Профессор, доктор

Франц Прюс

- университет

имени Эрнста-Морица-Арндта в Грайфсвальде,

институт воспитательных наук,

кафедра школьной и социальной

педагогики

 

 

 

Работа с детьми и молодежью

в новом обществе:

вызовы, шансы и риск*

 

4. Принципы работы с молодежью

Молодежь требует понимания и принятия своих потребностей. Там, где она встречается с непониманием, поучением и приказом, она удаляется и ищет альтернативы, которых существует достаточно. Это является исходным условием работы с молодежью, которое определяет, придет ли она добровольно, будет ли активна, будет ли искать смысл и ориентир в педагогически сопровождаемых процессах.

К принципам работы с молод╦жью относятся:

Добровольность

Молод╦жь должна иметь возможность использовать права на основе свободного решения. Лишь на этой основе содержание будет индивидуально принято. Эта добровольность может привести к определ╦нному усмотрению и отсутствию принуждения у молод╦жи. Поэтому необходимы "закрытые" и "открытые" предложения. "Закрытые" предложения структурированы в сво╦м содержании и предполагают регулярное или относительно регулярное участие. "Открытые" предложения являются целостными мероприятиями на определ╦нные часы или день. Существует возможность участия или неучастия в каждом отдельном мероприятии.

Участие

Подростки являются участниками, а не только потребителями предложений, как вытекало из педагогики, предложений раньше.

Собственная инициатива и ответственность за себя

Педагогика молодежи, которая подталкивает, мотивирует молодежь и прививает ей способность осознать свои (подлинные) интересы и потребности, "взять свою ситуацию в руки", управлять ею, самоутверждаться в обществе, была запрограммирована и должна была быть претворена в жизнь. Поэтому молод╦жный дом должен бы стать местом учения и опыта самоорганизации (молод╦жь сама бер╦т в руки свои общие запросы) и местом достижения совершеннолетия (молод╦жь учится защищать свои интересы). По мнению организаторов это могло произойти лишь в том случае, если педагоги отойдут в сторону, передадут задачи и полномочия, будут избегать иерархических отношений "воспитатель-воспитанник" и, прежде всего, не сделают молодежь пассивной и "зависимой".

Молод╦жь нуждается в социально-педагогической поддержке.

В целом в новой профессиональной дискуссии о работе с молод╦жью обнаруживается смена парадигм. Центральная предпосылка - связь с жизненным миром, которую необходимо установить путем усиленного участия молодежи, путем децентрализации или ориентации на будни в предложениях (ближе к непосредственному жизненному миру

молодежи), посредством превентивности, доступности и связи с ситуацией. Эго означает, что помощь молод╦жи в большей степени должна отвечать потребностям молод╦жи. Это обуславливает, в первую очередь, измененное понимание ролей социальных педагогов: не они, а молод╦жь является специалистом своей собственной ситуации, социальные педагоги должны в совместных договор╦нностях развивать предложения и услуги поддержки. Это прида╦т молод╦жи статус партн╦ра и принуждает к большей подвижности в предложениях и программах. Таким образом, работа с молод╦жью превращается в незамкнутое пространство, в котором для молод╦жи растут возможности. Но она вс╦ же не теряет задачи одновременного воспитания посредством передачи норм. Сферы и виды деятельности, в которых это происходит, вс╦ же изменяются, так как они определяются и оформляются с участием молод╦жи.

В связи с этим следует рассматривать попытки "Открытия школы" как попытки увидеть школу как жизненный мир, освободить детей и подростков от их "роли школьников", которая оставляет им лишь сравнительно небольшую свободу действий. Если жизненный мир школы должен быть активизирован посредством предложений работы с молод╦жью, то школа тоже должна реформировать себя изнутри, испытывать новые методы обучения и проведения занятий и развивать понимание подопл╦ки жизненного мира школьников. Школа как ограниченное пространство должна осознать, что это уже не соответствует остальным опытам жизненного мира, которые определяются потреблением досуга и использованием средств массовой информации. Воспитательный стиль родителей также изменился, авторитарная модель вс╦ чаще заменяется стилем Laissez-faire или беспомощностью, в некоторых случаях дети предоставляются самим себе, им не хватает расположения и чувства быть нужным. Вс╦ это необходимо учитывать как подопл╦ку жизненного мира детей и молод╦жи.

5. Предложения по работе с молод╦жью

Для целевых групп с особенно невыгодным положением особое значение получили попытки принимающей работы с молод╦жью, для целевых групп из особенной культурно-молод╦жной среды - попытки молод╦жной культурной работы. В обоих случаях пытаются решить проблему отсутствующей доступности. В попытках принимающей работы на первый план выдвигаются понимание и принятие выделяющихся подростков как личностей, серь╦зное отношение к их проблемам, то есть тем проблемам, которые у них имеются, а не тем, которые они создают. Пут╦м создания связей с социальным педагогом достигается возможность совместной работы. Эта программы оправдали себя особенно в работе с готовой к насилию и "правой" молод╦жью, которая из-за своей политической ориентации не охватывается школой и работой с молод╦жью. Попытки молодежной культурной работы особенно обращаются к молод╦жи, имеющей особый интерес к молод╦жно-культурному выражению и соответствующей деятельности (театральные представления, музыка, дискотеки и брызгать аэрозолем). На примере брызгающих аэрозолем: вместо того, чтобы они наносили свои графити нелегально, организуются общественные стены и поверхности, на которых они могут легально показать сво╦ искусство. На примере рок-музыки: молод╦жи прививается способность развивать свои музыкальные склонности и интересы. При этом исходят из того, что эта деятельность вносит вклад в успешное развитие личности посредством переживания успеха и получения социальной и эстетической компетенции действия.

Работа с молод╦жью имеет превентивную задачу допустить детей и молод╦жь как можно раньше к возможностям проведения досуга, в которых они могут раскрыть свои потребности, склонности и интересы, могут научить самоопределению, получат успех, социальное признание и стратегии действия для преодоления конфликтов.

Основная проблема работы с молод╦жью в и вне школы заключается в досягаемости так называемых "трудных" подростков, которые, как правило, уклоняются от влияния взрослых. Даже самые хорошие предложения работы с молод╦жью не будут приняты, если они не соответствуют интересам молод╦жи, которая в большой степени ориентируется на переживание, зависит от ситуации и клики, и - особенно в сфере досуга - определяются обязательностью и постоянной работой. Это противоречит представлениям о "продуманных занятиях", так как они обычно связаны с претензией на содержание. Но нельзя не заметить потребности к непринужденному проведению досуга. Отпугивающе действуют также регламентированные помещения с различными видами запретов, которым молод╦жь не подвергается, если она может всего на несколько метров дальше обойти их.

"Открытые" предложения (в смысле мест встреч без обязательной структуры предложений) принимают эти потребности, не связывая е╦ с самого начала педагогическими требованиями. В этой связи дети и молод╦жь имеют следующие основные потребности:

- потребность расслабиться и непринужд╦нно пообщаться со сверстниками;

- потребность молод╦жно-специфического (молод╦жно-культурного) оформления ситуации и атмосферы, как это отражается в слушании музыки и оформлении помещений;

- потребность представления себя и стилизации себя, эксперимент с (половыми) ролями и первые связи с партн╦рами;

- потребность в связях с "характерными другими" (образцами, взрослыми, другими наставниками).

То, что молод╦жь отворачивается не только от инстанций социализации, не соответствующих этим потребностям (семья, школа, образовательные учреждения, а также молод╦жные союзы, спортивные объединения и т.д.), но и от предложений работы с молод╦жью, документирует большое количество клик, которые собираются на улицах, площадях, остановках автобусов, игровых площадках, магазинах и иногда в непосредственной близости к молод╦жным учреждениям. Эта молод╦жь ищет непринужденных встреч, принадлежность к клике, удовольствие и спонтанную деятельность без столкновения с какими-либо требованиями. Явно то, что они мешают взрослым потому, что кажутся вызывающими, шумят и следуют своему желанию двигаться (велосипедисты, катающиеся на роликах и т.д.). За этим следуют процессы вытеснения из дворов, магазинов и общественных мест, сопровождающиеся чувством отграничения. Таким образом, начинается спираль из процессов стигматизации и самоотграничения, которая в экстремальных случаях вед╦т к явлениям, которые под заголовком "растущая готовность к насилию", склонность к правому экстремизму, бросающееся в глаза потребление наркотиков появляются в прессе. "Открытая" работа выполняет здесь интегративную и превентивую функцию.

Для этого необходимы специфические педагогические методы, например, предложения открытых и неструктурированных ситуаций, в которых эти потребности могут быть удовлетворены. Эго требует соответственного открытого поведения педагогов: молод╦жь имеет право просто встречаться, слушать свою музыку (при необходимости и громко, ведь где ещ╦ они могут делать это не мешая!?), играть и развивать действия согласно потребностям. Опыт работы с молодежью показывает, что из этого "ничего неделанья" не развивается скуки и соответствующей глупости, и что молод╦жь таким образом может провести несколько часов, не чувствуя недостатка в ч╦м-либо. Это должно допускаться в учреждениях работы с молод╦жью. Вышеназванные новые программы работы с молод╦жью приближаются к молод╦жи, то есть они в большей степени ориентированы на потребности. Социальные педагоги добиваются процессов договор╦нности с молод╦жью (действий, предложений, оформления) и в то же время передают границы и нормы, которые им приходится разъяснять, а не просто вводить.

Здесь следует устранить недоразумения, касающиеся "открытых" предложений. С понятием "открытые" предложения часто связывается требование быть "открытым для всех". Это не соответствует развитому пониманию, так как по опыту молод╦жь объединяется по молод╦жно-культурным точкам зрения (мода, музыкальные увлечения, идолы), по специфическим сценам и кликам, которые существуют благодаря переменным ограничениям. В социологии молод╦жи это рассматривается как попытка найти обозримость, социальную родину и ориентировку в запутанном жизненном мире. В связи с этим социальные места молод╦жи получают этикетку, то есть происходят территориальные приписывания к сценам и кликам. Для работы с молод╦жью это означает, что если какое-либо предложение уже "занято" определ╦нной сценой, то это имеет исключающее действие на другие. Особенно это характерно в крупных и средних городах, в которых из-за массы молод╦жи и существующей анонимности могут образоваться стилистические различия. Это менее характерно для сельской местности, в которой обозримость социальных связей делает возможными другие критерии отнесения.

Для воплощения работы с молод╦жью оправдали себя следующие общие условия:

- оформление помещений: достижимость или доступность помещений благодаря низким "порогам" и открытости предложений; оформление как установление атмосферных условий соответственно потребностям детей и молод╦жи и обеспечение дифференциации или оснащения соответственно возрасту; время работы как ориентир на потребности досуга (например, вечерние встречи, работа по выходным и т.д.) и дополняющие мероприятия (время отправления автобусов и т.д.);

- функциональность должна соответствовать использованию (например, акустика в помещении, размер помещений, наличие различных помещений);

- кадровая обеспеченность: присмотр со стороны сотрудников с соответствующей квалификацией (социальные педагоги); образование профессиональных профилей (основные отрасли социальных педагогов); поощрение работы на общественных началах, поддержка посредством профессиональных консультаций и сопровождения; развитие сотрудничества.