Белорукова Елена Михайловна - учитель начальных классов гимназии © 42 г. Барнаула |
Из опыта проведениясамоанализа урока Всякая работа, претендующая на успешность, невозможна без последующего анализа, выявления просчетов и перспектив. В работе любого учителя, в том числе и учителя начальных классов, самоанализ урока должен занимать важное место. Вместе с тем учителя не всегда любят заниматься самоанализом, возможно потому, что не всегда знают, с чего начать. На мой взгляд, самоанализ, осуществляемый после проведения урока, должен быть тесно связан с замыслом урока, хотя и не дублировать его. Говоря о замысле, я имею в виду, в первую очередь, не план урока, а результат, к которому он должен привести. Это важно потому, что учитель, особенно работающий в системе развивающего обучения, в процессе урока может отойти от плана, перестраиваясь по ходу работы, в зависимости от ответов учащихся. А значит, готовя урок, учителю необходимо рассмотреть разные варианты развития урока, а в самоанализе представить и обосновать, почему он выбрал этот путь. Самоанализ должен начинаться с представления темы урока и основной цели, в которой обычно и фиксируется результат урока. Например, основную цель урока математики по теме "Выражения со скобками. Роль скобок в записи выражений" я определила как создание условий для самостоятельного открытия детьми способа нахождения значений выражений со скобками. Затем мне кажется необходимым показать место изучаемой темы в ряду других. Например, названная тема относится к разделу изучения действий курса математики 1 класса. В разделе это не первый урок, поэтому была возможность построить урок так, чтобы дети могли поднять и активизировать уже имеющуюся у них информацию, чтобы использовать ее для открытия нового знания в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Здесь же мне представляется возможным заявить о расхождении с программой, если такое расхождение имеется. Планируя данный урок, я увидела, что новая тема преподносится в учебнике практически в готовом виде на примере выражений, значения которых не меняются от того, есть там скобки или нет. Так как я работаю в системе развивающего обучения на основе деятельностного подхода, то для меня важным является построить работу на уроке так, чтобы у детей одновременно с получением полезной информации формировалась активная познавательная позиция - стремление к самостоятельному добыванию знаний. Именно поэтому я решила создать на уроке проблемную ситуацию, предложив детям найти значение такого выражения, ответ которого меняется в зависимости от наличия или отсутствия скобок. В процессе обсуждения проблемной ситуации дети должны были сами добыть новое знание. |
Обо всем этом необходимо говорить, анализируя урок.
Основная цель урока всегда реализуется через решение промежуточных задач. На данном уроке добиться цели я предполагала с помощью следующего:
1) самостоятельного определения детьми темы урока;
2) в процессе движения от незнания к знанию постановки с моей помощью цели урока;
3) планирования предстоящей деятельности;
4) обсуждения проблемной ситуации и открытия способа решения заданий нового вида;
5) использования открытого способа в решении практических задач.
Конкретной развивающей цели на данный урок я не ставила, так как класс работает в системе развивающего обучения, и поэтому весь урок был направлен на формирование у детей основ учебной деятельности.
Решение промежуточных задач находит отражение в логике урока, поэтому дальше нужно сказать о структуре урока.
Поскольку система Л.В. Занкова не предполагает особую типологию уроков, данный урок имел следующую структуру:
1) целеполагание;
2) планирование;
3) разминка и открытие способа нахождения значений выражений со скобками;
4) использование открытого способа в решении практических задач;
5) рефлексивно-оценочный этап.
Анализируя урок дальше, мне кажется логичным сказать о тех вариантах развития урока и формах работы, которые учитель продумал заранее.
Например, данный урок мог пойти следующими путями.
Первый: большинство ребят сразу же после самостоятельного обдумывания проблемы вышли бы на открытие способа. В этом случае нам осталось бы убедиться в его правильности, сформулировать алгоритм выполнения действий и начать использовать его в решении практических задач, для чего я и подготовила необходимое их количество.
Второй: если бы после самостоятельной работы способ не был открыт, то я предложила бы самим обсудить проблему в паре в процессе выполнения дополнительного задания. Если бы и это не помогло, то мы бы пошли по третьему пути - проанализировали несколько специальных заданий-помощников, являющихся ориентирами для выделения системы операций, составляющих содержание общего способа действий, в группе.
Строя урок таким образом, разрабатывая разные его варианты, я пыталась реализовать такие свойства системы Л.В. Занкова, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого отрезка учебного процесса от других, а также свойство коллизии - наличие проблемы, которую необходимо разрешить.
О программных требованиях к уроку также нужно сказать, что и было сделано чуть выше.
Эта часть самоанализа, на мой взгляд, может быть продумана заранее. А вот следующая часть, равнозначная первой, может быть сделана только после проделанной работы, так как в самоанализе необходимо выявить соответствие итогов урока поставленным целям.
Например, на данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Урок пошел по третьему пути. Для ребят оказалось достаточно трудным самостоятельно найти решение проблемы, однако в микрогруппе способ оказался открыт, что еще раз подтвердило преимущества групповой формы работы, которая предполагает больший психологический комфорт во время обсуждения проблемы со сверстниками без давления со стороны учителя.
Самоанализ урока будет не полон без учета своих ошибок и выводов на будущее.
Например, на данном уроке были несколько затянуты письменные виды работы. Это произошло из-за низкой скорости письма детей данного класса. В результате мы не успели выполнить несколько очень интересных и полезных заданий, направленных на отработку открытого способа.
Этот недостаток был мной учтен, и следующий урок по открытию способа сложения двузначных чисел прошел в более высоком темпе.
Таким образом, я считаю, что работа по самоанализу урока, несмотря на всю сложность, способствует повышению эффективности работы учителя.