Церникель

Лилия

Анатольевна

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии управления ФПК и ППРО БГПУ

Работает по проблеме "Программа развития образовательных учреждений"

Реализация целей и задач

региональной Программы

развития образования через

управленческие функции

Совокупность отдельных управленческих нововведений образует общий инновационный процесс в управлении школой, который, в свою очередь, является составной частью еще более широкого инновационного процесса в системе общего образования региона. Общий инновационный процесс в системе внутришкольного управления мы понимаем как совокупность отдельных нововведений. Несомненно, что Программа развития образования региона является нововведением.

Цели и задачи Программы развития системы образования региона должны отражать ее концептуальные положения:

  • теоретические основы и принципы деятельности региональной системы образования;
  • миссию региональной системы образования;
  • ведущие направления развития региональной системы образования;
  • структурную перестройку региональной системы образования и интеграцию образовательной среды;
  • стратегию и тактику системных изменений на базе международной Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Алтайского края об образовании, Комплексной программы сохранения и обновления Алтайской региональной системы образования 1996 - 2000 гг., миссии отдела (комитета) образования по обеспечению условий для эффективного функционирования и развития учреждений районной системы образования, перевода их в "режим саморазвития":
  • осуществление кадровой политики, направленной на выявление социально-психологических резервов и профессиональных возможностей для повышения качества и эффективности педагогической деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития внешних связей учреждений образования, их координация;
  • создание единого образовательного пространства, интеграция подсистем непрерывного образования;
  • координация научного сопровождения развития учреждений образования и районной системы;
  • осуществление мотивационного программно-целевого подхода к управлению развитием учреждений образования и созданию внешних условий (финансовых, материально-технических, кадровых, социальных, то есть ресурсного обеспечения программ развития учреждений образования);

  • нахождение источников, резервов и возможностей в районных отделах образования и за пределами, привлечение и использование возможностей широкого экономического и социокультурного пространства предприятий, организаций, учреждений науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта, коммерческих структур для перспективного развития системы образования региона, реализации стратегических, локальных и модульных целевых, специализированных и других программ;
  • организация контрольно-аналитической деятельности за соблюдением нормативно-правовой базы совершенствования образования, за выполнением базисного учебного плана, образовательного стандарта;
  • совершенствование структуры учреждений образования, механизма экономической системы образования;
  • обеспечение социальной защиты детей, реализация в регионе программы "Дети России", региональных целевых специализированных программ;
  • удовлетворение запросов учащихся и их родителей на образовательные услуги, исходя из реальных условий, изменений в социуме и потребностей в кадрах.
  • Программа развития системы образования региона призвана определить цели: обеспечить эффективное развитие образовательных процессов в регионе, установить новые связи и отношения образовательных учреждений (дошкольных, школьных, внешкольных) с социально-экономическим комплексом региона и за его пределами; выработать действенный механизм саморазвития региональной системы образования, повысить влияние научных исследований на работу в режиме развития: обеспечить создание условий для реализации целевых программ учреждений образования региона, направленных на удовлетворение образовательных запросов населения. Осуществить переход от управления функционированием к управлению развитием образования. Цель реализуется через задачу. Сформулировать задачу - значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий. В данном случае мы раскроем задачи по реализации Программы развития системы образования через управленческие функции.

    Задачи по реализации организационно-деятельностной функции:

    Задачи по реализации информационно-методической функции:

    Задачи по реализации контрольно-аналитической функции:

    - ориентация на спрос, потребности и интересы различных социальных слоев населения, расширение образовательных услуг с учетом прогнозируемой потребности в кадрах и изменений в социуме;

    - повышение аналитико-прогностической доли в контрольно-аналитической деятельности, совершенствование диагностической основы;

    - демократизация контрольно-аналитической деятельности, расширение правовых полномочий исполнителей;

    - установление доминирующих затруднений в управленческой деятельности руководителей учреждений образования, устранение затруднений, оказание помощи;

    - обеспечение контроля за соблюдением нормативно-правовой базы образования, за соотношением глобального, национального и регионального компонентов.

    Способность системы управления решать свои задачи, осуществлять управленческие действия зависит от наличия у участников этой деятельности соответствующих управленческих умений, и, соответственно, развитие управления предполагает овладение новыми умениями. Стало быть, управленческие нововведения могут рассматриваться и как обновление профессиональной компетентности управляющих.