Церникель
Лилия
Анатольевна
- кандидат педагогических наук, доцент
кафедры психологии управления ФПК и ППРО БГПУ
Работает по проблеме "Программа развития
образовательных учреждений"
|
Реализация целей и задач
региональной Программы
развития образования через
управленческие функции
Совокупность отдельных управленческих
нововведений образует общий инновационный процесс в управлении школой,
который, в свою очередь, является составной частью еще более широкого
инновационного процесса в системе общего образования региона. Общий инновационный
процесс в системе внутришкольного управления мы понимаем как совокупность
отдельных нововведений. Несомненно, что Программа развития образования
региона является нововведением.
Цели и задачи Программы
развития системы образования региона должны отражать ее концептуальные
положения:
- теоретические основы и принципы деятельности
региональной системы образования;
- миссию региональной системы образования;
- ведущие направления развития региональной
системы образования;
- структурную перестройку региональной
системы образования и интеграцию образовательной среды;
- стратегию и тактику системных изменений
на базе международной Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской
Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, Закона Российской
Федерации "Об образовании", Закона Алтайского края об образовании, Комплексной
программы сохранения и обновления Алтайской региональной системы образования
1996 - 2000 гг., миссии отдела (комитета) образования по обеспечению
условий для эффективного функционирования и развития учреждений районной
системы образования, перевода их в "режим саморазвития":
- осуществление кадровой политики, направленной
на выявление социально-психологических резервов и профессиональных возможностей
для повышения качества и эффективности педагогической деятельности;
- создание благоприятных условий для развития
внешних связей учреждений образования, их координация;
- создание единого образовательного пространства,
интеграция подсистем непрерывного образования;
- координация научного сопровождения развития
учреждений образования и районной системы;
- осуществление мотивационного программно-целевого
подхода к управлению развитием учреждений образования и созданию внешних
условий (финансовых, материально-технических, кадровых, социальных,
то есть ресурсного обеспечения программ развития учреждений образования);
|
нахождение источников, резервов и возможностей
в районных отделах образования и за пределами, привлечение и использование возможностей
широкого экономического и социокультурного пространства предприятий, организаций,
учреждений науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта, коммерческих
структур для перспективного развития системы образования региона, реализации
стратегических, локальных и модульных целевых, специализированных и других программ;
организация контрольно-аналитической деятельности
за соблюдением нормативно-правовой базы совершенствования образования, за выполнением
базисного учебного плана, образовательного стандарта;
совершенствование структуры учреждений образования,
механизма экономической системы образования;
обеспечение социальной защиты детей, реализация
в регионе программы "Дети России", региональных целевых специализированных программ;
удовлетворение запросов учащихся и их родителей
на образовательные услуги, исходя из реальных условий, изменений в социуме и
потребностей в кадрах.
Программа развития системы образования
региона призвана определить цели: обеспечить эффективное развитие образовательных
процессов в регионе, установить новые связи и отношения образовательных учреждений
(дошкольных, школьных, внешкольных) с социально-экономическим комплексом региона
и за его пределами; выработать действенный механизм саморазвития региональной
системы образования, повысить влияние научных исследований на работу в режиме
развития: обеспечить создание условий для реализации целевых программ учреждений
образования региона, направленных на удовлетворение образовательных запросов
населения. Осуществить переход от управления функционированием к управлению
развитием образования. Цель реализуется через задачу. Сформулировать
задачу - значит указать конкретный результат, который предполагается получить
при реализации того или иного направления действий. В данном случае мы раскроем
задачи по реализации Программы развития системы образования через управленческие
функции.
Задачи по реализации организационно-деятельностной
функции:
- организовать деятельность ВНИК по проблемам
прогнозирования и программирования развития системы образования региона, научного
сопровождения и выбора приоритетов в соответствии с перспективами развития
образования в регионе;
- осуществить структурное преобразование системы;
- ежегодно проводить анализ результатов деятельности
по реализации программы развития;
- организовать апробацию новых технологий и прогрессивных
форм обучения и воспитания через открытие технологических школьных лабораторий,
межшкольных клубов, экспериментальных площадок;
- способствовать внедрению инновационных проектов
и программ;
- систематизировать обмен опытом работы, внешние
связи (школа-вуз, детский сад-школа, школа-школа и другие, как в регионе,
так и за его пределами, укрепление связей с другими государствами);
- совершенствовать проведение районных и межшкольных
совещаний, семинаров, конференций;
- повышать эффективность труда управленцев на
основе МПЦУ (мотивационного программно-целевого управления);
- направлять усилия управленцев по аттестации,
аккредитации и лицензированию учреждений образования на повышение конечных
результатов деятельности ЗУНов (госстандарт), на уровни воспитанности, готовности
к труду в условиях рынка, готовности к продолжению образования, самоопределению
личности, сохранению здоровья детей, выполнению Закона РФ "Об образовании";
- организация воспитания как процесса управления
развитием личности, разработка моделей адекватных воспитательных систем, создание
для этого благоприятных условий в регионе;
- реализовать идею многоканального, многоуровневого
финансирования, управления и стабилизации традиционного финансирования учреждений
образования.
Задачи по реализации информационно-методической
функции:
- осуществлять научно-методическое руководство
деятельностью методических объединений (МО), экспертных групп, руководителей
технологических лабораторий, клубов, центров и других методических служб;
- обеспечивать стабилизацию и развитие кадрового
потенциала учреждений образования;
- оказывать методическую помощь в реализации
программ развития учреждения образования региона и обновлении содержания образования;
- пополнять компьютерный банк информацией, способствующей
работе учреждений образования в режиме развития;
- практиковать проведение семинаров, консультаций,
встреч со специалистами непосредственно на базе учреждений образования, расширяя
и укрепляя внешние связи в едином образовательном пространстве региона;
- начать переход к личностно-ориентированному
информированию педработников, сокращая рецептурную информацию;
- совершенствовать рекламно-информационную деятельность
РИМЦ (районного информационного методического центра);
- изучать спрос потенциальных потребителей в
нужной информации;
- стабилизировать снабжение методической и информационно-справочной,
периодической педагогической литературой и газетными источниками учреждений
образования;
- проводить специальные исследования по определению
результативности реализации программ развития, сравнение ожидаемых и реальных
итогов деятельности в режиме развития, вести поиск новых более эффективных
способов управления развитием системы образования в целом и отдельных учреждений,
отбор рациональных методов и способов управления на основе МПЦУ;
- изучать и обобщать опыт управленческой, учебно-методической,
воспитательной, социокультурной деятельности;
- на основе исследований и анализа результатов
деятельности прогнозировать развитие, корректировать программы с учетом изменений
в социуме;
- адаптировать на условия региона и конкретных
учреждений образования систему стимульных оценок деятельности, основанную
на ситуациях успеха;
- обеспечить условия успешного достижения конечных
результатов деятельности учреждений образования:
- переход на управление развитием, разделение
уровней управления;
- систему опережающей работы с кадрами;
- стимулирование внедрения инноваций;
- систему взаимодействия участников педагогического
процесса (родителей, педагогов, других специалистов системы, детей, подростков);
- создание положительного климата в педагогической
среде региона.
Задачи по реализации контрольно-аналитической
функции:
- ориентация на спрос, потребности
и интересы различных социальных слоев населения, расширение образовательных
услуг с учетом прогнозируемой потребности в кадрах и изменений в социуме;
- повышение аналитико-прогностической
доли в контрольно-аналитической деятельности, совершенствование диагностической
основы;
- демократизация контрольно-аналитической
деятельности, расширение правовых полномочий исполнителей;
- установление доминирующих затруднений
в управленческой деятельности руководителей учреждений образования, устранение
затруднений, оказание помощи;
- обеспечение контроля за соблюдением
нормативно-правовой базы образования, за соотношением глобального, национального
и регионального компонентов.
Способность системы управления
решать свои задачи, осуществлять управленческие действия зависит от наличия
у участников этой деятельности соответствующих управленческих умений, и, соответственно,
развитие управления предполагает овладение новыми умениями. Стало быть, управленческие
нововведения могут рассматриваться и как обновление профессиональной компетентности
управляющих.