Возчиков

Вячеслав

Анатольевич

- кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики профессионального образования

БиГПУ, член-корреспондент МАНПО, член

Союза писателей России. Научные интересы связаны с проблематикой медиаобразования, коммуникативных технологий в контексте педагогического процесса

Колтаков

Константин

Георгиевич

- профессор,

ректор БиГПУ,

академик МАНПО. Научные интересы связаны с инновационными технологиями высшей школы, формированием гуманитарной

образовательной среды современного педагогического вуза

 

Педагогические  аспекты

становления

человека  культуры

Беспокойный, суматошный сентябрь! Нынче он выдался для БиГПУ особенно насыщенным: в очередной раз собралась Школа молодых ученых, пригласил многочисленных гостей на научно-практическую конференцию факультет психологии, состоялся Всероссийский симпозиум <Человек культуры>, инициаторами проведения которого стали авторы гуманитарно-образовательного проекта с одноименным названием.

Гуманитарно-образовательный проект <Человек культуры> является инновационной экспериментальной программой формирования диалогической личности, востребованность которой обусловлена современным социокультурным развитием общества. Человек культуры - это взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности; это высокая духовность и нравственность, интеллект и творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию. Человек культуры - личность свободного общества, построенного на приоритете гуманистических ценностей, национальной неповторимости в гармонии мировых культур. Диалогическая личность - своеобразная модель демократического государства, строящего конструктивные отношения с соседями по планете, гордящегося своей индивидуальностью, но и признающего такое же право за другими.

На что должно быть направлено сегодняшнее образование и воспитание в России? Ответ очевиден: на формирование духовно и интеллектуально развитой личности, становление человека культуры.

Как справедливо отмечают многие исследователи, цивилизация принесла человеку освобождение от тяжких форм физического труда, создала комфорт, коммуникации, расширила возможности информации: Оспаривать обретения научно-технического прогресса бессмысленно. Однако обезличенность жизни, осуществляемая под флагами научно-технического прогресса, вхождения в мировую цивилизацию, ведет к унифицированной культуре, которую уже нельзя назвать культурой в истинном значении этого слова. Культура вырастает на плодородной почве, неслучайно культура всегда связывалась с национальными истоками, с традициями. Например, К.Н. Леонтьев связывал культуру прежде всего с национальным своеобразием. Размывание этого своеобразия означает размывание культуры.

В настоящее время актуальной представляется проблема сохранения и развития русской культуры. Народная культура - есть та основа, которая позволяет расцвести усовершенствованным, профессиональным формам светской культуры. Последнюю иногда и принимают за собственно культуру. Народная культура либо живет в народе, либо становится чем-то внешним для людей, а это - симптом исчезновения культуры и народа (народ превращается в население, нечто безродное, бездуховное и среднестатистическое). Оттого-то сверхзадачей сегодняшнего образования становится возвращение народной культуры в души учащихся, чтобы эта тысячелетняя, родная для многих поколений культура стала неотъемлемой от их личностного развития, чтобы они нашли живое единение с историей.

Ни у теоретиков, ни у практиков личностно ориентированное образование как процесс, сопутствующий демократизации всей жизни общества, как правило, не вызывает возражений. Однако многие ученые справедливо предостерегают: педагогика не станет гуманистической автоматически, данная ориентация нуждается в специальном культивировании. Заявляемый проект - творческая работа в контексте этого <культивирования>, конкретный вклад в общероссийскую программу развития личностно ориентированной педагогики.

Разумеется, гуманитарный образовательный проект "Человек культуры" не претендует на полное решение поставленной проблемы. Речь возможно вести о достижении определенных локальных целей в контексте обозначенной проблемы. К таковым целям можно отнести воспитание патриотизма, духовности, национальной гордости, развитие нравственных качеств.

Теоретические основания решения поставленной проблемы составили духовные искания русских мыслителей XIX века (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, А.С. Хомяков и др.), работы Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, И.А. Ильина и др., исследования в области образования как фактора развития человека на различных этапах его жизненного пути (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.), исследования проблем, связанных с образовательной средой (В.С. Библер, М.С. Каган, В.Н. Мясищев, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов и др.).

Исходные теоретические положения базируются на заключениях ученых о том, что в настоящее время наука и культура уже не мыслятся в виде некоторой системы с незыблемым основанием. В условиях множественности несводимых друг к другу культур человек должен научиться воспроизводить иные способы понимания. В складывающейся культурологической ситуации, ведущая особенность которой заключается в формировании диалогического мышления (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.П. Зинченко, С.Ю. Курганов и др.), каждый ответственный поступок требует от личности самостоятельной мыслительной активности в контексте столкновения в сознании различных способов понимания мира и типов мышления. На смену монологической педагогике приходит педагогика диалога, процесс <трансляции> готовых знаний уступает место гуманистической образовательной парадигме. Отсюда особую актуальность обретают проблемы обновления содержания, методов, форм организации образовательного процесса, разработки адекватных им систем управления.

На наш взгляд, педагогический вуз обеспечивает благотворную гуманитарную среду для реализации проекта "Человек культуры". Гуманитарная образовательная среда может быть рассмотрена как развивающаяся целостность, содержащая предпосылки, способствующие ценностно-смысловому вхождению человека в культуру. Педагогическое образование, являясь гуманитарным по своей сути, обращено к проблемам человека, его развития, становления как личности прежде всего за счет усвоения социального опыта. Рассматривая человека как целостное явление, аккумулирующее в себе различные процессы, протекающие в окружающей его среде, педагогическое образование интегрирует в себе комплекс знаний, во-первых, описывающих эти процессы, во-вторых, раскрывающих характер и механизмы их влияния на становление и развитие человеческой личности. Все это обусловливает универсальный характер педагогического образования. При этом "универсумом", то есть тем множеством, которое предопределяет данную универсальность, является сам человек, его внутренний и внешний миры. Реализация в педагогическом вузе проекта "Человек культуры" обеспечивает, на наш взгляд, развитие гуманитарной образовательной среды педагогического учебного заведения, во-первых, а следовательно, во-вторых, - создание условий, способствующих эффективному становлению, развитию и образованию человека.

Гипотеза экспериментального образовательного проекта "Человек культуры" сводится к предположению, что реализация данного проекта позволит обеспечить эффективное развитие важнейших личностных характеристик участников проекта, высокий качественный уровень обучения и воспитания.

Цели эксперимента ставятся на макро- и микроуровнях. Первый подразумевает через формирование культурной, научно-образовательной, информационной и других сред региона способствовать развитию социокультурного пространства России, основанного на приоритете духовно-нравственных принципов, ценностях отечественной культуры, особенностях российской ментальности. При этом духовная самобытность России как фактор национального самосознания понимается в качестве основополагающего условия полноценного участия в общемировом диалоге культур, обеспечивающего и обогащающего последний.

Очевиден широкий общественно-политический контекст данного положения, включающий в себя актуальные проблемы воспитания патриотизма, совершенствования учебно-образовательного процесса на основе ценностей культуры, духовного становления личности, национального развития и безопасности.

Микроуровневая, или локальная, цель эксперимента предполагает решение комплекса конкретных задач, в том числе и воплощение ряда подчиненных программ, содержательно направленных на реализацию основной идеи проекта.

В числе таковых выделяются следующие:

-      организация, становление и развитие в учебных заведениях, являющихся экспериментальной площадкой, процесса медиаобразования в рамках подчиненной программы <Медиа без границ>. Медиаобразование осуществляется как в дидактическом (изучение закономерностей средств массовой коммуникации в ходе реализации специального курса), так и практическом аспектах (участие в работе средств массовой информации, выпуск собственного издания);

-      моделирование управления педагогическим процессом;

-      разработка инновационных технологий развития важнейших личностных характеристик обучаемых - креативности, коммуникативности, интеллектуально-познавательных способностей, воображения, любознательности и др.;

-      в рамках подчиненной программы <Культурная провинция> осуществление системы мероприятий литературной, культурно-эстетической направленности (читательские конференции, творческие вечера литераторов, музыкальные лектории, концерты, творческие диспуты);

-      в рамках подчиненной программы <Красная книга ремесел> - разработка и внедрение в образовательную практику спецкурсов, раскрывающих значение и содержание народных промыслов;

-      совершенствование программы изучения иностранного языка в аспекте присвоения ценностей мировой культуры;

-      внедрение в образовательный процесс учебных заведений - участников экспериментальной площадки - интегративного курса основ педагогической антропологии;

-      интеграция в образовательный процесс учебных заведений - участников экспериментальной площадки - курса русской духовной философии как мировоззренческой основы нравственного становления личности;

-      организация сотрудничества с региональными и отдаленными учебными заведениями России с целью более эффективной реализации ведущей идеи проекта.

Модель  гуманитарного  образовательного  проекта  "Человек  культуры"


Программа  "Красная  книга  ремесел"

Программа  "Культурная  провинция"


Реализация каждой из названных задач предполагает разработку соответствующих программ, их координацию и интеграцию в целостную образовательно-воспитательную систему.

Программа выполнения задач эксперимента предполагает поэтапную реализацию ведущей идеи.

Первый этап - организационно-методический. Прогнозируемый результат: конкретизация концепции проекта, вычленение взаимосвязанных направлений его реализации; интегративные спецкурсы, подготовленные к внедрению в учебно-образовательный процесс; составление плана реализации эксперимента в учебных заведениях - участниках экспериментальной площадки; обеспечение целостности и системности учебных, научных, культурных, творческих и иных программ, предусмотренных концепцией проекта. Временная протяженность этапа - 6-8 месяцев.

Второй этап - практическая работа по воплощению проекта <Человек культуры>. Временная протяженность данного этапа - срок обучения студентов и учащихся в учебных заведениях, участвующих в эксперименте. Предполагается, что в результате внедрения в учебно-образовательный процесс программы <Человек культуры> будет обеспечено эффективное развитие у воспитуемых важнейших личностных характеристик, формирование высоких духовно-нравственных качеств.

Результаты сделанного подводятся на третьем этапе - этапе анализа итогов эксперимента - с помощью психолого-педагогической диагностики, математической обработки полученных данных, обобщения материалов бесед, наблюдений, анкетирования и других методик. На этом же этапе предполагается внесение в программу необходимых корректировок и дополнений, поскольку работа будет продолжена с новым набором учащихся, так как в принципиальном плане <Человек культуры> - программа не разовая, а, как представляется авторам, органическая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса. Обобщенные результаты исследования (выпущенные отдельным изданием или в виде научных публикаций) могут стать основой организации аналогичной работы в других учебных заведениях.

Какие результаты следует ожидать от реализации проекта "Человек культуры"? Их целесообразно прогнозировать по двум направлениям.

Первое: реализация проекта обеспечит личностное развитие обучаемых в направлении формирования духовно-нравственных качеств. В процессе реализации проекта происходит формирование человека культуры - личности, духовно связанной со своей Родиной, ее традициями, национальными особенностями.

Второе: появляются новые интегративные курсы, учебные направления, что является показателем развития образовательной системы; в традиционные же спецкурсы привносится новое содержание.

Кстати, опыт подобной работы в Бийском государственном педагогическом университете уже есть: со студентами в течение ряда лет проводились занятия по медиаобразованию; известностью в городе пользуются детские газеты, выпускаемые при непосредственном участии дошкольников, занимающихся в Образовательном центре БиГПУ; встречи с писателями, деятелями искусств в вузовских аудиториях стали традиционными:, то есть работа по формированию человека культуры в той или иной мере проводилась, предлагаемый проект позволяет ввести в систему отдельные направления, придать образовательным инициативам необходимую завершенность.

На состоявшемся Всероссийском симпозиуме <Человек культуры> обсуждено много проблем, причем не только педагогических, но и философских, социологических, культурологических: Думается, что проведенное научное мероприятие, несомненно, получит продолжение, причем широкое. Будут, конечно, другие названия, будут варьироваться обсуждаемые вопросы, однако стержневая тема в ближайшие годы не утратит актуальности - речь идет о взаимодействии культуры и цивилизации, традиции и современности, проблеме личности, ее духовного содержания:

Основной конфликт нового мира - это формирование человеком и сообществами своей идентичности перед лицом нового миропорядка. Человек не является пассивным заложником той или иной системы общественного устройства. На новые условия люди и общины реагируют через поиск новой идентичности. Такова точка зрения американского социолога Мануэла Кастеллса, чей трехтомный труд <Информационная эра: экономика, общество и культура> стал важным событием в жизни западной интеллектуальной элиты конца 90-х годов.

М. Кастеллс дает яркий образ современного мира, в котором даже собственно власть принадлежит не элитам национальных государств, а безличным и нематериальным силам, электронным импульсам, в которые превратились современные деньги, большая часть которых давно уже не в золоте и не на бумаге, а на электронных счетах. Канадский культуролог Герберт Маршалл Маклюэн называет современную социальную реальность <глобальной деревней>; появился даже термин - культура реальной виртуальности, то есть культура, сформированная электронными средствами массовой информации, смешавшая в едином цифровом пространстве все формы культурного наследия, наше настоящее и будущее. Не об этом ли губительном смешении предупреждал еще в конце XIX века русский мыслитель Константин Леонтьев, одним из первых почувствовавший, как духовные потребности все более уступают место чисто материальным, как практические задачи решаются на фоне разрушения духовного богатства?..

Однако русский человек не ведает бесчувственного идеала, - утверждает уже наш современник, академик Александр Аркадьевич Корольков. Человек культуры любит не многое, но глубоко: одних родителей, одну религию, одну Родину, немногих писателей, композиторов, он не разбросан, сосредоточен. Современный же мир уводит от культуры избыточностью газет, телепередач, удовольствий: И все отчетливее задача, сформулированная Иваном Ильиным: творить русскую самобытную духовную культуру из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе.

К сожалению, в сентябрьском симпозиуме <Человек культуры> не смог принять участие профессор, доктор экономических и философских наук А.И. Субетто, однако свою оценку задуманного форума он высказал: <Хорошо, что Бийский госпединститут поставил такую знаковую проблему. Эта проблема - как глубокий колодец, из которого можно пить прозрачную, вкусно пахнущую чистыми глубинами земли воду. Культура и есть такой <колодец>. <Человек культуры> - это бесконечно пьющий из чистого <колодца культуры> человек.

По мнению А.И. Субетто: понятие <человек культуры> многослойно или <многоэтажно>. Нижний <этаж> - это его культурная связь с поколениями своих предков, со своим народом, с его историей. Нельзя назвать человека <человеком культуры>, если он не чтит мать, семью, если он не гордится историей своего народа, если он не <корневой человек> (по Флоренскому), если он не владеет родным языком. Это условие необходимое, но недостаточное. Над <нижним этажом> надстраивается следующий. Он связан с более глубоким знанием литературы, с освоением духовно-нравственных ценностей. Так по <этажам> мы поднимаемся до освоения и понимания мировой культуры не только как культуры Запада (или Европы), что является опасным заблуждением европоцентрической точки зрения, но как разнообразия всех культур мира и понимания места, роли, творческого вклада родной, национальной культуры. Все <этажи> иерархии системы культуры <человека культуры> - необходимые условия, которые становятся в своей совокупности достаточным условием формирования <человека культуры>.