Зибров

Алексей

Александрович

- ассистент кафедры теоретической и прикладной психологии БиГПУ, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии

Зиброва

Ольга

Владимировна

- ассистент кафедры теоретической и прикладной психологии БиГПУ

перспективы  использования

Концепции

многомерно-функционального

анализа  свойств  личности

в  организации

учебно-воспитательного  процесса

Еще в 60-е годы Л.И. Божович подчеркивала особую значимость разработки психологических основ научной организации воспитательного процесса, позволяющих добиться полноценного формирования личности ребенка и предупреждающих появление тех или иных отрицательных черт и качеств личности. Уже в те годы в психологической науке сложилось представление о том, что личность - это единое целое, где каждое качество неразрывно связано с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Однако в период постановки данной проблемы категория целостности еще не могла быть эффективно использована в связи с недостаточностью ее методологической проработки применительно к вопросам индивидуальных различий и проблеме активного и целенаправленного формирования личности. С другой стороны, как раз в тот период в области отечественной психофизиологии появляются исследования, которые в дальнейшем легли в основу разработки целостных системно-функциональных подходов к изучению личности и индивидуальности. В первую очередь, это связано с именами П.К. Анохина и В.Д. Небылицына.

Одним из таких подходов является концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым. Фундаментальные положения данной концепции были заложены в трудах В.Д. Небылицына, который предполагал, что среди множества частных парциальных физиологических и психологических характеристик человека возможно выделить наиболее обобщенные интегральные переменные, которые, в свою очередь, могут явиться наиболее общими основаниями его индивидуальности. К нейрофизиологическим основаниям относятся свойства регуляторного комплекса мозговых структур, и общеличностными интегральными образованиями являются континуумы активности и саморегуляции. Еще одним системообразующим фактором, определяющим индивидуально- и социально-психологические особенности личности, является направленность, что подтверждается исследованиями Э.А. Голубевой, Б.Ф. Ломова, Н.И. Рейнвальд, В.В. Шороховой и др. Основное положение концепции многомерно-функциональной организации свойств личности заключается в том, что любое свойство личности включает в

себя по меньшей мере операционально-динамический, регуляторно-волевой, эмоционально-оценочный компоненты - так называемые инструментально-стилевые характеристики, а также когнитивно-познавательный, мотивационно-смысловой, продуктивно-результативный - содержательно-смысловые характеристики. Именно через эти компоненты возможен выход на качественную и количественную оценку интегральных переменных: активности, направленности, саморегуляции. Изучение этих составляющих в их синтезе позволяет целостно взглянуть на личностное свойство, более конкретно говорить о психологических механизмах его реализации в поведении и деятельности.

Еще одним немаловажным аспектом многомерного целостно-функционального анализа является его ориентированность на основные базовые свойства личности. На самом деле количество личностных свойств и качеств очень велико, и охватить их все в реальной педагогической практике просто невозможно. В связи с этим возникает необходимость вычленения таких свойств личности, которые носят фундаментальный характер и являются своего рода основой для формирования других, более частных свойств и качеств. Отметим, что в отечественной психологии существует несколько подходов к выделению основных свойств личности. По мнению Н.И. Рейнвальд, основными свойствами личности являются: коллективизм, трудолюбие, любознательность, организованность, эстетическое развитие [1]. К.А. Абульханова-Славская выделяет инициативность и ответственность, которые, соответственно, более полно характеризуют активность и саморегуляцию личности [2].

В рамках многомерно-функционального подхода критерием для выделения базовых свойств личности является концепция <наиболее общих оснований индивидуальности>. Иными словами, интегральные переменные так или иначе концентрируют вокруг себя определенные свойства личности. Таким образом, возможно говорить о существовании трех групп базовых свойств, наиболее полно выражающих целостную сущность личности. А.И. Крупнов отмечает: <Так, например, континуум активности может быть охарактеризован такими базовыми свойствами личности, как инициативность, любознательность, трудолюбие и т.д.; континуум саморегуляции - свойствами: целеустремленность, ответственность, организованность; континуум направленности - свойствами: коллективизм, альтруизм, общительность> [3].

Кроме того, базовые свойства личности характеризуют ее активность в различных сферах жизнедеятельности, и их развитие так или иначе определяет психологическую структуру различных действий человека (моторных, волевых, интеллектуальных, действий общения) [4]. Например, имеется целый ряд исследований любознательности как базового свойства личности, характеризующего активность индивида в интеллектуально-познавательной сфере (С.И. Кудинов, Т.А. Гусева и др.) [5, 6]. Сформированность данного свойства и соответствующая его направленность существенно влияют на успешность в учебной деятельности. Изучение ряда свойств может более полно и целостно охарактеризовать компетентность личности в сфере общения.

Попытаемся очертить область применения, основные направления и преимущества использования многомерно-функционального анализа в практике учебно-воспитательной работы.

1. Воспитание как специально организованная деятельность предполагает наличие определенной программы, осознанной цели, применение специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности (в частности, те ее положения, которые касаются выделения фундаментальных базовых свойств личности) может явиться серьезной, научно обоснованной теоретической и методологической основой той или иной воспитательной программы. Как уже было отмечено, формирование базовых свойств обеспечивает развитие личности в целом, поскольку сами эти свойства являются и средством, и своего рода механизмом развития других, более частных черт и качеств личности. Таким образом, целью такой воспитательной программы будет развитие конкретного <набора> базовых личностных свойств. Стоит отметить, что подобные ориентиры были заложены еще в трудах А.С. Макаренко. Критикуя абстрактные формулировки целей воспитания, он писал: <Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук> [7; 4-6]. И далее: <...Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности... Я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться... Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, <стандартная>, и индивидуальный корректив к ней> [7; 9-10].

2. А.С. Макаренко также говорил о том, что перед педагогом не должен возникать вопрос, должен ли воспитанник быть смелым, мужественным, трудолюбивым. Конечно же, необходимо воспитывать все эти качества. Однако в отдельных видах деятельности некоторые личностные свойства приобретают особую значимость. Например, сформированность таких качеств, как общительность, коллективизм, безусловно, является существенным компонентом успешной деятельности людей в профессиях типа <человек-человек>. Конечно, развитие любознательности, трудолюбия, ответственности, инициативности плодотворно сказывается на учебной деятельности.

3. <Свойства личности складываются и закрепляются в повторно осуществляемой деятельности человека как предрасположения к соответствующим действиям, другими словами - как социальные установки, ценностные ориентации> [1]. Действительно, согласно концепции многомерно-функциональной организации свойств личности в центре любого свойства лежит стремление. Это открывает большие перспективы с точки зрения организации коррекционно-развивающей работы. Многомерно-функциональный анализ позволяет не только выявить индивидуальную структуру того или иного свойства, но и наметить конкретные пути и методы коррекции его развития.

4. Несомненным преимуществом использования данного подхода в педагогической практике является тот факт, что по этому направлению существует достаточно исследований теоретического, прикладного и практического характера. Широко изучены такие свойства личности, как любознательность, инициативность, ответственность, общительность и др. Выявлены соотношения этих свойств со свойствами темперамента, их стилевые характеристики, соотношения свойств между собой (А.И. Крупнов, Н.Ф. Шляхта). Исследованы возрастные, полоролевые, национально-этнические особенности некоторых свойств (С.И. Кудинов, И.Б. Кудинова). Авторами данной статьи предпринята попытка создания комплексной программы развития личности детей и подростков в условиях временного детского коллектива [8].

Таким образом, на сегодняшний день в распоряжении педагогов и психологов имеется основательно проработанный теоретический и хорошо зарекомендовавший себя на практике подход, который может явиться научной базой организации учебно-воспитательного процесса и решить ряд других немаловажных проблем в области педагогической деятельности.

Библиографический  список

1. Рейнвальд Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. научн. трудов. М., 1988. С. 20-21.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1988. С. 28.

3. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств// Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. научн. трудов. М, 1988. C. 30.

4. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. М, 1990. С. 5-10.

5. Кудинов С.И. Психологическая природа любознательности старшеклассников. Г-Алтайск, 1996.

6. Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Бийск, 2000.

7. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М., 1966.

8. Левина Л.А., Зибров А.А., Зиброва О.В. Лето в загородном лагере: проблемы оздоровления и развития личности детей и подростков. Бийск, 2000.