Беспалов

Александр

Михайлович

 - кандидат философских наук, доцент кафедры философии БиГПУ.  Специализируется в области методологии научного познания и философии образования

Гербет

Ольга

Ивановна

 - заведующая педагогической практикой студентов БиГПУ.  Специализируется в области общей и коррекционной педагогики

Целостная  реализация

человеческой  сущности

как  актуальная  задача

современного  образования

Человека можно рассматривать и как физическое тело, и как биологический организм, и как существо, обладающее психикой, и как "политическое животное" (по определению Аристотеля), и, наконец, как проявление Духа, способное строить свое поведение по мерке любого вида, и каждый уровень его проявления не может быть рассмотрен одномерно. В частности, его психические и духовные проявления могут быть рассмотрены как на деятельностном, так и на до- и сверхдеятельностном уровнях. Но каждый уровень, являясь автономным, функционируя и развиваясь по своим собственным законам, сам по себе не раскрывает всей глубины человеческой сущности. Только комплексный, интегрированный подход способен обеспечить решение глобальной проблемы современности.

Определение сущности осмысляет человеческое бытие, помогает и в определении путей становления Человека в человеке. Что есть Человек? Что должно разворачиваться внутри его Бытия, чтобы проявился действительный Человек? Казалось бы, отвлеченные вопросы, которые рассматривают философы, мало общего имеют с теми проблемами, которые решают педагоги, психологи и многие другие, кто не равнодушен к проблеме образования. Но без ответа на них познание, образовательный процесс теряют целостность, носят стихийный характер, становятся малоэффективными и трудноуправляемыми.

Уже с древних времен формирование человека рассматривалось как комплексный процесс (взять хотя бы древнегреческую калокагатию или недавний идеал советского общества - всесторонне развитую личность). Однако в разное время, в разных культурных традициях этот процесс наполнялся различным конкретным содержанием. И это содержание напрямую зависит от ответа на упомянутые вопросы.

Безусловно, проблема сущности человека - тема отдельного крупного исследования и в рамках небольшой статьи не может быть рассмотрена. Поэтому остановимся лишь на некоторых ее аспектах. Исходя из современных подходов к человеку, попытаемся раскрыть те уровни человеческой экзистенции, которые требуют своего развития в процессе образования. Поскольку система образования в целом и школа в частности имеют дело прежде всего с подготовкой человека к его жизнедеятельности, постольку наибольшее значение приобретает развитие тех уровней и слоев человека, которые способны обеспечить ему возможность установления прочных, комфортных отношений с окружающим миром и самим собой, понимание этих отношений и способность их изменения.

Человек вступает в отношения с миром и с самим собой на различных уровнях своей экзистенции. Наиболее очевидным (особенно в рамках западной культуры, черты которой, несомненно, преобладают в российском обществе XX века), является уровень деятельности, который выражает предметное отношение человека к действительности. В российской философии сложилось представление о деятельности, как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [1].

Из этого следует, что человек-субъект направляет в процессе деятельности свою активность на целесообразное (следовательно, осознанное) изменение и преобразование окружающего мира, точнее, какого-то фрагмента этого мира (иначе - объекта). То есть это субъект-объектное отношение, в рамках которого просматривается именно противопоставление человека-субъекта миру-объекту, что приводит к фундаментальному отчуждению человека от мира, а следовательно - от самого себя, так как в действительности они составляют единое целое. Здесь следует добавить, что изменение, преобразование может быть как структурным, так и функциональным, может выступать как в форме приращения знаний, так и в форме предметно-практического воздействия на объект и т.п. А в качестве объекта может выступать и сам субъект деятельности, если свою активность он направляет на изменение самого себя. Из этого следует, что деятельность также содержит внутри себя различные уровни и слои.

В связи с рассматриваемой темой следует также отметить, что деятельность является единством двух противоположных процессов: опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание - это процесс, РІ котором человек, используя СЃРІРѕРё способности, РёР· какого-то материала или предмета создает новый предмет, который содержит РІ себе эти человеческие способности (как вообще человеческие способности Рё как способности конкретного человека). Благодаря этому процессу предмет становится социально-культурным или, РїРѕ выражению Рљ. РњР°СЂРєСЃР°, "человеческим предметом". Р’ процессе опредмечивания изменяется РЅРµ только предмет, РЅРѕ Рё сам человек.

Распредмечивание - это процесс, в котором человек познает, раскрывает свойства, сущность, "логику" предмета и делает их своим достоянием (в форме знаний, умений, навыков и пр.), достоянием своих способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием [2; 145]. Познание человеком окружающего мира и самого себя тесным образом связано и в основном опирается именно на деятельностный уровень. На этом уровне собственно и создается "человеческий мир": орудия труда и другие средства производства, предметы быта, средства коммуникации, произведения искусства и т.п. Вот почему деятельностный подход нашел широкое применение в системе образования и дал прекрасные результаты (особое значение и наиболее глубокую проработку этот подход имел в советской педагогике и психологии).

Однако деятельность РЅРµ является исчерпывающим основанием человеческого бытия. Оказывая значительное влияние РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ СѓСЂРѕРІРЅРё, РѕРЅР° сама РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяется РёРјРё. Рљ тому же, как отмечал Р“.РЎ. Р‘атищев, "как Р±С‹ РЅРё были велики достижения, всегда найдутся такие СѓСЂРѕРІРЅРё самой действительности, которые РёР·-Р·Р° РёС… еще большей сложности окажутся РїРѕРєР° запредельными, непосильно трудными для адекватного проникновения РІ РЅРёС… человеческой деятельности. Такие содержания, РґРѕ РїРѕСЂС‹ РґРѕ времени остающиеся исторически недоступными, лежат РїРѕ ту сторону РїРѕСЂРѕРіР° распредмечиваемости" [3]. Это указывает РЅР° то, что РЅРµ только изменение РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РЅРѕ Рё знание Рѕ пределе возможного изменения имеет СЃРІРѕРё границы РІ рамках деятельности. Также это подчеркивает необходимость осознания человеком того факта, что, РїРѕРјРёРјРѕ деятельности, РѕРЅ находится еще Рё РІ особых отношениях СЃ РјРёСЂРѕРј, СЃ самим СЃРѕР±РѕР№, СЃ его Рё СЃРІРѕРёРј прошлым, настоящим Рё будущим, заведомо запредельных для исторически определенной деятельности, РІ отношениях "глубинной приобщенности Рё сопричастности" [4].

Такое осознание возможно лишь в состоянии целостного восприятия мира, неразъединенности Человека и Универсума на субъект и объект, то есть в состоянии выхода за пределы субъект-объектных отношений. В таких отношениях с миром человек находится на додеятельностном (в психике - это бессознательное и подсознательное) и сверхдеятельностном (включает в себя созерцание и творчество) уровнях.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание не исчерпывается лишь деятельностью. Оставаясь только на этом уровне, человек не в состоянии понять свое поведение, а тем более построить его адекватно возникающей ситуации. Безусловно также, что вне зависимости от того, на каком из уровней человек строит свое отношение с Универсумом, осознает ли он при этом наличие других уровней своего взаимодействия с миром и с самим собой, они реально присутствуют в человеке и оказывают значительное влияние на его существование. Игнорирование этих взаимодействий обедняет человека, делает его односторонним, а в современном мире способно привести к непоправимым, катастрофическим для него последствиям.

Рассмотрим другие уровни человеческого бытия и их роль в жизнедеятельности человека.

Додеятельностный уровень непосредственно связан с такими слоями человеческой психики, которые в психологии получили название бессознательного и подсознания. Бессознательное включает в себя безусловные рефлексы (биологические потребности в пище, воде, продолжении рода, самосохранении и т.п.), инстинктивные поведенческие реакции, генетически заданные черты темперамента, особенности телесной конструкции, задатки и пр. Оно так или иначе влияет на сознательное поведение человека, на развитие его способностей, умственной и предметно-практической деятельности. В то же время само бессознательное в процессе деятельностного и сверхдеятельностного отношения человека с миром испытывает их влияние и "очеловечивается".

Подсознание включает все то, что было осознаваемым или может стать таковым в определенных условиях, но в данных конкретных условиях не осознается данным конкретным человеком. Сюда входят доведенные до автоматизма и поэтому не осознающиеся навыки, а также нормы, ценности, установки, интериоризованные (переведенные во внутренний мир и "присвоенные") субъектом, регулирующая функция которых переживается как "чувство долга", "зов сердца", "стыд" и т.д.

Однако на уровне подсознания находится не только то, что ранее осознавалось и перестало осознаваться благодаря переводу во внутренний мир субъекта или автоматизации, но и то, что воспринимается человеком изначально неосознанно. Следует заметить, что значительное число этих стереотипов формируется в процессе деятельностного освоения мира.

Записи, стереотипы помогают человеку в стандартных ситуациях, освобождают его от необходимости тратить дополнительную энергию на решение типичных проблем. Однако в новых, необычных условиях они ограничивают человека, мешают, а иногда и не позволяют адекватно реагировать на изменившуюся обстановку.

Уровень сверхдеятельности включает в себя созерцание и творчество. В философии понятие "созерцание" имеет много значений. В данном контексте используются два из них: 1) "эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности" и 2) "как восприятие абсолютного" [7]. Эти определения фиксируют те особые отношения человека с миром, которые складываются у него вне деятельности, не только предшествуя ей по времени, но и открывая возможность самой деятельности.

Р’ этом понимании созерцание является таким отношением Человека Рё Универсума, РїСЂРё котором РѕРЅ погружен РІ окружающий РјРёСЂ Рё всеми СЃРІРѕРёРјРё слоями "подключен" Рє восприятию Бытия. Такое состояние "погружения" фиксирует РЅРµ отдельные фрагменты объективного РјРёСЂР°, РЅРµ расчленяет его, Р° воспринимает его как целое, РІ его универсальных проявлениях, таким, каков РѕРЅ есть "здесь Рё теперь", РІРѕ всей его полноте Рё "таковости". РЎСЋРґР° можно отнести те трансперсональные переживания, которые описываются РІ исследованиях американского психолога РЎ. Р“рофа [8]. Здесь нет разъединения субъекта Рё объекта. Это отношение глубинной онтологической сопричастности Человека Универсуму, выход РЅР° всеобщее через отдельное, состояние "зачарованности" существующей гармонией. Функционально РѕРЅРѕ является гарантом РѕС‚ стремления Рє разрушению, Рє нравственно неоправданной деятельности, средством установления гармонии РІ отношениях СЃ РјРёСЂРѕРј Рё самим СЃРѕР±РѕР№, принятия объективной действительности такой, какова РѕРЅР° есть. Способность установления такого отношения также играет важную роль РІ понимании исторических событий, отдельных личностей, РґСѓС…Р° СЌРїРѕС…Рё Рё С‚.Рґ.

Понимание творчества как отношения, принципиально РЅРµ РїРѕРґРІРѕРґРёРјРѕРіРѕ Рє категории деятельности, достаточно детально проработано Р“.РЎ. Р‘атищевым [9]. РџРѕ существу такой РїРѕРґС…РѕРґ был разработан уже Рќ.Рђ. Р‘ердяевым, который выделял РІ творчестве РґРІРµ стороны: творчество как "экстаз, взлет, первичная интуиция, видение РёРЅРѕРіРѕ, открытие, чудесное вызывание образов, великий замысел, великая любовь, притяжение высоты, восхождение РІ РіРѕСЂСѓ, творческий РѕРіРѕРЅСЊ", РєРѕРіРґР° "творящий стоит перед Богом, перед Тайной, перед первоисточником РІСЃСЏРєРѕР№ жизни", Рё творчество как "воплощение Рё объективация", как угасание творчества [10].

Вместе с тем креативное отношение не в состоянии разрешить проблему риска ценностно неоправданного, следующего за ним творческого деяния. Креативность предполагает радикальный выход в ситуацию, принципиально не поддающуюся контролю извне. Поэтому сегодня возрастает необходимость формирования в человеке способности к личностно-внутреннему духовному самоконтролю. Вот почему современное образование должно наполняться гуманитарным, нравственным, ценностным, духовным содержанием. И это относится не только к подготовке специалистов-гуманитариев, но и к общеобразовательной школе, к подготовке любого специалиста, так или иначе выходящего или могущего выйти на уровень креативного отношения с миром. Особое же значение это имеет для тех, кто концентрирует в себе творческие потенции: учителей, врачей, общественных деятелей, ученых, литераторов, представителей искусства и т.д.

Без достаточного развития всех этих уровней человек остается односторонним, одномерным, неполным человеком. Эта неполнота, односторонность были вызваны разными причинами, но неизменно приводили к одному результату: доминированию того или иного уровня отношения человека с миром, а потому и отчуждению от него.

Р’ обществах, РіРґРµ само отношение человека Рє РјРёСЂСѓ начинает осознаваться Рё становиться предметом РґРёСЃРєСѓСЂСЃРёРІРЅРѕРіРѕ мышления или мистического переживания, деятельность выступает РЅР° первый план, хотя целеполагание проявляется РїРѕ-разному: либо через определение конечного результата (Логос), либо через определение СЃРїРѕСЃРѕР±Р° существования (Дао). Это породило РґРІР° типа культур: Западную Рё Восточную. "РћРґРЅРё стремились Рє завершенности, Рє Целому, чтобы постичь его закон. Другие избегали завершенности, чтобы РЅРµ нарушить Единое:", - пишет РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ Рў.Рџ. Р“ригорьева [11].

В то же время осмысление своего существования, осмысление своего Бытия дает возможность выхода на сверхдеятельностное отношение с миром. Такое фундаментальное креативное отношение субъекта к миру и к самому себе ": включает также присоединимость к этому бытию (и знанию) некоего дополнения или восполнения сравнительно нового, небывалого результата" [2; 143], что, собственно, и позволяет развиваться человеческой цивилизации.

Неполнота и односторонность развития отдельных аспектов целостного отношения человека к миру и к самому себе затрудняет, а зачастую и блокирует целостное восприятие действительности, которая выступает либо фрагментарно, неполно, либо как безликое Все (или, что то же самое, как Ничто). Встреча множества различных культур через долгие годы бесплодного соперничества приводит к пониманию необходимости налаживания диалога между ними. Но диалог возможен лишь только в том случае, если деятельностный, до- и сверхдеятельностный уровни отношения человека с миром будут  раскрыты в человеке, актуально наполнят его экзистенцию. Только в этом случае возможна открытость к взаимопониманию. А поскольку в решении этой задачи первостепенное значение принадлежит системе образования, постольку ее преобразование должно вестись именно в направлении преодоления односторонности, переориентации своего содержания на интегрированное развитие различных уровней Человека.

Как справедливо указывает Рђ.Рђ. РҐР°РјРёРґРѕРІ, "человек становится Человеком РІ той мере, РІ какой перестает практически уподобляться конечному (Рё потому адаптивному) существу, РІ какой перестает быть замкнутым РЅР° СЃРІРѕСЋ качественную Рё количественную определенность, РЅР° СЃРІРѕСЋ специфическую меру Рё сущность". Человек как субъект постоянно становится, находится РІ абсолютном движении становления. И даже являясь представителем определенной социальной РіСЂСѓРїРїС‹, носителем определенного статуса, РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ исчерпывается этими определениями. Конечно, мера подлинно человеческого (С‚.Рµ. отвечающего тенденции абсолютного движения становления) определяется как общим типом социума, РІ котором живет РёРЅРґРёРІРёРґ, так Рё его собственными жизненными намерениями Рё целями. Таким образом, только выходя Р·Р° пределы своей оконеченности, определенности наличного человеческого бытия, обусловленного культурно-историческим уровнем развития человеческого общества, РёРЅРґРёРІРёРґ становится действительным Человеком, Личностью. Актуально подобный выход возможен РІ актах творчества, глубинной сопричастности бытию Рё действительной междусубъектной взаимностью. Из этого следует, что образование - это глубоко онтологический, укорененный РІ бытии культурно-космический феномен, собственно абсолютное движение становления, непрерывного образовывания Человека. Поэтому РѕРЅ РЅРµ может быть ограничен определенными, наперед заданными обществом масштабами. И тот, кто учится, учится прежде всего быть, Р° РЅРµ только знать. Рђ тот, кто учит, учит РЅРµ знаниям самим РїРѕ себе, Р° способам бытия РІ РњРёСЂРµ, "РїСЂРё этом сам бытийствуя Рё одновременно зная" [12].

Но человек всегда фигурирует как конкретно-исторический субъект, постоянно обретающий некоторую определенность, конечность, предстает как принадлежность социума. Поэтому и образование понимается как формирование и как введение в определенный образ. Причем тот, кто не подходит под определенные рамки заданного обществом образа, обществом отторгается. Вместе с тем одной из характеристик особенностей современного мира является обусловленное научно-технической революцией ускорение социальных процессов, вызывающих глобальные изменения в устройстве, функционировании и развитии общества в пределах жизни одного поколения. Более того, одно поколение может пережить и несколько подобных изменений. Это изменения и природно-климатического, и технологического, и информационного, и мировоззренческого характера. Они, с одной стороны, увеличивают возможности влияния человека не только на общественные процессы, но и на весь окружающий его мир, а с другой стороны, уменьшают возможности традиционных форм массового воспроизводства культуры, ориентирующихся на передачу внешних ее проявлений. Образ, жестко заданный образованием, не выдерживает соприкосновения с новой реальностью. Человек, оказываясь в новых условиях существования, порождающих неизвестные ранее для него (как позитивные, так и негативные) разрушительные факторы воздействия, испытывает все возрастающую физиологическую уязвимость, психологический дискомфорт и интеллектуальное перенапряжение. Сама жизнь заставляет сегодня в процессе образования разворачивать более фундаментальные уровни человеческой сущности. Это, прежде всего, способность к творчеству, дающая возможность обеспечить как адекватный ответ на вызов времени, так и сохранение при этом самоидентификации. Это также и способность к самоконтролю, самосохранению, самоочищению и самовосстановлению своих жизненных сил.

Современная система образования в основном строится на коммуникативном общении учителя и учеников, в процессе которого происходит усвоение последними вербально оформленных образов предметного мира. За рамками школьных программ остается познание действительного предметного мира. Частично этот недостаток восполняется на практических занятиях, когда учащиеся непосредственно строят или соотносят образ предмета в процессе практической деятельности с самим предметом, а также в процессе проблемного обучения, когда учащиеся соотносят различные системы вербализации предмета со своим собственным опытом и с уже определенным образом вербально организованным собственным сознанием. Но, в первом случае, школа материально и по времени ограничена (невозможно в условии школы воспроизвести путь предметно-преобразовательной деятельности, пройденный человечеством за тысячи лет своей истории). А во втором, необходим выход в организации проблемной ситуации за рамки коммуникативного общения, где происходит "выбор", "нахождение" "правильного" образа из уже готовых образов предметного мира, даже если эти образы непосредственно на самом уроке и не даются, к глубинному, онтологическому общению, когда "строится", производится новый образ. Особенно это важно для уроков гуманитарного цикла, где мы имеем дело с разными, порой противоположными культурными ценностями и значениями. Здесь диалог просто незаменим. Причем распредмечивание "чуждых" смыслов рациональным путем зачастую оставляет неразрешимой задачу организации диалога, так как здесь встречаются разные способы мышления, разные картины мира, разные логики. Вот почему в современном мире так важно развитие не только рационального мышления, но и иррациональных способностей, которые, оставаясь без применения в рационализированном мире, как правило, блокируются и существуют в человеке лишь на виртуальном уровне.

Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью обращения РІ образовательном процессе Рє глубинным формам отношения человека Рє РјРёСЂСѓ (РІ первую очередь Рє креативному отношению), РЅРµ поддающимся внешнему контролю, встает проблема формирования РІ человеке (как уже отмечалось ранее) способности Рє личностно-внутреннему РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ самоконтролю. Поскольку само креативное отношение, РїРѕ верному замечанию Рњ. Р‘ахтина, "РЅРµ принимает этической оцененности Рё эстетической оформленности бытия, отталкивается РѕС‚ РЅРёС…, : осуществляя этим чистоту своего своеобразия" [13], постольку подобная оценка возможна лишь РїСЂРё осознании самого креативного отношения как поступка, как сопричастности человека-творца Универсуму. Рђ такое осознание доступно прежде всего философской рефлексии. Лишь РЅР° философском СѓСЂРѕРІРЅРµ РЅРµ только сам РјРёСЂ РІРѕ всей своей целостности, РЅРѕ Рё отношения СЃ РЅРёРј проблематизируются РІ РёС… ценностно-смысловом аспекте. Это делает актуальным введение РІ учебный процесс философского образования, начиная СЃ начальной школы.

Впрочем, решение этих задач требует тщательной проработки не только на философском, но и на психологическом, социологическом, педагогическом и других уровнях.

Библиографический  список

1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151.

2. Там же. С. 461.

3. Батищев Г.С. Подводимы ли познание и творчество под категорию деятельности? Запороговое и виртуальное // Теория познания. В 4 т. М., 1991. Т. 2.

4. Батищев Р“.РЎ. Философское наследие РЎ.Р›. Р СѓР±РёРЅС€С‚ейна Рё проблематика креативности // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. Рњ., 1989. РЎ. 264.

5. Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 87.

6. Хаббард Р. Дианетика. М., 1993.

7. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 423.

8. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.

9. Теория познания. В 4 т. М., 1991. Т. 2. С. 119-169.

10. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 252-253.

11. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992. С.56.

12. Хамидов А.А. Отчуждение в сфере образования // Человек в мире отчуждения. Алматы, 1996. С. 117-143.

13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 48.