А.Ю. Уваров, С.Д. Каракозов

г.Москва, Лаборатория "Телекоммуникации в образовании" НСК РАН,

г.Барнаул, Региональная образовательная сеть Алтая

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

(от приглашенных редакторов номера)

На страницах педагогических изданий все чаще появляются заманчивые сообщения о перспективах использования компьютерной коммуникации для решения задач, стоящих перед системой образования. Действительно, прогресс в области создания высокоскоростных цифровых каналов передачи данных, средств цифрового представления и сжатия видео/аудио информации, единых протоколов работы с информацией - поразителен. По оценкам Всемирного банка, фактическая стоимость хранения, переработки и передачи информации последние несколько лет уменьшается вдвое каждые полтора года [1]. Владельцы каналов связи получают сверхприбыли, а борьба за право вложить средства в новые проекты и эксплуатацию новых систем в этой области может сравниться лишь с борьбой вокруг добычи и транспортировки углеводородного топлива. Эти события происходят не на территории отдельных стран. Они глобальны по своей сущности и охватывает сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион, Североатлантический регион, Евразию, ближний космос. Системы общедоступной глобальной спутниковой связи типа "Одиссей", "Иридий" или "ГлобалCтар" обещают уже в ближайшие годы предоставить каждому жителю планеты глобальную сотовую связь [2].

Компьютер заметно изменил нашу жизнь. Еще больше изменений произойдет в ближайшее десятилетие, благодаря широкому использованию мультимедиа на Интернет, повсеместному распространению глобальных цифровых систем связи и, в том числе, глобальной сотовой связи.

Компьютерная коммуникация находится сегодня на острие глобальной информационной революции и не может не затрагивать образование. Не удивительно, что педагоги все чаще обращают внимание на эту динамичную область, которая обещает радикально изменить современную практику образования. Перечень регулярных изданий и конференций, посвященных проблемам рождающегося на наших глазах "глобального информационного сообщества", быстро растет. Общероссийские конференции "Регинформ-94" в Перми и "ИТНО-95" в Петрозаводске были посвящены проблемам использования телекоммуникаций в образовании. Две специализированные международные конференции в Москве рассматривали проблемы телеобучения [3-4]. Несмотря на все трудности, использование средств телекоммуникаций в образовании расширяется. В этих условиях редакторы выпуска поставили перед собой три задачи:

Решению первой задачи отвечают публикации первого раздела. В статьях директора Института Информатизации Образования Министерства общего и специального образования Российской Федерации Я. А. Ваграменко и директора Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) А.П.Платонова приведена информация о сегодняшнем состоянии дел с использованием компьютерных сетей в России на федеральном уровне и перспективах их развития. Один из пионеров учебного применения Internet (создатель и руководитель учебной телекоммуникационной сети AT&T) М.Райел и А.Ю. Уваров делятся в своих материалах представлениями о роли и месте компьютерной коммуникации в процессах реформы образования.

Материалы второго и третьего разделов направлены на решение второй задачи. К сожалению, объем номера не позволил нам поместить все поступившие в редакцию материалы в полном объеме. Часть материалов пришлось сократить и, даже, поместить лишь аннотацию представленных материалов. С полными текстами всех материалов можно познакомиться в электронной версии этого номера. Эта версия будет размещена на WWW-сервере Барнаульского педагогического университета http://www.uni-altai.ru

Третью задачу мы пытались решить в ходе работы специализированной телеконференции, которая действовала на этапе сбора и подготовки материалов этого номера (сервер списков рассылки Барнаульского педагогического университета listproc@www.uni-altai.ru, список teleduc-L@www.uni-altai.ru). О том, что здесь удалось и не удалось, рассказано в статье С.Д. Каракозова, которая и завершает тематический выпуск журнала.

Редакторы благодарят всех, кто помогал в подготовке этого номера журнала и, прежде всего, директора Института Информатизации образования Министерства общего и специального образования Российской Федерации, президента Академии информатизации образования, профессора Я.А.Ваграменко, по инициативе которого и был подготовлен этот тематический выпуск журнала "Педагогическая информатика"

Мы будем признательны за все Ваши замечания, предложения и пожелания. Пожалуйста, направляйте их по адресу: ksd@www.uni-altai.ru

ЛИТЕРАТУРА
  1. Найт П. Образование для всех с помощью телеобучения, см. "Телеобучение и новые технологии в образовании", Труды Первой Международной конференции по телеобразованию в России ICDED '94, Москва, 5-8 июля, 1994г, М.: Ассоциация Международного Образования (AIE), 1994, с. 27 (на англ.)
  2. Spitzer C. Odyssey: Worldwide Personal Mobil Communication, Proceedings of Pacific Telecommunications Council 17-th Annual Conference, Honolulu, January 22-26, 1995, pp. 204-211
  3. Proceedings of the Second International Conference on Distance Education ICDED'94: Open and Distance Learning as a Development Strategy, AIO, Moscow, 1996
  4. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии телеобразования и их эффективность в условиях России, см. "Телеобучение и новые технологии в образовании", Труды Первой Международной конференции по телеобразованию в России ICDED'94, Москва, 5-8 июля, 1994г, М.: Ассоциация Международного Образования (AIE), 1994, сс. 17-23

Содержание