В.В.Давыдова

г. Москва,гимназия 1567

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В КЛАССАХ

ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Школа 1567 - многопрофильная гимназия. Старшие классы,

начиная с 8-го, ориентированы по пяти направлениям:

математическое, физическое, химическое, биологическое и

гуманитарное.

Информатика в гимназии введена с 1985 года - в старших

классах, а начиная с 1991 г. - в начальной школе - со второго

класса. Техническая база самая разная: ПК БК-0010, Ямаха-1,

Ямаха-2, Корвет, IBM PC 286, IBM PC 386, IBM PC 486. Ими оснащены

четыре кабинета информатики, четыре кабинета физики, кабинет

химии, кабинет директора, учительская.

Компьютеры используются для ведения курса информатики,

физики, электроники, интегрированного курса по естествознанию,

для внеклассной работы, в административной работе и т.д.

В гимназии разработана сквозная программа по информатике со

2-го по 11-ый класс, учитывающая имеющуюся техническую базу и

специализацию в старших классах.

Программа по информатике в гуманитарных классах

ориентирована на подготовку грамотных пользователей ПК. Программа

предусматривает знакомство с компьютером, с операционной средой,

с текстовыми и графическими редакторами, с интегрированными

системами, с системами телекоммуникаций.

Используя текстовый редактор учащиеся выполняют упражнения

по исправлению грамматических, синтаксических и стилистических

ошибок, пишут рефераты по физике и астрономии, готовят письма для

отправки по электроннной почте. В упражнениях по стилистике

используются предложения и фразы, взятые из сочинений, написанных

учащимися на уроках литературы. Например:

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ (10-ый класс)

1. С народом связывается и мечта о памяти.

2. Над Лермонтовым все насмехаются.

3. Поэзия перестала быть священной среди множества бездарных

эпигонов.

4. Мысль об одиночестве у современников Пушкина встречается

очень часто в их стихотворных трудах.

5. Поэт не видит реакции на свои стихи.

6. Одним из основоположников этой эпохи был Некрасов.

7. Некрасову предстояло открыть новое понимание поэзии.

8. Некрасов не мог достичь объединения поэта и гражданина -

двух своих позиций.

9. Это - кризис трагической несовместимости искусства с

эпохой железного века.

10. С кончиной Пушкина русская литература впала в глубокий

кризис.

Рефераты по физике и астрономии предполагается использовать

для наполнения базы данных локальной школьной сети. Кроме текста,

рефераты содержат рисунки (обычно, в формате PCX), выполненные с

помощью какого-либо графического редактора.

Кроме того, на уроках информатики учащиеся старших классов

знакомятся с аппаратными и программными средствами

телекоммуникаций, с телекоммуникационными сетями и с сетевыми

услугами. Практическая работа проводится в среде UUPC. Каждый

ученик может создать файл с текстом письма, используя встроенный

в стандартный DOS-пакет электронной почты редактор BMAIL или

любой внешний редактор, а затем отправить это письмо в почтовый

ящик. Реальная отправка писем осуществляется с одной почтовой

машины (причины носят только финансовый характер). Каждый ученик

имеет возможность познакомиться с реальным процессом отправки и

получения писем на учительской машине.

В гуманитарных классах электронная почта используется также

для изучения английского языка. Под руководством преподавателя

английского языка Свенцицкой Ольги Маратовны учащиеся 9-го, 10-го

и 11-го классов переписываются с учащимися школ в г.Атланта (штат

Джорджия ) и в г.Эль-Пасо (штат Техас). Преподаватели с одной и с

другой стороны задают тему для переписки. Сначала эта тема

обсуждается на уроке, затем ребята пишут друг другу письма и

затем уже обсуждают результаты переписки. Ниже приведены

некоторые темы переписки.

Сочинение на тему "Мой герой". Наши ребята пишут о

литературных героях, о героях исторических, о героях наших дней.

Американские ребята ищут героев среди своих родных и близких, они

пишут о мамах, о папах, о мачехе, об учителе и т.п.

Обсуждение совместно прочитанных книг и просмотренных

фильмов. Например, фильм "Двенадцать разгневанных мужчин" - об

организации судебной системы ( суд присяжных ). В настоящее время

ведется обсуждение книги "Убить пересмешника".

Ребята рассказывают друг другу о своих странах, о городах,

об исторических событиях. Большая дискуссия развернулась по

поводу того, а что должны знать американские ребята о России и ее

истории.

Переписка об именах, их происхождении и значении перешла в

переписку о семьях. Ребята писали о своих родных, близких,

друзьях, о своих интересах. Кстати, у американских ребят

отсутствует понятие "твой любимый писатель".

Надо отметить, что наши ребята имеют более обширные и

глубокие знания, чем американские ( на наш взгляд ). Вся

переписка и обсуждение на уроках ведется только на английском

языке, что позволяет ребятам освоить не только литературный, но и

разговорный язык.

Переписка ведется интенсивно, с большим интересом с одной и

с другой стороны, с бурными обсуждениями на уроках. Как правило,

переписка носит групповой характер. Наиболее оптимальный вариант

2х2, т.е. два человека с одной стороны и два человека с другой

стороны. Предполагается в ближайшее время привлечь к переписке

учащихся 8-ых и ,возможно, 7-ых классов.

Пример одного из писем, написанных нашими ребятами:

Hi guys!

We are Katya and Kirill. We are very much interested in

religious life of your state. We would like to ask some

questions. Here they go:

Do you belong to any religion? What is it? What is the most

wide-spread religion in your school, city, state, country? Which

sect did the first Georgians belong to? Is your religious life as

tense as it was back then? Do you have any Russian Orthodox

churches in Atlanta? Do you have any Russian Orthodoxans among

you? Do you know anything about this religion? Who was the first

Catholic President of the US?

Hey, we don't have any more time. Sorry!

Bye!

Katyusha and

Cyril

В перспективе предполагается использовать на уроках

информатики ресурсы всемирной сети INTERNET. Прежде всего

необходимо научить ребят правильно ориентироваться в огромном

информационном пространстве, целенаправлено заниматься поиском

необходимой информации, а затем использовать полученные данные

для выполнения задания (например, для написания реферата).

В настоящее время гимназия имеет выход в INTERNET. На

сервере TECHNO (http://www.techno.ru) создана первая версия

домашней странички гимназии, в том числе и английский вариант.

Ведется поисковая работа в сети INTERNET с целью использования ее

ресурсов в учебном процессе.


Содержание