Турченко

Владимир

Николаевич

- доктор философских наук,

профессор,

действительный член МПА

Необходимость  радикально

нового  подхода  к  стратегии

развития  российской

системы  образования

Надежды гуманистов на просвещение как силу, способную обеспечить всеобщее благополучие, стали обретать во второй половине текущего столетия вполне реальные основания. Авторитетнейшие эксперты все чаще приходят к выводу о том, что именно в образовании можно найти ключ к разрешению всех глобальных проблем современности и предотвращению всемирной апокалипсической катастрофы. Объективным показателем его возрастающей значимости являются беспрецедентно высокие темпы роста в мире количества средних и высших учебных заведений, учащихся и преподавателей, финансовых затрат, получившие название <образовательного взрыва>.

Парадокс заключается в том, что ситуация в данной сфере характеризуется как непрерывно обостряющийся мировой кризис образования. Разрыв между стремительно растущими объективными требованиями общественного прогресса и фактическим уровнем <продукции> учебно-воспитательных учреждений вопреки экстраординарным усилиям правительств, корпораций, педагогов и ученых становится все большим. Системы образования нередко дисфункционируют, негативно влияя на экономику и культуру обществ. Объяснение недостатком выделяемых ресурсов может быть принято лишь отчасти. Глубинные причины образовательного кризиса (как доказывают профессионально честные исследователи) коренятся в кризисе мирового капитализма, в несовместимости рыночного фундаментализма с позитивным разрешением глобальных проблем современности. В частности, коммерциализация системы образования, сегрегация по имущественному, этническому и религиозному основаниям, культивирование в ней воинствующего индивидуализма неизбежно ведут к загниванию и деградации этой системы, а затем к деградации и разложению всего общества.

Положительными результатами образовательных реформ в России являются уменьшение бюрократической опеки над педагогами, расширение возможностей проявлять творческую инициативу, обеспечение вариативности и учета региональных особенностей. Однако некритическая ориентация либеральных реформаторов на западные образцы привела к заимствованию лишь самого худшего из зарубежного опыта - того, что обусловило там перманентный кризис, - при игнорировании лучшего. Так, в 90-е гг. во всем мире продолжался рост государственных и общих расходов на образование, а в России произошло катастрофическое (8-кратное) сокращение бюджетных затрат на эту сферу.

Тем не менее некоторые чиновники и ученые утверждают, что мировой кризис образования каким-то чудесным образом обошел нашу страну, переживающую тяжелейший системный кризис, как некую <землю обетованную>.Аргументируется это тем, что средняя школа в -основном  сохранила  свои  основные количественные характеристики,

что на международных олимпиадах наши школьники продолжают занимать призовые места, что количество вузов и число студентов в расчете на 10 тысяч населения даже увеличились за последние годы, а выпускники многих российских вузов пользуются большим спросом в странах Запада. Профессионализм многих авторов такого рода высказываний и приводимые ими факты не вызывают сомнения. Сомнительна интерпретация фактов, основанная на узко профессиональном и <ведомственном> подходе.

Необходимо, во-первых, учитывать, что проверка практикой эффективности системы образования происходит с временным лагом 10-15 лет. То есть сегодня мы пожинаем результаты ее работы в 60-80-х годах. Качество подготовки школьников и студентов 90-х годов вполне выявится лишь в течение 2010-2020 годов. Поэтому ссылки на некоторые относительно благополучные характеристики этой системы следует воспринимать с достаточной мерой осторожности и критичности.

Во-вторых, самое главное, что в стране за годы реформ произошло (как указывают независимые авторитетные эксперты) драматическое снижение общего уровня математической подготовки, резко снизилась грамотность выпускников средней школы. Подавляющее большинство из них поразительно невежественны в географии, истории, литературе. Следует низко поклониться тем педагогам, которые продолжают добросовестно и творчески работать, вопреки унизительно нищенским условиям своего бытия, вопреки дефициту учебников, технических средств, нередко в разрушающихся зданиях. В этом западные эксперты усматривают еще одно проявление <загадочной русской души>. Однако <чуда> не происходит: качество и обучения и воспитания подрастающего поколения в целом по России стремительно падает. Если в начале 60-х гг. эксперты ЮНЕСКО признавали систему образования в СССР лучшей в мире, то в 90-х гг. наша школа скатилась по уровню знаний и коэффициенту интеллектуального развития на срединное место в списке двадцати последних слаборазвитых стран.

В-третьих, воспитание, которое в русской, советской школе было с обучением всегда рядом, незыблемо и свято, ретивые реформаторы фактически отменили. Одно из следствий - стремительный рост преступности и других асоциальных форм поведения среди детей, подростков и молодежи, хотя ответственность за это, конечно, несут не только школа и педагоги. Тем не менее: <Многое упущено. Уходит поколение - вот что самое прискорбное>, - говорит -министр образования В.М. Филиппов.

В-четвертых, лучшие вузы страны, пополняемые в основном за счет немногих <элитарных> школ, фактически работают не столько на Россию, сколько на другие государства. Различные фонды типа соросовских скупают за бесценок <мозги> и нашу интеллектуальную продукцию, получая за это низкие поклоны и благодарность со стороны некоторых <интеллигентов> и чиновников. В России действуют многочисленные организации, которые создают свои учебные заведения, открыто и беспрепятственно воспитывают детей и молодежь (у которых <есть хоть капля еврейской крови>) в духе сионизма, расистской <богоизбранности> и преданности не России, а мировому кагалу и Израилю как <исторической родине>.

В-пятых, переориентация структуры подготовки кадров на рыночный спрос способствует трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений в условиях острейшего социально-экономического кризиса, но вместе с тем лишает Россию перспектив возрождения как великой державы. Кроме того, заимствование западной модели узкой специализации не соответствует реальным условиям нашей страны и ведет к потере общепризнанных преимуществ русской высшей школы.

В-шестых, система образования и наука в стране взаимозависимы, представляя как бы два сообщающихся сосуда. Деградация образования неминуемо повлечет деградацию науки. К предупреждению ведущих ученых РАН Н.А. Платэ, М.Л. Титаренко о том, что в России образование, так же как и наука, находится в катастрофическом положении и неуклонно приближается к критическому порогу, за которым следует полный коллапс с необратимым разрушением системы, необходимо отнестись с полной серьезностью.

Причины сложившейся ситуации коренятся не столько в чьих-то злонамеренных деяниях (что тоже, несомненно, имеет место), сколько в порочной методологии, которой пользуются ответственные за положение дел администраторы и ученые. Классический стиль научного мышления, сложившийся к концу XIX-началу XX века, обязывающий исследователя строго придерживаться рамок одной из конкретных наук и общепринятой парадигмы, максимально сужая предмет своего исследования, на современном этапе все чаще оказывается не только не эффективным, но и крайне опасным. Сказанные еще в начале 30-х гг. слова А. Уайтхеда о том, что глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф, в конце XX столетия приобрели чрезвычайно актуальное звучание. Изобретая все более эффективные методы освоения стремительно растущих объемов необходимой информации, ученые-педагоги не замечают фундаментальный факт: главный субъект образовательного процесса деградирует и исчезает физически. С 1992 года имеет место беспрецедентное явление - в условиях мирного времени население нашей страны (особенно русское) стало стремительно сокращаться. Причем, если общая численность россиян уменьшилась (с учетом компенсации за счет притоков беженцев) на 2%, то численность детей уменьшилась почти на 16%, то есть сокращалась в 8 раз быстрее. В начале второго десятилетия ХХI века прогнозируется двукратное уменьшение количества детей школьного возраста. Происходит резкое ухудшение и качественной стороны: в 1998 г. только 20% новорожденных были здоровыми, 44,2% - составили группу риска, 35,8% - родились больными, причем значительная часть из них с психическими отклонениями - в основном дети алкоголиков и наркоманов. Среди школьников младших классов здоровых детей оказывается только 10-12%, в средних - 8%, а в старших - всего 5%. Следовательно, здоровье подрастающего поколения в период школьного обучения не улучшается, а резко ухудшается, что обязывает при всех прочих, пусть даже самых высоких достижениях, признать образовательный процесс в школах крайне неудовлетворительным. Кстати, медики предупреждают, что многочисленные гимназии и частные школы готовят обществу <приятный сюрприз> - неврастеников, гипертоников, хроников по причине запредельных умственных нагрузок.

Если сложившиеся на сегодня демографические тенденции сохранятся, то к 2025 г. численность русских в России может сократиться вдвое, а к 2095 году составит лишь 4700 тыс. Причем не деградировавшие физически и духовно люди будут встречаться так же редко, как сегодня годные в космонавты. Неслучайно в президентском послании В.В. Путина именно демографическая проблема названа самой критической для нации. Следовательно, спасение нации сегодня является главной задачей общественных, в том числе педагогических наук, и в первую очередь, всей системы образования. Стратегическая задача нашей системы образования - переходить из режима <выживания> к устойчивому развитию и .тем самым становиться решающим фактором перехода к устойчивому экологическому и социальному развитию всего российского общества. Оптимальные пути ее практического решения призвана определить интегрированная теория, формирующаяся на стыках педагогики с философией, психологией, социологией, демографией, экономикой, медициной и экологией. Образование может быть мощнейшим фактором социального прогресса, но если оно лишь приспособляется к так называемому <рынку> - фактически к ситуации демографического, социально-экономического и политического кризиса, то объективно подталкивает страну к тотальной катастрофе.

Для компенсации депопуляционных процессов 90-х гг. и предотвращения вырождения нации необходимо, чтобы в ближайшие годы каждая молодая русская женщина рожала в среднем три ребенка. Это - первый категорический императив, который объективно предъявляется любым политическим партиям и движениям, идеология которых включает тезис: русскому народу и России в XXI веке быть и благополучно развиваться.

Второй категорический императив - организация качественно нового здорового образа жизни подрастающих поколений. Его реально действующие модели создавались выдающимися советскими педагогами (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Б.П. Никитин, И.Г. Ткаченко, В.Ф. Шаталов, З.Г. Шоюбов). Особый интерес представляют в этом отношении учебно-воспитательный комплекс, созданный под Геленджиком известным педагогом-новатором, академиком РАО М.П. Щетининым, а также Центр образования <Пеликан> в г. Бердске (ген. директор А.Н. Кирилин), которые успешно развивают макаренковские идеи применительно к современным условиям.

Академик РАМН В.П. Казначеев в докладе на Международном конгрессе заявил, что спасти нацию от вырождения могут не врачи, а только Учитель. С таким суждением можно согласиться при следующих трех условиях: 1) педагогам обеспечивается достаточно высокий социально-экономический статус; 2) педагоги осознают свою высокую спасительную миссию; 3) главной задачей педагогов становится не трансляция информации, а организация здорового, одухотворенного образа жизни своих питомцев. Радикальное повышение качества педагогических кадров - третий категорический императив спасения и возрождения России и русской нации.

Главные препятствия реализации трех указанных императивов связаны с тем, что образовательный кризис в России принял экстремально острую форму, поскольку развертывается в условиях системного кризиса всего общества. Прежде всего встает вопрос об экономических условиях достаточно высокой рождаемости, для обеспечения которых необходимо резко поднять величину или, по крайней мере, структуру ВНП. Как известно, в настоящее время он не только сократился вдвое, по сравнению с 1990 г., но и в госбюджет поступает от него не 51%, как тогда, а только 11-16%. До 14% ВНП присваивают в виде прибыли обильно расплодившиеся банки за счет спекулятивных операций. Между тем в США, например, в 1950 г. государство аккумулировало 21% ВНП, а в 1990 г. уже 33%.

В современных российских условиях кратчайший и самый эффективный путь повышения рождаемости - создание на основе высших научных достижений образцовой общедоступной государственной системы образования, прежде всего ее стартовой - дошкольной - ступени, которая принимает на себя заботы по содержанию и развитию ребенка в той мере, в какой пожелают его родители. Для этого достаточно, чтобы российские банки хотя бы половину своей прибыли отдали детям. Тем самым будет создана возможность многократно поднять творческий интеллектуальный, духовный и физический потенциал нации, поскольку величайшее педагогическое открытие XX века состоит в том, что развитие личности в младенчестве и раннем детстве в решающей мере определяет ее творческие способности, нравственные качества и потенциал здоровья. Однако ни официальная педагогическая наука, ни массовая образовательная практика до сих пор не осознали значения этого факта и не сделали соответствующих выводов.

Преодоление образовательного кризиса возможно только на основе новой парадигмы, основанной на принципах, противоположных тем, которые в течение тысячелетий считались незыблемыми и до сих пор довлеют над официальной педагогической наукой. До сих пор любые попытки более раннего, чем принято, начала систематического образовательного процесса третируются как <лишение ребенка детства>, а дошкольная ступень рассматривается как необязательная, которую желательнее всего избегать. Новая парадигма рассматривает дошкольную ступень как самую главную, определяющую потенциал всей системы образования.

Для традиционной парадигмы характерен принцип прерывности элементов системы: школьное обучение независимо от дошкольного, высшее - резко отличается по содержанию, формам и методам обучения от среднего. Неслучайно, например, адаптационный период студентов растягивается до трех первых курсов. Общее образование, нацеленное на всестороннее развитие, якобы однозначно противостоит "одностороннему" профессиональному. В результате молодые люди, заканчивающие школу, оказываются совершенно не готовыми к самостоятельной жизни в профессиональном и социальном отношениях. Профессиональное же образование все больше сводится к производству человека-функции. Простое продление школьного обучения в российских школах до 12 лет - экстенсивный, уже исчерпавший свой прогрессивный потенциал путь развития. Оно может быть оправданным только в случае интеграции общего и профессионального образования. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с кризисом экономики.

Скудность нынешнего российского госбюджета побуждает с особой настоятельностью обратить внимание на потенциальные источники самофинансирования системы образования, но не за счет поборов с родителей, платных форм обучения, подачек <спонсоров> и сдачи в аренду помещений, как это в основном происходит, а за счет интеграции учебной, производственной и научно-поисковой деятельности. Еще в прошлом веке было доказано, что чередование в течение дня учебы производительного труда и физических упражнений резко увеличивает эффективность каждого из названных видов деятельности, ведет к большой суммарной экономии времени и улучшению здоровья. Тем не менее официальная педагогическая наука либо упорно игнорирует этот факт, либо использует его эклектически, втискивая в рамки традиционной системы, ограничиваясь робкими шагами, полумерами, в результате чего плодотворные радикальные идеи дискредитируются, объявляются <утопическими>.

Научно-технический прогресс, особенно связанный с компьютеризацией и информатизацией, не сокращает возможности применения детского и подросткового труда, как утверждают приверженцы старой парадигмы, а наоборот, существенно расширяет их, диктует необходимость и целесообразность все более раннего включения подрастающих поколений в трудовую, в том числе научно-поисковую, деятельность. Причем вполне реальна задача включения детей и подростков, учащейся молодежи в самые передовые, технологические процессы, в том числе опережающие лучшие мировые достижения. Следовательно, в новом свете предстает и проблема освоения современных профессий детьми. Как показывают высшие достижения педагогов-новаторов, она в современных условиях становится остроактуальной и вполне разрешимой. Раннее включение учащихся в производительную и научно-поисковую деятельность в составе разновозрастных коллективов не только дает мощный импульс всестороннему развитию каждой личности, но и открывает практически неограниченные возможности самофинансирования образовательных учреждений, и вместе с тем служит залогом возрождения России как великой Державы.

Самые широкие экономические и материально-технические ресурсы - еще не достаточное условие преодоления образовательного кризиса. Аналитические расчеты показывают: для того, чтобы удовлетворить стремительно растущие потребности общества в живом педагогическом труде, необходимо половину взрослого населения сделать профессиональными педагогами, что невозможно по целому ряду причин. Надежды на преодоление этого противоречия за счет компьютеризированных систем обучения также оказались иллюзорными, ибо компьютеризация не уменьшила, а в целом увеличила потребность в педагогах. Проблема преодоления острого дефицита живого педагогического труда может быть разрешена, во-первых, за счет интеграции учебных дисциплин, во-вторых, за счет интенсивных методов обучения (в том числе с помощью современной информационной технологии). И, наконец, в-третьих, самое главное, но самое трудное - за счет высвобождения огромного педагогического потенциала, заключенного в коллективах самих учащихся. Это - фундаментальная задача, более важная для человечества, чем высвобождение энергии атомного ядра и освоение космического пространства. Однако ее практическое решение возможно только на основе коллективизма, товарищеского сотрудничества, бескорыстной самоотдачи - принципов, не совместимых с фундаментальными основами обществ, построенных на принципах рынка и буржуазной морали.

Использование принципов новой парадигмы даже в экстремально тяжелых условиях современной России позволяет образовательным учреждениям переходить из режима <выживания> на путь устойчивого развития. В результате система образования может, как практически доказывают лучшие новаторские решения, быть важнейшим фактором устойчивого социального и экологического развития всего общества. Практическая реализация таких возможностей предполагает разработку радикально новой стратегии развития российской системы образования на основе самых сильных результатов фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований.

К сожалению, Российская академия образования не только унаследовала слабости Академии педагогических наук СССР, но и значительно усугубила их. Более того, под руководством псевдореформаторов в первой половине 90-х гг. она служила антинациональным разрушительным целям. Несмотря на позитивные внутренние изменения в последующие годы, РАО в целом функционирует в рамках устаревшей парадигмы и не способна воспринять и тем более реализовывать радикально новые идеи, необходимые для спасения отечественной системы образования и для возрождения России. Многие ее представители упорно придерживаются космополитичной прозападной ориентации, противоречащей нашим национальным интересам. Самое же главное состоит в том, что для выхода этой системы из глубочайшего кризиса необходимы научные исследования, далеко выходящие за рамки проблематики РАО, связанные с прогнозированием экологического, научно-технического, социально-экономического, геополитического и этнодемографического развития и решением многих фундаментальных проблем естественных, технических и гуманитарных наук, лежащих в сфере компетенции учреждений РАН.

Выход российской науки и системы образования из тяжелейшего кризиса, обретение ими <второго дыхания> возможны только на основе интеграции процессов производства и распространения знания в единую систему. Необходимым условием успешного практического решения этой задачи является ведущая роль главного мозгового центра страны - Президиума РАН. Учитывая, что будущее России и особенно ее науки напрямую зависит от системы образования, целесообразно создать в системе РАН Центр комплексных исследований проблем образования с перспективой развертывания в Институт теории и истории образования, способный вести разработки на уровне, опережающем высшие мировые достижения.

<Социальные, экологические, экономические изменения ведут общество со все возрастающей скоростью в неопределенное будущее> - этот вывод Высшего совета экспертов ООН по устойчивому развитию актуален для нашей страны, пожалуй, более чем для какой-либо другой. Мир в целом и Россия в особенности, очевидно, подошли к точке бифуркации, когда принципиально невозможно предсказать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие: станет ли хаотичным, то есть закончится апокалиптической катастрофой, или же поднимется на более высокий уровень организации диссипативной структуры, проявляющейся в данном случае переходом на режим устойчивого развития.

Такого рода состояния характерны тем, что в точках бифуркации спонтанные, даже самые слабые воздействия малейших элементов, совершенно незаметные в обычных (равновесных) условиях, оказываются способными радикальным образом менять дальнейшее направление развития всей системы. Если же речь идет о спонтанной активности такой крупномасштабной подсистемы, как образование, то возможности ее воздействия на ход общественного развития в условиях современной неравновесной критической ситуации практически безграничны. Останутся эти возможности "вещью в себе" или будут использованы во имя гуманных или антигуманных целей - решение этих вопросов пока принципиально неопределенно. Поэтому воля, решимость, энергия действий даже одного человека может склонить чашу весов истории в ту или иную сторону.

Речь следует вести о человеческих качествах, которые нужно и можно достаточно быстро формировать у большинства жителей планеты через посредство соответствующим образом реконструированных систем образования. Это положение имеет особое значение для России, которая в настоящее время представляет собой средоточие глобальных проблем современности и вместе с тем имеет, пожалуй, наиболее богатый опыт в области образования - мировых достижений, блестящих взлетов и грандиозных неудач, драматических провалов, гениальных педагогических идей и замечательных инноваций, намного опережающих свое время. Поэтому есть все основания надеяться, что именно российская наука, возглавляемая РАН, скажет в области образования именно то слово, которого ожидает наш народ и все человечество.