Каташ

Сергей

Сергеевич

- академик МАНПО,

член Союза писателей

России, доктор

филологических наук,

профессор ГАГУ

 

О двуединстве образования

и национального патриотизма

Проблема национально-патриотического воспитания молодежи на пороге XXI века востребована, своевременна и весьма актуальна. Она не может оставить равнодушным и безучастным каждого человека, связанного по роду своей деятельности с образованием и воспитанием молодежи, обучающейся в общеобразовательной школе и вузе. Я считаю, что каждый воспитатель-патриот должен иметь четкую концепцию и выверенную позицию в подходах к решению этой архиважной проблемы.

Учитывая специфику работы в многонациональной республике Алтай, важность "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" и национально-патриотического воспитания, особенно в наше противоречивое и сложное время, убежден, что к решению этой задачи на рубеже двух веков нужно подходить взвешенно и деликатно:

В концепции национальных школ и вуза республики Алтай главными задачами считаются: развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа, понимания места и роли ценностей в мировой культуре, воспитание нового типа национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации.

На мой взгляд, важно обратить особое внимание на национально-патриотическое воспитание не только студенчества и учащейся молодежи, но и самих воспитателей, то есть преподавателей университета и научных работников института гуманитарных исследований и специальных учебных заведений республики.

Учитывая геополитическое положение республики Алтай, необходимо критически перенимать опыт работы вузов-университетов не только Западной Европы, но и восточных соседей. Речь идет о научных и культурных связях с вузами и научными учреждениями Монголии, КНР, Казахстана и Средней Азии, тюркскими республиками Сибири - Хакасии, Тувы, Якутии, вузами Кузбасса, Алтайского края.

Хотелось бы затронуть вопрос о разумном сочетании опытных и молодых кадров, работающих в вузе и учебных заведениях, руководствуясь известной истиной "кадры решают вс╦". Ставка должна быть сделана не только на старые кадры -

это "комедия", и не только на молодых - это "трагедия": Разумно и правильно поступают те руководители, которые выбирают "золотую середину", опираясь на опытные кадры и талантливую, перспективную молодежь. Замечу, что проверенный временем и жизненной практикой подход к кадровой политике в нашем вузе, соблюдается на протяжении полувекового опыта. Результатом этого можно считать отсутствие рекламаций на качество подготовки специалистов, окончивших наш вуз. Это заслуга преподавателей всех факультетов, всего коллектива ГАГУ.

Следующей задачей является преобразование национального (алтайского) отделения ГАГУ в самостоятельный факультет алтайской филологии и тюркологии с разделением кафедры алтайского языка и литературы на две самостоятельные кафедры: алтайского языка и тюркологии; алтайского фольклора и литературы. На перспективу решения проблем национально-политического воспитания молодежи и подготовки высококвалифицированных кадров нужных профилей можно ставить вопрос о создании кафедр монголистики, синологии и алтаистики с изучением японского и корейского языков, которые мировым научным обществом отнесены к алтайской семье языков. Читатели журнала "Педагог" задают вопрос: к какой группе языков относятся языки этносов Алтая: кумандинцев, челканцев, телеутов, тубаларов, теленгитов и собственно алтайцев?.. Предельно кратко ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в мировой науке утвердились два международных научных направления - тюркология и алтаистика. По общим данным ученых-тюркологов и алтаистов в языковой классификации народов мира обозначена алтайская семья языков, куда входят этносы Алтая. Алтайская семья языков делится на три группы: тюрко-монгольскую, японо-корейскую, тунгусо-маньчжурскую. Алтайский язык возглавляет тюркскую подгруппу, являясь самым древним языком тюркской подгруппы, куда входят более трех десятков языков народов Евразийского континента. Назову лишь соседей Республики Алтай. Пять тюркоязычных республик Средней Азии (за исключением Таджикистана, фарсы - персидская группа), остальные родственны алтайскому языку. Это - казахи, киргизы, узбеки, туркмены, каракалпаки. Наши северные соседи также тюркоязычные и родственные нам, это - тувинцы, хакасы, якуты, домчане, шорцы, сибирские татары. Алтайцы - это конгломерат шести родо-племенных групп тюркских народов: телеуты, кумандинцы, шорцы, тубалары, челканцы, теленгиты. Помимо сохранившихся с древнейших времен потомков древних тюрков в Горном Алтае, в генеалогическом древе тюрков имеются сотни народов-сеоков таких, как кыпчаки, найманы, тодоши, в прошлом составляющие большие народы и кочевые государственные объединения Центральной Азии.

Одним словом, наш Алтай - русский Алтай, включающий весь степной Алтай, рудный Алтай (Восточный Казахстан) и Горный Алтай, является своеобразным "этнографическим музеем" под открытым небом! Это ли не объект для многих исследований ученых различных специальностей! Работы хватит всем вузам Алтая. Нужны консолидация, координация и взаимопонимание. Вот почему общественность нашей республики ставит вопрос о преобразовании алтайского отделения ГАГУ в самостоятельный факультет с последующей интересной перспективой развития, который может стать визитной карточкой не только университета, а всей республики, и вырасти до института тюркологии и алтаистики при Государственном классическом университете. Контингент студентов отделения и кадровый состав преподавателей вполне могут стать базовой основой для создания отдельного факультета.

В конце минувшего года республика отметила 50-летие высшего образования. Отсчет юбилейного года устроителями юбилея ошибочно брался с 1949 года (год образования учительского института). Между тем, первой базой подготовки национальных кадров - учителей со специальным образованием надо считать Бийский учительский институт, основанный в канун Великой Отечественной войны, в котором было создано ойротское (алтайское) отделение в 1940 году.

В 1941 году из Москвы в Ойрот-Туру был эвакуирован Московский государственный институт им. Карла Либкнехта, при котором было открыто национальное отделение при факультете русского языка и литературы. Первоначальной базой этого отделения послужил состав студентов-алтайцев Бийского учительского института. К этой группе были добавлены, прошедшие подготовительные курсы представители алтайской молодежи со средним образованием, и это национальное отделение возглавили профессора Н.А. Басков и Л.П. Потапов. Таким образом, первой кузницей национальных кадров с высшим образованием в Горном Алтае явился Московский государственный пединститут, который был реэвакуирован в Москву в 1943 году. Питомцы МГПИ им. В.И. Ленина работали и ныне работают на ниве образования, культуры и социальной сферы. К их числу мы с нескрываемой гордостью относим государственных деятелей, избиравшихся депутатами Верховного Совета СССР и РСФСР, известных учителей Горного Алтая Е.С. Тюхтеневу, О.К. Тартыкову, Т.Д. Кайгородову, Е.Н. Уксечешеву, А.М. Кандаракову.

Из числа выпускников МГПИ вышли известные ученые, писатели, журналисты.

Можно сделать вывод о том, что национальное отделение ГАГУ по праву является "патриархом" высшего образования и первой кадровой кузницей подготовки высококвалифицированных специалистов из числа алтайского народа и вполне созрело для преобразования в самостоятельный факультет алтайской филологии.