки.
Гибкость проявления профессиональных установок обеспечивает направленность взаимодействия педагога с учащимися; гиперустойчивость к трансформации профессиональных установок становится барьером, внутренним препятствием развития профессиональной деятельности и саморазвития педагога.
Библиографический список