Филиппов

Василий

Никофорович

- доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии БГПУ,

академик МАИ, МАНПО

 

Заключение

Научно-исследовательской

лаборатории БГПУ

"Философия человека

и образования"

(по некоторым

антивалеологическим

материалам)

Несколько месяцев назад в нашу лабораторию обратилась Т.А. Самойлова с заявлением по поводу валеологии в школе. Судя по характеру письменного обращения, она - учитель. К заявлению приложены ее публикации в религиозно-культовой печати. Наименование печатного органа не дано. Точный адрес проживания Самойлова скрывает, на наши предложения "появиться в люди" не реагирует. Что-то ее пугает в ее собственном антивалеологическом настроении. Она зашорена, это очевидно, но боится в том признаться. Учитель оказался между двух огней: наукой и мистикой. К сожалению, сегодня такое положение уже никого не смущает. В словах многих учителей больше эзотерии, чем научных сведений. Вот эта мистически-воинствующая категория людей всеми силами старается науку валеологию не допускать даже на порог образовательных учреждений. Мистика и невежество стали повсеместно брать верх над наукой в отечественной школе.

В этой связи сотрудники лаборатории материалам Т.А. Самойловой особого значения не придавали, тем более, что они чрезвычайно злобные и направлены исключительно против науки валеологии. Таких злобствующих антивалеологов сегодня раплодилось так много, что отвечать на их примитивные и в целом не относящиеся к науке опусы мы уже устали.

Другое дело, когда подобный примитив раздается с трибун вроде бы "научных конференций" и сборников статей и тезисов. Это уже серьезно, и от них, как от мухи, рукой не отмахнешься. В Москве, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы издается журнал "Жизнь", специализирующийся исключительно на отрицании современного естественнонаучного подхода к познанию Природы, Человека и Общества. Редакция журнала либо не знает, либо многозначительно замалчивает замечание М.В. Ломоносова, что "химию нельзя познать по псалтырю". Представители Православия бьются против западнического развращения молодежи средствами различного рода программ полового воспитания детей России и одновременно выступают против валеологии как науки. Это ошибка. Наука валеология тут не виновата. Кстати, 20-й номер названного журнала полностью посвящен "разоблачению сатанинской науки валеологии". Очень жаль, что редакция уважаемого среди православной общественности журнала, вместе с грязной водой многочисленных образовательных услуг по лекалам западной идеологии, выплеснула и ребенка в лице новой и крайне необходимой науки валеологии.

Любая научная дисциплина есть система знаний об определенной совокупности объектов или явлений. "Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах сохранения, укрепления и формирования здоровья человека". Это определение предмета валеологии дано в Программе, изданной под грифом Министерства образования Российской Федерации (с. 8), и считается наиболее правильным в среде самых последовательных ученых-валеологов.

Валеология - интегральная научная дисциплина, соединяющая в своем предмете антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, психологию, педагогику, экологию и социологию. Дифференциация наук о человеке имеет свою противоположную сторону - интеграцию. Валеология - это естественный ответ на требования научного познания о человеке, как предмете изучения не только педагогики и психологии, но и антропологии, медицины, экологии и еще многих-многих других наук. Валеология - это ответ современной науки о задачах сохранения и развития здорового образа жизни человека и человечества. Не понимать этого требования к современной науке о человеке могут только невежественные люди.

К сожалению, вал невежества захлестнул истинные представления о сущности человека и наглухо перекрыл многие научные подходы к формированию его здорового образа жизни и образа мысли. Вместе с колокольными перезвонами церквей, несущих благовест о духовно-нравственной сути человека, все чаще и чаще раздается зычный голос некоторых служителей религиозных конфессий, громящих научные ростки интегрированного знания о человеке. Это их невежественными посылами истинно научная валеология объявлена: "орудием духовной интервенции", "бархатным фашизмом", "сектантским нашествием" и прочими досужими вымыслами, не имеющими к валеологии никакого отношения.

В этой связи не случайно и не вдруг активизировались и соединились в одну цепь всякого рода реакционные и антинаучные происки вокруг современной школы. Это и методика сексуального воспитания младших школьников и дошкольников по принципам американизированного РАПСа, и практика подготовки психического склада детей от четырехлетнего до пятнадцатилетнего возраста по американской программе "Главное - характер", и разного рода инновационные школы, семинары, конференции и прочие многочисленные сборища шарлатанов и мистиков на ниве образовательных услуг. Все они так или иначе заинтересованы в продвижении в систему образования и воспитания своих антигосударственных идей и антироссийского образа жизни народов нашего Отечества.

Ясно, что наука валеология, которая концентрирует в себе знания о человеке и человечестве с точки зрения здорового образа жизни и образа действия, стала как кость в горле у всех новоявленных "благодетелей", радеющих за Россию и ее подрастающие поколение. В геополитическом раскладе западной цивилизации против евразийской (славяно-русской) цивилизации разум и мозг человека, его здоровье и здоровый образ жизни стали ареной непримиримой идеологической борьбы.

Осознание места и роли науки валеологии в системе обучения и воспитания подрастающих поколений российских народов должно стать наиболее значимой государственной задачей, а не только делом энтузиастов-одиночек. Надо немедленно пересмотреть все частные и региональные программы по валеологии с позиций "Концепции национальной безопасности", подписанной исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным, и внести соответствующие здоровью нации изменения в "Национальную доктрину образования Российской Федерации". Дело здоровья детей и подростков, молодежи и студентов не терпит отлагательства.

Мы полагаем, что в преподавании валеологии, как интегральной науки, должны быть объединены как минимум: антропологи, психологи, педагоги, многопрофильные специалисты по медицине, экологии, социальной психологии, физической культуре и некоторым другим научным дисциплинам. Настала пора более серьезно браться за духовно-нравственное и физическое здоровье детей, подростков и молодежи нашей Родины-России. Хватит уповать на притчу: "Со святыми упокой". Физически и умственно здоровым человека по Евангелию от Матфея не сделаешь. Богу должно быть отдано Божеское, а остальное в человеке - дело рук науки и особенно валеологии.

Попутно хотелось бы обратить внимание учительской и преподавательской общественности Западной Сибири еще на одну сторону деятельности всех антигосударственных, антирусских проявлений в системе образовательных услуг. Речь идет о так называемой "Социокультурной и образовательной политике Сибирского региона", с которой, ничтоже сумняшеся, выступила группа ученых из Москвы под руководством П. Щедровицкого. Пришлые из Москвы ученые дяди решили просветить Сибирь новациями в образовании, где главным делом должна выступать задача "раскрепощения ученика" от всех общественных и моральных обязанностей перед коллективом. В основу берутся исключительно индивидуалистические замашки ученика, его склонности и потребности в учебе. Если есть таковые, то развивай их в соответствии с индивидуальностью, если таковых нет, то и суда нет. В таком, с позволения сказать, обучении знание предмета научной дисциплины не является целью, а всего лишь предпосылкой "раскрепощения индивидуалистических наклонностей".

Объект-субъектная взаимосвязь в процессе обучения и воспитания подобного рода новациями ликвидируется и остается лишь субъектное отношение ученика к предмету познания. Ученика ставят в некую ситуацию "Демиурга", носителя собственного ума и достоинства вне и независимо от ученического коллектива и учителя. Методика такого обучения и воспитания направлена на выявление и взращивание "наполеонов" со всем набором их тщеславия и пренебрежения к другим. Ярким результатом такого воспитанного тщеславия являются, скажем, личности членов Госдумы Явлинского и Кириенко (Израителя), мадам Новодворской и многих представителей этого клана, рассеянных по городам и весям России. Именно ради них щедровицкие и эльконины затеяли опасные игры с образованием в Западной Сибири. Проведут очередной эксперимент, потом объяснят, что "гении" - только вот они, а остальные - быдло, годное для пушечного мяса. Шила в мешке не утаишь. Планы всех этих новаций - обманы с далеко идущими целями.