Манузина Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент БиГПУ Дейкина Анна Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального педагогического образования БиГПУ |
Некоторые аспектыгуманизации образования в современных социокультурных условиях Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования. Значительный гуманистический потенциал имеют идеи, заложенные в теориях развивающего (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и воспитывающего обучения (З.И. Васильева, В.И. Водзинский, К.И. Дулов), целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин), индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт), приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию (Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр), формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина), саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин), диалогизация обучения (С.Ю.Курганов, Ю.В.Сенько). Авторы этих работ актуализируют внимание к личности ученика, силам его саморазвития, внутренним источникам его познавательной активности. Идеи гуманизации положены в основу работ Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.В. Краевского, А.В. Петровского, С.Д. Смирнова, И.Я. Якиманской и др. Разработка целостной теории гуманизации образования содержится в трудах М.Н. Берулавы, И.Б. Котова, Г.Б. Корнетова, Н.И. Осуховой, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др. Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится в том числе и познавательная активность детей. |
Однако современная образовательная практика свидетельствует, что монолог педагога в процессе обучения по-прежнему имеет довлеющее значение (Е.В. Бондаревская, Е.Б. Быстрай, Л.А. Подымова, В.А. Сластенин, А.В. Сиволапов, Л.С. Шайдурова и др.). Это происходит, на наш взгляд, потому, что многие учителя оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие, испытывая большие сложности в организации занятий, адекватных субъект-субъектным отношениям. Действительно, традиционное обучение в известной степени нивелировало функцию личностного воздействия, поскольку тяготело к использованию обезличенной учебной технологии, связанной с передачей информации, тренингом. Зарождение личностно-гуманистических технологий в обучении происходит, когда совместная деятельность ученика и учителя переходит на уровень эмпатийности, взаимного принятия и обмена ценностями, что обеспечивается соответствующим содержанием и методами обучения. Для реализации гуманистической направленности обучения отнюдь не достаточно лишь этических установок учителя. Учителю необходимо овладеть также и технологиями обучения, предполагающими активное включение деятельности ученика в структуру процессов саморазвития.
Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте - выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.
Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность - одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.
Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения следующие:
- познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;
- познания ребенком себя как человека;
- совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;
- недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;
- предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;
- очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
- определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса [1].
Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.
Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися, между самими учащимися [2]. Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе - негуманно по отношению к личности ребенка.
Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.
При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения, определяющая общую концепцию работы учебно-воспитательного учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.
При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие [3]:
- безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- осознание права личности быть не похожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, сформированность положительной Я-концепции, активность).
В заключение хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.
Библиографический список
1. Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
3. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. © 2. С. 2-11.