Журавлев

Виктор

Матвеевич

- кандидат философских наук, доцент кафедры философии БиГПУ. Специализируется в области логики, гносеологии и философских проблем сознания

Проблема  формирования

и  функционирования

логической  культуры  мышления

(Может  ли  логика  научить

человека  правильно  мыслить?)

Актуальность анализа вопроса о том,  как формируется и как функционирует логическая культура мышления не вызывает сомнения. Но в этом многогранном вопросе (в рамках данной статьи) мы обсудим аспект, вынесенный в подзаголовок.

На поставленный  вопрос однозначного ответа нет.

Как правило, высказываются две противоположные точки зрения: либо да, либо нет. Сторонники отрицательного ответа апеллируют к практике преподавания логики в различных учебных заведениях. Преподавание логики, по их мнению, не приводит к значительному повышению логичности мышления учащихся.

Определенный резон в таком мнении действительно есть. Резкого повышения логической культуры мышления  учащихся (а под последней обычно понимается умение оперировать понятиями и суждениями, умозаключать и доказывать, правильно ставить вопросы и отвечать на них, отстаивать свою точку зрения и опровергать чужую и т.д.),  после пройденного курса, как правило, не наблюдается. Но ожидание такого результата было совершенно неправомерно.  Такое ожидание связано  с определенным пониманием  процесса формирования и функционирования логической культуры мышления.

Это понимание сводится к следующему. Чтобы повысить культуру мышления,  необходимо изучить логические правила, которым подчинено правильное мышление. Если такие правила твердо усвоены, то проблема логичности мышления решена. Остается только последовательно и неукоснительно им следовать в своем мышлении, и оно будет логически безукоризненным. Такое понимание, осознанно или неосознанно, исходит из представления, что человек может в своем практическом мышлении постоянно его контролировать. И когда это осуществлять постоянно не удается, делается вывод о бесполезности изучения логики.

Действительно, в отдельных случаях человек может контролировать мышление, отчасти свое, но в большей степени чужое. И это он, безусловно, может делать при наличии знаний правил логичного мышления. Но именно в отдельных  случаях, а не постоянно. Дело в том, что человек осуществляет свое мышление как бы в двух режимах: в <ручном> режиме и в режиме <автопилота>. В основном мыслительная деятельность человека осуществляется в режиме <автопилота>  на  основе  сложившихся  у  него стереотипов мышления, как

программ этой деятельности. Как складываются такие стереотипы мышления? Они формируются в основном стихийно, начиная с самого раннего детства. Общаясь с людьми, каждый ребенок с детства усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических и других сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в определенной логосфере (т.е. интеллектуальной, мыслительной атмосфере определенной социальной группы или общественной среды), под влиянием которой в первую очередь складываются навыки логического мышления. Основными социальными средами, в которых формируется человек, можно считать семью, образовательные учреждения и профессиональные коллективы. Следовательно, и логосферы этих социальных <инкубаторов> обеспечивают становление и развитие логической культуры человека.

Начальной, исходной логосферой для ребенка является логосфера его семьи. С семьи ребенок <фотографирует> готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные. На этой стадии идет именно <фотографирование> этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает их в себя. Можно сказать, что эти формы и способы рассуждений, не осознаваясь ребенком, сразу попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления.

Эти осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Это зависит от того, какова логосфера родных ребенка. Если логическая культура мышления родных высока, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные, если низка, то во многом логически неправильные. И соответственно стереотипы мышления ребенка являются такими же. По мере взросления ребенка на формирование его форм и способов мышления влияют логосферы других социальных сред и, прежде всего, логосферы образовательных учреждений. В этих логосферах логическая культура мышления также может быть различной, хотя в целом она значительно выше, чем в средней семье. У большинства людей их стереотипы мышления в целом сформировываются к концу их обучения в образовательных учреждениях. И только у людей, профессионально занятых интеллектуальной деятельностью, развитие логической культуры продолжается всю оставшуюся трудовую жизнь. Логосфера их профессиональных коллективов и собственная интеллектуальная деятельность обуславливают дальнейшее формирование стереотипов мышления.

Сформировавшиеся таким образом стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание, на основе этих стереотипов как программ деятельности, управляет процессом мышления [1]. Вот почему человек часто не может дать себе ответ на вопрос, почему он в данном случае рассуждал так, а в другом случае иначе, и вообще, складывается впечатление, что мышление протекает как бы само собой.

Сознание включается тогда, когда результат получается не тот, который ожидался, а, следовательно, возникает необходимость сознательной логической оценки своей или чужой мыслительной деятельности. Мышление осуществляется в режиме <ручного> управления и в том случае, когда человек решает какие-либо не типичные для его мышления, проблемные ситуации с опорой на сознательное использование правил логичного рассуждения.

На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод: изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения. Необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме <автопилота>, как только в них появляется нужда.

Известно, что строить заново значительно проще, чем перестраивать что-то. Если в подсознании человека находятся неправильные стереотипы мышления, то переделать их совсем не просто. Какие стереотипы окажутся в подсознании, зависит от многих факторов, и, прежде всего, от логосферы той общественной группы и, в целом, общественной среды, в которой живет человек. Чтобы не пришлось заниматься серьезной перестройкой стереотипов мышления, нужно, чтобы логосферы, ответственные за их формирование, были развиты. Повлиять на логосферу семьи непосредственно, достаточно сложно. А вот организовать логосферу образовательных учреждений и целенаправленно использовать для создания стереотипов мышления учеников,  вполне возможно. Идеи по этому вопросу автору уже приходилось высказывать в своей статье [2]. Суть их заключается в необходимости разработать концепцию сквозного логического образования, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием.

Сквозное логическое образование от детского сада до высшей школы может осуществляться путем развития навыков логичного мышления как непосредственным, так и опосредованным путями. Непосредственный путь предполагает развитие навыков через систему целенаправленных занятий по логике с учетом возраста на следующих ступенях: а) дошкольное обучение; б) начальная школа; в) неполная средняя школа; г) средняя школа; д) высшая школа. Опосредованный путь предполагает развитие навыков в рамках учебных мероприятий с учетом возраста на следующих этапах: а) учебные мероприятия дошкольных учреждений; б) уроки по предметам начальной школы; в) уроки по предметам неполной средней школы; г) уроки по предметам средней школы; д) в рамках учебных курсов высшей школы.

При опосредованном пути, участвуя в освоении учебной  информации по различным вопросам и в различных формах, человек учится выражать свои мысли в различных логических формах. Элементы логической культуры как нити вплетены в живую ткань познавательных процессов, и, осваивая эту ткань, человек овладевает логической культурой. Важно только, чтобы эти нити были, с логической точки зрения, доброкачественными. А это во многом зависит от логической культуры и мастерства учителя и правильности логических форм, в которых выражена информация.

При непосредственном пути идет прямое приобщение обучающихся к основам логических знаний. Это имеет место, когда в учебных заведениях преподаются в различных вариантах учебные курсы по логике.

В рамках такой концепции узловым является вопрос: на каких стадиях и в какой форме давать логические знания учащимся и как на их основе формировать умения и навыки логического мышления, которые, в результате, должны превратиться в правильные стереотипы мышления. Разработка такой концепции представляется автору весьма актуальной.

Выработка правильных стереотипов мышления, безусловно, является изначальным условием логичного мышления. Это позволяет человеку без лишних хлопот пользоваться своим мыслительным инструментарием и, прежде всего, в <автоматическом> режиме. Но человеку часто приходится решать не типовые, проблемные ситуации в жизни и, в том числе, в интеллектуальной сфере. И здесь без творческого подхода ему не обойтись. Но творческий подход предполагает осмысленное решение возникших вопросов. И, если это касается интеллектуальных вопросов, без знания правил такой деятельности, творческое применение их в принципе не возможно.

Перед учащимся часто возникают вопросы: как составить план той или иной учебной работы, как грамотно построить ответ на экзаменационный вопрос и т.д. Чаще всего, чисто интуитивно, многие из них, более или менее успешно, справляются с этой задачей. И в этом им помогают те стереотипы мышления, которые заложены в их подсознании. Но дело в том, что всю эту работу можно проделать абсолютно сознательно. Для этого нужно знать те логические правила, которым подчиняется эта мыслительная деятельность. И здесь вновь может помочь логика, специально изучающая и даже разрабатывающая такие правила [3]. Сознательное использование таких логических правил делает мыслительную деятельность оптимальной и продуктивной.

Подведем черту нашим рассуждениям. Как надеется автор, ему удалось предложить дополнительные аргументы за положительное решение вопроса, вынесенного в подзаголовок данной статьи. Безусловно, эта проблема более многогранна, чем вопрос здесь обсуждавшийся. Но как представляется автору, без принципиального, положительного ответа на него, всестороннее рассмотрение и, особенно практическое решение этой проблемы, невозможно.

Библиографический  список

1. Журавлев В.М. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института (23-24 сентября) 1999 г.: В 2-х ч. Ч. 1. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

2. Журавлев В.М. Логическое образование и развитие интеллекта. Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской научной конференции (20-21 мая 1996 г.). Ч. 2. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.

3. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991.