В.М.Лопаткин, В.В.Сковородников
Барнаульский государственный педагогический университет
Комитет по образованию Администрации Алтайского
края
ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ДЛЯ СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА УЧЕБНО-НАУЧНОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО
КРАЯ
Одной из основных задач, поставленных в региональной
программе информатизации образования Алтайского края, является
построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей
создание единого информационного образовательно-педагогического
пространства учебно-научного-педагогического комплекса Алтайского
края [1].
Под построением сетевой образовательной инфраструктуры
мы понимаем создание технических, кадровых, организационно-методических
и юридических условий обеспечения информационных потребностей
работников общего среднего, среднего специального и педагогического
образования через систему региональных телекоммуникаций.
По нашему мнению к настоящему времени созданы предпосылки,
позволяющие перейти к качественно новому этапу работ в этом направлении.
Это
- оснащенность многих образовательных учреждений
сравнительно недорогой и достаточно качественной техникой;
- наличие в ряде организаций вычислительных центров,
сохранивших и, даже, преумноживших свой квалифицированный персонал
и получивших в последние годы определенный опыт в современных
телекоммуникациях;
- появление на рынке телекоммуникаций отечественных
компаний (РЕЛКОМ, ДЕМОС ПЛЮС, РОСПАК, РОСНЕТ, РЕМАРТ, ИНФОТЕЛ
и многих других), уже сейчас работающих на достаточно высоком
уровне и готовых сделать новые шаги на пути к предоставлению полномасштабного
сетевого сервиса;
- наличие конкурентоспособных материалов и техники,
производимых на оборонных предприятиях, подлежащих в настоящее
время конверсии (оптическое волокно и оборудование, радиорелейные
станции и др.);
- последовательное снятие ряда ограничений на продажу
странам Восточной Европы высокотехнологического телекоммуникационного
оборудования (скоростные модемы, роутеры и пр.);
- декларируемая Западом готовность допустить наши
организации в международной сети, накопившие к настоящему моменту
громадные информационные ресурсы [2,3];
- предлагаемая помощь со стороны отечественных
и международных организаций, а также совместных телекоммуникационных
компаний;
- значительный опыт создания и эксплуатации компьютерных
сетей, накопленный в территориальных образовательных учреждениях;
- разработка нормативных документов и начало работ
по построению Федеральной образовательной сети в интересах общего
среднего и педагогического образования.
- наличие Федеральных программ по развитию телекоммуникаций
в России, в частности, межведомственной программы по развитию
телекоммуникаций в интересах науки и высшей школы.
Указанные выше факторы в полной мере относятся и
к образовательным учреждениям Алтайского края. Реализация данного
проекта на Алтае может служить основой для:
- построения региональной ведомственной системы
передачи данных, как фрагмента общероссийской магистральной сети,
обеспечивающей выход в международные сети;
- отработки базовых проектных, технических и организационных
решений и форм, обеспечивающих построение региональной системы
передачи данных и различных форм сетевого сервиса;
- выработки типовой схемы построения локальных
информационных сетей государственных образовательных учреждений,
обеспечивающих интеграцию в региональные и глобальные информационные
сети;
- организации сетевых взаимодействий образовательных
учреждений;
- формирования и предоставления комплекса сетевых
услуг в регионе Алтая для органов управления образованием и образовательных
учреждений.
В случае успешного построение сетевой образовательной
инфраструктуры, наполнении ее сетевыми услугами и предоставлении
этих услуг непосредственно на рабочих местах управленцам, преподавателям
и учащимся можно будет говорить о создании единого информационного
образовательного пространства региона, оказывающем непосредственное
влияние на их личную деятельность, посредством
- эффективного личного контакта с управленцами,
педагогами, учащимися региона, России и зарубежья;
- возможности коллективного обсуждения проблем
(телеконференции, списки рассылки);
- свободного доступа к региональным, российским
и зарубежным базам данных и знаний;
- предоставления распределенных автоматизированных
средств обучения и повышения квалификации;
- удаленного доступа к вычислительным ресурсам
и базам данных,
- удаленного доступа к уникальным программным продуктам,
в том числе и к дорогостоящим лицензионным программным комплексам;
на образовательную и управленческую деятельность
учреждений через
- выработку согласованных планов и эффективной
координации деятельности в области управления образованием региона;
- организации совещаний руководителей в режиме
телеконференций, оперативного доступа к вышестоящим руководителям
и организациям;
- доступ к российским и мировым центрам информации
(политической, экономической и специальной), автоматизации и организация
доступа к библиотекам, фондам алгоритмов и программ, к патентным
фондам, фондам отчетов, статистическим фондам;
- оперативную публикацию результатов исследований
(электронные журналы, сборники и рефераты),
- организацию и проведение разнообразных сетевых
проектов;
на хозяйственную деятельность образовательных учреждений,
через
- оперативное получение информации о новом оборудовании,
материалах, технологиях и услугах сторонних организаций,
- совершенствование снабжения (доступ к биржам,
торговым домам),
- автоматизацию работы с банковскими учреждениями
и деловыми партнерами.
Работа эта начинается не на пустом месте. За последние
годы в Алтайском крае созданы два узла INTERNET, ориентированных
на работу в интересах общего среднего, среднего специального и
педагогического образования. Это один из самых крупных узлов INTERNET
на Алтае и, насколько известно авторам, крупнейший из региональных
узлов, созданных региональными Комитетами управления образованием,
краевой узел региональной образовательной сети Алтая (РОСА) ALtaI
Educational Network - ALIEN (домен alien.ru), а также
узел Барнаульского педагогического педуниверситета (домен www.uni-altai.ru).
В настоящее время оснащение краевого телекоммуникационного
узла (краевой узел образовательной сети РОСА ALIEN) и телекоммуникационного
узла крупного образовательного учреждения (БГПУ) таково:
Региональная образовательная сеть Алтая
Внутренняя ЛВС, содержащая
- файл-сервер (486DX2-66/RAM 64Mb/HDD 13Gb);
- почтовый сервер (P5-60/RAM 32Mb) с модемным пулом
2*ZyXEL U-1496E+ и 3*USR Courier DS v.Evr - 4 городских номера
и номер сети Искра-2;
- станция электронной почты сети FidoNet (P5-60/RAM
32Mb) c модемным пулом 2*ZyXEL U-1496E+ и 2*USR Courier DS v.Evr-
U-1496E+ и 3*USR Courier DS v.Evr - 4 городских номера и 3 городских
номера и номер сети Искра-2;
- станции мониторинга и управления сетью, станции
персонала центрального узла (5*486DX/P5-60);
- класс бездисковых рабочих станций (15*486SX33/RAM
4Mb);
- приемная станция сети "ТВ-Информ-Образование".
Телекоммуникационный Центр БГПУ
Внутренняя ЛВС, содержащая
- файл-сервер БГПУ - 486/DX4/100/16Мб/2Гб
- почтовый сервер - 486/DX2/66/8Мб/1Гб с модемным
пулом 2*USR Courier DS v.Evr - 2 городских номера;
- класс бездисковых рабочих станций (15*486SX40/RAM
4Mb).
- выделенная линия 28 Кбит/сек, соединяющая узел
с телекоммуникационным узлом АО АлтайТелеком.
В качестве базового программного обеспечения узлами
используются версии BSDI v.1.1 и FreeBSD v.2.1 UNIX соответственно.
В крае начата работа по развитию образовательного
сетевого сервиса, организованы
- ALIEN-BBS;
- сервер доступа (robin.alien.ru, www.uni-altai.ru);
- отложенный (offline) сервер новостей (newsserv@alien.ru,
newsserv@www.uni-altai.ru);
- факс-сервер (robin.alien.ru);
- WWW-сервер (http://www.alien.ru,
http://www.uni-altai.ru);
- отложенный (offline) файловый сервер (mailserv@www.uni-altai.ru,
mailserv@alien.ru).
Организованы службы списков рассылки (mercury@alien.ru,
listproc@www.uni-altai.ru).
Разработаны предложения по организации территориальных
телекоммуникационных узлов разного уровня и типовая конфигурация
телекоммуникационного узла учреждения образования.
Доступ к сети уже открыт органам управления образованием,
школам краевого центра и наиболее крупных районов края, а также
педагогическим образовательным учреждениям (педагогический лицей,
педагогические колледжи и вузы).
В базовые программы курса информатики для студентов
всех факультетов педагогического университета, программы переподготовки
работников образования (Алтайский Краевой Институт Повышения Квалификации
Работников Образования, факультет повышения квалификации и переподготовки
организаторов образования БГПУ) включены курсы по работе с телекоммуникациями.
Таким образом региональная сетевая образовательная
инфраструктура уже начала складываться и можно уверенно заявить,
что в Алтайском крае завершен первый этап создания построение
сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание
единого информационного образовательно-педагогического пространства
учебно-научного-педагогического комплекса Алтайского края.
К задачам следующего этапа относится
- дальнейшее развитие сетевой образовательной инфраструктуры
в рамках краевой программы развития телекоммуникаций в регионе;
- создание и поддержка уже сложившегося специфического
информационного сетевого педагогического информационного сервиса,
прежде всего информационных библиографических баз данных в области
педагогики и конкретных методик, а также. В настоящее время уже
созданы и успешно эксплуатируются базы данных "Кадры образования
Алтая" и "Передовой педагогический опыт региона",
а также "Настольная книга декана педагогического вуза"
(под редакцией М.Н.Костиковой, П.К.Одинцова и др.);
- увеличение числа образовательных списков рассылки,
поддерживаемых образовательными узлами, в настоящее время это
списки рассылки, посвященные использованию телекоммуникаций в
образовании, телекоммуникаций в преподавании естественных наук,
телекоммуникаций в преподавании информатики и ряда других. С нашей
точки зрения очень важно организовать работу списка рассылки,
ставящего своей целью обсуждение вопросов развития и управления
образованием;
- продолжение работ по созданию библиотеки методиста
региональной образовательной сети [3] должно сочетаться с разработкой
структуры, созданием соответствующего сетевого сервиса и технологии
наполнения Сетевой педагогической энциклопедии по различным общеобразовательным
предметам, а также педагогическим ресурсам INTERNЕТ;
- создание и включение в учебные планы образовательных
учреждений, в рамках регионального компонента, учебных курсов
нового поколения, естественно сочетающих традиционные и новые
образовательные технологии, в том числе, элементы дистанционного
образования;
- создание, сертификация и поддержка образовательными
учреждения края программ дистанционного образования в регионе,
прежде всего, программ повышения квалификации и подготовки организаторов
образования.
В заключение, несколько слов об организации работ
по программе развития сетевой образовательной инфраструктуры на
Алтае - эта работа осуществляется в рамках программы информатизации
образования региона и договора о совместной деятельности по созданию
единого информационного образовательно-педагогического пространства
учебно-научного-педагогического комплекса Алтайского края. Научное
руководство программой осуществляется региональным отделением
Академии информатизации образования.
Литература
- Гончаров В.Н., Колтунова В.И., Лопаткин В.М.,
Одинцов П.К., Сковородников В.В., Тырышкин В.Н. Организационно-педагогические
основы функционирования учебно-научно-педагогического комплекса
Алтайского края в режиме развития, Москва-Барнаул, 1993
- Proceedings of the NATO Advanced Networking Workshop,
Organized by Ministry of Science and Technical Policy of PRussia
with from NATO, Golitsyno, 1994
- Библиотека методиста региональной образовательной
компьютерной сети, Выпуск 1-3, Барнаул, 1996
- Концепция развития сети телекоммуникаций в системе
высшего образования Российской Федерации, Госкомитет Российской
Федерации по высшему образованию, Москва, 1994
Содержание