А.Ю. Уваров, С.Д. Каракозов
г.Москва, Лаборатория "Телекоммуникации в образовании" НСК РАН,
г.Барнаул, Региональная образовательная сеть Алтая
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
(от приглашенных редакторов номера)
На страницах педагогических изданий все чаще появляются
заманчивые сообщения о перспективах использования компьютерной
коммуникации для решения задач, стоящих перед системой образования.
Действительно, прогресс в области создания высокоскоростных цифровых
каналов передачи данных, средств цифрового представления и сжатия
видео/аудио информации, единых протоколов работы с информацией
- поразителен. По оценкам Всемирного банка, фактическая стоимость
хранения, переработки и передачи информации последние несколько
лет уменьшается вдвое каждые полтора года [1]. Владельцы каналов
связи получают сверхприбыли, а борьба за право вложить средства
в новые проекты и эксплуатацию новых систем в этой области может
сравниться лишь с борьбой вокруг добычи и транспортировки углеводородного
топлива. Эти события происходят не на территории отдельных стран.
Они глобальны по своей сущности и охватывает сегодня Азиатско-Тихоокеанский
регион, Североатлантический регион, Евразию, ближний космос. Системы
общедоступной глобальной спутниковой связи типа "Одиссей",
"Иридий" или "ГлобалCтар" обещают уже в ближайшие
годы предоставить каждому жителю планеты глобальную сотовую связь
[2].
Компьютер заметно изменил нашу жизнь. Еще больше
изменений произойдет в ближайшее десятилетие, благодаря широкому
использованию мультимедиа на Интернет, повсеместному распространению
глобальных цифровых систем связи и, в том числе, глобальной сотовой
связи.
Компьютерная коммуникация находится сегодня на острие
глобальной информационной революции и не может не затрагивать
образование. Не удивительно, что педагоги все чаще обращают внимание
на эту динамичную область, которая обещает радикально изменить
современную практику образования. Перечень регулярных изданий
и конференций, посвященных проблемам рождающегося на наших
глазах "глобального информационного сообщества", быстро
растет. Общероссийские конференции "Регинформ-94" в
Перми и "ИТНО-95" в Петрозаводске были посвящены проблемам
использования телекоммуникаций в образовании. Две специализированные
международные конференции в Москве рассматривали проблемы телеобучения
[3-4]. Несмотря на все трудности, использование средств телекоммуникаций
в образовании расширяется. В этих условиях редакторы выпуска
поставили перед собой три задачи:
Решению первой задачи отвечают публикации первого
раздела. В статьях директора Института Информатизации Образования
Министерства общего и специального образования Российской Федерации
Я. А. Ваграменко и директора Российского НИИ развития общественных
сетей (РосНИИРОС) А.П.Платонова приведена информация о сегодняшнем
состоянии дел с использованием компьютерных сетей в России на
федеральном уровне и перспективах их развития. Один из пионеров
учебного применения Internet (создатель и руководитель учебной
телекоммуникационной сети AT&T) М.Райел и А.Ю. Уваров делятся
в своих материалах представлениями о роли и месте компьютерной
коммуникации в процессах реформы образования.
Материалы второго и третьего разделов направлены
на решение второй задачи. К сожалению, объем номера не позволил
нам поместить все поступившие в редакцию материалы в полном объеме.
Часть материалов пришлось сократить и, даже, поместить лишь
аннотацию представленных материалов. С полными текстами всех материалов
можно познакомиться в электронной версии этого номера. Эта версия
будет размещена на WWW-сервере Барнаульского педагогического университета
http://www.uni-altai.ru
Третью задачу мы пытались решить в ходе работы специализированной
телеконференции, которая действовала на этапе сбора и подготовки
материалов этого номера (сервер списков рассылки Барнаульского
педагогического университета listproc@www.uni-altai.ru,
список teleduc-L@www.uni-altai.ru).
О том, что здесь удалось и не удалось, рассказано в статье С.Д.
Каракозова, которая и завершает тематический выпуск журнала.
Редакторы благодарят всех, кто помогал в подготовке
этого номера журнала и, прежде всего, директора
Института Информатизации образования Министерства общего и специального
образования Российской Федерации, президента Академии информатизации
образования, профессора Я.А.Ваграменко, по инициативе которого
и был подготовлен этот тематический выпуск журнала "Педагогическая
информатика"
Мы будем признательны за все Ваши замечания, предложения
и пожелания. Пожалуйста, направляйте их по адресу: ksd@www.uni-altai.ru