М.А. Павлович
Министерство общего и специального образования
РФ
Создание системы дистанционного образования приобретает особую актуальность для России в силу:
Перечень регулярных изданий и конференций, посвященных проблемам дистанционного образования быстро растет. В июле 1994 г. в Москве состоялась первая международная конференция, где широко обсуждались проблемы дистанционного обучения. В июле 1995 и 1996 гг. в Москве прошли очередные конференции по этой проблеме.
Общероссийская пермская конференция "Регинформ-94", посвященная проблемам использования телекоммуникации в образовании также рассматривала эти вопросы. Приняты постановления правительства о развитии этой системы [1]. Главными причинами, требующими развития подобной системы в стране названы следующие:
Система дистанционного образования:
Под дистанционным образованием (ДО) обычно понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации, других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.
Дистанционное образование призвано осуществлять следующие социально-значимые функции:
За последние тридцать с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием научно-технического прогресса и его возрастающим воздействием на все стороны жизни общества. По данным зарубежных экспертов, к 2000 г. каждый работающий будет нуждаться в высшем образовании - минимальном уровне образования, необходимом для выживания человечества. Обучение такой массы студентов по дневной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность, обучающихся по нетрадиционным технологиям, растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 187.
Наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании усиливаются тенденции к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов. Происходит развитие процесса интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения, и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, будут играть основную роль. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения, использующих телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы, использующие компьютерные сети, системы непосредственного телевизионного вещания, системы дистанционного обучения с использованием современных телекоммуникационных технологий.
Долговременная цель развития ДО в мире - сделать возможным для каждого учащегося, в любом месте, изучить программу обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знание посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.
Создаваемая система дистанционного образования должна:
Основными задачами, связанные с созданием СДО в России являются:
Интеграция национальных образовательных систем в мировую образовательную систему является одним из необходимых элементов развития мирового сообщества. Дистанционная система обучения позволяет наиболее эффективно реализовать международное сотрудничество в силу указанных выше особенностей ДО, а так же в связи с возможностями перенесения акцента на разработку учебных материалов и пособий, использования совместных технических средств обучения и связи, создание виртуального образовательного пространства.
Следует развивать процесс взаимодействия с зарубежными учебными заведениями аналогичного профиля и различными ассоциациями такими как: Open University UK; National Technological University; International Council for Distans Education; European Distance Education Network; European Association of Distans Teachiny Universitics; Association European Copperpondens Sopools и т.д.
В России создание системы дистанционного педагогического образования естественным образом становится существующая сеть среднего специального, высшего педагогического образования и система подготовки и повышения квалификации работников образования, использующая в качестве сетевой инфраструктуры начавшую складываться телекоммуникационную образовательную инфраструктуру общего среднего, среднего специального и высшего педагогического образования [2].
В настоящее время Головному Совету по ДО в России предложено несколько проектов построения единой системы ДО в интересах общего среднего, среднего специального и высшего педагогического образования, среди них можно отметить комплексный проекты Института информатизации образования Минобразования России и Барнаульского педагогического университета "Разработка проекта и создание отраслевой подсистемы дистанционого образования МО РФ", комплексный проект создания системы ДО, предложенный Герценовским университетом, проект развития региональной системы ДО Красноярского края, совместный российско-германский проект в области повышения квалификации организаторов образования (МО РФ, Барнаульский педагогический университет, Министерство образования земли Северный Рейн-Вестфалия).
В любом случае, использование новых форм организации образования, появление новых средств поиска и доступа к информации требует подготовки новых учебных пособий для всех ступеней педагогического образования. В учебных пособиях должны найти отражение как новые педагогические технологии (совместная работа учащихся, проекты и т.д.), так и новые технические возможности организации такой работы (сети, телеконференции, списки рассылки и пр.). Необходимо проведение специальной работы и экспериментов по подготовке учебных пособий и курсов нового типа, сочетающих новые технические возможности (телекоммуникации, мультимедиа) с новыми педагогическими идеями (групповая работа учащихся, дистанционное образование, проекты). Уже начавшие появляться общеобразовательные учебные предметы нового поколения, с естественно встроенными в предмет работой компьютером, самостоятельным поиском информации в сетях и библитеках, должны стать доступны для педагогического освоения и осмысления студентам педагогических колледжей и вузом.