Сычев Игорь Анатольевич - преподаватель информатики Регионального центра непрерывного образования БиГПУ Трубников Владимир Евгеньевич - кандидат педагогических наук, директор Регионального центра непрерывного образования БиГПУ |
Использование творческихпроектов в преподавании курса информатики Вхождение общества в постиндустриальную фазу своего развития сопровождается разработкой и внедрением новых технологий в сфере производства и услуг. В большей части в данных технологиях в той или иной мере используется электронно-вычислительная техника как средство получения, переработки и хранения информации. Имеющие в наличии совершенные технологии производства, естественно, находятся вне конкуренции, то есть тот, кто в состоянии оперативно и качественно воспользоваться информацией в своих целях, находится в выигрышной ситуации. Сами информационные технологии испытывают настоящий бум: по данным С.В. Симонович <один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов, протоколов> [1; 8]. Работать с данными технологиями могут соответствующим образом подготовленные высококвалифицированные специалисты, обучение которых возможно осуществлять при наличии совершенных образовательных технологий, более того, они должны обладать определенными личностными качествами, умениями и способностями: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; - грамотно работать с информацией; - работать сообща (в команде) в разных областях, в различных ситуациях; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таким образом, подготовка специалистов не может основываться только на традиционных подходах. По мнению таких педагогов, как Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров <стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик-учебник-учитель> [2; 9]. |
Опираясь на данную парадигму, образовательный процесс необходимо строить, используя новые педагогические и информационные технологии, где преподаватель должен выступать в роли консультанта, помощника, осуществлять контроль в процессе обучения, предоставляя максимальные возможности для самостоятельной, творческой работы учащихся. Эффективными мы считаем такие педагогические технологии, как:
- <обучение в сотрудничестве>;
- метод проектов.
Метод проектов возник в двадцатые годы в США, он связан с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика. Суть метода - стимулировать интерес учащихся к обучению через проектную деятельность, показать практическое применение приобретенных в процессе обучения знаний. В США, Великобритании, Бельгии и ряде других стран этот метод приобрел достаточно широкое распространение. Но в России в 30-е годы внедрение метода проектов потерпело неудачу.
В настоящее время метод проектов в различных модификациях находит свое применение в отечественной школе. В Новокузнецком педагогическом институте действует федеральная экспериментальная площадка по внедрению образовательной области <Технология>. В осуществлении этой программы (под руководством А.Н. Ростовцева) задействованы целые классы и школы, в учебном процессе которых успешно внедряется метод проектов. Положительные результаты есть в Новосибирском и Иркутском педагогических университетах. Большой вклад в продвижение метода проектов в российской школе внес В.Д. Симоненко, это нашло отражение в научной работе <Методика обучения Технологии> [3]. В Бийском государственном педагогическом институте <художественно-проектной деятельностью студентов педвузов в условиях дизайн-групп> успешно занимается С.Г. Пищев [4]. Внедрение метода проектов в организацию учебного процесса в Региональном центре непрерывного образования БиГПИ получило положительное отражение. При организации самостоятельной работы учащихся в рамках курса <Пользователь персонального компьютера> используется метод творческих проектов с элементами технологии <обучение в сотрудничестве>. <Обучение в сотрудничестве> - обучение в малых группах - используется в педагогике довольно давно, существуют различные варианты этого метода [2; 20-27].
Подавляющее большинство исследований эффективности разных форм организации учебного процесса свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса сотрудничества на деятельность его участников. Как утверждает И.А. Зимняя, <это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал> [5; 409].
Продемонстрируем применение метода проектов на примере обучения слушателей работе на персональном компьютере. По дисциплине <Пользователи ПК> учащиеся выполняют два проекта:
1. Верстка журнала (газетных листков) в Microsoft Word 97.
2. Создание слайд-фильма (презентации) в Microsoft Power Point 97.
Перед началом работы над проектами учащимся дается общая ориентировка: цели и задачи работы, какие программные средства можно использовать для выполнения проектов, определяется время на выполнение работы (обычно 4 - 6 занятий). Преподаватель демонстрирует лучшие проекты учащихся других групп, показывая итог работы, с целью дополнительно заинтересовать учащихся. При выполнении проекта в Microsoft Word 97 преподаватель ставит задачу - по возможности использовать все элементы оформления текстовых документов, знакомые учащимся: различные шрифты, списки, специальные символы, колонтитулы, сноски, буквицы, границы и заливку, рисование в Word, расположение текста в несколько колонок, вставку таблиц, рисунков, объектов WordArt. Преподаватель рекомендует обращать внимание на профессиональное оформление газет и журналов, что развивает художественное творчество у учащихся.
Затем в соответствии с методикой <обучение в сотрудничестве> формируются малые группы (микрогруппы) по два-три человека. Малые группы комплектуются с учетом индивидуальных и психологических особенностей, пожеланий учащихся. В составе каждой микрогруппы должны быть как слабые, так и сильные учащиеся, чтобы в процессе работы над проектом сильные учащиеся помогали слабым. Поощряется общение в микрогруппах. Таким образом, часть вопросов и проблем при работе над проектом решается без преподавателя. У преподавателя появляется возможность работать с отстающими.
Темы проектов определяют сами учащиеся. Как правило, при выборе темы учащиеся ориентируются на собственные интересы, увлечения, что стимулирует творческое мышление, воображение. При выборе тем проектов в детских группах углубляются межпредметные связи, некоторые темы проектов имеют дополнительный воспитательный эффект (например, журнал о вреде курения - <Наследство Жана Нико> выполнили: Ксения В. и Маша Л.). Материал для проекта - текст, иллюстрации учащиеся подбирают самостоятельно с таким условием, чтобы общий объем работы не превышал 3-4-х печатных страницы формата А4. При подборе материала учащиеся используют библиотеку рисунков ClipArt. Рисунки или фотографии, которые нашли сами учащиеся, сканируются и обрабатываются в электронном виде. Текст журнала или газетных листков предполагается набрать на компьютере, это развивает у учащихся навыки работы с клавиатурой.
Учащиеся в микрогруппах составляют план работы над проектом и распределяют (самостоятельно, без вмешательства преподавателя) обязанности (роли). Распределение ролей происходит в форме игры. Например, при выполнении верстки журнала могут быть роли: редактор, корректор, художник. Редактор может координировать работу корректора и художника, но каждый учащийся получает свою часть работы. Результат - общий и зависит от каждого члена микрогруппы, поэтому все вопросы решаются сообща, и, как правило, никаких конфликтов в микрогруппе не возникает. Общность цели повышает мотивацию к деятельности. Контроль за выполнением работы внутри группы осуществляют сами учащиеся, а преподаватель отслеживает работу в группах, приходит на помощь в затруднительных ситуациях, может высказать свое мнение, рекомендации (не готовое решение!). С другой стороны, если работа в микрогруппе явно <не клеится>, преподаватель сохраняет за собой право раздать учащимся индивидуальные задания и тем самым стимулировать их для дальнейшей работы над проектом. Преподаватель осуществляет также промежуточный контроль результатов.
По завершении работы производится защита проектов. Каждый учащийся в микрогруппе должен владеть всем учебным материалом по теме, уметь объяснить не только свою часть работы, но и то, что делали другие члены группы. Во время защиты учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения (даже если она не совпадает с точкой зрения преподавателя), аргументированно объяснять свои действия.
Конечная оценка работ осуществляется учащимися по окончании защиты. Результаты работы - журналы (или газетные листки) распечатываются на бумаге и раздаются учащимся. Учащиеся просматривают проекты, отбирают лучшие. Лучшие работы отмечаются дипломами, грамотами. Из лучших работ преподавателем организуется выставка проектов.
После защиты и просмотра работ проводится обсуждение, преподаватель отмечает успехи учащихся, причем обсуждаются не только проекты, но и организация работы в группах.
Работа над проектами стимулирует познавательную активность учащихся. Для успешного выполнения проектов необходимо знание не только компьютера и программного обеспечения, но и общее представление о теме проекта, что невозможно без привлечения дополнительной литературы. Например: проект <Записки сумасшедшего, или Кое-что о нашей жизни> (Анна В., Ира Д.) - содержит много интересного и познавательного материала по психологии общения, проект "Храмы древних аланов" (Женя К.) рассказывает об интересных архитектурных сооружениях, храмах аланов.
Следует отметить, что <в ситуации совместной работы с соучениками необходимо возникают и развиваются рефлексивные моменты деятельности, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки)> [5; 414]. Метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки культуры общения. На практике важно не только владеть знаниями и навыками в какой-либо предметной области, но и уметь попросить о помощи или дать консультацию. Обучение в сотрудничестве служит не только образовательным, но и воспитательным целям - вырабатывает у учащихся навыки взаимовыручки, сотрудничества. В результате улучшается психологический микроклимат в группе. Преподаватель выступает как консультант, высказывает свое мнение, что повышает доверие к преподавателю, делает более эффективным сотрудничество. Ошибка или незнание здесь не караются оценками, а устраняются в процессе активной творческой деятельности.
В конечном итоге учащиеся видят, где они могут применить навыки, полученные на занятиях по информатике в РЦНО, что подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор.
1. Симонович С.В. и др. Информатика: Учебник для вузов. Базовый курс. СПб: Изд-во <Питер>, 2000. 640с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 1999. 224 с.
3. Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПИ, 1998. 295 с.
4. Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: Автореф. дис. : канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 19 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.