Рассыпнов Виталий Александрович - доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой естественных дисциплин БГПУ
|
Система непрерывного экологического образования учащихся в Алтайском крае
Долгие годы в нашей стране образовательные учреждения своей главной задачей считали обучение основам фундаментальных знаний. Народное образование, профессиональная и высшая школа выпускали грамотных, хорошо подготовленных специалистов, но имевших смутные представления о взаимодействиях человека с окружающей средой. Да и к тому же, эта окружающая природная среда рассматривалась лишь с потребительской стороны. К сожалению, в России очень поздно общество приходит к осознанию опасности антропоцентризма, т.е. главенства человека над природой. И только в последние годы в отечественной педагогической и других науках наметился переход от природоохранного направления в воспитании и обучении к рациональному использованию природных ресурсов (Зверев, 1990; Карпачевский, 1993; Реймерс, 1994 и др.). В программы образовательной и профессиональной школы в последние годы вводятся новые учебные курсы, позволяющие раскрыть учащимся всеобщие связи в природе, необходимость сохранения биоразнообразия и устойчивого развития мира. Основой для этого послужили научные труды, как ученых прошлых поколений (В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, К.А. Тимирязев; А.Н Бекетов; В.В. Половцев и др.), так и наших современников (И.Д. Зверев, 1978; П.П. Костенков, 1990; С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, 1996; Мамедов Н.М., 1996 и др.). Общая стратегия и международное сотрудничество в области экологического образования осуществляется в различных странах с участием ЮНЕСКО. По мнению Генерального директора этой организации Ф. Майора (1990) важным фактором решения экологических проблем должно стать "Глобальное Воспитание с приоритетом экологических вопросов во всех учебных программах". В современных зарубежных исследованиях в области экологического образования преобладает интеграция с фундаментальными науками о природе. Такой комплексный подход позволяет прививать экологическую культуру в процессе изучения различных учебных дисциплин (Хассард, 1993; Б. Небел, 1994; П. Ревель, Ч. Ревель, 1994; Вик Р.А. Дамен, 1997 и др.). Современное решение проблем экологического образования и дидактическое наполнение учебного процесса идут путем, как экологизации отдельных предметов, так и разработки и введения самостоятельных дисциплин экологической направленности. Появление альтернативных учебников и программ для образовательных учреждений дает возможность выбора преподавателям современных приемов и методов обучения. При этом уже есть положительные примеры наполнения экологического образования региональным компонентом в школах Саранска, Томска, Кургана, Воронежа и др. городов страны (Вестник АсЭкО, 1994-1998). |
Школьное образование в отличие от профессионального отбирает материалы для обучения более консервативно, и здесь современные научные достижения медленнее внедряются в учебный процесс. Существующие предметы естественнонаучного цикла не дают школьникам целостной научной картины мира. Изучение классических предметов дает представление об идеальной природе, что не соответствует окружающей действительности. Восполнить этот пробел может введение в учебные планы экологии. При этом возникла необходимость изучать природу заново. Практически сейчас нет естественной природной среды. Человек своей деятельностью настолько вторгся в естественные процессы, что природа в большей части оказалась измененной и, в какой-то степени, уже контролируемой и регулируемой человеком.
Биосфера как система, имеет громадные восстановительные возможности, но они не бесконечны. Равновесие поддерживается способностями самовозобновляемости биологических ресурсов, либо с помощью человека с затратой большого количества энергии. Такое состояние биосферы требует совершенно новых технологических решений при взаимодействии с ней человека. Создание комфортной среды обитания для человека становится все дороже и сложнее и за счет ухудшения жизни других живых организмов.
Человек как геологическая сила изменил географическую оболочку. Она стала отличаться от той, что была известна еще в XVIII и XIX веках. Таким образом, в научной литературе отображен природный мир, которого уже нет. Описания естествоиспытателей прошлого не соответствуют современной действительности. Школьники, изучая природу по книгам и учебникам, зачастую не находят многих предметов природы в окружающем мире. Многие из них исчезли или сильно изменились под воздействием человеческой деятельности
Такое состояние окружающей природной среды не может продолжаться бесконечно и требует немедленного вмешательства. Во многих странах мира используют три основных пути для выхода из экологического кризиса: законодательную базу, ресурсосберегающие технологии и экологическое образование населения и, в первую очередь, учащихся.
Выбор приоритетов выхода из экологического кризиса может быть различным и зависит от местоположения страны, национальных традиций, количества и качества природных ресурсов, размеров территории и других причин. В нашей стране в настоящее время идет переходный экономический период, и два первых пути выхода из экологического кризиса государство не может взять на себя. Третий путь - организация всеобщего экологического образования и воспитания также имеет свои трудности на государственном уровне. Для этого нет хорошей законодательной базы и соответствующего финансирования. Рекомендации международных организаций, а также опыт зарубежных ученых педагогов и методистов в области экологического образования, мало пригодны для использования в нашей стране. Главная причина заключается в резких различиях отношения населения к окружающей среде и низкий уровень бытовой и производственной культуры общения с природой и использования природных ресурсов.
Новизной научной разработки является комплексная программа организационных мероприятий по экологическому образованию учащихся всех ступеней обучения с насыщением дидактическими материалами регионального характера, впервые предлагаемая для территории Алтайского края. Особенностью предлагаемой системы является непрерывность экологического образования учащихся в образовательных учреждениях края.
Целью работы является концепция и методика формирования экологической культуры учащихся на разных ступенях образования с приоритетом экологического сознания и практической реализацией экологически обоснованных потребностей человека Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методологической основой научного проекта приняты идеи В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, положения резолюции конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по устойчивому развитию мира с сохранением природной среды для нынешних и будущих поколений людей и системный подход сопряженного изучения состояния природной среды и формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения.
Основными методами в проведении исследований по проекту были информационный и библиографический поиск, системный анализ современного состояния экокультуры учащихся края и окружающей природной среды, экспертная оценка методического обеспечения экологического образования всех ступеней обучения.
Предметом изучения является теория и методика экологического образования учащихся, природная среда родного края и педагогические технологии ее использования в образовательном процессе.
Результаты и их обсуждение
Обширная территория Алтайского края имеет уникальные природные и климатические особенности. Окружающая природная среда продолжает разрушаться. Несмотря на декларированные правительством экологические программы, практическое их выполнение не осуществляется. Идет угрожающее сокращение биологического разнообразия, увеличивается антропогенная нагрузка на экосистемы, уничтожаются природные среды обитания живых организмов, повсеместно ухудшаются условия факторов жизни человека. В круговороте веществ появляются не свойственные природе соединения, которые вредно влияют на рост и развитие организмов, в том числе и на генетическом уровне. В рационе питания людей, с завозимыми из зарубежья продуктами питания, появилось большое количество химических соединений, не соответствующих гигиеническим нормам безопасности здоровья. Это можно отнести и к предметам гигиены, бытовым приборам, строительным материалам.
Несмотря на спад экономики, закрытие многих промышленных предприятий, темпы загрязнения компонентов природной среды увеличиваются. Это связано с преобладанием добычи природных ресурсов и прекращением финансирования природоохранных технологий. Особенно пагубное воздействие хозяйственной деятельности на природу сказывается в Сибири и, в частности, в Алтайском крае. Жесткие климатические условия: холодная и продолжительная зима, короткое и засушливое лето создают слабую биологическую активность почвенной и водной микрофлоры, что резко замедляет темпы утилизации вредных соединений. По данным Алтайского государственного комитета по охране окружающей среды (1997, 1998) уровень загрязнения атмосферного воздуха, открытых водных бассейнов и почв является высоким, особенно в городах края. В городах и сельских населенных пунктах происходит резкое увеличение твердых бытовых и промышленных отходов и появление свалок на не отведенных и не оборудованных территориях.
Разрушение среды обитания приводит к ухудшению здоровья населения и сокращению продолжительности жизни. Кроме того надо иметь в виду, что территория Алтайского края по своим природным физико-географическим условиям является достаточно жесткой для проживания людей. Все это создает различные типы медико-экологических ситуаций - от критического (в промышленных городах) до удовлетворительного в большинстве сельской местности. Особую тревогу вызывает здоровье детей и подростков, среди которых большая часть имеют отклонения от нормы (Акулов и др., 1995).
Население теряет интерес к проблемам ухудшения состояния окружающей природной среды вследствие развала экономики и финансов. Электронные средства массовой информации в погоне за увеличением прибыли от рекламы практически прекратили экологическое просвещение и пропаганду здорового образа жизни. Печатные издания природоохранной направленности из-за дороговизны практически оказались не доступными населению. Начавшееся пять лет назад введение в школьное образование учебного предмета "Экология" прекращено, и уже есть примеры сворачивания преподавания его в ряде школ, особенно в сельских районах.
В сложившейся ситуации школьники не получают соответствующего экологического образования, и в Алтайском крае остается низким уровень экологической культуры населения. Нашими исследованиями в 1998 году было проведено изучение экокультуры учащихся разного возраста в городских и сельских школах Алтая методом анкетирования.
Высокую степень заинтересованности в проблеме экологического образования и воспитания показывает тот факт, что из 1500 разосланных анкет вернулись 1643. На вопросы анкеты отвечали городские и сельские школьники трех возрастных групп: младшие -3-4 классы, средние - 6-9 классы и старшие - 10-11 классы. Школы выбирали как с преподаванием курса "Экология", так и без этого предмета.
Вне зависимости от преподавания "Экологии" у детей сельских школ значительно выше показатель субъектно-непрагматического отношения к природе, они более полно чувствуют связь с природой. Сельские школьники больше верят в то, что строгим законом можно уберечь природу от уничтожения, у них более оптимистическое отношение к экологическим проблемам.
Анализ ответов внутри школьных групп с преподаванием "Экологии" и без преподавания показывает, что тревожность у более знакомых с проблемами экологии гораздо выше. На вопрос "Ваше отношение к экологическим проблемам Алтая и России?" 95% учащихся первой группы показали готовность к деятельности. Этот показатель у второй группы лишь 40%. Наибольшую готовность участия в природоохранных мероприятиях высказывают сельские и городские школьники младших классов. С возрастом, и видимо под влиянием окружающей действительности, интерес к проблемам сохранения природной среды и непосредственной работе по ее улучшению угасает. Особенно это проявляется у школьников, не изучавших предмет "Экология".
По результатам анкетирования можно сделать один очень важный вывод о том, что экологическое образование и воспитание необходимо проводить с самого раннего детского возраста. По мере взросления учащиеся должны получать знания о конкретных приемах и технологиях сохранения окружающей природной среды.
Среди нравственных приоритетов в последние годы экологическая культура выходит на одно из лидирующих мест. В современном понимании она имеет несколько определений, но предпочтение отдается все же поведенческой деятельности человека во взаимоотношениях с окружающей природной средой. Это сравнительно новая культура, и потребность в ней возникла в посттехническом обществе, и необходимость которой ни в одной области человеческой деятельности не оспаривается.
В современной России идет переходный экономический период с резкой сменой нравственных ценностей, где пока не оказалось места экоцентризму, принятому в развитых странах мира. В Европе, в Японии и в Северной Америке несколько раньше пройден этап потребительского отношения к природной среде, и национальное самосознание в условиях частной собственности выработало целостный механизм формирования экологической культуры, тесно связанный с бытом и производственной деятельностью.
Длительные годы в России отсутствовали нравственные критерии во взаимоотношениях человека и окружающей среды, и в системе ценностей природе отводилась роль бездонной кладовой. Ограбление природы происходило ради мифического светлого будущего и сопровождалось почти полным отсутствием производственной и бытовой культуры населения в общении с окружающей средой. Кроме того современная окружающая среда во многом утратила свои природные свойства и приобрела все больше техногенных черт. В стране, где большая ее часть находится в жестких и дискомфортных условиях проживания людей, появилось множество территорий с острыми экологическими проблемами техногенного характера. Эти исторические корни нельзя не учитывать при разработке современной концепции формирования экологической культуры населения.
В образовательном комплексе России имеются программы изучения фундаментальной экологии, но отсутствуют программы формирования экологической культуры населения разных возрастных и социальных групп. Практически нет целостных методических разработок и педагогических технологий, теоретических и прикладных аспектов экокультуры с учетом регионального, валеологического и экокультурологического характера. В результате учащиеся школ и студенты вузов имеют крайне низкий, в основном, стихийно формирующийся уровень экокультуры. Отсутствует экокультурная ориентация практической деятельности детей, молодежи, да и взрослого населения, в том числе в регионах с особо опасной экологической обстановкой.
Наиболее оптимальный путь решения проблемы ликвидации экологической неграмотности проходит через организацию экологического образования и воспитания на всех ступенях обучения - от дошкольного до послевузовского. Только в системе народного образования возможно внедрение целостного и системного комплекса мероприятий, направленных на формирование экологической нравственности, экологической морали и экологической культуры.
Предлагается современная концепция формирования экологической культуры учащихся с учетом возрастных и социальных групп населения для территорий с особо опасной экологической обстановкой, куда относятся и Алтайский край, и большинство регионов Сибири. Суть концепции заключается в непрерывности и систематичности образования и воспитания путем интеграции экологический знаний в существующие учебные курсы на всех ступенях обучения. Предлагается теоретическая информационно-логическая модель уровня экокультуры, учитывающая природные, социальные и возрастные факторы населения, которая может быть использована в качестве образовательного стандарта.
Библиографический список