Кудинов

Сергей

Иванович

- доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, декан факультета психологии БиГПУ

Базаркина

Елена

Владимировна

- аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, зам. декана по НИР НИРС факультета психологии БиГПУ

Национально-психологические

особенности  факторной

структуры  любознательности

Несмотря на множество работ и разнообразие подходов в изучении любознательности, остается немало нерешенных вопросов. Они касаются, в частности, проблем, связанных с изучением природы и структуры данного личностного свойства и его национально-психологических особенностей. На решение указанной проблемы и направлена настоящая работа.

Нами рассматриваются особенности психологической структуры любознательности у учащихся русской, алтайской, казахской и немецкой национальностей.

Любознательность как системное качество личности исследовалось с позиций многомерно-функционального подхода (А.И. Крупнов, 1983), то есть в функциональном единстве его динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик.

Для выявления общих и специфических моментов в структуре любознательности учащихся различных национальностей был проведен факторный анализ показателей любознательности по методу главных компонентов с последующим вращением факторов (методом Varimax), в результате чего были получены факторные отображения структур любознательности у представителей различных национальностей. Их сравнение показывает различия, обусловленные, в первую очередь, неодинаковым количеством факторов: структура любознательности у школьников русской и немецкой национальностей представлена пятифакторной моделью, а у ребят алтайской и казахской национальностей - четырехфакторной.

Рассматривая содержание факторов любознательности у учащихся различных национальностей, можно отметить ряд особенностей.

В первый фактор у русских учащихся вошли переменные, объединяющие в себе гармонические характеристики динамического, эмоционального и регуляторного компонентов, свидетельствующие о силе, устойчивости любознательных стремлений, о разнообразии приемов и способов при поиске новых сведений, о планомерности и последовательности выполняемых действий, что подкрепляется активной регуляцией и яркими стеническими переживаниями (радость, восторг, удивление) в процессе знакомства с интересными источниками информации.

У алтайских ребят данный фактор представлен показателями интернальности, социоцентризма и предметно-коммуникативной продуктивности. Иначе говоря, он характеризуется активной регуляцией любознательного поведения, носящего не спонтанный, а планомерный характер, самостоятельностью в процессе приобретения информации, намерением преодолеть любые возникающие препятствия, а также побуждениями, связанными со стремлением внести свой вклад в общее дело и желанием помочь окружающим, реализацией знаний в коммуникативной сфере, то есть в процессе знакомства с людьми и развитии дружеских отношений с ними.

У казахских школьников этот фактор характеризуют переменные продуктивного компонента и эгоцентрической направленности любознательности. В данном случае спектр реализации знаний распространяется как на субъективно-личностную (укрепление чувства уверенности в себе, формирование убеждения в правоте своего дела, повышение самооценки), так и предметно-коммуникативную (выполнение коллективных дел, благоприятное развитие дружеских отношений) сферы. Продуктивность подкрепляется эгоцентрическими мотивами: стремлением проявить себя и свои возможности; намерением расширить свой кругозор, продвинуть свою личную перспективу и получить в жизни хоть какие-то преимущества. При этом новая информация оценивается с точки зрения полезности для себя, для удовлетворения своих потребностей.

У учащихся немецкой национальности первый фактор, по сравнению с предыдущими выборками, является наиболее объемным, так как он сконцентрировал в себе показатели эгоцентризма, предметно-коммуникативной и субъективно-личностной продуктивности (что имеет сходство с казахскими школьниками), а также осведомленности. С качественной стороны этот фактор характеризуется наличием общих сведений об отдельных функциях любознательности, связанных с успешностью выполнения любой деятельности; доминированием побуждений, направленных на развитие у себя упорства к воле, на продвижение своей перспективы и на самоопределение в жизни, а также рациональным использованием знаний и умений на практике. Последние находят применение не только в предметной сфере (учебе, работе, освоении специальности), но и в субъективной (развитие склонностей, интуиции, воображения, интереса к творческой деятельности). Другими словами, знания реализуются там, где это только возможно, чтобы освоить как можно лучше специализацию и достичь личностного роста.

Обобщая вышесказанное, отметим, что первый фактор у русских и алтайских учащихся представлен гармоничными характеристиками. Однако, если у русских ребят в него вошли показатели инструментального аспекта (эргичность, стеничность, интернальность), то у алтайских школьников наблюдается немного иная картина. Из природных качеств в данном случае имеет место, как и у русских, интернальность, а социальный аспект представлен переменными социоцентризма и предметной продуктивностью.

У учащихся казахской и немецкой национальностей данный фактор сконцентрировал в себе характеристики содержательного аспекта. В него вошли (и в той и в другой выборке) - эгоцентризм, субъективно-личностная и предметно-коммуникативная (характерная и в выборке алтайских школьников) продуктивности, а также показатель осведомленности (представленный только у немецких учащихся).

Второй фактор у русских школьников включает в себя агармоничные характеристики социальной направленности: эгоцентризм, осведомленность и личностную продуктивность. Это означает, что любознательное поведение, направленное на удовлетворение личностных проблем, реализуется в конечном счете в какой-то конкретной деятельности, где возможно развить новые интересы, достичь общественного признания и укрепить самоуважение. Этому способствуют и сведения, имеющиеся у учащихся, об отдельных проявлениях любознательного поведения в деятельности. У алтайских учащихся в данный фактор вошли агармоничные переменные аэргичности и экстремальной регуляции. Неустойчивость в проявлениях любознательности, отсутствие интереса к каким-либо фактам связаны с низким уровнем локуса контроля и большой подверженностью внешним обстоятельствам (отсутствие времени и необходимой литературы, переключение на другие дела). По содержанию переменных, входящих во второй фактор у казахских учеников, его можно назвать биполярным, так как на одном его полюсе сосредоточены характеристики стеничности, вошедшие с положительным знаком, а на другом астеничности с отрицательным знаком. Чем чаще при проявлении любознательности ребята проявляют положительные эмоции (радость, удовлетворение, восторг), тем в меньшей степени им свойственны негативные переживания (гнев, страх, тревога). У учащихся немецкой национальности этот фактор включает в себя астеничность и социоцентризм с отрицательным знаком, что характеризуется астеническими переживаниями (беспокойство, тревога, разочарование) в процессе получения информации и низким уровнем побуждений, связанных с необходимостью выполнять поручения, дела и желанием помочь окружающим.

Итак, второй фактор у учащихся русской и алтайской национальностей представлен агармоничными характеристиками. У русских - это эгоцентризм, осведомленность и личностная продуктивность, а у алтайцев - аэргичность и экстернальность. У казахских ребят в него вошли показатели стеничности и астеничности, а у школьников немецкой национальности - астеничность (что характерно и для казахов) и социоцентризм.

В третий фактор у русских учеников вошли гармоничные показатели мотивационного и когнитивного компонентов. Социоцентризм характеризует данный фактор побуждениями, связанными с чувством долга, стремлением реализовать намерения других, заслужить уважение в группе, коллективе, и отрицательно соотносится с признаком осмысленности, указывающим на целостность представлений о любознательности как о свойстве личности, осознанности и более глубоком понимании данного качества. Чем ярче выражена переменная социоцентризма, тем ниже показатель осмысленности.

У алтайских учащихся данный фактор представлен признаками когнитивного компонента. Качественными особенностями его являются достаточно глубокие знания о любознательности как личностном свойстве, о ее существенных признаках (обязательность выполнения порученного дела, значимость устремлений человека), а также об отдельных проявлениях любознательного поведения, о ее недифференцированных признаках (стремление отстоять свою позицию, преодоление трудностей на пути к цели и т.д.).

У учащихся казахской и немецкой национальностей этот фактор представлен идентичными характеристиками, в него входят интернальность и осмысленность. Это говорит об активной регуляции любознательного поведения - желании субъекта всего добиваться самому, не надеясь на внешние обстоятельства и других людей; уверенность, что все удачи и неудачи, связанные с приобретением и освоением информации, зависят только от него, а также о наличии знаний о любознательности как базовом свойстве личности, о его значимых признаках - постоянная тяга к новому, выраженный познавательный интерес, потребность в знаниях.

Таким образом, особенностью третьего фактора является наличие показателя осмысленности когнитивного компонента у учащихся всех четырех национальностей. Кроме этого в него вошли: у учащихся казахской и немецкой национальностей - интернальность: у русских школьников - социоцентризм; у алтайских ребят - осведомленность.

Четвертый фактор у учеников русской и казахской национальностей сконцентрировал в себе переменные аэргичности и экстернальности, что делает его схожим со вторым фактором у алтайцев. Однако у русских указанные показатели вошли в данный фактор с положительными значениями, а у алтайцев - с отрицательными. С качественной стороны это характеризуется неустойчивостью в проявлениях любознательности, необязательностью в выполнении дел, отсутствием постоянства в контроле и веры в свои силы, упованием на случай или везение. У алтайских школьников этот фактор представлен только переменной эргичности: постоянство стремлений и тяга к поиску и освоению новой информации сочетается с использованием разнообразных приемов и способов при реализации любознательного поведения. У немецких учащихся в четвертый фактор вошел показатель экстернальности, свидетельствующей о слабом локусе контроля (спонтанность действия, отсутствие планомерности и целенаправленности в процессе освоения знаний, подверженность внешним обстоятельствам).

Обобщая сказанное, еще раз отметим, что в четвертый фактор со значимыми показателями входят: у алтайских ребят - эргичность, у учащихся немецкой национальности - экстернальность, у русских школьников - аэргичность и экстернальность с положительными знаками, у казахских учеников - те же переменные, что и у русских, но с отрицательными знаками.

Пятый фактор, как уже отмечалось выше, представлен только у учащихся русской и немецкой национальностей. У русских ребят в него вошла характеристика предметно-коммуникативной продуктивности, т.е. реализация любознательного поведения в большей степени происходит в предметной деятельности (успех в учебе, завершение обязательных дел, выполнение задач, поставленных перед коллективом, развитие дружеских отношений и т.д.). У учащихся немецкой национальности данный фактор представлен гармоничными характеристиками эргичности и стеничности. С качественной стороны он характеризуется силой тенденций и постоянством стремлений к любознательному поведению, тягой к новым впечатлениям, поиском различных вариантов и приемов в достижении поставленной цели, а также доминированием позитивных переживаний и эмоций - радость при преодолении препятствий, гордость при достижении цели, оптимизм в начале нового дела, предвосхищение его последствий.

В заключение сравнительного анализа факторной структуры любознательности у учащихся русской, алтайской, казахской и немецкой национальностей, можно отметить, что полученные данные наглядно демонстрируют роль национального фактора в обеспечении своеобразия психологической структуры любознательности. Отмеченные выше (количественные и качественные) структурные различия в значительной степени определяют этнопсихологическую специфику любознательности как системного образования у учащихся различной национальности.