Е.И. Африна
г.Москва, гимназия 1567
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
в 5 КЛАССЕ
В гимназии 1567 разработан и ведется в течении нескольких
лет интегрированный курс: естествознание + информатика для пятых
классов. На занятиях моделируются основные направления работы
ученого-исследователя, что позволяет сформировать некоторые
навыки научно-исследовательской работы у младших школьников,
научив их тем приемам работы, которые впоследствии будут нужны
любому исследователю-экспериментатору. В прграмму курса включены
элементы физики, химии, биологии и экологии, он может служить
базой для дальнейшего систематического изучения естественных
наук. Курс выстроен как последовательность "исследовательских
работ" учащихся; предполагается проведение занятий в кабинете
естествознания и в компьютерном классе (2 + 2 часа в неделю).
Программа курса предусматривает:
- исследовательские работы учащихся,
- занятия в компьютерном классе,
- использование электронной почты,
- некоторые элементы групповой работы.
Компьютерная сеть используется как средство хранения и
источник учебных материалов, а также как среда для организации
совместной деятельности учащихся.
Что же входит в программу этого интегрированного курса? Курс
посвящен изучению жизни растений и включает различные аспекты
подготовки будущего исследователя: умение обращаться с различными
приборами, знание основных методов измерений и способов
представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или
графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их
достоверности, умение сопоставлять и описывать результаты
экспериментов, навыки работы с литературой, подготовку и
проведение научно-практических конференций учащихся.
Данный курс предполагает возможность параллельной
координации с программой по информатике для пятого класса и
использование навыков работы с компьютером для подготовки
"научных отчетов и публикаций" будущих экспериментаторов, а также
для работы в сети: нами подготовлена сетевая энциклопедия,
содержащая около двухсот текстов по курсу естествознания, а также
"библиотека рисунков", материалы которой можно использовать как
для работы по освоению графического редактора, так и для
оформления отчетов о проведенных исследованиях. Компьютерная
подготовка учащихся предусматривает: знакомство с устройством
персонального компьютера (уровень потребителя); с клавиатурой
компьютера; работу с одним из редакторов текста (набор и
редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии,
работа с двумя файлами); умение вывести текст на печать,
использование коллективных архивов на машинном носителе
информации и умение вести индивидуальный архив; знакомство с
графическим редактором, знакомство с работой компьютерной сети
(локальной и глобальной), умение подготавливать, отправлять и
получать электронную почту.
Начинается курс с вводного лабораторного практикума,
позволяющего научить учащихся правильно работать с такими
приборами как линейка, мензурка, весы, термометр, пользоваться
палеткой. Знакомясь с техникой измерений, учащиеся учатся
измерять длину, размеры малых тел; находить площадь поверхности и
объем тел правильной и неправильной формы, их массу и плотность,
а также учатся использовать для расчетов микрокалькуляторы и
знакомятся с некоторыми правилами приближенных вычислений. Для
проведения занятий в кабинете естествознания используется
простейшее оборудование. Комплект видеоматериалов по некоторым
темам курса позволяет обеспечить наглядность процесса обучения и
используется в курсе как средство представление учащимся
некоторых элементов содержания изучаемого материала.
Все работы вводного практикума связаны с основной темой
курса: изучение процесса роста растений и влияния на него внешних
условий. В дальнейшем ребята знакомятся с основными частями
растений, их функциями и процессами в них происходящими,
строением и свойствами почвы, воздуха, воды, влиянием
климатических и атмосферных условий на процесс роста растений и
т.д. Заключительная часть курса связана с экологическими
проблемами и посвящается изучению свойств воды и воздуха, а также
проблеме их загрязнения и очистки.
Обмен материалами исследований учащихся проводился по
электронной почте со школой N 14 г. Рязани, школой N 55 г.
Барнаула, школой N 106 г. Красноярска. Материалы такого обмена
использовались для проведения занятий и конференций.
Домашние задания курса связаны с самостоятельными
наблюдениями и экспериментами учащихся и позволяют связывать
"соседние" занятия друг с другом. Важной частью домашних заданий
является изготовление и конструирование простейших приборов для
домашней лаборатории.
Все занятия в компьютерном классе являются продолжением той
работы, которая велась учащимися в кабинете естествознания:
изучение текстового редактора ведется на основе оформления
небольших отчетов по итогам лабораторных исследований учащихся, а
также при описании технологии изготовления приборов для своей
домашней лаборатории. С помощью графического редактора учащиеся
делают рисунки для оформления своих наблюдений и отчетов, чертежи
изготовленных приборов, готовят "к изданию" тезисы для учебных и
телекоммуникационных конференций, используя при этом
приобретенные навыки работы с текстовым и графическим редактором.