Черниченко

Борис

Алексеевич

- председатель комитета по образованию Администрации г. Барнаула, заслуженный учитель Российской Федерации

некоторые  аспекты

развития

муниципальной

образовательной

политики  г. Барнаула

Система образования занимает значительное место в социальной сфере города Барнаула. Развитие этой системы - одна из стратегических целей муниципальной политики города.

В 332 образовательных учреждениях обучается и воспитывается около 82 тыс. детей школьного и около 19 тыс. детей дошкольного возраста, то есть примерно шестая часть всего населения города.

Только за последние четыре года в Барнауле принят ряд целевых долгосрочных программ, касающихся поддержки и развития образования. Среди них: <Дети Барнаула> (до 2000 года); <Поддержка и развитие школ инновационного типа> (до 2003 года); <Здоровье>; программы воспитательной работы с подростками; ежегодные программы летнего отдыха и труда подростков.

С целью создания более оперативной, действенной системы управления образованием при комитете созданы и действуют коллегия комитета, ряд общественных советов: руководителей инновационных школ, директоров негосударственных школ, детских садов, детских домов и школ-интернатов, заместителей директоров по воспитательной работе. Второй год работает клуб молодого директора. Создан городской координационный совет руководителей информационно-методических центров, районных методических кабинетов. Это дает возможность получать более объективную информацию от непосредственных участников образовательного процесса, оперативно обмениваться ею, своевременно принимать необходимые решения. В городском информационно-методическом центре создан и работает банк педагогической информации, содержащий основные сведения о каждой школе города. Принимаются меры по сохранению системы образования города, развитию образовательных учреждений, внедрению новых педагогических технологий. 17 школ и 9 дошкольных учреждений города стали обладателями всероссийского титула <Школа и детский сад года>.

Город Барнаул одним из первых в России включился в эксперимент по аттестации и аккредитации учреждений образования. По результатам аттестации Министерством образования Российской Федерации присвоены двум детским садам высшая, а восьми - первая аттестационные категории. Проведена аттестация трех негосударственных школ.

За достигнутые результаты в освоении новых педагогических технологий 5 учреждений образования города признаны федеральными, 22 - краевыми и 7 - городскими экспериментальными площадками.

В настоящее время в городе работает 36 инновационных образовательных учреждений (8 гимназий, 7 лицеев, 2 колледжа, 8 частных школ и т.д.).

Почти 12 тыс. учащихся (более 14% всех школьников) в 40 школах города углубленно изучают 37 учебных предметов (математика, физика, английский язык, латынь, прикладная математика и другие).

В 1998 году впервые в городе и крае был открыт класс Интернет на базе гимназии © 42. Сегодня уже четыре школы имеют прямой выход в сеть Интернет.

Тенденцией последнего времени стало тесное взаимодействие педагогических школьных коллективов и высшей школы. Заключены договора о совместной деятельности между инновационными школами и педуниверситетом, институтом культуры, техническим университетом.

Связь науки и практики позитивно сказывается на качестве подготовки учащихся городских школ. Растет число призовых мест юных барнаульцев на краевых олимпиадах: в 1996 году - 62 призовых места; в 1999 - 88; в 2000 - 98. Из года в год увеличивается число медалистов-выпускников школ города: в 1997 году - 339; в 1998 - 341; в 1999 - 433; в 2000 - 469.

Для одаренных учащихся образовательных учреждений, в том числе средних специальных и профессиональных, в городе введена муниципальная стипендия. С 1998 года количество стипендиатов увеличено с 20 до 30 человек. За последние 4 года 62 ученика были направлены на всероссийские и международные олимпиады, каждый из которых с честью представлял барнаульские школы.

Для детей с ослабленным здоровьем открываются классы компенсирующего обучения. Если в 1996 году их было 239, то в 1999 году их стало уже 331.

В три раза за этот период уменьшилось количество школьников, оставленных на повторное обучение (в 1996 году - 1563 <второгодника>, в 1999 - 589).

Выросло качество знаний барнаульских школьников. Если в 1996 году на <4> и <5> обучалось 30% всех учащихся, то в 2000 году - 38%.

Расширяется сеть учреждений образования нового типа. Инновационные школы обеспечивают высококачественную общеобразовательную подготовку учащихся (качество знаний в них 1996-97 гг. - 30,8%, 1997-98 гг. - 34%, 1998-99 гг. - 48%).

Значительные шаги сделаны по сохранению сети учреждений дошкольного воспитания. Количество муниципальных детских садов выросло со 124 (1996 г.) до 150. (В 1993 году муниципальных учреждений дошкольного воспитания было только 64).

В связи с увеличением детской заболеваемости, что подтверждает раннее диагностирование детей, расширена сеть специализированных учреждений для детей, имеющих отклонения в развитии (слабое зрение, слух, плохо развита речь и т.д.). За 1999 год открыто 93 группы (около 1000 детей). Это позволяет оздоровить малышей.

За 4 года из специализированных ДОУ в школы города было направлено 1340 детей с полной коррекцией речи (раньше эти дети направлялись для обучения во вспомогательные школы).

Возросло число дошкольников, родители которых имеют льготы по оплате за детский сад: 1996 г. - 1900 человек; 2000 г. - почти 2400 малышей

В Барнауле создаются необходимые условия для создания полноценной развивающей среды для детей и подростков.

Воспитательной работой с ними занимаются наряду со школами 47 учреждений дополнительного образования, учреждения культуры города. Около 61-й тысячи (73,6%) учащихся систематически занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, спортом и туризмом, военно-прикладными видами спорта в 1819 школьных кружках и в 153 объединениях.

Особое место в системе учреждений образования занимают школьные тематические музеи. Их в городе 32. В 1991 году оставалось 14 музеев, с 1991 по 1997 гг. школьных музеев было 18, в 1997-98 гг. - 24. Кроме этого работают 14 тематических комнат. Еще 4 музея готовятся к открытию. В прошлом учебном году музеи прошли паспортизацию. Звание <Отличный школьный музей> присвоено музеям: литературно-краеведческому (СШ © 27); 56-й гвардейской дивизии (гимназия © 42);  <Истории России> (гимназия © 42); боевой Славы 315-й дивизии (СШ © 78); <Наше Отечество> (СШ © 56).

Особое место в системе воспитательной работы занимают учреждения дополнительного образования, объединяющие свыше 33 тысяч детей и подростков. Хореография, классический и эстрадный вокал, цирковое искусство, фольклор, изобразительное искусство, роспись по дереву, работа с соломкой, берестой, бисером, моделирование одежды, журналистика, авиа-, судо-, автомоделизм, изготовление мебели, картинг - вот далеко не полный перечень предлагаемых детям видов деятельности.

Значительно расширилась сеть военно-патриотических клубов: с 2 в 1993 году до 20 в 2000 году, 16 из них работают на базе школ города.

Уникальным учреждением дополнительного образования является военно-патриотический клуб <Память>, организующий почетную вахту памяти на мемориале Славы - Пост © 1. Здесь проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, с работниками УВД, ФСБ, прокуратуры, ведется строевая, огневая и физическая подготовка. Большой популярностью у ветеранов пользуется вокально-инструментальный ансамбль клуба, который является лауреатом краевых конкурсов патриотической песни. В 1996 году создана <Школа юных командиров>, в которой занимаются около 1000 подростков.

Пост © 1 является методической базой по подготовке и проведению военно-спортивной игры <Зарница>, которая уже четвертый год проводится в школах города. Ежегодно в ней принимают участие свыше 3000 школьников.

Большое внимание в Барнауле уделяется летнему оздоровлению детей. Ежегодно летом работают 22 загородных оздоровительных лагеря (в 1996 году в них отдохнули 13,5 тыс. детей, в 2000 - 17 тысяч). Из них 5 переведены в муниципальное ведение, что позволило дифференцированно подойти к открытию профильных смен: военно-спортивные (<Маяк>, <Медвежонок>), для детей-сирот (<Соснячок>, <Спутник-2>).

С 1996 года организуются оплачиваемые ремонтные бригады из числа школьников. В 1997 году в таких бригадах работали  4,9 тысяч детей, в 2000 году - 7 тысяч.

Более чем в 2 раза по сравнению с 1997 годом возросло число учащихся, работающих в отрядах по благоустройству и озеленению территорий районов (с 2,6 тысяч до 6,2 тысяч ребят).

Около 19 тысяч детей в 2000 году (в 1998 году - 16 тысяч) приняли активное участие в благоустройстве территорий школ, в их озеленении.

Благодаря активизации и координации совместной деятельности администрации, муниципальных органов управления образованием, здравоохранения, санитарной службы реализуется комплексная программа <Здоровье Барнаула>.

В городе приняты необходимые меры, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, и в частности организацию питания школьников. Сохранена система школьного питания, решен вопрос о компенсации на питание учащимся из малообеспеченных семей и больных детей за счет средств городского бюджета из расчета 3 рубля в день. В 15 школах города введен эксперимент в 1-2-х классах по реализации программы <Разговор о правильном питании>.

Немаловажное значение в деятельности педколлективов по укреплению здоровья подростков имеет спортивно-массовая работа. Физкультурно-оздоровительной и воспитательной работой среди детей и подростков занимаются 12 ДЮСШ (4 года назад было 10). Самая старейшая спортивная школа © 1 комитета по образованию была создана в 1941 году, а самая молодая ДЮСШ © 11 Ленинского района в 1998 году на базе спортклуба <Акцент>. В этих школах сегодня занимаются более 8 тыс. воспитанников по 18 видам спорта. По всем культивируемым видам спорта в городе и крае ежегодно проводятся соревнования. В краевых соревнованиях принимают участие более 2000 учащихся, в городских - более 8000 учащихся, во внутришкольных - более 22 тыс. подростков. Таким образом, в среднем каждый учащихся ДЮСШ принимает участие не менее чем в 18-ти соревнованиях. Ежегодно в городе проводится 7 спортивно-массовых городских мероприятий среди общеобразовательных школ, в которых в 1999-2000 учебном году приняло участие 4200 учащихся.

За последние годы не только полностью сохранена сеть учреждений для детей-сирот, но и увеличено их количество с 4 (в 1984 г.) до 11: открыты благотворительное учреждение приют-общежитие для несовершеннолетних (1994 г.), детский дом © 7 (1996 г.), детские дома © 6 (1998 г.). © 9 (1998 г.). © 4 ( 2000г.).

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста из неблагополучных семей открыты группы с круглосуточным бесплатным пребыванием.

Установлен контроль за содержанием, воспитанием, обучением и здоровьем подопечных детей. 738 подопечных (58% от общего числа) получают пособие, назначенное отделами образования; 209 человек - пенсии по потере кормильца или инвалидности; 107 человек - получают алименты, взысканные с их родителей. Остальные дети содержатся в семьях опекунов за счет средств, добровольно передаваемых им родителями, либо на средства самих опекунов (как правило, ближайших родственников этих детей). Подопечные дети пользуются рядом льгот: 848 опекаемых обеспечены бесплатным питанием в школах; 82 ребенка содержатся на льготных условиях в детских садах; 531 человек (все желающие школьники) отдохнули в оздоровительных лагерях; 14 человек прошли курс лечения в санаториях.

Особое место в системе образования занимают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, работающие в режиме интернатов: пять школ функционируют для детей с нарушением интеллекта и одна для детей с тяжелыми нарушениями речи.

С целью выявления, учета и дифференцированного отбора детей с отклонениями в развитии и определения их в специальные учреждения в городе работает городская медико-педагогическая комиссия. При общем снижении количества детей дошкольного возраста количество обследованных городской медико-педагогической комиссией остается по-прежнему высоким: в среднем в год обследуются 1360-1400 учащихся. За пять минувших лет обследовано 6797 детей.

Для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, нуждающихся в особых условиях воспитания и коррекции, функционирует сеть дошкольных специальных учреждений. Сегодня таких детских садов - 28.

В Барнауле активно ведется строительство учреждений образования. За последние четыре года построено и сдано в эксплуатацию восемь новых учебных зданий. В настоящее время завершается строительство еще шести.

Можно гордиться педагогическими кадрами города, 85,3% из которых имеют по результатам аттестации квалификационные категории. Растет число заслуженных учителей РФ - их сегодня 123 человека. Только в 1999 году армия барнаульских педагогов пополнилась одиннадцатью заслуженными работниками отрасли. Активную педагогическую деятельность ведет народный учитель СССР Овсиевская Руфина Серафимовна. В последние три года решена проблема вакантных мест в учреждениях образования. И тем не менее ежегодно мы принимаем 120-160 молодых специалистов.

Ведется определенная работа по социальной защите и поддержке учительства. Для учителей города передано более 80 комнат в общежитиях. Принят ряд постановлений администрации города по решению социально-экономических вопросов системы образования. Уже в течение двух лет каждый молодой специалист, прибывший на работу в учреждение образования Барнаула, получает в сентябре безвозмездную материальную помощь в объеме 10 минимальных выплат зарплаты, выплачиваются деньги на методическую литературу.

Приведенная статистика отражает по сути муниципальную образовательную политику города. Главной ее чертой является осознание особенностей города: а) как столичного центра края; б) крупного промышленного центра; в) центра сосредоточения практически всей высшей школы края и большей части среднеспециальной профессиональной школы, культурных учреждений. Учет этих особенностей позволяет сегодня поддерживать мощный внутренний потенциал развития городской системы образования и заставляет искать новые формы поддержки этой системы. Именно этим было обусловлено создание при главе администрации города общественного совета по образованию - единственного <отраслевого> совета, в который вошли представители высшей и средней школы, общественности, промышленности, предпринимателей, средств массовой информации, родителей.

Обилие форм и технологий инновационной деятельности образовательных учреждений, многообразие существующих общественных негосударственных образовательных объединений (в том числе и частных школ) заставляет администрацию города пересмотреть функции городского комитета и районных отделов по образованию. Сегодня мы решаем вопрос передачи ряда учреждений, находящихся на балансе комитета, в оперативное управление районных отделов народного образования, усиление оперативных управленческих функций районных отделов. При этом комитет выполняет аналитическую, прогнозирующую и контролирующую функции.

Это распределение функций управления влечет за собой не столько усиление жесткой контролирующей функции городского комитета, сколько расширение управленческих возможностей руководителей конкретных учреждений образования. Именно особенности развития системы образования определили значимость и необходимость создания ряда общественных советов (клуб молодого директора, совет директоров инновационных школ, совет руководителей дошкольных учреждений и т.д.). Без постоянно действующих подобных коллективных объединений, сегодня сложно найти правильное решение в той или иной ситуации. Вот почему комитет практикует привлечение все большего круга конкретных исполнителей для выработки управленческих решений. Форма работы советов, их деятельность позволяет более результативно решать кадровые вопросы, создавать реальный резерв руководящих кадров.

Говоря о муниципальной образовательной политике, в первую очередь, необходимо подчеркнуть, что содержание этой политики определяется общей линией деятельности администрации, той ролью и местом, которые определены для системы образования в общей иерархии муниципалитета. Администрация Барнаула одну из главных задач в своей деятельности отводит системе образования.

Вместе с тем было бы неверным утверждать, что для развития системы образования достаточно одних усилий муниципальной власти. К сожалению, зачастую не согласуется характер федеральной политики в сфере образования и усилия муниципалитета. Это порождает массу проблем и трудностей. Например, - бесплатное питание школьников, объявленное общегосударственным достижением в одном из документов Правительства. Четко определен механизм действия - 50% расходов на эти цели берет на себя федеральная власть, вторую половину - муниципальная. И эти федеральные <обязательства> не выполняются, и муниципалитет вынужден находить выход в обеспечении бесплатным питанием уже не всех школьников, а лишь детей из малообеспеченных семей.

Аналогично обстоят дела и с выплатой пособия педагогам на приобретение методической литературы, определением размеров опекунского пособия на детей-сирот, организацией подписки для школьных библиотек, снабжением их учебно-методической и художественной литературой.

Противоречивость подходов к реализации образовательной политики со стороны федерации, субъектов федерации и муниципалитета (кстати, при совпадающей идеологии в системе образования в целом!) губительна для позитивного развития нашей отрасли, требует большего единения перечисленных структур власти.

Но несмотря на существующие проблему, муниципальная политика г. Барнаула в сфере образования приносит позитивные результаты, и это вселяет уверенность, что рубеж тысячелетий система образования города пройдет без кризисных радикальных ломок и сохранит свои саморазвивающиеся прогрессивные способности.