С.Д. Каракозов, В.В. Бубнов, Н.В. Бобина, Д.А. Калашников, Е.В. Калашникова Барнаульский государственный педагогический университет
Региональная образовательная сеть Алтая
Использование списка рассылки для подготовки тематического
выпуска журнала "Педагогическая Информатика"
Подготовка столь значительного, по единодушному мнению редакторов, события, как выход в свет специального выпуска журнала, посвященного образовательным телекоммуникациям не могла быть проведена без широкой гласности, привлечения внимания к этому событию педагогической и сетевой общественности. Кроме того, редакторам хотелось привлечь к подготовке номера максимально широкий круг авторов. Все это могло обеспечить только активное использование сетевого образовательного сервиса. В качестве такого сервиса пользователям русскоязычного Internet был предложен список рассылки, размещенный первоначально на сервере Региональной образовательной сети Алтая (сервер mercury@ipk.alien.ru, список рассылки teleduc-L@ipk.alien.ru), а затем, в силу ряда организационных, финансовых прежде всего, причин, перенесенный на сервер Барнаульского педагогического университета (сервер listproc@www.uni-altai.ru, список рассылки teleduc-L@www.uni-altai.ru)
Организация подобного сервиса потребовало решения ряда проблем:
Организационные проблемы носили, прежде всего, финансовый характер. Как показала практика, для успешной работы списка рассылки необходима постоянная работа технического (администратор Internet-узла/списков рассылки) и методического (методист сети/модератор списка) персонала, а также оплата довольно значительного траффика (в период наиболее активной работы по подготовке тематического выпуска число подписчиков составляло от 80 до 100 человек, а объем рассылаемых дайджестов до 100 Кбайт различной информации, т.е. общий траффик только одного списка рассылки достигал 10 Мбайт в день).
Технические проблемы были значительно проще. Прежде всего, необходимо было определиться с вариантом программного обеспечения, осуществляющего управлением работой списка рассылки. Было опробовано два варианта:
Наши субъективные ощущения состоят в том, что Mercury проще устанавливается и администрируется, однако, менее надежен в работе, чем Listprocessor. Во всяком случае, после того, как число пользователей превысило 30 человек нам постоянно приходилось использовать архивную копию списка подписчиков для его восстановления, поскольку рабочая копия, по так и невыясненным до конца причинам, регулярно терялась. Что, в конце концов, вызвало необходимость перевода списка рассылки на Unix-сервер.
Методических проблем, связанных с организацией работы списка рассылки - значительно больше. Их можно разбить на две части:
Кратко остановимся на проблемах технических. Формирование участников списка рассылки проходило двумя путями - через рассылку извещения о начале работы списка рассылки по известным авторам адресам образовательных учреждений и лиц, занимающихся проблематикой, связанной с использованием компьютеров и телекоммуникаций в образовании, а также через рассылку извещения о начале работы списка в конференциях иерархии relcom.*
При этом выяснилось, что название списка (teleduc-l), включающее, в качестве окончания латинскую строчную l достаточно неудачно, многие подписчики пытались использовать цифру 1. В дальнейшем, во всех анонсах мы стали пользоваться, прописной латинской L (teleduc-L), что, практически, сняло проблему.
Кроме того, подписчики постоянно путали название сервера списков рассылки (mercury/listproc) с самим списком рассылки (teleduc-L). Здесь можно посоветовать писать более подробные указания по работе со списком рассылки в рассылаемом анонсе, поскольку слова о том, что "если уже ничего не помогает, прочитай руководство пользователя" нашли свое полное подтверждение на практике. Руководство по работе с сервером подписчики практически не заказывали, обращаясь, в крайнем случае, за помощью к администратору списка рассылки.
Еще одна проблема возникла в силу того, что, первоначально, исходя из самых лучших побуждений мы сделали список открытым - позволив направлять в него письма не только его подписчикам. В начале работы нам и в голову не могло прийти, что в сети существует множество адресов, почта с которых уходит, однако послать письмо по этим адресам можно лишь иногда. В результате, извещения о не доставленной почте попадали в список рассылки, что привело к возникновению эффекта "снежного кома", в результате чего мы получили совершенно справедливые нарекания подписчиков, получивших значительный объем сетевого "мусора". Проблема была сразу решена - мы сделали список закрытым, т.е. писать письма в него могли только подписчики.
В качестве положительного момента можно отметить, что, как показал наш практический опыт, осуществлять содержательное модерирование списка рассылки можно откуда угодно (при условии, все же, что технические специалисты присматривают за его работой на месте. Впрочем, при стабильной и отложенной работе Listprocessor даже это не слишком обязательно). Так, на протяжении месяца, один из авторов этой публикации осуществлял модерирование работы списка из Москвы, с обычного сетевого адреса на DOS-машине.
Перейдем к проблемам организации совместной работы
подписчиков. Как показал наш скромный опыт, работа списка может
более или менее успешно проходить при условии наличия заранее
подготовленных материалов (в нашем случае, это были материалы
незадолго до этого подготовленной Библиотеки методиста региональной
образовательной сети Алтая) и постоянной работы модератора списка
с подписчиками - это может быть, как в нашем случае, организация
и проведение сетевой анкеты и совместное обсуждение ее результатов,
либо обсуждение какого-то важного для всех подписчиков вопроса,
однако, стоит заметить, что в больших группах, обсуждающих достаточно
общие вопросы это достаточно сложно, во всяком случае, имевшие
место призывы к обсуждению достаточно узких вопросов, связанных
со школьной проблематикой, не нашли своей поддержки - с нашей
точки зрения, проблема может решаться через привлечение к подготовке
материалов для списка известных специалистов, которые в состоянии
подготовить проблемные материалы, представляющие интерес для значительной
группы подписчиков либо через организацию нескольких более узких
списков рассылки - с меньшим числом участников, но осуществляющих
работу по сходной тематике. В целом, однако, предположение о том,
что читать материала списка желающих будет больше, чем направлять
туда свои материалы нашло свое подтверждение. В связи с этим,
хотелось бы заметить, что на основании опыта работы можно сделать
вывод о необходимости создания российского образовательного сервера
списков рассылки, специализирующегося на проведении подобной работы,
поскольку, как показывает практика чтения российских образовательных
телеконференций, таких, например, как relcom.education
они достаточно засорены, прежде всего от того, что практически
отсутствует их модерирование, с неизбежным следствием - обилием
рекламы, хорошо, если, образовательных услуг, и аморфны - от попыток
охватить в своих рамках самые разные проблемы - от поисков партнеров
для реализации телекоммуникационных проектов до обсуждения методики
преподавания отдельных дисциплин.
Результаты сетевой анкеты
В завершение публикации мы хотим проанализировать анкету, проведенную во время работы списка рассылки и предложить вниманию заинтересованных читателей сделанные нами выводы.
Вниманию участников списка рассылки и сетевой общественности (через конференции иерархии Relcom) была предложена следующая анкета:
АНКЕТА
участника списка рассылки ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ и ОБРАЗОВАНИЕ
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ (заполняются при желании)
1.Фамилия, имя, отчество
2.Место работы
3.Электронный адрес
4.Область научных/методических интересов
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ
5.Известные мне организации, предоставляющие сетевые
6.Известные мне электронные адреса образовательных учреждений
7.Информация об известных мне сетевых проектах и о том, как
стать их участником
8.Известные мне книги, посвященные использованию
телекоммуникациям в образовании
9.Как я использую телекоммуникации
10.Какую информацию Вы бы хотели разместить в журнале?
В заполнении анкеты приняли участие 43 человека, из них 15 человек работники вузов, остальные - учителя и люди, так или иначе, связанные с работой школы. Благодаря этим ответам нам удалось значительно расширить список известных работникам сети образовательных ресурсов и разместить ссылки на них на страницах нашего WWW-сервера.
Участники анкеты активно используют сеть в поисках необходимой им информации и, в свою очередь, могут и готовы предложить материалы о перспективах развития Сети, и ее влиянию это на психику человека, различные методические материалы по использовании телекоммуникаций на уроках информатики, информацию о сетевых проектах, курсах, олимпиадах и других телекоммуникационных мероприятиях, о каталогах компьютерных программ, использованию интегрированных пакетов в преподавании школьных дисциплин, организации региональной (городской) системы телекоммуникации.
Участники списка подписана на телеконференции образовательной
направленности, переписываются с коллегами, учатся на курсах дистанционного
обучения (например, таких, как "Компьютерные телекоммуникации
в системе школьного образования", проводимые Институтом общего
среднего образования Российской Академии Образования).
Итоги работы по подготовке номера
Основной вывод, сделанный нами в процессе подготовки номера состоит в том, что в настоящее время уже сформировалась потребность работников образовании в поиске и обмене информацией через компьютерные сети, прежде всего, в режиме offline. Этот процесс уже идет не первый год, к сожалению, достаточно стихийно, поскольку модерируемые образовательные списки рассылки практически отсутствуют. Наше предложение состоит в том, что
необходимо создание общероссийского образовательного сервера списков рассылки, ориентированного на потребности общего среднего и педагогического образования.