Безусловно, попытки создания информационных систем управления образованием, имели место и в СССР. Для системы общего среднего и педагогического образования Советского Союза и союзных республик, в соответствии, с решением Государственного Комитета СССР по науке и технике был подготовлен и частично реализован проект отраслевой автоматизированной системы управления [1]. Современные подходы к использованию компьютеров в образования [3,4,5] значительно отличается уже в силу иных задач, стоящих перед образованием. Однако, ряд типовых задач и подходов к их решению, остается неизменным, как для СССР и союзной республики, так и для американского штата [6] и современной России [3,4,5].
Предполагалось, что отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ) Министерства просвещения СССР будет представлять собой сложное организационно-техническое объединение органов народного образования, методов управления, нормативных актов и технических средств, которое может быть представлено совокупностью административных, организационных и экономико-математических методов, методического, кадрового, правового, информационного, лингвистического, технического, программного и математического обеспечения, предназначенных для реализации функции управления образованием как автономно, так и в составе общегосударственной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления (ОГАС) и будет предназначена для достижения следующей основной цели:
- совершенствование управления системой просвещения на всех ее организационных уровнях и обеспечение на этой основе наиболее рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, улучшение педагогических, экономических и социальных показателей деятельности как отдельных учреждений и организаций, так и системы в целом.
При этом, достижение цели предполагалось достичь через
- совершенствование организационного механизма деятельности органов управления, что, в свою очередь, предполагает: систематизацию целей органов управления всех уровней, совершенствование их организационных структур, наиболее рациональное распределение функций между подразделениями, нахождение наиболее рационального варианта распределения функций между работниками аппарата управления и закрепления его в должностных инструкциях, упорядочения документооборота, рационализацию методов работы с информацией и процедур принятия решений;
- совершенствование учета, планирования и распределения материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов на основе применения экономико-математических методов, организационных моделей, средств вычислительной техники и связи;
- сокращения времени и повышением точности обработки первичной статистической отчетности от подведомственных учреждений;
- создание предпосылок более качественного решения сотрудниками аппарата своих функциональных задач, за счет их частичной разгрузки от рутинных и трудоемких операций по обработке информации, составлению отчетов и справок, а также снижение информационной неопределенности при решении задач управления.
Кроме того, ОАСУ призвана была обеспечить
- автоматизированную обработку первичных статистических, учетных и контрольных сведений подведомственных учреждений и составление на их основе статистических и других отчетов, справок и пр, в различных режимах;
- прогнозирование и организационно-экономическое обоснование в трудовых, финансовых и материальных ресурсов на всех уровнях, осуществление оптимизационных плановых расчетов по основным функциям органов управления системы просвещения (размещение подведомственных учреждений, распределение ресурсов, координация действия с прочими образовательными системами);
- проведение комплексного анализа деятельности подведомственных учреждений.
При этом ОАСУ должно было включать в себя функциональную и обеспечивающую части. Не останавливаясь, в связи с изменившимися реалиями, как техническими (смена поколений ЭВМ, развитие сетей передачи данных), так изменением схемы управления образованием, на организационном построении ОАСУ, укажем, что функциональная часть ОАСУ должна была представлять собой совокупность взаимосвязанных задач, в процессе автоматизированного решения которых обеспечивается достижение целей системы. При этом предполагалось построение следующих функциональных подсистем:
- Перспективное планирование;
- Оперативное управление;
- Управление финансовой деятельностью;
- Управление организацией труда и заработной платы;
- Управление материально-техническим снабжением;
- Управление капитальным строительством;
- Управление научно-исследовательской деятельностью;
- Учет, отчетность и статистика;
- Комплексный анализ.
Остановимся подробнее на некоторых из этих подсистем.
Подсистема "Перспективное планирование", была призвана обеспечить
- подготовку проектов долгосрочных и среднесрочных планов развития отрасли, проводить необходимые для этого расчеты по приему учащихся в первые классы, определению численности учащихся в общеобразовательных школах, вводу в действие школ и дошкольных учреждений, приема в высшие учебные заведения, выпуска из высших педагогических учебных заведений и пр.;
- подготовку перспективных планов развития сети школ, детских садов и других образовательных учреждений;
- определение потребности в педагогических кадрах различных образовательных учреждений;
- прогнозировать динамику изменения нормативов (убыли учителей, отсева студентов педвузов, отсева учащихся школ и пр.) на перспективный период;
- определять потребность отрасли в научных и научно-педагогических кадрах и др.
В подсистему "Управление научно-исследовательской деятельностью" планировалось включить комплекс задач, позволяющих
- вести учет тематики НИР по запросам народного образования, инициативной тематики, тематики, определяемой постановлениями директивных органов;
- производить расчеты трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения проекта плана НИР по отрасли;
- подготавливать проект плановой тематики НИР;
-обрабатывать результаты экспертной оценки проекта плана НИР ведущими специалистами отрасли;
-осуществлять распределение тематики НИР между организациями исполнителями;
- рассчитывать графики выполнения НИР;
- вести учет и анализ выполнения НИР и др.
В подсистему "Комплексный анализ" предполагалось включить комплексы задач, позволяющие
- осуществлять анализ результатов деятельности как всей отрасли, так и отдельных учреждений и организаций;
- подготавливать различные аналитические материалы и др.
Безусловно, предполагалось наличие и отдельных структурных подсистем - "АСУ органами народного образования", "АСУ высшими педагогическими учебными заведениями" и др. При этом, видоизменялся и набор решаемых задач - от решения, в основном, задач перспективного планирования, управлением развитием педагогической науки, анализа содержания и методов обучения, характерного для союзного уровня, к задачам совершенствования сети учреждений просвещения, оценки эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, решаемых на районном уровне.
Этот проект так и не был полностью реализован, однако многие его положения, а также описанный ранее американский опыт достаточно тесно перекликается с принципами информатизации управленческих структур, развиваемых в современной России.