Калач╦в Геннадий Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе БГПУ, зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии; Куликов Владимир Павлович - доктор медицинских наук, профессор, председатель правления Ассоциации валеологов Алтайского края, зав. кафедрой патологической физиологии АГМУ; Козлов Николай Степанович - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания БГПУ, член-корреспондент МАНПО; Ирхин Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием ФПК и ППРО, докторант БГПУ; Кайгородова Надежда Захаровна - кандидат биологических наук, доцент АГУ; Ушакова Елена Владимировна - доктор философских, кандидат биологических наук, профессор, директор Алтайского филиала Сибирского института науковедения; Лопуга Василий Ф╦дорович - руководитель Валеологического центра Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования |
ПРАВДА И ЛОЖЬ О ВАЛЕОЛОГИИ
В средствах массовой информации России и Алтайского края, на семинарах и конференциях разгораются споры вокруг валеологии - науки о здоровье. Главными оппонентами валеологии выступают представители официальной церкви, привлекающие на свою сторону некоторых ученых, врачей и педагогов. В Москве, при храме Благовещения Пресвятой Богородице в Петровском парке, действует Православный Медико-Просветительский Центр, выпускающий журнал "Жизнь". Один из его номеров (╧ 20, 1999) полностью посвящен "разоблачению" валеологии. Вот названия некоторых разделов номера: "Валеология - религия ХХI века или третья волна духовной агрессии", "Орудие духовной интервенции", "Наука" об американском образе жизни", "Осторожно: валеология, или о том, как хотят превратить школы в оккультные заповедники", "Опаснее сектантского нашествия", "Валеология учит греху : угнетает психику ребенка", "Бархатный фашизм", "Две стороны сатанинской медали", "Это иностранная агрессия" и т.п. После таких заявлений религиозных гуманистов у любого нормального человека вскипает праведный гнев, хочется крушить валеологов и валеологию. Однако попытаемся вс╦ же разобраться в мотивах такой агрессивности и отсеять "з╦рна от плевел". Причина яростных нападок на валеологию видится в большой популярности и успехах, достигнутых молодой наукой за 20 лет. Валеология стала гуманистическим ответом передовой части интеллигенции на деструктивные процессы, происходящие в обществе: падение нравственности, саморазрушающееся поведение (наркомания, алкоголизм, агрессивность, сексуальная распущенность и т.д.), рост смертности и падение рождаемости и др. Выйдя за рамки узкого научного круга, она охватила миллионы людей во всех уголках России, реально влияя на их мировоззрение и образ жизни. Особенно бурно развивается валеология в системе образования: создаются школы здоровья, валеологические центры и службы, вводятся уроки валеологии, все большее число педагогов приходят к выводу о необходимости обновления учебно-воспитательного процесса с позиций обеспечения здоровья учащихся. Школа поистине выстрадала валеологический подход в образовании. Не секрет, что в школу приходят уже много больных детей, а за время обучения количество хронических заболеваний учащихся |
увеличивается в 4-5 раз. Появились так называемые "профессиональные болезни" школьников: близорукость, "школьные неврозы", болезни опорно-двигательного аппарата и др. Все это является следствием существующей здоровьезатратной технологии обучения, чудовищных перегрузок учащихся, превышающих подчас гигиенические нормы в 1,5-2 раза, авторитаризма учителей и т.д. Кроме того, содержание школьного образования лишает учащегося возможностей получить базовые знания о том, как на научной основе сохранять и укреплять свое здоровье. Поэтому основными задачами валеологии в школе являются формирование у ребенка мотиваций к здоровью и здоровому образу жизни, достаточного уровня его валеологической грамотности (через уроки валеологии, через использование валеологического потенциала содержания традиционных уроков, через воспитательные мероприятия и т.д.), а также способствие сохранению здоровья учащихся в процессе получения ими образования. Ценность валеологии заключается в ее личностной ориентированности, максимальном учете индивидуальных особенностей человека, в попытках пробудить его потенциальные (в том числе духовные) возможности. Отсюда понятны причины гонений на валеологию со стороны Церкви. Неслучайно делаются настойчивые попытки протащить в школу религиозное образование и воспитание. Вот и бывший председатель Комитета по образованию Администрации Алтайского края В.В. Сковородников, навязывавший ранее школам американскую образовательную программу "Главное - характер", включился в новый миссионерский проект по насыщению школ Библией и другой религиозной литературой ("Вечерний Барнаул" от 26 января 2000 года). В школах развернулась острейшая идеологическая борьба за умы и души детей. По мнению критиков валеологии, монополия на духовность принадлежит Церкви. Так, например, доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева "проповедует": "Душа же - это то, что принадлежит Господу, и никто не смеет касаться е╦ кроме священнослужителей". А как быть с уроками литературы, призванными формировать духовный мир человека? Заменить их Законом Божьим? Что и предлагают авторы "Обращения Православной общественности Барнаула ко всем гражданам края и депутатам краевого Законодательного Собрания", требуя ":Ввести преподавание Закона Божьего во всех школах России:". Комментарии, как говорится, излишни.
Ситуация вокруг школы требует самого пристального внимания краевой администрации, Законодательного Собрания, краевого комитета по образованию. К сожалению, по вопросам сохранения и формирования здоровья школьников они занимают позицию стороннего наблюдателя. Валеологическая инновация, развернувшаяся в учреждениях образования, не отслеживается, не анализируется и не координируется. Отсутствует научное обеспечение этого процесса, что неизбежно ведет к ошибкам на местах. В крае нет региональной политики в области "образование-здоровье", хотя несколько лет назад (в 1996 году) коллективом ученых была разработана программа "Здоровье и образование на Алтае". Особую роль в научно-методическом обеспечении валеологизации образовательного процесса призван был играть краевой Валеологический центр, положение о котором было разработано ещ╦ в 1998 году. В 1999 году главами администраций Алтайского края и Кемеровской области была подписана программа "Кузбасс-Алтай", где в одном из разделов было зафиксировано создание такого центра. Но "...воз и ныне там".
Валеологию обвиняют во многих "грехах": дескать, она "пришла с Запада и является соросовской антипедагогикой". Напомним, что термин "валеология" был впервые введен в научный оборот в 1980 году советским ученым, фармакологом, физиологом, военным врачом И.И. Брехманом. Появление валеологии в России было обусловлено рядом объективных социально-экономических, экологических факторов, вызвано выдающимися научными открытиями второй половины ХХ века в области физиологии, психологии, генетики, других наук, усилением интереса науки к человеку. Никакого отношения к Соросу валеология не имеет, так как развивается на основе научной методологии, вобрав в себя все достижения отечественной физиологии, психологии, гигиены, педагогики. Учеными Санкт-Петербурга, Москвы, Липецка, Новосибирска, Кемерово были разработаны образовательные программы по валеологии с учетом традиций отечественной науки и образовательной практики, которые успешно внедряются в систему образования многих регионов России. Как показывает опыт проведения уроков здоровья, например, в валеологической гимназии ╧ 25, где впервые в крае выстроена система непрерывного валеологического образования, в школе-центре ╧ 53, в школе-учебном комплексе "Сигма", в гимназии ╧ 42, средних школах ╧ 45, 85 и других школах Барнаула, такие занятия нравятся учащимся и поддерживаются родителями и учителями. Уроки валеологии не только формируют у ребенка знания и умения, помогающие сохранять и укреплять здоровье, но и способствуют более продуктивному усвоению других школьных предметов, обогащают его общую культуру.
Один из муссируемых мифов - "валеология - это не наука, поскольку у не╦ нет предмета исследования". В научном понимании предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека, механизмы и закономерности его формирования, сохранения и укрепления. Часто валеологию путают с гигиеной и санологией. Валеология отличается от гигиены, которая не занимается разработкой критериев здоровья или формированием резервов, а изучает влияние факторов среды на организм и разрабатывает мероприятия по оздоровлению условий жизни и труда. Валеология также не тождественна санологии (учению о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью).
Противники валеологии обвиняют е╦ в теоретической несостоятельности. "Биоэтик" профессор И.В. Силуянова считает, что ":здоровье - это "дар", который дается Богом. Болезни человека - это тоже "дар", как средство и путь ко спасению". На этой основе делается вывод, что ":одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление метафизического "дара" и морально-нравственного значения болезни, которое происходит в валеологии, : свидетельствует о скрытых признаках мировоззрения, находящегося в логической непротиворечивой связи с фашистской идеологией (подчеркнуто нами)". Вот так. Не больше и не меньше.
На самом же деле валеология рассматривает здоровье человека как целостное, динамическое состояние: от здоровья через предболезнь к болезни. Таким образом, даже у умирающего человека есть определенное (хотя и небольшое) количество и качество здоровья. Болезнь и здоровье диалектически взаимосвязаны, как взаимосвязаны все компоненты здоровья (физический, психический, нравственный и социальный). Валеологические знания нужны больному человеку даже в большей мере, чем здоровому.
Несостоятельны обвинения валеологии в том, что она не воспитывает нравственность человека. Разве не является нравственным формирование мотивации бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей? Разве не нравственно приучать ребенка с раннего детства брать ответственность за свое здоровье на себя, а не перекладывать е╦ на своих близких и врачей (которые занимаются не здоровьем, а болезнями)? Неужели не понятно, что здоровый (физически, психически и духовно) человек принесет гораздо больше пользы не только себе, но и окружающим его людям, обществу, Родине.
Часто критики валеологии заостряют внимание на "половом вопросе", обвиняя валеологические образовательные программы и учебники в "сексуальном растлении детей". Общеизвестно, что Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов и брошенных детей на душу населения. Пугает статистика распространения венерических заболеваний среди несовершеннолетних, ранней беременности. Российская семья, как социальный институт, находится в глубоком кризисе. Очевидно, что половое воспитание должно быть одним из приоритетных. Но оно ничего общего с пресловутым "сексуальным просвещением" не имеет. Довольно его в средствах массовой информации и обыденной жизни. С точки зрения валеологов половое воспитание, в соответствии с традициями отечественной педагогики, предполагает подготовку ребенка к семейной жизни, воспитание будущего мужчины и женщины, отца и матери. В его основе должны быть нравственно-этические нормы взаимоотношений между представителями противоположного пола. Такое воспитание должно проводиться в тесном контакте семьи и школы, педагогов и специалистов (психологов, андрологов, сексологов, гинекологов) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Противники полового воспитания настаивают на том, что нужно наложить запрет на любое упоминание половых функций человека. Следуя их логике, ребенка надо изолировать от внешнего мира. Но как его изолировать от самого себя? В период полового созревания подросток ищет ответы на интересующие его в связи с этим вопросы, на которые он должен получить удовлетворяющий его ответ. Лучше, если он получит этот ответ из "подворотни" или от профессионалов, работающих в системе образования и в содружестве с семьей?
Большой вред валеологии наносят разного рода проходимцы и психически нездоровые люди, выступающие от е╦ имени, а также приверженцы антинаучных идей (последователи Т. Акбашева, П. Иванова, сторонники "Агни-Йоги" и др.). Именно эти псевдонаучные идеи подвергаются наибольшей критике со стороны противников валеологии. Широкое распространение эти идеи получили во многом из-за низкого уровня валеологической культуры населения, а также вследствие того, что подобного рода услуги не лицензируются. Назрело время и в этом вопросе навести порядок. Надо признать, что есть определенные ошибки и в валеологических работах, которые критикуют сами валеологи. Например, в образовательной программе по валеологии Г.К. Зайцева, разработанной им для 3-5 классов ("Половое воспитание"), не учтены возрастные особенности учащихся. Кстати, этот раздел программы не используется ни в одной из школ Алтайского края и сибирского региона. Ученые валеологи критикуют и Л.Г. Татарникову за отклонение от принципа научности в сторону "космизма". Примечательно, что критики валеологии не подвергают сомнению труды И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, Г.А. Кураева, В.В. Колбанова, А.Г. Щедриной, В.П. Куликова и многих других исследователей, опирающихся на строго научные позиции.
Очевидно, что в процессе становления новой науки неизбежны ошибки. Однако практика, как критерий истины, постоянно отсеивает вс╦ чуждое и ненужное. Для ускорения этого процесса необходимо привести в реальное действие организационные структуры, связанные с общим мониторингом здоровья населения (особенно детей), анализом и квалифицированной всесторонней экспертизой различных валеологических программ, внедряемых в образовательные учреждения края, а также с обязательным отслеживанием их эффективности. Нам всем важно учиться на ошибках истории. Агрессивное невежество уже сказывалось в нашей стране на генетике, кибернетике, педологии. Такое может произойти и в отношении валеологии. Нельзя допустить, чтобы "с водой выплеснули и ребенка"!