Навстречу  юбилею -

70-летию со  дня  рождения

доктора  педагогических  наук,

профессора  БГПУ,

действительного  члена  МАНПО

Ивана Кирилловича Шалаева

Иван Кириллович Шалаев родился 5 февраля 1931 года в селе Маралиха Краснощековского района.

В 1950 году окончил Колыванстроевскую среднюю школу в Змеиногорском районе. Некоторое время выпускник провел в раздумьях: стать ли ему педагогом или посвятить себя музыке (у него был абсолютный музыкальный слух). Клавдия Васильевна Платонова - директор школы - при вручении аттестата зрелости заметила: "Будущему композитору". Выбор помог сделать школьный учитель математики П.П. Татарчук. По его рекомендации Иван поступил в Барнаульский государственный учительский институт, где на математические способности студента обратила внимание преподаватель Анфиса Петровна Ореховская. Успешно закончив физико-математическое отделение, в 1952 году Иван Кириллович начинает работать директором Верх-Слюдянской средней школы Усть-Калманского района (а завучем была К.В. Платонова). Он оказался в педагогическом коллективе самым младшим по возрасту (ему исполнилось 21 год), но самым старшим по должности. Здесь раскрывается причина возникновения МПЦУ (мотивационное программно-целевое управление).

В тридцать три года И.К. Шалаев становится заведующим Усть-Калманского районо (самым молодым в крае). В Усть-Калманке Иван Кириллович прожил более десяти лет.

Сельская жизнь закончилась в шестьдесят девятом. В этом году И.К. Шалаев становится директором 72-й средней школы г. Барнаула. Будучи директором школы, подготовил кандидатскую диссертацию. Затем он переходит на должность старшего преподавателя Алтайского государственного университета и вскоре защищает диссертацию. Получилось, что ни музыка, ни математика не стали главными в его судьбе, но таковой стала теория управления (МПЦУ).

В сентябре 1980 года Иван Кириллович приходит работать в Барнаульский государственный педагогический институт (сейчас БГПУ). С этого периода и до настоящего времени он успешно руководит кафедрой психологии управления. Он читает ведущий курс на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ведет практические и лабораторные занятия, руководит подготовкой выпускных, дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

И.К. Шалаев продуктивно занимается научными исследованиями в области повышения эффективности управленческого труда работников образования. Итог этих исследований отражен в докторской диссертации, защищенной в 1990 году. Разработанные И.К. Шалаевым теория и технология МПЦУ активно используются исследователями в различных регионах России в качестве методологического знания, а под непосредственным его научным руководством защищено свыше 25 кандидатских и докторских диссертаций. В настоящее время он руководит 3 докторантами, более 20 аспирантами и соискателями. Предложенная И.К. Шалаевым технология аттестации педагогических кадров не только широко используется в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Алтайский край), но и высоко оценена за рубежом (Германия). В рамках научного направления им опубликовано 130 научных работ, в том числе монографическое издание, 10 учебных пособий, часть из которых рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для системы повышения квалификации работников образования.

На основе авторского курса И.К. Шалаева "Психология управления" повысили свою квалификацию свыше 10000 научно-педагогических и руководящих работников Алтайского края.

Значителен вклад И.К. Шалаева в развитие науки и совершенствование управления образованием. Им создана и успешно реализована целевая специализированная программа "Совершенствование управления образованием в Алтайском крае на 1996-2000 годы". Поддерживая и развивая российско-германское сотрудничество и обеспечивая постоянное научное кураторство отделения модерации организаторов образования в российско-германском центре, И.К. Шалаев предложил интегративную педагогическую систему модерации, которая была внедрена в практику.

Самое активное участие принимал И.К. Шалаев в создании и последующей деятельности диссертационных советов: с 1992 г. он является председателем кандидатского, а с 1998 г. - докторского диссертационного совета при Барнаульском государственном педагогическом университете по специальностям 13.00.01 - общая педагогика и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Он является членом диссертационных советов (докторского и кандидатского) и других вузов. И.К. Шалаев успешно руководит в БГПУ деятельностью  научно-исследовательского  института  по  проблемам  управления  образованием.

За научные достижения И.К. Шалаеву была присуждена премия Алтайского края в области науки и техники за 1999 год. Он является действительным членом Российской академии информатизации образования, членом-корреспондентом Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы, председателем научного совета этой академии по сравнительной педагогике.

Иван Кириллович - требовательный, в то же время демократичный и заботливый в отношениях с людьми руководитель. Заслужил авторитет и уважение у профессорско-преподавательского коллектива вуза, студентов, общественности г. Барнаула, Алтайского края и многих регионов России.

Трудовая и общественная деятельность И.К. Шалаева отмечены многочисленными поощрениями и наградами. Ему присвоено в 1964 году почетное звание <Заслуженный учитель школы РСФСР>. Награжден значком <Отличник народного просвещения>, Почетным знаком <За активную работу в педагогическом обществе РСФСР>, медалью <За доблестный труд>, медалью <Ветеран труда>, значком <Отличник просвещения СССР> и другими.

От всей души поздравляем юбиляра - замечательного человека, настоящего Учителя и талантливого ученого!

В.М. Лопаткин,

П.К. Одинцов,

Г.А. Калачев