Свиридов

Александр

Николаевич

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и педагогической технологий БГПУ

Модульная  технология

интеграционного  взаимодействия

специалистов  социального

воспитания

Модульный подход к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса довольно широко распространен в сфере образования. Среди разнообразных его вариантов привлекает внимание разработка технологии модульного подхода О.Н. Усановой, применяемая в образовательно-реабилитационной практике научно-практического центра <Коррекция> (г. Москва). Специфика работы реабилитационных заведений для детей актуализирует необходимость системно организовывать не только процесс обучения, но и обеспечивать процесс социализации. В связи с этим педагоги вынуждены планировать, осуществлять свою деятельность в двух одновременно существующих измерениях: в сфере лечебно-педагогического процесса и в сфере частично управляемого, стихийного по природе процесса социализации личности воспитанника.

В подобной ситуации специалисты коррекционно-образовательных учреждений осуществляют две социальные роли: педагог и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик и социальный педагог. Таким образом, специалист, выполняя узкопрофессиональные задачи, вынужден вступать в сферу социального взаимодействия не только с воспитанником, но и с его родителями, другими педагогами, работниками учреждения с целью создания комфортных условий для нормальной социализации воспитанника.

Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере социального воспитания возможно только при соблюдении трех условий:

-         интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;

-         координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;

-         повышении квалификации специалистов.

Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.

Модульная технология социального взаимодействия специалистов внедряется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) © 90 <Надежда> г. Барнаула. Здесь воспитываются дети дошкольного возраста из социально неблагополучных семей: опекунских, многодетных, малоимущих, неполных и др.

Почти половина детей имеет ту или иную степень ЗПР (задержки психического развития), все нуждаются в лечении. В ДОУ организован лечебно-оздоровительный процесс: имеются кабинеты фитотерапии, массажа, лечебной физкультуры, в которых работают врач-педиатр, психоневролог, диетсестра, медицинские сестры, а также педагоги изодеятельности, музыки, физкультуры, педагог-психолог, социальный педагог, логопед.

На первом этапе освоения модульной технологии взаимодействия специалисты ознакомились с теоретическими и методическими основами инновации в рамках постоянно действующего семинара, проводимого сотрудниками кафедры социальной и педагогической технологий Барнаульского государственного педагогического университета. Каждым специалистом была разработана структура, содержание, критерии результативности профессионально-значимого для него модуля. Например, педагог-психолог не только четко определил свой функционал как специалиста узкого профиля, но и выявил содержание поля совместной деятельности с каждым специалистом ДОУ с двух принципиальных позиций:

· конкретная помощь психолога специалисту по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;

· конкретная помощь специалиста ДОУ психологу по интеграции и координации социального взаимодействия в коллективах педагогов, воспитанников, родителей.

Выявленные таким способом формы, методы, объекты социального взаимодействия были проанализированы на заседании методического совета, что послужило основой для планирования текущей работы и перспективной деятельности. В планах работы каждого специалиста появился раздел: <Содержание деятельности модуля:>.

За время эксперимента по данной инновационной технологии в ДОУ © 90 <Надежда> сформировались и результативно действуют следующие модули:

· педагогический;

· психолого-педагогический;

· социально-педагогический;

· медико-социальный;

· модули творческой реабилитации.

Определив содержание, формы и методы совместной деятельности, специалисты ДОУ <Надежда> осознали уровень теоретической и технологической готовности к реализации генеральной цели данного учреждения - построение коррекционно-развивающей, социально-комфортной воспитательной среды.

Например, в педагогическом модуле, помимо выполнения государственных типов программ воспитания, в экспериментальной группе на основе совместной деятельности специалистов различного профиля организована работа коррекционно-развивающих зон: <Уголок психологической разгрузки>, <Валеологический корт>, <Площадка сказкотерапии>. При помощи психологов, медиков, педагогов дополнительного образования обеспечивается работа коррекционно-развивающих зон (уголков).

Педагоги выработали оригинальную модель паспорта каждого коррекционно-развивающего уголка. Паспорта отражают содержание работы модулей. В них есть страницы, освещающие педагогическое содержание, рекомендации по психологическим методам мотивирования детей, социально-педагогические материалы для родителей.

На основе модульной системы разработана и внедрена технологическая программа адаптации ребенка к условиям детского сада.

Дети в ДОУ приходят из семей с разной исходной социальной ситуацией развития. Положение осложняется тем, что в ДОУ ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых уже трудный жизненный опыт. Временным творческим коллективом из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям ДОУ.

Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме развития, проведение мероприятий педагогического мониторинга. Мониторинг - одна из форм совместной деятельности специалистов, которые по единой программе проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации полученных данных, консилиумы и педагогические советы.

Таким образом, модульная система позволяет реализовать на практике известный педагогический принцип - <единство требований к воспитаннику> в единой развивающей среде.

Ценность модульной технологии социального воспитания заключается еще и в том, что она имеет положительный потенциал трансформации социально-педагогического опыта. Систематически студенты математического факультета Барнаульского государственного педагогического университета знакомятся с практикой работы специалистов ДОУ и модульной технологией их взаимодействия.