А.П.Платонов

г.Москва,РосНИИРОС

РОССИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ


В этой статье использованы фрагменты Концепции Межведомственной программы HCKT-HВШ.

Развитие Российского Интернета имеет свои особенности, которые не могли не сказаться и на научно-образовательных ("академических") сетях. В отличие от "первичной" сети Internet, родившейся в США в виде вполне официальной правительственной программы, в нашей стране (СССР, а затем России) Сеть явилась плодом инициатив "снизу".

Для доказательства достаточно назвать сети:

Можно назвать множество других примеров, уже нашедших отражение в многочисленных публикациях.

Собственно, отсюда следует одна из главных особенностей Российского Интернета - он с самого начала имел очень существенную коммерческую компоненту (или как именовалось "до перестройки" - хозрасчетную), в отличие от своего западного собрата.

Есть и другие моменты, определяющие у нас "лицо" Сети - среди них, например, практически полное (по крайней мере до последнего времени) отсутствие инфраструктуры цифровой связи, которая только и может быть полноценной основой для развития Internet в полном объеме.

Отсюда - преобладание UUCP-технологии, позволяющей в штатном режиме только манипулировать электронной почтой (E-mail).

Есть, правда, в этом и положительная сторона: наши некачественные линии связи заставляют российских сетевых специалистов проявлять чудеса изобретательности, что в свою очередь приводит к росту их квалификации, уже сейчас признаваемой на Западе.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ РОССИИ

Вряд ли можно сейчас говорить о существовании в России чисто научно-образовательных сетей. Скорее это явление можно обозначить как научно-образовательную (R&E) компоненту Российского Интернета.

Сюда относятся и "физические" сети, обеспечивающие для академических (в широком смысле этого слова) организаций полную технологическую цепочку и пытающиеся существовать на средства госбюджета.

Здесь же существуют и "логические" сети, образованные сообществами академических организаций - техническую основу для таких сетей дают коммерческие сервис-провайдеры, прежде всего, Релком.

К первой группе можно отнести FREEnet, Радио-МГУ, RUNnet, MSUnet, RSSI.

Ко второй относится Ассоциация RELARN, а также целый ряд региональных структур, возникших в результате сосуществования университетов, НИИ с одной стороны, и возникших на их территории коммерческих сетевых узлов, с другой.

Надо сказать, что на начальной стадии развития R&E-компоненты Российского Интернета второй из названных вариантов преобладал, по крайней мере, в отношении массовости использования сервиса E-mail.

Однако, в последние два года, развитие "полномасштабных" R&E сетей сильно активизировалось, поскольку появились, наконец целевые средства госбюджета, выделяемые на развитие сетевой инфраструктуры. Наиболее яркий пример создания подобной сети - федеральная университетская сеть RUNnet, основанная на спутниковых цифровых каналах связи.

Указанные варианты построения научно-образовательных сетей не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Если крупным организациям по силам создавать собственные узлы и строить независимую инфраструктуру за счет своего бюджета и целевых программ, то мелкие и средние организации чаще в ограниченном объеме используют возможности коммерческих сетей, предоставляющих относительно недорогой "промышленный" сервис.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Учитывая значительную нестабильность бюджетного финансирования, что вряд ли изменится в ближайшие годы, наиболее перспективной представляется такая глобальная структура телекоммуникационной системы, обслуживающей науку и образование, которая

Магистральные сети - очень дорогое удовольствие, даже для западного бюджета, и не случайно пресловутая коммерциализация повсеместно затрагивает прежде всего эту компоненту Internet.

Что касается региональных университетских и предметно-ориентированных сетей, то они, за счет бюджетов - центрального и/или местного, прожить смогут.

Не последнюю роль в этом играет постоянный приток в эти сети активных и творческих работников из числа студентов и молодых специалистов, готовых какое-то время мириться и с недостатком заработной платы, лишь бы иметь доступ к передовой технологии и учиться чему-то новому.

Естественно, что проходит время и наиболее талантливые и активные уходят в коммерческие структуры. Это неизбежно, и так происходит везде - надо просто это разумно планировать.

С другой стороны, возникает вполне нормальная тенденция, заключающаяся в том, что академические сети начинают предоставлять сервис коммерческим организациям, прежде всего тем, которые размещаются на территории соответствующих ВУЗов и НИИ.

От этого не уйти, и искать какие-то формы решения проблемы надо. В каждом конкретном случае эти решения могут быть различными:

Еще одна важная тенденция, которая неизбежно должна проявляться в ближайшем будущем - смещение акцентов в сторону специфического информационного сервиса.

Так или иначе телекоммуникации, особенно имея в виду внедрение новейших технологий, все больше будут срастаться с телефонией, телевидением, предоставляя интегрированный сервис и оставаясь уделом профессионалов.

Другое дело "всемирная паутина" WWW - в сущности, в ней может принять участие практически каждый, и эффект проявляется гораздо быстрее. Возможно, вскоре это будет уже не Web, а что-то другое, но принцип распределенной системы серверов в обозримом будущем несомненно сохранится, и это дает шанс любой организации, независимо от размеров ее штата и мощности технического оснащения.

В последующих пунктах будут рассмотрены возможные пути построения Национальной сети передачи данных (НСПД) для нужд науки и образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

В рамках проекта НСПД должно быть выделено два основных направления:

  1. Создание межрегиональной мультипротокольной опорной сети как совокупности базовых точек доступа, связанных между собой высокоскоростными каналами связи.
  2. Развитие региональной информационной инфраструктуры путем подключения оконечных пользователей к региональным (академическим и коммерческим) СПД, которые и будут являться непосредственными сервис-провайдерами для научных и учебных организаций.

Из этого следует, что Национальная сеть передачи данных для науки и высшей школы представляет собой скорее не однородный объект, а сложную иерархическую систему, базирующуюся на определенной системе отношений, увязывающих опорную структуру и региональные сети, обслуживающие оконечных пользователей.

При этом последним должно предоставляться право выбора своего "сервис-провайдера", который может обеспечить необходимый спектр услуг конкретному абоненту. Интеграция региональных СПД в рамках одной системы должна обеспечить для всех одинаковые правила игры.

ОПОРНАЯ СЕТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Ключевую роль в структуре НСПД играет опорная сеть (рабочее название: RBnet - Russian Backbone Network). В состав RBnet входят опорные точки доступа (ОТД) и высокоскоростные каналы связи. RBnet находится под централизованным управлением и обеспечивает следующие услуги:

Основную нагрузку по обслуживанию оконечных пользователей несут на себе региональные сети, академические и общего доступа.

Создание RBnet позволяет оптимизировать внутрирегиональные и межрегиональные потоки информации, но никоим образом не решает проблему предоставления конкретного сервиса. В рамках проекта НСПД должна быть предусмотрена деятельность по подключению научных и учебных организаций, обеспечению оплаты (частичной или полной) трафика, в том числе и на компенсационной основе.

Учитывая различное состояние транспортной инфраструктуры в различных регионах, в каждом конкретном случае должен быть определен конкретный состав абонентского узла, который позволил бы построить работу в сети максимально эффективным образом. В то же время прямое выделение средств региональным сетям для покупки оборудования и аренды линий связи не представляется целесообразным в рамках данной программы (кроме тех случаев, когда подключаются группы организаций науки и высшей школы, приравниваемые к региональным сетям).

Требования, предъявляемые к строящейся сети, достаточно высокие. Это

Перечисленные условия накладывают жесткие требования к оборудованию опорных точек доступа и используемым каналам связи.

В этих условиях очевидно, что организационные структуры, обеспечивающие работу RBnet, должны быть созданы отнюдь не по "академической" схеме.

Это могут быть различные варианты:

Важно однако, чтобы ключевые участки инфраструктуры НСПД (в частности RBnet) создавались на средства бюджета и сохранялись под контролем государства. В текущих условиях это необходимо для того, чтобы гарантировать долговременную политику льгот по отношению к организациям науки и образования.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ

В заключение необходимо отметить, что рассмотренная выше схема построения НСПД в интересах науки и образования реально находится в стадии реализации в рамках Межведомственной программы, носящей название "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (НСКТ-НВШ).

Средства по этой программе предусмотрены солидные, вот только выделяются они крайне нерегулярно. По состоянии дел на второе полугодие 1996 года ничего определенного об успехе или неудаче программы сказать пока нельзя.

В любом случае создание Российского Интернета - процесс объективный и идти он будет, вопрос только в том, какое место в нем займут научно-образовательные сети.

Впрочем и ответ понятен: именно такое, как и вся наука и образование в нашем государстве ().


Содержание