Лопаткин

Владимир

Михайлович

- профессор, ректор БГПУ, академик МАНПО,

заслуженный

работник

высшей школы

Воров

Юрий

Глебович

- профессор,

первый

проректор БГПУ, академик МАНПО,

заслуженный

работник

высшей школы

О  роли  Алтайского

университетского

школьно-педагогического

учебного  округа

в  совершенствовании

качества  профессиональной

подготовкИ педагогических кадров

Сегодня на пути к гуманизированной демократической школе идет широкий поиск новых альтернативных форм обучения и воспитания, средств обновления традиционной школы. Возникает настоятельная необходимость радикальной перестройки основ школьной системы на новых принципах, оригинальных подходах, в соответствии с Законом "Об образовании" в Российской Федерации.

Одним из таких подходов является интеграция разных ступеней профессионально-педагогического образования в Алтайском крае, обновление всей системы педагогического образования, введение новой многоуровневой структуры подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения методологической и методической культуры всего педагогического корпуса.

Проблема интеграции является актуальной. Она рассматривалась на коллегии Министерства образования России (5 декабря 2000 г. - "Об опыте работы университетских комплексов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования"). Вопросы интеграции отражены в плане работы Управления высшего профессионального образования (январь 2001 г. - "Разработка конкретных предложений о реорганизации вузов с целью формирования университетских комплексов и обсуждение их на съезде Российского союза ректоров"; январь - март 2001 г. - "Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о формировании конкретных университетских комплексов, согласование с заинтересованными министерствами, ведомствами, региональными органами управления образованием"). Министр образования В.М. Филиппов в "Российской газете" от 10 ноября 2000 г. (стр. 8) заявил: ":Мы планируем создать университетские округа - научно-учебные комплексы, связывающие воедино различные ступени образования. В первую очередь речь идет об объединении вузов, ПТУ и техникумов, о создании необходимой для этого юридической базы".

Интеграционные процессы в нашем крае начались с создания в 1988 году учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) [1]. Его создали Главное управление народного образования края, Барнаульский государственный педагогический институт и Краевой институт усовершенствования учителей. 31 мая 1989 года приказом © 209 его создание было утверждено Министерством образованием РСФСР. В 1990 году УНПК Алтайского края был отмечен дипломом и медалью ВДНХ.

Организационные вопросы создания комплекса развивались по двум направлениям [2]:

1.               Реорганизация деятельности Барнаульского госпединститута и Краевого института усовершенствования учителей с целью упорядочения и координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в Алтайском крае.

2.               Создание принципиально новых взаимоотношений в управлении деятельностью краевой педагогической системы. Поиск оптимальных путей управления системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Алтайском крае.

Новизна состояла в том, что были объединены усилия Главного управления народного образования, педвуза, института усовершенствования учителей на договорных началах с учетом развития каждого учреждения в отдельности и максимального использования накопленного педагогического опыта всех подразделений создаваемого комплекса.

Отчетливо была обозначена конечная цель - органическое слияние всех заинтересованных учреждений образования в единый комплекс непрерывного педагогического образования кадров данной системы. Теоретической основой УНПК является концепция непрерывного образования, которая определяет структуру, содержание и организационные формы деятельности каждого из входящих в комплекс учебных заведений и образовательных учреждений, обеспечивающих организационную и содержательную преемственность, единство и взаимосвязь всех звеньев образования с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей в постоянном профессиональном и общекультурном росте, в благоприятных условиях для самообразования и гармоничного развития на протяжении всей жизни.

Для нашего вуза чрезвычайно важным было решение вопроса о выделении в ряде базовых школ (15 школ) ставок методистов для преподавателей вуза, что позволило в этих школах создать лаборатории педагогического мастерства, филиалы кафедр, привлечь учителей к активной научной и научно-методической работе. Например: в СШ © 85 успешно работает заслуженный учитель школы Российской Федерации, доцент И.И. Белоусова. Выпускники математических классов этой школы сдают единый выпускной экзамен, который засчитывается как вступительный. В гимназии © 42 успешно работают совместные лаборатории и кафедры по информатизации (руководитель - доктор пед. наук А.А. Веряев), методике развития в начальной школе (руководитель - декан педагогического факультета, доцент Л.А. Никитина), психологии образования (руководитель - профессор Л.С. Колмогорова). В СШ © 112 работают лаборатории по физике (руководитель - доктор пед. наук, профессор А.А. Шаповалов), по истории (руководитель - доктор истор. наук, профессор В.А. Бармин) и по русскому языку и литературе (руководитель - декан филологического факультета, профессор Э.П. Хомич). Результатом работы лаборатории А.А. Шаповалова явился комплект из 10 учебных пособий, за который ему была присуждена краевая премия в области науки и образования за 2000 г. В СШ © 103 работает лаборатория психодидактики (руководитель - доцент А.Н. Крутский). В СШ © 69 действует лаборатория по иностранным языкам и страноведению (руководители - доктор филолог. наук, профессор О.В. Трунова и доцент Н.П. Широкова), в СШ © 22 методическую поддержку учителям оказывает заместитель декана факультета иностранных языков, доцент Н.А. Карманова. В дошкольных образовательных учреждениях © 115 и 248 при участии штатных преподавателей проводится эксперимент по раннему изучению немецкого языка (руководитель - заместитель декана педагогического факультета Н.Н. Семененко). В гимназии © 79 Ленинского района, входящей в УНПК при Барнаульском педколледже, работает в качестве консультанта комплекса "детский сад - школа - колледж - вуз" зав. кафедрой начального образования доцент Г.Ф. Свиридова. В средней школе поселка Сибирский успешно работают преподаватели филологического факультета и факультета иностранных языков. В Тальменской школе © 1 успешно работают декан математического факультета, профессор Л.А. Одинцова, зав. кафедрой дидактики математики, доцент М.А. Гончарова. В средней школе © 5 г. Камня-на-Оби спецкурсы ведут преподаватели филологического факультета. Сотрудничество вуза и школ приносит ощутимую пользу учащимся, учителям, преподавателям и студентам. Учителя имеют возможность принять участие во внедрении в практику школы новых разработок ученых вуза, в их апробации и адаптации к условиям конкретной школы. Для преподавателя вуза работа в базовой школе - это кратчайший путь внедрения результатов научной работы в практику, привлечение к исследовательской работе не только студентов, но и опытных учителей, возможность на качественно новом уровне организовать проведение педагогической практики. Изменились отношения между вузом и школой. Сегодня вуз в базовых школах - это равноправный участник школьного педагогического процесса. На наш взгляд, базовые школы - это своеобразные центры методической работы с учителями.

Сегодня существуют договоры с 29 школами разного уровня (типовые общеобразовательные средние школы, школы-лицеи, гимназии) и 12 дошкольными учреждениями. В них работает 135 преподавателей БГПУ.

Тесное сотрудничество у нас с краевым педагогическим лицеем. БГПУ и комитет администрации Алтайского края по образованию являются его учредителями. Лицей дает не просто общее (полное) среднее образование, но и готовит абитуриентов (в основном из сельских школ) для поступления в университет. В учебно-воспитательном процессе лицея принимают участие наши ведущие специалисты, что обеспечивает необходимый уровень школьной подготовки. За два года обучения в лицее удается скорректировать недостатки в предшествующей школьной подготовке, особенно это важно для желающих поступить на факультет иностранных языков. Лицей - это и творческая лаборатория, где можно на практике проверить эффективность новых научных разработок. Сегодня лицей официально признан федеральной экспериментальной площадкой по двум направлениям: ориентация сельских школьников на профессию учителя (руководители - доцент В.С. Былков и декан факультета иностранных языков, профессор Э.Е. Курлянд) и по историческому краеведению (руководитель - декан исторического факультета, доктор истор. наук, профессор, М.А. Демин). Ежегодно свыше 80 выпускников лицея (до 90%) поступают в университет.

Большую научно-методическую помощь органам управления образования народного образования и школам края оказывают ученые ФПК и ППРО БГПУ. В Индустриальном районо работает научным консультантом доктор пед. наук, профессор И.К. Шалаев, в Октябрьском - профессор Э.М. Кузьмина, в Центральном - профессор Н.И. Ильичева, в Железнодорожном - доцент Л.А. Церникель.

Наше взаимодействие с педучилищами (педколледжами) началось с разработки сопряженного учебного плана по специальности "Педагогика и методика начального образования" в Барнаульском педучилище © 1. План был утвержден в министерстве. Опыт оказался успешным, и на протяжении уже восьми лет лучшие выпускники педучилища поступают сразу на третий курс университета. Для училища опыт взаимодействия с вузом полезен, так как благодаря участию преподавателей вуза в работе на государственных выпускных экзаменах, их привлечению к чтению отдельных спецкурсов, повышению квалификации преподавателей педучилища в вузе, повысился научно-методический уровень учебного процесса. С другой стороны, удается сохранить формы и методы преподавания, традиционные для педучилищ, дающие высокий уровень профессиональной и практической подготовки выпускников, и все больше внедрять методы преподавания высшей школы.

Сегодня разработаны и реализуются сквозные учебные планы по следующим специальностям:

- педагогика и методика начального образования;

- педагогика и методика дошкольного образования;

- математика;

- история;

- русский язык и литература;

- иностранный язык (английский и немецкий).

Налажена постоянно действующая система повышения квалификации преподавателей колледжей (училищ) в педагогическом университете. Основными формами повышения квалификации являются: стажировка на кафедре университета, совместная научно-методическая работа с преподавателем университета, участие в научно-методических конференциях и семинарах, проводимых в университете. Преподаватели колледжей обучаются в аспирантуре, являются соискателями ученых степеней при кафедрах университета. В педагогических лицеях созданы кафедры, которыми руководят ведущие профессора БГПУ и БиГПУ. Среди них доктора наук, профессора О.М. Краснорядцева, В.Е. Клочко, А.Н. Орлов и другие.

В 2000 году всего принято на второй или третий курс БГПУ 66 выпускников педколледжей и педучилищ. Кроме того, принято на заочное отделение 313 выпускников, в том числе и на договорной основе (из Каменского педучилища - 51, из Славгородского педколледжа - 83). Этот опыт может оказаться особенно полезным для подготовки учителей для сельской школы. Педучилища и педколледжи (особенно Каменское и Славгородское) более приближены к сельской местности, и обучение по схеме "педучилище + три года педвуза" может для значительной части сельской молодежи оказаться наиболее оптимальным вариантом. Выпускники колледжей, имея диплом о среднем профессиональном образовании, сохраняют право и возможность завершить высшее образование в сокращенные сроки. Это способствует социальной защищенности и конкурентоспособности на рынке педагогического труда.

Внедрение нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования обозначило ряд новых проблем: стандарты, в особенности стандарты многоуровневого образования, предполагают фундаментализацию образования, исходя из идеологии получения профессиональной подготовки на базе имеющегося образования, то есть профессиональная технологическая операционально-деятельностная подготовка смещается на более поздний период обучения, что затрудняет реализацию в рамках трехгодичной подготовки в педагогическом колледже выделенной части вузовской образовательной программы без продления общих сроков обучения либо без отказа от традиционно основательной технологической профессиональной подготовки в колледже. Для реализации части вузовских образовательных программ в колледжах требуется значительное повышение квалификации их преподавательского состава.

В рамках совместной деятельности БГПУ активно использует и свои международные связи, в частности, модераторский центр. Это два направления повышения квалификации: учителей немецкого языка; руководителей образования.

В настоящее время мы перешли на новый, более высокий уровень интеграции - Алтайский университетский школьно-педагогический учебный округ [3]. Необходимость подобного шага связана, с одной стороны, с естественным развитием УНПК, а, с другой стороны, с созданием УНПК при Бийском пединституте (теперь университете) и при Барнаульском педколледже © 1. К этому нас обязывает и решение выездной коллегии Минобразования РФ © 10/3 от 27.04.99 г.

Университетский региональный округ - это:

·     форма объединения учебных заведений вокруг ведущего университета региона;

·     государственно-общественный орган, осуществляющий взаимодействие со всеми заинтересованными организациями;

·     адекватная современному этапу научно-технического прогресса форма повышения интеллектуального потенциала самого образования;

·     региональная информационно-образовательная среда, интегрирующая информационные и коммуникативные ресурсы и технологии ассоциированных учебных заведений [4, 5].

Идея университетских округов не нова для России - достаточно вспомнить <Устав учебных заведений, подведомственных университетам> 1804 года, ставший организационной основой для образовательной реформы начала XIX века, разработанной М.М. Сперанским. Тогда были созданы шесть университетских округов во главе с Московским и вновь открытыми университетами в Казани, Харькове, Тарту, Вильнюсе, Главным педагогическим институтом в Санкт-Петербурге.

В АУШПУО образован научно-образовательный центр по историческому краеведению в составе исторического факультета и лаборатории исторического краеведения БГПУ, АКИПКРО, БВПК и Алтайского краевого педагогического лицея. Идет совместная разработка и издание учебно-методических комплектов по предметам регионального компонента образования.

На базе БГПУ успешно повышают свою научную квалификацию работники организаций, входящих в АУШПУО. За последние 5 лет защитили кандидатские диссертации 13 соискателей (аспирантов) из БиГПУ, АКИПКРО, БВПК и один практический работник образования. Ежегодно свыше 200 человек сдают кандидатские экзамены, что также является формой повышения квалификации.

Таким образом, сложилась следующая схема:

 

ДОУ

 

школа,

лицей,

гимназия

 

педагогический колледж,

училище

 

Барнаульский,

Бийский

педуниверситеты

 

АКИПКРО, ФПК и ППРО

БГПУ

Мы полагаем, что важным является проект создания на базе библиотеки Барнаульского госпедуниверситета научно-педагогической библиотеки АУШПУО. Библиотека БГПУ является наиболее укомплектованной (в области педагогических и психологических наук) библиотекой края, здесь внедрена в практику компьютерная обработка основных фондов, но и она не располагает возможностями приобретать всю необходимую литературу. Оказание помощи библиотеке, ее дополнительное частичное финансирование, позволит обеспечить информацией, в том числе электронной базой данных, и библиотечными услугами работников АУШПУО.

В настоящее время актуальной является программа информатизации сельской школы Алтайского края. Имеется большой опыт совместной работы с АКИПКРО  по организации работы региональной образовательной сети РОСА. Заключен договор в рамках АУШПУО о расширении работ в этом направлении, в нем нашли свое отражение как вопросы создания кабинетов информатизации и вычислительной техники в сельской школе, так и развития компьютерных сетей. В ближайшее время в университете будет дополнительно смонтирован класс (точка) на 10 рабочих мест открытого доступа в Internet совместно с программой "Проект Гармония", что расширит наши возможности по предоставлению услуг школьникам и учителям края. Математический факультет  три года ежемесячно проводит семинар для учителей края по информационным и коммуникационным технологиям в образовании. В течение уже двух лет БГПУ совместно с комитетом администрации Алтайского края по образованию проводят летние краевые школы по математике и информатике.

Чрезвычайно актуальным является вопрос о мониторинге качества образования, который поручено Советом ректоров Алтайского края осуществлять БГПУ. Мы располагаем региональным филиалом Федерального центра тестирования при университете. Подписан договор о создании независимого центра оценки качества образования учащихся общеобразовательных школ на территории края между комитетом администрации Алтайского края по образованию, БГПУ и АКИПКРО с участием представителей АГУ. Уже три года мы проводится вузовское и аттестационное тестирование. Накоплен определенный опыт. На основании проведения контрольных срезов знаний в четырех районах края составлена карта качества образования края. Настало время объединить наши усилия в этом направлении, создать постоянно действующие филиалы в Бийске, Славгороде и Камне-на-Оби, тем более, что опыт совместной работы имеется.

В настоящее время решается вопрос совместного достраивания малосемейного общежития для обеспечения жильем работников АУШПУО.

Поступило предложение немецких коллег Земли Северный Рейн-Вестфалия о создании в Барнауле центра профессиональной подготовки молодежи, который они собираются укомплектовать станочным оборудованием.

Определенным итогом совместной работы в рамках АУШПУО (УНПК) могут являться результаты вузовского тестирования. Выпускники школ Алтая по основным дисциплинам школьной программы получают либо более высокий балл, чем в среднем по России, либо ему равный.

Результатами деятельности АУШПУО можно отметить следующее:

1.               В крае сложилась новая система координирования управления образованием, учебных заведений разного уровня от школы до вуза по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

2.               Сформировались новые отношения между школой, учебными заведениями среднего и высшего педагогического образования, позволяющие на качественно более высоком уровне организовать учебный процесс.

3.               Внедрена в практику совместная работа педучилищ (педколледжей) с вузами по подготовке кадров в сокращенные сроки на основе сопряженных учебных планов.

4.               Сложилась стройная система повышения квалификации научно-педагогических кадров, с использованием аспирантуры и соискательства вузов, ученых советов БГПУ.

5.               Наметилась тенденция к созданию совместных проектов (структур) всех участников АУШПУО.

В ноябре 1999 года в Париже проходила 30 сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО. В документе, подготовленном господином Контиро Мацуурой "ЮНЕСКО в ХХI веке" отмечен ряд проблем. <Среди них:

1.  Задача обеспечения непрерывности образования является в современном мире одной из наиболее актуальных, учитывая многообразие социальных, национальных, культурных, экономических условий, в которых функционирует и развивается система образования.

2.  Создание условий для непрерывности образования требует решения целого ряда задач, важнейшими из которых являются обеспечение доступности образования, создание стимулов для каждого человека к продолжению образования на протяжении всей жизни, а также:

·        преодоление разрывов и нестыковок между общим средним и профессиональным образованием;

·        устранение разрывов и тупиковых линий внутри системы профессионального образования;

·        сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в условиях и качестве предоставляемых услуг>.

Эта цитата показывает, что и на уровне ЮНЕСКО признаются актуальными те проблемы, которые мы сегодня обсуждаем и решаем.

Библиографический  список

1. Создание учебно-научно-педагогического комплекса Алтайского края / Под ред. Т.И. Шамовой. М.-Барнаул, 1988.

2. Гончаров В.Н., Колтунова В.И., Лопаткин В.М. и др. Организационно-педагогические основы функционирования учебно-научно-педагогического комплекса Алтайского края в режиме развития: Сб. научн. трудов. М.-Барнаул, 1993.

3. Лопаткин В.М., Зырянов Г.П. Алтайский университетский школьно-педагогический округ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.

4. Лопаткин В.М. Процессы интеграции региональных систем // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.Г. Ворова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999

5. Бордовский Г.А., Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы (РГПУ им. А.И. Герцена) // Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование. М., 1999.