Е.И. Африна, В.В. Давыдова, О.Б. Медведев

г. Москва, школа-гимназия N 1567

КОМПЬЮТЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1567)

Когда в 1985 году в Московской школе 67 (так тогда называлась наша Гимназия) появились первые компьютеры БК-0010 и старшеклассники стали изучать информатику, мало кто верил, что всего через 5 лет этот предмет станут изучать в начальной школе, а через 12 лет компьютеры и компьютерные сети будут использовать в школе при изучении многих дисциплин. В этих заметках мы хотим рассказать о тех направлениях работы гимназии по использованию компьютеров в учебном процессе, которые сегодня кажутся нам наиболее перспективными.

1. Создание единой общешкольной сети

Сегодня приоритетная задача - объединение компьютерных ресурсов школы в единую общешкольную сеть. Кабинет директора гимназии и учительская, три кабинета информатики, три кабинета физики, кабинеты электроники, английского языка, химии и географии оснащены компьютерами различных типов (БК 0010, Ямаха, Корвет, IBM PC286, 386, 486). Чтобы согласованно использовать эти ресурсы, их надо объединить в сеть. Уже созданы 3 сегмента общешкольной сети:

Большое значение в школе придают связям школьной сети с InterNet. Еще в конце 80-х гг. в рамках проекта "Школьная электронная почта" наша гимназия начала использовать возможности глобальной компьютерной коммуникации в учебном процессе. Сегодня роль почтового сервера выполняет рабочая станция под MS DOS v.6.22, использующая пакет UUPC v.5.06gamma. Следующим шагом в работе над сетью является создание стандартного Internet узла предоставляющего стандартные сетевые услуги (telnet, ftp и др.), к которому будут подключены локальные сети кабинетов. Административные машины планируется подключать как рабочие станции.

Открытая архитектура сети позволяет не только подключать вновь появляющиеся машины, но также иметь доступ к "главному" серверу с удаленных станций через модем (данный аспект для гимназии является актуальным, поскольку многие наши учащиеся и преподаватели имеют дома ПЭВМ).

2. Работа над курсом ОИиВТ

Основная идея разрабатываемого в гимназии курса ОиВТ заключается в том, что компьютер должен стать для учащихся привычным инструментом. По сути, курс следовало бы назвать "прикладной информатикой". Работу над ним ведут многие преподаватели гимназии, причем не только информатики.

С пятого класса начинается систематическая подготовка квалифицированного пользователя ЭВМ. На протяжении трех лет учащиеся получают базовые знания по работе с ПЭВМ, изучают и учатся применять такие программные средства, как текстовой и графические редакторы, электронные таблицы, электронная почта. Важную роль здесь играет разработанный авторами этих строк интегрированный курс естествознания для пятых классов, о котором более подробно речь пойдет ниже.

Важной особенностью курса информатики является его дифференцированность.

Традиционному для информатики программированию отдают дань математические классы. Они осваивают различные языки программирования (в частности Бейсик, Паскаль), занимаются разработкой и реализацией алгоритмов, под руководством Л.М.Стрелковой разрабатывают и отлаживают собственные программы. Среди прочих - это обучающие и развивающие программы, применяемые на уроках в младших классах; программы, моделирующие некоторые физические процессы и т. д.

Программа по информатике для физических классов согласована с курсом физики и электроники. Заслуженным учителем школ России А.А.Чеботаревым и преподавателем информатики В.В.Давыдовой разработан и в течении нескольких лет преподается интегрированный курс: физика + электроника + информатика (см. далее).

Система работы по информатике с учащимися биолого-химических и гуманитарных классов ориентирована на подготовку грамотных пользователей ПЭВМ. Программа по информатике для гуманитарных классов, разработанная кафедрой физики и информатики, предусматривает более детальное знакомство знакомство с компьютером, с операционной средой, с текстовыми и графическими редакторами, с интегрированными системами и с системами телекоммуникаций. Большое внимание уделяется выработке у учащихся навыков реферативной работы.

Реферативная работа - помимо приобретения традиционных навыков квалифицированного пользователя - составляет существенную часть содержательной работы и учащихся биолого-химических классов. Подготовленные ими материалы находят себе место прежде всего в создаваемой в гимназии учебной электронной энциклопедии. В настоящее время она содержит около двухсот текстов по различным темам, а также "библиотеку рисунков". Материалы энциклопедии можно использовать как для работы по освоению графического редактора, так и для оформления отчетов о проведенных исследованиях. В ближайшее время планируется организовать сетевой доступ к материалам энциклопедии.

В целом практикуемую ныне в нашей гимназии программу курса "Основы Информатики и Вычислительной Техники" достаточно точно отражает приведенная на таблице 1 трехуровневая схема "Курс ОИиВТ в школе-гимназии 1567".

3. Разработка интегрированных курсов

Прикладной характер изучения информатики неизбежно приводит к появлению в гимназии интегрированных курсов, сочетающих в себе традиционные учебные материалы и подходы со специфическими особенностями использования различных информационных технологий.

Первым опытом такой интеграции учебных предметов стало активное использование в гуманитарных классах электронный почты при изучения английского языка. Начавшаяся в свое время в рамках международного телекоммуникационного проекта "Школьная Электронная Почта" работа продолжается и по сей день. Под руководством преподавателя английского языка О.М.Свенцицкой наши гимназисты 9-го, 10-го и 11-го классов переписываются с учащимися школ в г.Атланта (штат Джорджия) и в г.Эль-Пасо (штат Техас). Есть идеи по привлечению к переписке 8-х и даже 7-х классов. В то же время В.В.Давыдовой ведется работа по разработке специализированного телекоммуникационного курса.

В классах с углубленным изучением физики в гимназии вначале реализовывались такие основные направления использования ЭВМ, как:

Таблица 1 - Схема курса ОИиВТ в школе-гимназии 1567

Программа курса физики для физических классов построена таким образом, что наряду с традиционно изучаемыми вопросами значительное время отводится спецкурсу по электронике. При этом нам удалось согласовать программы курсов физики и информатики. Так появился разработанный А.А.Чеботаревым и В.В.Давыдовой полноценный курс физика + электроника + информатика, изначально задуманный как интегрированный. Итогом работы учащихся по данному курсу является создание различных электронных приборов и датчиков, подключаемых к ЭВМ и применяемых в различных экспериментах и практических работах по физике. Тема итоговой работы определяется с учетом пожеланий каждого ученика, все задания связаны с созданием комплекта оборудования, включающего:

Разработана также методика проведения отдельных демонстраций по механике, электродинамике, термодинамике и оптике с использованием компьютера совместно с АЦП в режиме реального времени. Создано соответствующее оборудование для проведения демонстраций по кинематике на основе электрифицированной тележки, управляемой ЭВМ. Разрабатывается методика использования этого устройства на уроках физики.

Несколько лет в школе идут занятия по интегрированному курсу: естествознание + информатика для пятых классов, разработанный при участии авторов этой статьи. Курс моделирует в классе основные направления работы ученого-исследователя, что позволяет, как показывает наш опыт работы, сформировать некоторые навыки научно-исследовательской работы у младших школьников. В программу этого курса включены элементы физики, химии, биологии и экологии, он может служить базой для дальнейшего систематического изучения естественных наук. Курс выстроен как последовательность "исследовательских работ" учащихся и предполагает проведение занятий как в кабинете естествознания, так и в компьютерном классе (2 + 2 часа в неделю).

Программа курса предусматривает: исследовательские работы учащихся, занятия в компьютерном классе, использование электронной почты, групповую работу школьников.

Компьютерная сеть используется как средство хранения и источник учебных материалов, а также как среда для организации совместной деятельности учащихся.

Курс посвящен изучению жизни растений и включает различные аспекты подготовки будущего исследователя:

В курсе осуществляется параллельная координация с программой по информатике, навыки работы с компьютером и электронной почтой используются для подготовки "научных отчетов и публикаций", а также для работы в сети. Именно для этого интегрированного курса нами и была подготовлена сетевая энциклопедия, о которой уже говорилось выше.

Компьютерная подготовка учащихся в рамках этого курса предусматривает: знакомство с устройством персонального компьютера (уровень пользователя):

Начинается курс с вводного лабораторного практикума, позволяющего научить учащихся правильно работать с измерительными приборами. Все работы вводного практикума связаны с основной темой курса:

В дальнейшем ребята знакомятся с основными частями растений, их функциями и процессами в них происходящими, строением и свойствами почвы, воздуха, воды; влиянием климатических и атмосферных условий на процесс роста растений и т.д. Заключительная часть курса связана с экологическими проблемами и посвящается изучению свойств воды и воздуха, а также проблеме их загрязнения и очистки.

Обмен материалами исследований учащихся проводился по электронной почте со школой N 14 г.Рязани, школой N 55 г.Барнаула, школой N 106 г. Красноярска. Материалы такого обмена использовались для проведения занятий и телекоммуникационных конференций учащихся.

Домашние задания курса связаны с самостоятельными наблюдениями и экспериментами учащихся и позволяют связывать "соседние" занятия друг с другом. Важной частью домашних заданий является изготовление и конструирование простейших приборов для домашней лаборатории.

Все занятия в компьютерном классе являются продолжением той работы, которая велась учащимися в кабинете естествознания: изучение текстового редактора ведется на основе оформления небольших отчетов по итогам лабораторных исследований учащихся, а также при описании технологии изготовления приборов для своей домашней лаборатории. С помощью графического редактора учащиеся делают рисунки для оформления своих наблюдений и отчетов, чертежи изготовленных приборов, готовят "к изданию" тезисы для учебных и телекоммуникационных конференций.

4. Методические объединения учителей

Принципиально иные, по сравнению с общепринятыми, подходы к преподаванию информатики требуют и нетрадиционных методических решений. В частности, солидный опыт участия и организации телекоммуникационных проектов, сетевого общения с коллегами привел нас к осознанию значимости компьютерных сетей для решения вопросов переподготовки учителей, их методической поддержки, продвижения их идей и наработок, организации совместных проектных работ.

Это направление работы, которое является, наиболее перспективным и наименее разработанным в настоящее время педагогической наукой, мы также пытаемся перевести в практическую плоскость. В настоящее время на базе накопленного в гимназии опыта и при непосредственном участии авторов статьи начинается эксперимент по использованию возможностей компьютерной связи (и прежде всего, электронной почты) в работе окружных методических объединений учителей физики и информатики Западного административного округа столицы.

Первый шаг, который предпринят уже в нынешнем учебном году сетевым методическим объединением - попытка получить посредством сетевого анкетирования школ и других учебных заведений объективную картину реального использования телекоммуникации в московских школах. Широкомасштабная сетевая работа в округе начнется, как мы надеемся, с началом 1997/98 учебного года.

Наша гимназия открыта для новых идей и начинаний. Найти нас проще всего в сети. Наша школьная INTERNETовская страничка размещена на WWW-сервере с адресом:

http://www.accessnet.ru/lp/school1567

и на FTP-сервере с адресом:

http://ftp.techno.ru/pub/school/Gum1567 .


Содержание