Е.И. Африна

г.Москва, гимназия 1567

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ в 5 КЛАССЕ

В гимназии 1567 разработан и ведется в течении нескольких

лет интегрированный курс: естествознание + информатика для пятых

классов. На занятиях моделируются основные направления работы

ученого-исследователя, что позволяет сформировать некоторые

навыки научно-исследовательской работы у младших школьников,

научив их тем приемам работы, которые впоследствии будут нужны

любому исследователю-экспериментатору. В прграмму курса включены

элементы физики, химии, биологии и экологии, он может служить

базой для дальнейшего систематического изучения естественных

наук. Курс выстроен как последовательность "исследовательских

работ" учащихся; предполагается проведение занятий в кабинете

естествознания и в компьютерном классе (2 + 2 часа в неделю).

Программа курса предусматривает:

- исследовательские работы учащихся,

- занятия в компьютерном классе,

- использование электронной почты,

- некоторые элементы групповой работы.

Компьютерная сеть используется как средство хранения и

источник учебных материалов, а также как среда для организации

совместной деятельности учащихся.

Что же входит в программу этого интегрированного курса? Курс

посвящен изучению жизни растений и включает различные аспекты

подготовки будущего исследователя: умение обращаться с различными

приборами, знание основных методов измерений и способов

представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или

графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их

достоверности, умение сопоставлять и описывать результаты

экспериментов, навыки работы с литературой, подготовку и

проведение научно-практических конференций учащихся.

Данный курс предполагает возможность параллельной

координации с программой по информатике для пятого класса и

использование навыков работы с компьютером для подготовки

"научных отчетов и публикаций" будущих экспериментаторов, а также

для работы в сети: нами подготовлена сетевая энциклопедия,

содержащая около двухсот текстов по курсу естествознания, а также

"библиотека рисунков", материалы которой можно использовать как

для работы по освоению графического редактора, так и для

оформления отчетов о проведенных исследованиях. Компьютерная

подготовка учащихся предусматривает: знакомство с устройством

персонального компьютера (уровень потребителя); с клавиатурой

компьютера; работу с одним из редакторов текста (набор и

редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии,

работа с двумя файлами); умение вывести текст на печать,

использование коллективных архивов на машинном носителе

информации и умение вести индивидуальный архив; знакомство с

графическим редактором, знакомство с работой компьютерной сети

(локальной и глобальной), умение подготавливать, отправлять и

получать электронную почту.

Начинается курс с вводного лабораторного практикума,

позволяющего научить учащихся правильно работать с такими

приборами как линейка, мензурка, весы, термометр, пользоваться

палеткой. Знакомясь с техникой измерений, учащиеся учатся

измерять длину, размеры малых тел; находить площадь поверхности и

объем тел правильной и неправильной формы, их массу и плотность,

а также учатся использовать для расчетов микрокалькуляторы и

знакомятся с некоторыми правилами приближенных вычислений. Для

проведения занятий в кабинете естествознания используется

простейшее оборудование. Комплект видеоматериалов по некоторым

темам курса позволяет обеспечить наглядность процесса обучения и

используется в курсе как средство представление учащимся

некоторых элементов содержания изучаемого материала.

Все работы вводного практикума связаны с основной темой

курса: изучение процесса роста растений и влияния на него внешних

условий. В дальнейшем ребята знакомятся с основными частями

растений, их функциями и процессами в них происходящими,

строением и свойствами почвы, воздуха, воды, влиянием

климатических и атмосферных условий на процесс роста растений и

т.д. Заключительная часть курса связана с экологическими

проблемами и посвящается изучению свойств воды и воздуха, а также

проблеме их загрязнения и очистки.

Обмен материалами исследований учащихся проводился по

электронной почте со школой N 14 г. Рязани, школой N 55 г.

Барнаула, школой N 106 г. Красноярска. Материалы такого обмена

использовались для проведения занятий и конференций.

Домашние задания курса связаны с самостоятельными

наблюдениями и экспериментами учащихся и позволяют связывать

"соседние" занятия друг с другом. Важной частью домашних заданий

является изготовление и конструирование простейших приборов для

домашней лаборатории.

Все занятия в компьютерном классе являются продолжением той

работы, которая велась учащимися в кабинете естествознания:

изучение текстового редактора ведется на основе оформления

небольших отчетов по итогам лабораторных исследований учащихся, а

также при описании технологии изготовления приборов для своей

домашней лаборатории. С помощью графического редактора учащиеся

делают рисунки для оформления своих наблюдений и отчетов, чертежи

изготовленных приборов, готовят "к изданию" тезисы для учебных и

телекоммуникационных конференций, используя при этом

приобретенные навыки работы с текстовым и графическим редактором.


Содержание