Н.Г. Корнещук

Магнитогорский государственный педагогический институт

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАТИКА НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Согласно новому общеобразовательному стандарту в учебных планах гуманитарных специальностей появилась новая учебная дисциплина - информатика. Ее место определили в общекультурном блоке, наряду с такими предметами общего назначения, как мировая художественная культура (МХК), история и т.д.

В свое время это было большим шагом вперед, т.к. изучение основных законов информатки, овладение некой информационной культурой позволяло более качественно подготовить будущего специалиста к профессиональной деятельности, использующего информационные технологии (ИТ).

Но в связи с необычайно быстрым темпом развития компьютерно- информационной индустрии (информационного сервиса, аппаратного и программного обеспечения) и следующих принципов дидактики - принципа связи обучения с жизнью и принципа научности, появилась необходимость переноса информатики из общекультурного блока в предметный, тем самым определив новое прикладное (предметное) направление учебного курса информатики. Основная задача такого курса - овладение практикой решения задач предметной области с использованием ИТ.

Поэтому становится ясным и очевидным, почему основным прикладным направлением информатики на факультетах гуманитарного цикла должно стать изучение:

Взаимосвязь этих двух направлений будет показана ниже.

Под изучением СОТИ понимается знакомство с их функциональным возможностями, освоение принципов подготовки текстовой документации, а также овладение системой команд.

По своим функциональным характеристикам можно выделить следующие классы СОТИ:

Изучение текстовых процессоров, лингвосистем, OCR-программ и издательских систем не представляет сомнения.

Хотелось бы подробнее остановиться на актуальности изучения простейших редакторов и редакторов нового поколения - HTML (Hyper Text Meta Language/Hyper Text Mark Language) - редакторов.

Изучение простейших текстовых редакторов ставит своей целью изучение и освоение принципов подготовки текстовой документации, что в дальнейшем создаст базовую основу при изучении более сложных систем - текстовых процессоров, настольных издательских систем, а также умение вести диалог с интерфейсом программы, которое выражается в умении использовать встроенную помощь, контексное перемещение по меню команд и т.д. Это так называемая пропедевтическая часть курса информатики на гуманитарных факультетах. Для более эффективного использования практических занятий необходимо систему заданий строить по принципу - лучше одну задачу решить несколькими способами, чем много однотипных. Таким образом, подготавливая один и тот же текст в разных (как по интерфейсу, так и по системе команд) редакторах, мы формируем у студентов навык переноса основных принципов подготовки документов на различные системы, потребность в использовании встроенную помощь и т.д.

Следующим аргументом в пользу изучения простейших текстовых редакторов будет тезис о том, что в технологическую цепочку подготовки качественной документации, соответствующей современным библиографическим требованиям, входит первоначальный набор исходного документа в виде ASCII-текста, т.е. без управляющих символов форматирования, выравнивая, разбиения на страницы и т.д. Затем данный текст импортируется в более сложную систему и приобретает необходимый законченный вид - используется стандартная стилизация текста, стандартные параметры форматирования, выделения абзаца, разбиение на страницы и т.д.

Под изучением телекоммуникаций понимается не весь спектр телекоммуникационной технологии, а пока ее более распространенная часть - электронная почтай (e-mail), телеконференции, электронная доска объявлений (BBS). Следует заметить, что при пересылки сообщений и по e-mail, и в телеконференции обычно используется ASCII-файл. Это используется во-первых, для того, чтобы содержимое файла было доступно для всех, и во-вторых, ASCII-файлы занимают меньше места в памяти (плата за переданное сообщение прямо пропорционально объему информации).

Кроме того, встроенные в систему электронной почты текстовые редакторы являются простейшими из-за, как правило, стандартной системы команд и функционально знакомого интерфейса.

Таким образом, изучение простейших текстовых редакторов является пропедевтикой к изучению сложных систем подготовки текстовой документации, а также пропедевтикой к теме телекоммуникации.

Изучение темы телекоммуникации было бы неполным, если упустить из виду новый класс редакторов - так называемые HTML-редакторы. Эти редакторы гипертекстовой разметки текста, предназначены для подготовки документов к размещению на Web-серверах позволяют объединить в одно целое такие виды информации, как текст, видео-/аудио-информация и программный код (JavaScript и/или Java-applet). Одна из главных причин, по которым изучение подобных HTML-продуктов необходимо состоит в том, что эта форма представления информации наиболее точно соответствует форме представления информации посредством компьютера - подобно тому, как обычная письменность и книга - наиболее точно соответствуют воспроизведению информации посредством печатного станка.


Содержание