Колтаков

Константин

Георгиевич

- профессор,

ректор БиГПУ,

академик МАНПО

Москвичев

Игорь

Иванович

- доцент кафедры философии БиГПУ,

отличник народного просвещения

КОНФЛИКТНОСТЬ  СОВРЕМЕННОСТИ

И  КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ

АППАРАТ  ИСТОРИИ

Конфликтность, охватившая весь мир, проникшая во все отношения человека с природой и себе подобными, сотрясающая все уровни и сферы бытия, ставшая фоном и основой для процессов формирования планетарной цивилизации и единой мировой истории, стержнем глобального системного кризиса и фактором о выживании человеческого рода, - ежесекундно влияет на нашу повседневность, закладывает фундамент будущего.

Исследователи конфликтности даже высказывали такую точку зрения, что действительная моральная и научная проблематика есть именно там, где есть дисгармония и антагонизм.

Одним из эпиграфов к учебному пособию Л. Кроузера <Основы конфликтологии> является высказывание А.Н. Уайтхеда: <В столкновении доктрин заключается не катастрофа, а шанс>.

Этот пассаж может составить первую часть рассуждений о конфликте как реальности и понятии.

В журнале <Социальный конфликт> (© 3, 1999) в статье Ю.В. Карпенкова (также в качестве эпиграфа) приведены ответы студентов на вопрос, касающийся конфликтности в сфере профессиональной повседневности (как добиться от начальника того, что для Вас очень нужно). Резюме опроса таково, что из 100% опрошенных 96,8% предложили агрессивные и манипулятивные способы поведения. Лишь один человек (3,9%) ответил: <Может быть, просто попросить, по-человечески:>

Оба фрагмента-суждения отражают особенности известной нам истории и людей, в ней живших; истории техногенной, процесса в отношении среды, прежде всего - преобразовательного, переделки ее вещества посредством материально-предметного труда в соответствии с основными, материальными, потребностями человеческого рода. Особенность техногенной истории - не только производство материального богатства, но и его распределение в ситуации дефицита благ, неравномерности развития отдельных культур обществ, стран, социальных классов и групп:

Эту особенность техногенной истории и отразили приведенные здесь эпиграфы. В них <схвачены> особенности сознания и знания обитателей этой истории, влияние ее условий на сознание, психику, бессознательное, на социальную психологию, менталитет и мировоззрение (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Зафиксирована своеобразная невидимость глубин бессознательного и, так сказать, сверхсознательного; их замыкание друг на друге после расхождения, в его пределе.

Это последнее обстоятельство пока еще не получило достаточно глубокой проработки в конфликтологии как междисциплинарной отрасли знаний, в описании конфликтов историками.

Периоды, в которых формировалась ближняя часть техногенной истории (индустриальное, постиндустриальное общество), и породили известные тезисы (лозунги) и соответствующие им стратегии и тактики: <мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача>; <знание - сила>.

Оба тезиса можно было бы оттенить не менее известным: <хотели как лучше, получилось как всегда>. Они имеют явный налет (неизбывной!) метафоричности (впрочем, как и вся ньютоно-картезианская парадигма, продукт антропогенной активности в науке, претендующая на отсутствие метафоричности). Предполагалось, что в социальных науках распространение естественных законов на общество не образует каких-либо логических зазоров или <подстилающих> логику и рациональность уровней, где бы <угнездилась> метафора.

Однако именно глубокая иерархия мироздания, даже если мы его мыслим <от себя>, делает метафоричность неизбежной даже в социологии: ее хотят вытеснить, а она подразумевается, скрывается за наличным текстом.

А.Ф. Лосев высказывал коррелирующее суждение о системообразующем отношении в социуме рабовладельческого общества. Суть отношения раба и рабовладельца являет себя как давление физико-механического образования большой массы на малую реакцию малой на это давление. Он подчеркивал, что социальные связи как бы обезличиваются в этом случае. Но в других общественных порядках социальные силы с их носителями часто действуют по отношению к такой же личности аналогично, что не исключает своеобразия, зависящего от качества социума.

Поэтому в состоявшейся деятельно-предметной по существу истории едва ли не главной обобщающей категории культуры стала <сила>. Или ее производные (насилие, аппарат насилия, принуждение, силовые структуры, сильная личность и др.). В их ряду находятся и категории конфликта и конфликтности.

Среди различных дефиниций конфликта есть и такая: <Конфликт - силовое динамическое взаимодействие двух или более групп или индивидов на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей, нехватки ресурсов> (А.К. Зайцев).

Базовая, материнская категория конфликта порождает родственные: это конфликтность (свойство социальной системы пребывать в состоянии, чреватом конфликтами), потенциальность. Эта конфликтная ситуация, когда один из ее элементов препятствует другому в достижении его целей в силу противоположности своих целей, интересов, ценностей. В этом ряду и начало конфликта (переход потенциальной энергии напряженности в обществе в кинематику, деятельность по разрешению противоречия двух сторон).

Наконец, это понятие конструктивности, критериев конфликтов, силы участников конфликта (способность изменять поведение и образ мышления сторон), моделей силы конфликта, носителя конфликта (люди как материальная сила, проявление идеи, овладевшей людьми, включившей и направляющей их действия).

К этим категориальным классам примыкают: власть, влияние, ответная реакция, источники силы, информационная сила (контроль над сознаниями и информацией), межличностные связи, символизм и управление смыслом.

Разработчики категориального аппарата отмечают, что для понимания конфликта очень важен в качестве точки отсчета образ и понятие участника стороны конфликта. Он - член многих и очень различных сообществ: сын для родителей, муж для жены, отец для детей, работник профессиональной организации, сосед, член городской и сельской общины, гражданин государства. Для нас важно то, чтобы без внимания не остались такие два обстоятельства: планетарная и космическая размерность человека, ее все более четкая проявленность в теории посредством роста разнообразия категориальных классов и конкретизации понятий внутри классов. Это механизм охвата реальности, фиксируемой понятием в ширину (пространства) и в глубину (время). При этом такими категориальными рядами затрагивается реальность, идущая по ведомству глубинных слоев сознания и высших, предельных, смыкающихся с информационными полями, запредельными для обычной работы интеллекта.

По отзывам зарубежных и отечественных конфликтологов обучение делу разрешения конфликтов имеет определенную односторонность. На первом плане обучения лидеров - вопросы организационные и навыки оргработы. Меньше всего внимания уделяется вопросам состояния внутреннего мира человека, выполняющего задачу разрешения или организации конфликта. Это вопросы честности, целостности личности, оригинальности по методам действий, способность широко видеть ситуацию. Но самое важное - интуиция, вдохновение, мудрость.

Одна из книг Д. Пэрри о лидерстве названа <Воины сердца>. Автор подчеркивает, что феноменальный уровень силы как состояния и поведения, как употребления силы в дело, будучи наблюдаем, будучи зафиксирован, ничего глубоко не объясняя, только указывает границу, за которой <закадровая сторона>. Сила ее воздействия - энергия, явленная во времени. А человек, занимающий определенный статус, обладающий знаниями, смысловой картиной мира, - скорее всего, не автономный источник энергии и информации, а <распределитель> того, что поступает в него из глубинных слоев бытия. Дело человека - собирательство и оформление энергоинформационных <посылок> из глубин мира. Действуя в конфликте, человек формирует свой имидж, материально-силовой, интеллектуальный, эмоциональный, а в итоге - энергоинформационный, делая это сознательно или не сознательно.

Определенный вклад в понимание ситуации внесли психоаналитики (например: аналитические идеи К. Юнга и их разработка в соционике). Для уяснения самых глубоких источников конфликтов между людьми значима идея амбивалентности внутреннего мира и деятельности человека.

Если учесть смысловые оттенки, содержащиеся в приведенных категориальных классах, если их обобщение понимать как движение к источнику конфликта, как способ проникнуть в самые глубокие причины и позиции силы, стоит обратиться к высказываниям классиков теории конфликта Зиммеля и Маркса.

Ими неоднократно отмечалось, что есть конфликты, где стороны осознают себя выразителями надличностных устремлений, борющимися не за своекорыстные интересы, не за себя и свое право, а за правое дело как общее. Это приводит не только к столкновениям крупного масштаба, но и придает им форму радикальных и безжалостных.

Если победа зависит от силы отдельных личностей, действующих во имя правого дела, то это облагораживает и стимулирует энергию действия. В глазах же деятелей это оправдывает (хотя бы частично) полученные результаты.

Логика развертывания таких конфликтов при большом их накале и обнаруживает <засоциальные>, более глубокие и мощные, энергоинформационные, космические формы. Их действием и объясняется стихийная неодолимость бурных социальных процессов, их разрастание до глобальных пределов, упорство их <застрельщиков>, преследующих цель <до последней капли крови>.

Одним из первых в российской науке установил корреляцию между циклами деятельности солнца и массовыми явлениями в жизни биологических форм и людей А.А. Чижевский. Биофизик и историк, он показал связь между состояниями физических полей планеты и ее окружения, психикой человека, социальной психологией, активностью коллективов и масс, деятельностью индивидов (работы: <Физические факторы исторического процесса>, <Теория гелиотараксии>, <Солнце и мы> и другие).

О ноосфере и ее состоянии в зависимости от насыщенности биохимической энергией, перерабатываемой всем живым Земли и человеческим родом, писал В.И. Вернадский (например: <Размышления натуралиста>, <Философские мысли натуралиста>, <Биогеохимические очерки>).

На идеях сообщения Земле и ее обитателям солнечной энергии, выражении этих процессов через антропогенную активность выросла этногенетическая концепция Н.Л. Гумилева (<Этногенез и биосфера Земли>, <Этносфера: история людей и история природы>, <Тысячелетие вокруг Каспия>, <От Руси до России>).

До сих пор остается недостаточно оцененной историками творческая деятельность крупнейшего ученого планеты Тейяра де Шардена (<Божественная среда>, <Феномен человека> и другие). Современные энергоинформационные подходы в разработке человековедения, понимании человека и человечества могли бы стать более эффективными при использовании его идей. Пока все еще сказываются в усвоении мирового культурного наследия опасения попасть под влияние теологии (как будто она вместе с религией не возникла с естественноисторической необходимостью, как будто не аккумулировала в себе опыт Рода). Через идеи и категориальные системы энергийно и информационно ориентированных мыслителей можно выходить на связь феноменального, социологического, поведенческого уровней видения действительности с глубинными закономерностями мироздания, которые не только скрываются в материальной предметности нашего бытия или за ней, но <заплывают> в глубины нашего внутреннего мира, в нашу психику, когда для этого возникают условия. Точнее, они пребывают там, всплывая время от времени к уровню сознания.

В концепции Л.Н. Гумилева содержатся категории: этнос, этногенез, этническое поле, фаза подъема этноса, сверхнапряжение, уровень пассионарного напряжения и системы, этническая доминанта, этническая иерархия, этнический гомеостаз. Известную закономерность энергоинформационной связи человека с миром очень выпукло выражает категория пассионарности.

Идея о конфликтах с большими <энергетическими зарядами> может связываться с энергоинформационным углом зрения на человека и человечество. Стимулирует к этому нас, историков, не только логика и теория, но и российская современность, положение в ближнем зарубежье. Наличие биоэнергоинформационного слоя весьма заметно в поразивших весь мир событиях. Это - конфликты в Югославии, на ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, даже в таких относительно спокойных странах, как: Канада, Франция, Испания (уже не говоря об Афганистане, Пакистане, Шри-Ланке, Камбодже, Филиппинах ...).

Самое полное выражение конфликтности общества - войны. Их до сих пор принято понимать как продолжение государственной политики силовыми средствами. Это представление тоже можно конкретизировать рядом категорий с энергоинформационным содержанием, с учетом конкретных исторических обстоятельств. Одно из таких обстоятельств - переход от постиндустриального общества к информационному.

В активном обращении появилась категория <информационные войны> (информационные операции во время кризисов и конфликтов для достижения целей или их пропаганды по отношению к противникам). В ее категориальном ряду: информационная безопасность, условия возникновения информационных войн, способы их ведения, материально-техническая база, методы ведения информационных войн.

Наряду с понятием информационной войны используется и другое - психологическая война. В качестве наиболее яркого примера приводится так называемая <холодная> война, которую в литературе называют еще и <третьей мировой войной>.

Наконец, нельзя не видеть как на информационной и психологической платформе понятий вырастает категория психотронной войны, где задействованы особые виды влияния на людей. Это употребление средств приборных, технических (генераторы волн, торсионные поля и т.п.). Второй способ ведения психотронной войны - использование людей-сенситивов и их групп.

Технология таких войн разрабатывается уже в течение нескольких десятилетий.

Рассмотрение категориального аппарата конфликтологии в его содержании, соподчинении понятий и в связях между различными дисциплинами позволяет понять, что в сфере описания конфликтов вообще и воинов в частности действует и закономерность интеграции категориальных систем на основе энергоинформационного принципа.

То, что используют историки, испытывает обогащающее влияние с двух сторон: от социальных дисциплин (социальная философия, социология, конфликтология и т.д.) и от тех (в том числе альтернативно-поисковых исследований), где в центре внимания проблемы энергоинформационного обмена в природе и обществе (физика, биоэнергоинформатика, парапсихология, трансперсональная психология, метафилософия и т.д.). Свою роль выполняют здесь и вненаучные факторы.

Угол зрения на современную конфликтность, на войны как ее выражение, надо расширять, потому что в перспективе - конфликты, на фоне которых уже состоявшиеся войны покажутся сравнительно умеренными: в них не сработали факторы тотального уничтожения планеты и человечества, нашей окончательной гибели. Не удалось также какой-либо группировке создать тоталитарный мир, в котором каждая личность есть не более чем молекула, находящаяся под постоянным контролем.

Парадоксально, но факт: не сталинская система, которую сатирически изображали Оруэлл и Замятин, а формирующийся сейчас однополюсный мир грозит реализовать именно ту модель, которая была сатирой на сталинизм.

Но и это еще не все. По тем сведениям, которые стали обращаться в различных сферах и поступать массовой публике из различных источников, современные апостолы однополюсного мира готовы выступить в союзе уже и с <иномирянами>. И от этой проблемы науке, в том числе и истории, пора перестать отмахиваться как от иллюзии, индивидуальной или групповой.

Библиографический  список

1.       Кроузер Л. Основы конфликтологии. СПб.: Светлячок, 1993.

2.       Социальный конфликт. 1999. © 3.

3.       Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб.: СпбГУ, 1999.

4.       Командир Икс. Секретные технологии. Новый Мировой Порядок и НЛО. Киев-София, 1999.

5.       Винокуров И., Гуртовой Г.  Психотронная война. М.: Мистерия, 1993.

6.       Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопресс, 1993.

7.       Ринг К. Проект <Омега>. М.: ТПИ, 1998.

8.       Мельник В.А. Политология. Минск: Высшая школа, 1996.

9.       Рыков В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема. Бийск: НИЦ БиГПУ, 1999.

10.   Винокуров И. Парапсихология. М.: Олимп, 1999.