Маргарет Райел

(InterLearn,

Margaret Riel mriel@iearn.org

Home page)

INTERNET: ПУТЬ К РЕФОРМЕ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Global ScoolNet Foundation - Linking Kids Around the World! Copyright c GSN - All Right Reserved - 06- September-96 (This paper will appear in the 1996 Winter issue of ISTE SIG/Tel Technology in Education (T.I.E.) Newsletter)

Перевод, с согласия автора, выполнен Межвузовским Центром региональных систем ДО при БГПУ
Редактор перевода С.Д.Каракозов


Можем ли мы согласиться с тем, что если общество хочет вырастить и воспитать ребенка, то оно может доверить эту задачу одним учителям и надеяться, что ученики получат все необходимые навыки, которые позволят им стать активными и полноценными его членами? К сожалению, место школы до сих пор не в центре, а скорее на обочине общественного сознания и "школьное" сообщество недостаточно сильно даже для того, чтобы просто рассказать учащимся обо всем том, что необходимо знать об окружающем их сегодня мире.

В этой статье я хочу в метафорической форме рассказать прежде всего об INTERNET и предложить вам поразмышлять о киберпространстве как о том месте, той неисследованной территории, которое может стать основой для построения нашим сообществом самых разнообразных общин. Конечно, я не хочу целиком приравнять INTERNET с обществом или общиной, это совмещается не больше, чем долина и размещенное в ней селение, однако я думаю, что INTERNET это значительно больше, чем информационный "highway". В действительности, это необыкновенно подходящее место для того, чтобы попытаться начать осуществлять с его помощью развитие окружающего общества с целью построение единого сообщества - объединенного общими целями, идеями, деятельностью.

КОНЦЕПЦИИ INTERNET

Каковы основные концепции INTERNET? В настоящее время наиболее часто обращают внимание на те ресурсы, которые могут быть получено через INTERNET. Люди представляют себя исследователями, охотниками или рудокопами информационного века, возвращающимися из киберпространства с драгоценными битами информациями, предназначенными для пополнения их информационных запасов. Сеть INTERNET представляется им богатым рудником или неизведанной дикой страной, которую они могут исследовать и добывать неисчислимые информационные ресурсы, расположенные на ее просторах. Истории о замечательных охотничьих информационных угодьях и неисчерпаемых запасах информации создают у людей убеждение о необходимости немедленного подключения к INTERNET под натиском неудержимо приближающегося 21 века - века информации.

Вернувшиеся из кибепространства неутомимые исследователи приносят массу впечатлений о новых возможностях, открывающихся перед нами. Больше всего разговоров ходит вокруг совершенно свободных информационных ресурсах, но я думаю, что очень важно обратить внимание на то, что стоит за ними, на возникающие в INTERNET информационные сообщества. Не стоит ограничиваться представлением об INTERNET, как о месте, предназначенного для размещения информации, обеспечивающем ее эффективный поиск и доступ к ней. INTERNET это территория без границ, это место, где люди смогут найти людей со схожими интересами, создать вместе новый "поселок", обрести новые знания, учить других и учиться самим и, в конечном итоге, формировать новое общество через совместную деятельность. И все это становится возможным через движение цифровой информации.

"Цифровой" век изменил саму природу наших коммуникационных средств. И уже не нужно читать вечернюю газету, чтобы почерпнуть там описания новых информационных средств бизнеса и домашнего хозяйства - компьютеров, телевизоров, телефонов, принтеров, факсов, спутниковых антенн и игровых систем развлечений. Сперва по отдельности, а потом, уже объединенные воедино высокоэффективными средствами коммуникаций они все шире предоставляются нам телефонными, спутниковыми, кабельными и телекоммуникационными компаниями. Но не концепция всеобщей интеграции - основная цель написания этой статьи. Различные формы взаимодействия людей посредством компьютера, ролевые игры, виртуальная реальность, в глобальном контексте, неразрывно связаны с такими новыми коммуникационными инструментами, как электронная почта, текстовые, аудио, видео-конференции и гипертекстовые телекоммуникации. Подобная интеграция делает возможными как синхронное, так и асинхронное (разнесенное по времени) межличностное общение, объединенное с сотрудничеством. Ролевая дифференциация, исследования власти, управления и положения в обществе также являются предметом обсуждения. Некоторые рассматривают компьютеры как инструмент теле-демократии, повышающей личное участие каждого в жизни общества, однако эта достаточно наивная характеристика игнорирует вопросы доступа к технологиям, приобретения навыков использования этих технологий и социального конструирования телекоммуникационной среды общения.

Но главная мысль этой статьи в том, что интеграция предлагает новые формы общения, отличные от чтения книг, просмотра видео или работы в группе. Интеграция предоставляет новые возможности для социального развития, позволяет объединять создаваемую новую действительность с коммуникациями, что делает возможным создание единого мирового пространства с возможностью самых разных форм социальных взаимодействий. Подобная интеграция окажет глубокое воздействие на все аспекты нашей жизни - от художественного творчества до ежедневной практической деятельности, от нашей работы до наших развлечений.

Уже сегодня учащиеся, используя INTERNET, могут посетить выставки в музеях по всеми миру ( click here), заглянуть в Белый дом ( click here), направить телескоп в пространство ( click here), анатомировать лягушку ( click here), прогуляться по зоопарку, совершить экскурсии во множество городов по всему миру.

Это совсем краткое описание предназначено для иллюстрации представления об INTERNET, как о месте, которое уже сегодня необходимо рассматривать в социальном контексте.

"Электронные полевые выезды" в удаленные уголки природы предназначены для использования самыми различными группами (см., например, экскурсии на Гавайи и др.)

Я использовала программы экскурсий NASA K-12 и Passport to Knowledge, поскольку они предоставляют большие возможности по использованию самых разных технологий, как с компьютером, так и помимо него, чтобы воссоздать "дух" посещаемого уголка природы. В первой экскурсии, ( click) ЖИЗНЬ в АНТАРКТИДЕ, учащиеся всего мира получают возможность присоединиться к группе исследователей, путешествующих по Антарктиде. Интегрированное использование радиопередач, видео, непосредственного доступа к получаемым научным данным и самостоятельная деятельность учащихся в классе по проведению анализа полученных данных дает им возможность почувствовать атмосферу научной экспедиции. Диалог между учениками и исследователями посредством видеоконференций и взаимодействия через INTERNET помогает учащимся ощутить атмосферу ежедневной научной работы на Южном полюсе, его холодных долинах и ледяном шельфе. Как демонстрацию еще одной возможности подобной работы в классе приведу пример, когда школьники на Гавайях посредством компьютера в классе получают возможность прямого доступа к данным о подводных флоре и фауне, передаваемым на поверхность по телевидению подводным роботом. Они имеют возможность сопровождать водолаза в его погружении подо льды или на самые рекордные погружения в пучины морей! Учащиеся, фактически, находятся под водой вместе с ним, и это действительно образовательный контекст, при этом - без необходимости непосредственного погружения.

Вместе с тем, не все виртуальные пространства могут иметь отношение к реальному миру. Загробные миры коренных американцев (индейцев), которые никогда не существовали в реальности были воссозданы в киберпространстве. Шаманы путешествуют вместе с детьми по этим местам. Во время этих путешествий они рассказывают им о главном в их мировоззрении и взгляде на мир. Они принимают участие в ритуальных церемониях, объединяющих их через пространство и время с их прошлым и устанавливающим связи с их общим будущим. Это социальное конструирование помогает им сохранить себя как единую нацию. Хотя это еще не полностью размещено в INTERNET многие коренные американцы работают над этим проектом создания их сообщества в INTERNET, используя для этого WEB-технологию.

В коммерческом проекте, который называется ImagiNation(TM) создается сообщество электронных соседей в киберпространстве. Попросту говоря, дети создают свои электронные образы, наделяют их теми либо иными навыкам, возможно им даже и не присущими, а затем участвуют, вместе с другими участниками проекта в ролевых играх. ImagiNation(TM) это свой мир, где дети "видят" друг друга и "приглашают" других играть с ними. Используя телекоммуникационные сети они приглашают друг друга к участию в стратегических играх, наподобие шахмат, а также в играх, наподобие симуляторов воздушных схваток или спортивных сражений. Через игру и общение они узнают друг друга наиболее естественно и широко.

Наконец, существует несколько миров, базирующихся в своем построении на использовании технологий, связанных с текстом (multi-user domains - MUD). Эти миры создаются их обитателями и живут по их законам. MIT's Micromuse - один из таких миров, созданный в образовательных целях. Это город в пространстве, сочетающий в себе элементы реальности научной фантастики. Войдя в этот мир, вы можете путешествовать по нему, попадая в коммуникационный центр, дома его жителей, научные лаборатории, музеи, кафе. Вы можете путешествовать не один, а в составе экспедиции, изучающей этот мир. В настоящее время совместное исследование подобных миров основано на использовании электронной почты, однако изменение компьютерных систем (такие, как появление JAVA-технологий) приведет к взаимодействию участников проектов посредством сетевых INTERNET-компьютеров

Так что вскоре мы сможем планировать наши путешествия в лабиринтах INTERNET уже не как бессмысленно тычащиеся во все стороны крысы, а как мыслящие существа, создавшие эти необычные места.

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Со всем новым и неизвестным, обычно кажущимся нам таким необычным и привлекательным, у нас обычно связано ощущение приключения и радостного волнения. В нашей ситуации эти ощущения еще более усиливаются, поскольку мы можем строить "страну" INTERNET, оказывая на нее различные технические и социальные воздействия позволяющие нам экспериментировать с общественной реальностью. Вместе с тем, отсутствие временных и пространственных ограничений не создаст автоматически образцы достижения общественного согласия. Электронное сообщество, как и любая социальная организация постоянно сталкивается с противопоставлением свободы слова и цензуры, свободы личности и попытками контроля за ней, личного и общественного, единения и противопоставления, уравнивания и различия. Это приводит к постоянным активным переговорам в поисках достижения общественного согласия, выраженного в нахождении наилучшего баланса между абсолютной свободой граждан и контролем за ними со стороны общества. В настоящее время сетевое сообщество, ассоциации, выступающие за права человека и правительственные организации активно обсуждают новые возможности появившиеся у общества для выработки и применения новых правил, направленных на достижение общественной безопасности. В этом смысле, возможности построения различных общественных систем, их функционирования в электронном пространстве INTERNET, представляют из себя один из путей воспитания полноценного гражданина, причем, потенциально это возможно для всех возрастных групп.

Окружающий физический мир предполагает самые разные формы человеческого взаимодействия, однако оно не направлено прямо на образование той или иной общины людей и. тем более, целого общества, которое может строиться только человеком, его социальной активностью. Таким образом, сообщества людей не являются чем-то физически данным, но если мы хотим вовлечь целые сообщества в образовательные процессы, направленные на обучение наших детей, мы обязательно приходим к пониманию INTERNET как нечто значительно большему, чем просто физическое пространство. Мы приходим к осознанию общественного взаимодействия и сотрудничества, которые формируют общество и это предмет социального, а отнюдь не технического инженииринга.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Глобальные сообщества не возникнут сами на физическом пространстве INTERNET. Об этом часто забывают, когда думают, что организация всеобщего доступа к новым возможностям электронного общения немедленно приведет к повышению интенсивности и глубины межличностных контактов. Если вы вовлекаете кого-либо, в построение их собственной окружающей электронной среды общения, то это, видимо, лучший путь для человека попасть в этот мир, но совсем не обязательно, что он поймет сложность и глубину процесса возникновения возникающего сообщества. Даже совместная работа недостаточна для возникновения настоящего сообщества. Приведем пример, иллюстрирующий это положение. Будучи студентом университета я входила в группу, которая обратилась с петицией к руководству университету с просьбой оказать содействие в организации студенческого клуба. Нам было выделено здание, требующее серьезного ремонта и перестройки. Когда же все было закончено, клуб был организован, то выяснилось, что серьезного представления о том, зачем же нам это нужно, у нас отсутствует и наша группа, почти сразу, распалась.

Построение среды для существования того или иного сообщества нельзя смешивать с построением самого сообщества. Сами по себе список рассылки, телеконференция или страница всемирной WEB-паутины, не создадут сообщества, даже если они и предназначены для совместно работающей группы людей. Это всего лишь новые возможности организации единого физического пространства взаимодействия между ними. Только взаимодействие и партнерство людей превращает единое физическое пространство INTERNET в человеческое сообщество. И это взаимодействие в INTERNET ощущается, как вполне "реальное", не менее реальное, чем беседа по телефону или речь президента по телевидению. Эти возможности не заменят возможность прямого общения между людьми "лицом к лицу", точно так же, как беседа по телефону не заменит прямые переговоры. Однако, с появлением INTERNET, появляются новые возможности общения между людьми, которые имеют реальные последствия.

Существует множество экспертов по созданию сообществ, профессиональных и социальных, в самых разных частях окружающего нас общества. Мой личный опыт и наблюдения исходят из построения сообшеств в области образования на протяжении более чем 10 лет, в течении которых я помогала совершенствоваться, как учащимся, так и преподавателям. Я могла наблюдать их деятельность в самых разных областях образовательных инноваций. И я думаю, что можно верить в то, что возможна организация единого образовательное сообщества, в действительности, целого ряда подобных сообществ, которые стремятся передать детям необходимые тем навыки, которые помогут им существовать в мире единой глобальной экономики.

Следующие четыре наблюдения сделаны мной во время работы по проведению различных образовательных проектов и представляются важными, для организации совместной деятельности участников подобных творческих сообществ, которые не могут быть образованы механическим соединением людей, занятых пусть даже одним делом. Создание подобного сообщества представляет из себя сложный процесс социальной деятельности как учеников, так и педагогов, в процессе которой они играют самую активную роль в построении образовательного сообщества.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА: ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

1) Баланс между единством цели и различными путями ее достижения

Профессиональные сообщества образуют люди, которых объединяет единый набор идей, методов деятельности и целей. Люди, обычно, стремятся к нахождению себе подобных, тех кто разделяет с ними схожие интересы. Однако значение сообщества значительно больше, чем просто объединение по интересам, оно вовлекает его членов в поиск новых идей, стратегий и методов, которые могут помочь членам сообщества в поиске их собственных путей. Наиболее успешно действующие сообщества позволяют своим членам находить и учиться находить различные пути к достижению цели. При построении подобных сообществ, единство цели необходимо увязать с возможностью ее достижения самыми разными путями. Для этого необходимо (и просто полезно) взаимодействие в группах, члены которох принадлежат к разным культурам, говорят на разных языках и обладают разным социальным опытом. Обучение тому, как взаимодействовать в подобных группах и извлекать уроки из различий является жизненно важным опытом для учащихся.

2) Величина группы должна соотноситься с поставленной целью

Величина телекоммуникационного сообщества неразрывно связана с заданием, ради решения которого оно образовано. Некоторые виды заданий требуют работы малой группы, тогда, как другие предполагают создания сложно организованных структур. Чаще всего общественное развитие происходит через работу малых групп объединенных в большие организации. Аналогично и в сетевом сообществе более предпочтительным, обычно, является создание нескольких небольших групп, объединенных в единую структуру, чем создание одной гигантской группы.

Возможности и обязанности участников малой группы очень разнообразны, поэтому это дает самые широкие возможности для работы в группе. Все участники группы имеют возможность играть самую активную роль в обмене информацией, идеями и планами.

Многие примеры успешной работы по созданию и эффективному функционированию телекоммуникационных сообществ основаны на пути объединения малых групп в единые сообщества (Classroom Clusters in National Geographic Kids Network, Learning Circles on the AT&T Learning Network, project-based conferences on I*EARN). В этом можно видеть параллель с работой организаций скаутов в Соединенных Штатах Америки. В подобных национальных или интернациональных объединениях каждая часть или группа может иметь свои цели и выполнять самые разные задания, но оставаться связанной с теми, кто в работает в других местах, как часть единого сообщества, разделяя единые ценности и идеи.

Величина и структура телекоммуникационного сообщества критически важна для его долгосрочного успешного функционирования. В отсутствии тщательного планирования, рост единого сообщества неизбежно ведет к его распаду на отдельные, уже несвязанные между собой группы и, как следствие, распаду сообщества.

3) Баланс между существующей структурой и творчеством участников

Для людей, работающих над одной задачей, необходимо наличие тех или иных форм организации совместной работы и наличие определенной дисциплины. Хорошим примером, в этом смысле, является исполнение музыки оркестром. Однако, даже в этом случае, известны и другие примеры - "jamm" в джазе, когда музыканты совместно импровизируют по заданной музыкальной теме. Любое профессиональное сообщество должно быть способно как к жестко детерминированной работе членов сообщества, так и к творческой работе, в процессе которого подхватываются и успешно развиваются идеи всех участников сообщества. Поэтому, например, с самого начала, работа Learning Circles строилась так, чтобы достичь наилучшего баланса между жестко заданной последовательностью работы участников, направленной на достижение результата и целями, которые ставят и решают в процессе работы сами участники. (Более детальное описание того, как удается в рамках этой модели достичь определенного равновесия этих исключающих тенденций см. Learning Circle Teacher's Guide).

4) Обсуждение и оценка работы

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед любым сообществом, является осознание значения проделанной работы или полученных знаний. Для этого полученные результаты должны быть представлены в форме, доступной всем членам сообщества. Образовательная деятельность не является исключением в этом смысле. Что мы изучаем? Что мы думаем о том, что изучили? И, наконец, самое важное, что же о том, что мы изучили думают окружающие? В своей работе я уделяла этому аспекту обучения значительное внимание. Для осознания хода работы учащиеся получали соответствующие задания, часто включающиеся в себя подготовку отчета по его итогам. Однако, наличие подобного отчета предполагает наличие читателей, которые прочтут его, сделают какие-то замечания и т.д. Появление, в последнее время, неисчислимого множества web-серверов показывает, что в наш век развития телекоммуникаций главным является не публикация подготовленного текста в виде книги, а наличие читателей, которые так или иначе смогут его прочесть. Сегодня INTERNET становится наиболее быстрым средством распространения информации, с которым не могут сравниться никакие доселе существовавшие. И сейчас утрачивается жесткая связь между опубликованной (в печати) информацией и информацией, ставшей доступной обществу. При этом INTERNET устанавливает прямую связь между автором и читателями, помогая им осознать взаимозависимость.

Общество приходит в класс

Мы посылаем своих детей в школу затем, чтобы предоставить им больше возможностей в будущей жизни, чем может дать семья или друзья. Однако, в сегодняшнем обществе, класс, по его природе, тоже ограничивает возможности учащихся. Он изолирует как учащихся, так и их учителей от многих возможностей, которые помогут им вместе понять прошлое, развить необходимые для построения будущего навыки и, в конечном счете, подготовить учеников к роли граждан.

Наилучший путь реформы школы состоит в ликвидации разницы между тем, чему учащихся учат в школе и тем, что им необходимо для их жизни в обществе. И это намного шире, чем призыв к созданию политехнической школы. Совсем не так важно учить школьников тому, что им может быть полезно в будущем на рабочем месте, гораздо важнее учить их тому, как они могут организовать свою совместную работу с другими.

В нашем нынешнем обществе ни один учитель не сможет научить вас всему тому, что может вам понадобиться, когда вы закроете за собой дверь класса. Диплом или степень не более чем приглашение для дальнейшей учебы, а не сертификат знаний на всю оставшуюся жизнь. Непрерывное образование через всю жизнь начинается у нас вместе с учителем в классе. Прошлые стратегии профессиональной подготовки, когда ученики приходили в класс для пассивного получения все новых знаний и умений, меняются на новые, которые предполагают значительно более активную роль учащихся и не изолируют процесс обучения от общества.

Активная роль учащихся в подобном образовательном сообществе имеет много достоинств, однако, она не лишена и недостатков. Учащиеся активно вовлечены в партнерские отношения, неизбежно возникающие в подобном телекоммуникационном образовательном сообществе, им становится понятен механизм возникновения знаний, они начинают понимать, что наши общественные, политические и экономические институты, созданы нами, а не наоборот. Компьютерные модели делают возможным их безопасную подготовку к сложным и опасным профессиям, однако нужно помочь учащимся избегнуть возможных социальных и интеллектуальных проблем при переходе из школы, в реальный мир. Хочется надеяться, что совместно мы сможем помочь в этом детям, дав им больше возможностей доступа к миру взрослых.

В новом образовательном телекоммуникационном пространстве ученики и учителя учатся у множества наставников. Однако верно и обратное. Все члены общества должны осознать свою ответственность за образование следующих поколений. Если удастся создать подобную общественную систему образования, включающую в себя как отдельных людей, так и целые профессиональные сообщества, то можно надеяться, что подобная образовательная система сможет эффективно готовить как специалистов, так и граждан нового общества. Нельзя обвинять учителей или школу в недостаточно успешном решении общественных проблем. Мы все вместе несем ответственность за нынешнее состояние школы. Школы не более чем отражение нас. Мы все должны принять участие в диалоге с учащимися и их учителями. В информационный век, как и раньше, наиболее ценны знания тех, кто непосредственно использует их в своей работе. Однако, только в информационный век они становятся доступны учащимся. Мы должны показать учащимся, как общество ведет совместную работу по преобразованию имеющейся у него информации в действительные знания, при этом учащиеся должны стать участниками этого процесса, а не просто потребителями уже накопленных знаний.

В заключении я хочу вернуться в началу статьи и повторить - Можем ли мы надеяться на то, что если общество хочет вырастить и воспитать ребенка, то оно сможет доверить эту задачу отдельным учителям и надеяться, что ученики получат все необходимые навыки, которые позволят им стать активными и полноценными его членами? Электронный мир дает нам новые возможности и пространство для сотрудничества, однако создание национального или интернационального сообщества это задача людей, а не проводов, задача взаимодействия и сотрудничества, а не распределения информации ()


Содержание