Слободской Виктор Иванович - кандидат физико-математических наук, профессор, академик МАНВШ, МАНПО, МАНЭБ, МАТ, заслуженный работник высшего профессионального образования РФ, ректор ТГПУ
Жуков Владимир Константинович - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНЭБ, первый проректор ТГПУ по учебной работе
Шишковский Виктор Иванович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики ТГПУ
|
Концептуально-программный подход при реализации современных образовательных технологий в педагогическом вузе
Наша страна оказалась в глубоком системном кризисе, негативно влияющем на всю систему образования [12]. Это связано с существенным уменьшением финансирования высшей школы, в том числе вузов педагогического профиля, крайне малой заработной платой профессоров, доцентов и преподавателей. Это привело к тому, что многие выдающиеся ученые и педагоги России (и нашего университета) покинули ее пределы и отправились в более развитые страны. Лучшие студенты российских вузов, начиная уже со второго курса, ищут возможности получить работу за рубежом, при этом многие выпускники вузов остаются невостребованными в нашей стране, а востребованные специалисты получают мизерную заработную плату. В связи с вышеизложенным становится актуальным рассмотрение вопроса о задачах и перспективах высшего педагогического образования в России. Задачи и перспективы высшего педагогического образования в России В России сложилась система высшего образования, являющаяся одной из лучших образовательных систем мира [3]. К сожалению, она утрачивает в настоящее время свои позиции. С учетом объективных и субъективных трудностей основной задачей, которая стоит перед нашим университетом, является задача его развития и исключения даже мысли о возможной деградации высшей школы. Известно, что в настоящее время одним из основных источников пополнения бюджета ТГПУ являются: внебюджетное обучение, коммерческая деятельность, получение средств от НИР и т.д. Данные источники позволяют в определенной мере поддерживать нашу образовательную систему на достаточно высоком образовательном уровне. Правительство Российской Федерации в настоящее время обсуждает вопрос о смягчении сложной ситуации в образовании. Правительство РФ предполагает значительное улучшение материального положения профессорско-преподавательского состава вузов. В перспективе, в глобальном смысле, человечество ожидает в переходном периоде от индустриального к постиндустриальному обществу следующее [4]:
|
Перед нашим университетом в этой связи стоят следующие основные цели и задачи:
Современная парадигма педагогического образования
Ставший в последнее время характерной особенностью современного этапа развития цивилизации кризис "авторитарной" культуры, в которой обучаемый должен однозначно воспринимать нормы и установки, задаваемые ему старшим поколением, оказался превалирующим [1].
Поэтому в высшем образовании, в том числе в нашем университете, уже сегодня требуются новые формы отношений между преподавателями и студентами, как в процессе обучения, так и при неформальных контактах вне учебного процесса. Органически измененные функции преподавателя и студента ТГПУ должны увязываться с изменением характера учебных предметов, учебный курс должен быть организован так, чтобы он способствовал сознательному участию обучаемого в процессе познания [5].
Например, в США принята Федеральная программа "Америка - 2000: стратегия развития образования". В ней четко фиксируется, что качественное изменение общества возможно только через качественное изменение образования в США.
Американцы считают, что основным стержнем развития общества уже во второй половине ХХ века стал не бизнес и его социальные институты, а теоретическое научное знание и общественный институт образования. Теоретическое знание во все возрастающей степени становится стратегическим ресурсом, осевым принципом общества. Уже в ближайшее время потребуется еще большая дифференциация и разнообразие образовательных услуг с целью удовлетворения даже самых привередливых их потребителей. Это потребует перспективного развития новых образовательных технологий с применением телевидения и компьютерной техники, определяющих распространение образования, формы образовательного процесса, оценку его результатов и т.п. С учетом этого должно уменьшиться время внедрения инноваций в методику и в содержание обучения. Кроме того, по их прогнозам, потребуется даже не ежегодное или ежемесячное, а еженедельное и ежедневное обучение [1]. В нашем университете в настоящее время наряду с традиционным образованием - различающиеся виды педагогических школ, основанных на различных педагогических идеях: развивающее обучение, проблемное обучение, концепция поэтапного формирования умственных действий, методологизация содержания и процесса обучения и т.д.
Следует отметить следующие тенденции в сфере российского педагогического образования [6].
Во-первых, наметилась общемировая тенденция к смене основной парадигмы образования: соответствующий кризис классической модели и системы образования; разработка новых педагогических фундаментальных идей; выработка новых экспериментальных идей, ведущих к созданию альтернативных учебных заведений.
Во-вторых, интеграция в мировую систему образования, связанная с гуманизацией и компьютеризацией образования и созданием системы непрерывного образования, свободный выбор учебных и образовательных программ, расширение самостоятельности вузов.
В-третьих, тенденция восстановления и дальнейшего развития традиций русской школы и образования.
Общеизвестно, что исходным приоритетом в педагогическом образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.
Согласно идеям либерального (гуманистического) образования, либеральное образование есть нечто большее, чем простое культивирование гуманитарных дисциплин. Способ подачи материала в процессе обучения должен стимулировать восприятие материала как относительной истины, желание его переосмыслить и переформулировать. Поэтому согласно этой концепции всякое знание является либеральным (то есть освобождающим и расширяющим ум), если оно стимулирует беспрестанный интеллектуальный поиск.
Научно-методические проблемы наукоемких технологий образования
Известно, что системный кризис, в котором оказалась наша страна, сказался и на всей системе высшего образования России. Сложившиеся глобальные научно-технические и социально-экономические преобразования формируют новые требования к системе образования в целом, которая значительно отличается от прежней, сформированной в условиях социально-экономического развития (СЭР) нашего индустриального общества [1, 4].
Фактически со второй половины ХХ века мы находились в самом начале переходного периода от индустриального к постиндустриальному обществу, механизм СЭР которого ориентирован на совместную интеллектуально-информационную среду.
Известно, что предпосылки для создания наукоемких образовательных технологий связаны с характерными признаками постиндустриального общества [1]:
Все это сформировало техносферную экономику бытия, когда достижениями научно-технического прогресса пронизана вся наша жизнь [7]. В настоящее время существующий механизм СЭР общества пришел в противоречие со средой обитания, что побуждает общество к поиску альтернативного пути развития [2].
В начале третьего тысячелетия формируется новая потребность в образовании, которая характеризуется двойственным характером [3]:
Традиционными средствами массового обучения нельзя решить эту образовательную потребность [2-6]. Для реализации этой новой потребности требуются новые методологические решения, методы и средства, позволяющие вывести образовательный процесс на новый, более высокий уровень качества.
Со второй половины ХХ столетия в России ведутся активные научно-педагогические эксперименты по созданию новых наукоемких образовательных технологий [1, 4].
Министерство образования России с начала 80-х годов ведет уникальный научно-педагогический эксперимент, который вначале реализовался в виде межвузовской комплексной программы "Целевая индивидуальная подготовка специалистов" (МКП ЦИПС), а с 1990 года в виде ее преемницы - МКП "Наукоемкие технологии образования" (МКП НТО).
В результате работы ученых ведущих вузов России за последние 20 лет сформировалось новое научное направление - наукоемкие технологии образования.
Наукоемкие технологии образования относятся к опережающим технологиям обучения, основными признаками которых являются [6]:
Сферой деятельности наукоемких технологий обучения является система образования общества, а целью этих технологий является качество обучения, научно-методические и технологические проблемы реализации, организации и управления учебным процессом.
Наукоемкие технологии образования являются новым научно-методическим направлением дидактики, и их принципиальным отличием служит признак опережающей учебно-научно-методической деятельности как "педагогической разведки". Другими словами можно сказать, что наукоемкие технологии обучения - это создание "опытно-конструкторских образов" в области обучения и демонстрация их эффективности в качестве бенчмаркинга.
Принципами наукоемких технологий обучения являются: соответствие опережающих технологий образования современным санитарным и техническим нормативам, непротиворечивость гуманным и нравственным целям образования человеческого общества, демократичность обучения и доступ к образованию широких слоев населения и, наконец, эффективности обучения (предполагающая не только экономическую эффективность).
В наукоемких технологиях образования определяющими средствами являются акценты на индивидуализацию обучения, высокий уровень информационного, учебно-методического обеспечения учебного процесса и всемерную компьютеризацию, информатизацию и телекоммуникацию учебного процесса.
Очевидно, что к числу важнейших средств относятся материально-техническая база и финансовое обеспечение процесса обучения [1, 4]. Применение наукоемких образовательных технологий способствует системному решению вопросов качества образования.
Обеспечение качества образования в педагогических вузах
В настоящее время в России создается национальная система оценки качества высшего образования [8]. Эта система основывается на комплексном мониторинге качества высшего образования, который позволяет накапливать объективную информацию о фактическом состоянии высшего образования в России и о складывающихся тенденциях в этой области. В основе комплексного мониторинга качества образования лежит модель сравнительной оценки, включающая следующие компоненты: объект оценки (со своей предметной областью оценки), субъект оценки, база оценки и критерии и алгоритмы оценки.
В связи с развитием систем оценки качества высшего образования, как нам представляется, станут возможными новые, принципиально важные подходы к решению проблемы реформирования высшей школы России на основе категории "качество подготовки специалистов". Системной основой нового качества высшего образования выступает теория квалиметрии [8].
Согласно международному стандарту ИСО 8402 под качеством образования понимают совокупность свойств и характеристик услуг в области обучения и просвещения, придающих им способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [9]. Следует отметить, что Государственный образовательный стандарт отражает новый тип взаимоотношений между обществом и государством. Этот стандарт защищает учащихся от некачественного образования и тем самым выступает социальным гарантом их права на образование с учетом потребностей и возможностей.
Для обеспечения качества обучения в высших учебных заведениях, в том числе и в педагогических вузах, целесообразно создать продуманную, стабильную, надежно функционирующую систему, получившую название системы качества в международной практике. Создание такой системы в педагогическом вузе является достаточно сложным делом, требующим ломки стереотипов мышления многих опытных и заслуженных работников. Необходимо поэтапно создавать и внедрять в учебный процесс систему качества высшего педагогического образования. Как нам представляется, в недалеком будущем создание и поддержание в работоспособном состоянии системы качества обучения в ТГПУ, вне всяких сомнений, будет являться одним из основных аргументов в конкурентной борьбе за место на рынке образовательных услуг, в том числе и в случаях, связанных с государственной и международной аккредитацией (на первом этапе отдельных специальностей и факультетов).
Основные этапы создания системы качества образования в вузе представлены в работе [10] и изображены на схеме. Здесь показаны подразделения и исполнители как существующие в вузе, так и новые, требующие формирования. Этап 1 на представленной схеме связан с актуализацией нормативно-дидактической базы, что предполагает обучение пользователей исполнению и применению соответствующих документов. Комплекс нормативно-дидактических и организационно-методических документов - Система образовательных стандартов (СОС) - может стать системообразующим фактором [10].
Методическое руководство нормативно-дидактической работой и разработка комплекса стандартов СОС требует наличия в вузе системных методистов (менеджеров по качеству образования), которые могут быть организованы в координационный совет (КС), являющийся работающим органом, создающим руководящие документы для кафедр и каждого педагога в отдельности. На этапе 1 могут быть разработаны и введены в действие общевузовские документы, которые устанавливают общие правила разработки, оформления и комплектности рабочей нормативно-дидактической документации (РД) - учебных планов (УП), рабочих программ учебных дисциплин (РП), методических указаний (МУ), контрольных материалов и других.
На 2 этапе происходит разработка на каждой кафедре вуза рабочих учебных планов, программ, методических и контрольных материалов по конкретным специальностям, направлениям, учебным дисциплинам.
Этап 3 предполагает выработку политики в области качества образования.
Этап 4 посвящен разработке и внедрению конкретных процедур и нормативных документов по обеспечению и контролю качества на каждом этапе образовательного процесса вуза.
Представленная на схеме система качества является инструментом, обеспечивающим реализацию общего руководства качеством для достижения целей, что является политикой вуза в области качества, документированной и утвержденной первым руководителем.
Создание системы качества позволяет достичь положения, при котором любая аттестация и аккредитация вуза будет восприниматься как удобный способ доказать высокий уровень образовательных услуг, а не как стихийное бедствие.
В заключение необходимо отметить, что высшее педагогическое образование представляет собой сложнейшее взаимодействие различных тенденций [11, 12], бессистемность которых может быть причиной снижения эффективности и качества образования. Именно профессиональные и гражданские качества специалиста в конечном счете определяют эффективность образования. Здесь возникает еще одна проблема: управление качеством образовательных услуг и подготовка специалистов.
Основные этапы создания системы качества образования вуза
Федеральные требования |
Первый руководитель |
Подразделения (инспекция) качества |
Координационный совет (группа) образовательной стандартизации |
1. Актуализация нормативной базы вуза: система образовательных стандартов (СОС) |
Кафедры, методические объединения |
2. Формирование корректировки рабочей нормативно-дидактической документации (РД): учебных планов (УП), рабочей программы (РП), методических указаний (УМ) и др. |
3. Формирование системы качества. Руководства по качеству (стандарты СОС) |
|
4. Разработка и внедрение процедур выполнения функций контроля, оценки, стимулирования. Стандарты СОС и КМ |
Библиографический список