НА ИСХОДЕ ВЕКА
Уходит в историю век двадцатый, век великих открытий, великих свершений, великих революций, век, положивший начало политическим и социально-экономическим преобразованиям на всей планете. В XX веке Россия стала могучей державой, страной, первой в мире построившей социализм, победившей неграмотность; страной, освободившей весь мир от фашизма, первой вышедшей в космос, расщепившей атом, достигшей передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатившей мировую культуру.
В последнее десятилетие многие достижения в сферах культуры, науки, образования, в социальной сфере оказались утраченными. Мы с горечью вынуждены отмечать, что результатами реформирования и социально-экономических экспериментов этого десятилетия явились: разгул насилия, криминализация общества, обнищание большей части народа как материальное, так и духовно-нравственное, превышение смертности над рождаемостью, увеличивающаяся опасность наркотизации молодежи, коммерциализация культуры, образования, бедственное материальное положение школы, особенно сельской, падение престижа профессии учителя...
Вызывает недоумение тот факт, что в новом Базисном плане общеобразовательных учреждений, предлагаемом в качестве основы 12-летней школы, за рамки базисных предметов федерального компонента выведены такие предметы, как литература и история, исключается такой предмет, как русская литература, хотя очевидно, что эти предметы, являясь достоянием народов Российской Федерации, играют ведущую роль в формировании мировоззрения растущего человека, влияют на его духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие.
Острая необходимость решения этих проблем нашла свое отражение в Национальной Доктрине образования в Российской Федерации, которая призвана изменить государственную политику в области образования. Именно уровень развития образования определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Являясь проблемой национальной безопасности, образование подрастающего поколения должно стать стратегической целью нашего государства.
Центр Западно-Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования сосредоточен в Барнаульском государственном педагогическом университете, отделения сформированы в Новосибирском, Омском, Бийском, Забайкальском государственных педагогических университетах, Горно-Алтайском государственном университете, Новокузнецком государственном педагогическом институте, формируется отделение в Томском госпедуниверситете. Установлены связи с учеными-педагогами и организаторами образования из Мюнстерского университета и Министерства школ Земли Северный Рейн-Вестфалия. Активно ведется работа по приему кандидатов в члены-корреспонденты и действительные члены МАНПО. По состоянию на декабрь 2000 года в ЗСО МАНПО состоят на учете 72 члена, в том числе 10 из них - иностранные граждане.
Свою деятельность ЗСО МАНПО осуществляло по следующим направлениям:
- научно-исследовательская и учебно-методическая работа;
- организационная работа; мероприятия по пропаганде научно-методической деятельности МАНПО;
- издательская деятельность;
- разработка содержания непрерывного педагогического образования, образовательных стандартов профессионального педагогического образования;
- проведение зональных, российских, международных научно-практических семинаров и конференций.
Выполняется большая работа по подготовке и изданию журнала <Педагог>, учредителями которого являются ЗСО МАНПО, БГПУ, ГАГУ, БиГПУ, ОмГПУ, ЗабГПУ, НГПИ, ТПГУ. В настоящее время готовится юбилейный - десятый номер журнала. По откликам педагогической общественности, статьи, печатающиеся в журнале, вызывают интерес, журнал публикует материалы полемического характера, авторами которых являются как ученые, преподаватели, так и учителя-практики. Появляются публикации о проблемах сотрудничества между образовательными учреждениями разных стран. В декабре 2000 года ЗСО МАНПО по теме <Новая реформа образования: за и против> проведен <Круглый стол>, материалы которого будут опубликованы в следующем номере <Педагога>.
С 1996 года проведено 20 заседаний президиума ЗСО МАНПО в Барнауле, Бийске, Новосибирске, Горно-Алтайске, Омске. На заседаниях рассматривались такие вопросы, как: проблемы совершенствования высшего педагогического образования; концептуальные подходы к организации воспитания будущего учителя; проблемы национального образования, психологии образования; подготовка студентов к труду и выбору профессии в условиях рыночной экономики и другие.
Под эгидой ЗСО МАНПО действует Российско-Германский Центр модераторов (под руководством академика Ю.Г. Ворова). Центром проведено 17 семинаров в Германии и на Алтае по проблемам управления образованием.
С целью оказания научно-практической помощи педагогическим заведениям в БГПУ созданы следующие научные подразделения:
- институт информатизации педагогического образования, Межвузовский центр региональных систем дистанционного повышения квалификационной и профессиональной переподготовки (руководитель - член-корреспондент МАНПО С.Д. Каракозов). Разработана программа развития дистанционного образования на Алтае;
- научно-исследовательский институт проблем управления образованием (руководитель - академик МАНПО И.К. Шалаев);
- научно-исследовательский институт <Социально-экономические проблемы образования> (руководитель - академик МАНПО В.Н. Гончаров).
В БиГПУ под эгидой ЗСО МАНПО создан и работает Центр науки и педагогического образования, в котором на общественных началах действует ряд лабораторий. В 2000 году на базе лаборатории гуманитарного образования БиГПУ (руководитель - академик К.Г. Колтаков) открыта федеральная площадка по реализации проекта <Человек культуры>.
Под руководством академика В.М. Лопаткина совместно с комитетом администрации Алтайского края по образованию разработан проект <Алтайский университетский школьно-педагогический учебный округ>.
Академики, члены-корреспонденты МАНПО являются авторами многих учебных пособий, монографий: <Система воспитания нравственной личности в процессе обучения> (член-корреспондент М.Н. Аплетаев), <Непрерывное образование и инженерия знаний> (академики П.К. Одинцов, И.Н. Шалаев, член-корреспондент Ю.И. Титаренко), <Программно-целевая психология управления> (академик И.К. Шалаев), <Хрестоматия по психологии образования> и <Методика преподавания психологии> (академик В.Е. Клочко, член-корреспондент О.М. Краснорядцева), <Лик Алтая (литература, история, культура)> (академик С.С. Каташ), <Человек в концепции современного научного познания>, <Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию> (академик В.Н. Филиппов) <Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися> (академик Е.Ф. Широкова, П.А. Шептенко), концепция воспитательной работы в средней общеобразовательной школе <Воспитание гражданина> (академик П.П. Костенков), <Учителю сельской и малокомплектной школы> (академик К.Г. Колтаков), а также многие другие. Вышла в свет книга академиков В.Н. Гончарова и В.Н. Филиппова <Сталин: схватка с троцкизмом и фашизмом>. Подготовлен Госстандарт по специальности <Управление образованием> (авторы - академик РАО Т.И. Шамова, академик П.К. Одинцов).
Члены МАНПО являются активными организаторами и участниками зональных, всероссийских, международных семинаров и конференций.
В БГПУ прошла международная конференция <Управление развитием образования>, международная конференция <Славянский мир: прошлое и настоящее>, всероссийская конференция <Становление гуманитарной культуры личности в системе развивающего вариативного образования>, всероссийская научно-практическая конференция по проблемам воспитания учащихся и студенческой молодежи; в БиГПУ - всероссийская конференция <Культура, образование, духовность>, международная конференция <День земли: ландшафтно-экологические проблемы юга Западной Сибири и сопредельных территорий>, международный симпозиум <Становление личности на современном этапе>, в котором принял участие и президент МАНПО академик В.А. Сластенин. В рамках симпозиума состоялась вторая региональная школа молодых ученых-психологов.
В ЗСО МАНПО ведется большая работа по подготовке к изданию <Энциклопедии образования в Западной Сибири>. В перспективе ЗСО МАНПО планируется большой объем работы по теме <Состояние образования в Западной Сибири на рубеже II и III тысячелетий>.
Восстановление добрых традиций российского образования, признание приоритетности профессии учителя, педагогического образования в обществе позволяет совершить прорыв в решении нравственно-правовых, социально-экономических, научно-технических, общественно-политических проблем страны, вывести образование России из кризиса, а значит - обеспечить будущее нации, нашего государства.
Грядет XXI век. Мы на пороге нового, третьего, тысячелетия. От имени президиума ЗСО МАНПО, редакционного совета и редакционной коллегии журнала <Педагог> поздравляю вас с этим событием, уважаемые члены нашей академии, педагогические работники, студенты, аспиранты, читатели нашего журнала. Каким он будет, век XXI? Это во многом зависит от нас.
Давайте объединим свои усилия, знания, опыт для того, чтобы наша Родина вновь стала великой, могучей и гордой. А каждому ребенку поможем стать образованным человеком, гражданином, патриотом, способным строить достойную жизнь по законам нравственности и культуры, живущим в согласии с самим собой и обществом.
В.Н. Гончаров,
академик-секретарь ЗСО МАНПО