Ростовцев Альберт Николаевич - кандидат технических наук. профессор, академик РНА, проректор по научно-исследовательской работе НГПИ, заведующий кафедрой материаловедения и основ производства. Научные интересы: материаловедение; теория и методика преподавания технологии и профессионального образования. Опубликовал более 150 научных работ, в том числе учебники и два учебных пособия для студентов технолого-экономического факультета, 6 государственных программ по ТКМ, техническому творчеству, книги для учителя; отмечен серебряной медалью ВДНХ Симонова Ирина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры информационно-вычислительной техники РГПУ г. Санкт-Петербурга. Научные интересы: педагогика средней и высшей школы, новые педагогические технологии. Опубликовала более 50 работ |
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА С начала 90-х годов в учебную и научную деятельность внедряются сетевые технологии. Сегодня большинство преподавателей высшей школы активно используют электронную почту для обмена информацией со своими коллегами. Постепенно расширяется сфера использования глобальной сети Internet в образовании в целом. Большое внимание уделяется техническому развитию сети [1]. На наш взгляд, необходимо предвидеть не только компьютерные изменения, изменения в культуре, образовании общества ближайшего будущего. В этой связи мы выделили три направления исследований: теоретическое, связанное с вопросами переработки больших объемов информации человеком; дидактическое, рассматривающее вопросы методики освоения информационных технологий; организационное, обеспечивающее осуществление обмена информацией между участниками образовательного процесса. Выделим основные моменты в каждом из направлений. Закономерности переработки информации человеком, установленные наукой Социологи утверждают, что информационное общество базируется на интеллекте, информации и интересе, то есть желании применить интеллект и информацию для определенных личных или общественных целей. Быстрое развитие сети Internet и связанных с нею технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой информации и важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур современного общества. Это, в свою очередь, предполагает овладение членами общества основными умениями и навыками эффективного поиска информации в недрах огромных информационных блоков, находящихся в слабоструктурированной сети. Отметим, что исследования в этом направлении ведутся довольно давно представителями школы Г. Саймона, изучающими человеческие эвристики, возникающие при решении проблем, человеческую систему переработки информации, характеристики кратковременной памяти, обмен информацией между кратковременной и долговременной памятью [2]. |
Привычной стратегией человека при столкновении с большими массивами информации является построение иерархии данных, также используется иерархия критериев. Последовательность действий такова: выделить группы близких критериев; определить понятия, основные для этих групп; построить иерархию классификации. Как известно, использование иерархии решений, разбиение на группы, является одной из наиболее распространенных человеческих эвристик [3]. Основная причина такого поведения состоит в ограниченной емкости кратковременной памяти. При решении повторяющихся задач опытные эксперты используют уже имеющиеся в долговременной памяти структурные единицы информации. Их одновременно используемое число ограничено возможностями человеческой системы переработки информации. Однако сами блоки могу быть большими [4]. Тем не менее при решении слабоструктурированных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на неявных знаниях, ассоциациях, позволяют ему решать проблемы на хорошем уровне, хотя представить свои знания в виде четких правил эксперты могут не всегда. Знания, полученные с помощью машин, непосредственно влияют на принятие решений человеком. Действительно, легкость доступа к информации с помощью компьютера не равносильна легкости принятия решений.
Можно привести такой пример: психологические исследования в США, проведенные после аварии на атомной станции в 1979 году, показали, что основной причиной, по которой операторы ЭВМ приняли неправильное решение ( на психологическом уровне) для предотвращения аварии, был избыток информации, полученной с помощью ЭВМ.
Проблема избытка информации существует и у школьников, следовательно, огромный поток информации - не только положительный, но и отрицательный фактор.
Остановимся на проблеме отчуждения знаний. Человек ближе воспринимает те знания, которые он получает на практике. Проблема возникает из того, что знания, получаемые с помощью ЭВМ, используют данные наборы правил вывода, отчужденные от человека в силу несопоставимости быстродействия компьютера и переработки информации человеком. Это связано с размерами массивов информации, перерабатываемой человеком и ЭВМ. Возникает проблема истинности знаний, полученных с помощью машины: несмотря на то, что объективность знаний высока, истинность непроверяема, следовательно, эти знания не становятся лично значимыми для человека.
Социологические закономерности внедрения информационных технологий
С конца 60-х - начала 70-х годов в мире формируется новый массовый тип работника с высоким уровнем личностного возвышения, значительным творческим и культурным потенциалом, способностью и потребностью постоянно учиться, причем труд оказывается средством самореализации. Характерной чертой 90-х годов становится система компьютерного <надомничества>, что способствует децентрализации производства.
Эти тенденции классифицировал О. Тоффлер [5] и выделил основные направления:
демассификация производства или его децентрализация;
разобщение людей;
индивидуализация, или перенос многих производственных и контрольных функций на отдельного человека;
плюрализация, возрастание числа замкнутых групп, причем эти группы, как правило, отличает высокая степень независимости от давления социальных норм, большая, чем у отдельного индивида. Эту тенденцию отмечает и социолог Т. Заславская.
Происходит изменение в функциях работника массового производства в связи с появлением компьютеров. Они используются для выяснения цели труда и способов его осуществления (знакомство с чертежами, планирование), подготовки к осуществлению технологического процесса (подготовка предметов труда), целесообразной деятельности по видоизменению предметов труда, передвижению изделия между операциями. Надзор за орудиями труда, контроль за исправностью, настройка, устранение неполадок также часто осуществляется с использованием компьютеров. С другой стороны, спрос на образование, как по своему объему, так и по структуре, определяется не только требованиями производства с ориентацией на узкую специализацию, но и склонностью значительной части молодежи к гуманитарному образованию или к общепрофессиональной подготовке. Это подтверждается тенденцией роста количества учащихся (10% в год) в негосударственных высших учебных заведениях именно гуманитарных и социально-экономических специальностей.
Закономерности формирования знаний учащихся в условиях широкого
информационного пространства
В большинстве источников находит подтверждение тот факт, что широкое использование компьютерных средств и наличие открытого информационного пространства способствуют: умственному развитию учащихся, познавательной и творческой активности учащихся и педагога, эстетическому воспитанию, формированию научного мировоззрения с помощью использования различных компьютерных моделей, развитию алгоритмической и вычислительной культуры.
Отметим, что остается нерешенной проблема (больше в практическом аспекте, чем в теоретическом) преобладания в школе задач мыслительного типа, поэтому знания часто имеют формальный характер, в то время как необходимо расширять спектр практических задач, чтобы обучаемый мог видеть результат собственной деятельности. Реальными возможностями для применения учащимися полученных знаний располагает предметная область <Технология> в тесной связи с курсом информатики.
Проблемой является и то, что компьютер как олицетворение рационального, чисто логического и в связи с этим достаточно примитивного мышления может привести к тому, что человечество лишится возможности решать сложные задачи, для которых необходимы методы, основанные на глубинной интуиции и тех способностях, которые не поддаются формализации. Компьютер может лишить человека способности к творчеству и привести к тому, что мы начинаем все больше замыкаться в компьютеризованной технике.
Организационные проблемы становления открытого информационного пространства
Наши исследования показывают, что в настоящее время происходит параллельная деятельность в организации такого пространства. Появление каких-либо технических новшеств только тогда адаптируется педагогическим сообществом, когда становится понятно, как это новшество можно использовать в реальном учебном процессе уже сегодня.
Нам видится следующая структура дидактического информационного пространства на сегодняшнем этапе развития. Первоначально созданные школьные узлы с выходом в Internet способствуют выявлению информационных потребностей педагогов и учащихся, дают возможность как отдельному учащемуся или педагогу продемонстрировать свои интересы, так и коллективу школы выйти в открытое информационное пространство. Образовательные серверы районов и городов систематизируют отдельные страницы, включают их в тематические блоки и способствуют осуществлению взаимодействия. Крайне важен аспект поиска партнера для общения по интересам или для решения крупной задачи, проблемы. В этом случае мы считаем, что необходимо использовать накопленный опыт общения между вузовскими преподавателями и через аспирантов, студентов распространять свои идеи, задачи, проблемы в рамках виртуальных семинаров или других развитых форм общения в сети. Личностный фактор (как показывает опыт выполнения совместных проектов) в этом случае имеет, как и прежде, ведущую роль. Нами подготовлена техническая и частично методическая база для осуществления первых шагов в таком пространстве, включающая 10 школ одного района г. Санкт-Петербурга [7], учебного компьютерного видеоцентра, группы преподавателей Санкт-Петербургского педагогического университета и Новокузнецкого педагогического института.
Библиографический список
1. Интернет, общество, личность (ИОЛ): Тезисы докладов конференции. С-Пб., 1-5 февраля 1999.
2. Клацки Р. Память человека, структуры, процессы. М.: Мир, 1979. 319 с.
3. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. 199 с.
4. Ларичев О.И., Мечитов А.Ц, Мошкович Е.М., Фуремс Е.М. Выявление экспертных знаний (процедуры и реализация). М.: Наука, 1989. 128 с.
5. Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. 1987. © 5.
б. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческий фактор в вычислительных и информационных системах. М.: Мир, 1989.
7. Волкова И.В., Симонова И.В. Опыт организации работы с Internet в рамках района / Тез. док. на Всероссийской научно-методической конференции "Интернет и современное общество", 7-11 декабря 1998.