Евдокия Кузьминична Гуляева родилась в 1920 году в селе Казанцево Мамонтовского района Алтайского края в семье крестьян-середняков.
В 1936 году закончила семилетку в селе Мамонтово и была направлена на учительскую работу в Островновскую школу. Днем учила ребятишек, а вечерами занималась обучением неграмотных крестьян на курсах ликвидации безграмотности населения - ликбезе. Это отнимало много сил: население считало "грамотеем быть" пустым баловством, а кое-кто из сельчан - и вообще вредной крестьянину затеей. Явку обучающихся обеспечивали коммунисты и комсомольцы села.
В восемнадцать лет Евдокия Гуляева становится комсомолкой, а в 1940 году вступает в ВКП(б). Закончила заочно Рубцовское педучилище. Когда началась Великая Отечественная война, была направлена на комсомольскую работу в Ребрихинский РК ВЛКСМ, а потом - на партийную работу в должности инструктора крайкома.
После войны Евдокия Кузьминична вернулась в школу, к своему любимому труду - учить детей. Закончила Барнаульский пединститут, получив специальность учителя истории. В 1960 году краевой отдел народного образования направил Гуляеву на работу в только что открывшуюся школу-интернат ╧ 2.
На новом месте Евдокия Кузьминична, овладев опытом учения А.С. Макаренко, сумела применить его в условиях интерната, причем настолько успешно и талантливо, что ею заинтересовался музей А.С. Макаренко в Полтаве. Описание опыта работы Е.К. Гуляевой с учениками школы-интерната хранится в госфонде музея.
Спустя несколько лет Евдокию Кузьминичну направили на работу в 31-ю среднюю школу г. Барнаула. Именно здесь во всей полноте раскрылся ее талант педагога. Под ее руководством и по ее инициативе в школе была создана группа продленного дня, названная "Фабрика умелые руки".
Это было вершиной организации детского коллектива в начальных классах. "Фабрика..." работала при самоуправлении детей. Было создано пять "цехов": художественный, кройки и шитья, выжигания, кулинарный и кондитерский. Состав цехов менялся через каждую неделю, а руководили цехами выбираемые самими ребятишками бригадиры.
Изделия цехов шли на подарки или угощения всем членам "Фабрики...". А все - без исключения - дети этой группы продленного дня дополнительно занимались еще и в кружках по интересам, развивая свои способности.
В 1990 году Евдокия Кузьминична получила еще одно высшее образование - психолога. В 1993 году Е.К. Гуляева внедряет новую науку для детей - "Человекознание". Уроки по человекознанию - это рассказы о законах человеческой жизни, ее непреходящих ценностях, правилах общения в семье и вне ее, о дружбе между сверстниками.
... А еще Евдокия Кузьминична сочиняет сказки. Не слишком длинные по содержанию, они несут детям тепло ее души, учат распознавать Добро и Зло, уводят от пороков и соблазнов, подстерегающих неокрепшие детские души.
Уже одиннадцатый год работает в 31-й школе ее родительский ежемесячный лекторий. В начальных классах идут театрализованные кукольные представления, поставленные учениками по ими же сочиненным пьескам - и организатором этого творчества была Евдокия Кузьминична. А в честь вступления в третье тысячелетие под ее руководством в 31-й школе два года назад была заложена плантация из 1000 дубков.
Список наград, благодарностей и поощрений Е.К. Гуляевой получился бы очень длинным. Последняя из них - "Диплом победителя конкурса" и комплект журналов "Классный руководитель" города Москвы за 1999 год, полученный Евдокией Кузьминичной за публикацию трудов по воспитанию детей.
С.Я. Ромашина, декан педагогического факультета БГПУ
Л.В. Скорлупина, директор издательства БГПУ