В.Г.Рудский, В.А.Судаков
Томский областной Институт
повышения квалификации работников образования,
Областного Центр информационных технологий
Управления образования Администрации Томской области
В 1996 году нами был предложен и реализован телекоммуникационный проект "Hаблюдаем природу", как одна из возможностей привлечь школьников и учителей к фенологическим наблюдениям местной природы. Этот проект ставит перед собой следующие цели:
Hаучная цель (сбор фактов) является в данном проекте основной.
Зародились фенологические наблюдения в глубокой древности. Первые опыты познания природы человеком дошли до нас в виде народного погодо- и природоведения, различных примет, праздников, верований, фольклора. И теперь они не только являются частью отечественной культуры, историей нравов и обычаев нашего народа, но и широко используются в практической деятельности. Сами по себе фенологические наблюдения, то есть наблюдения за сезонной динамикой местного ландшафта, входят в Государственную программу метеорологических наблюдений, как ее составная часть.
Возможности компьютерных телекоммуникаций позволяют вдохнуть новую жизнь в фенологические наблюдения.
В первую очередь они позволяют решить проблему оперативной связи наблюдателя с Центром и Центра с каждым наблюдателем. Это дает возможность после обработки данных в Центре рисовать картину продвижения сезонных явлений по территории страны или отдельного региона в реальном времени, при условии оперативной работы наблюдателя, и осуществлять обратную связь с наблюдателями. Традиционный канал связи между наблюдателями и Центром (бумажная почта) не давал такой возможности. Тем не менее, бумажная почта сохраняет свое значение и в данном проекте в качестве резервного канала связи.
Порядок работы по проекту следующий:
Особенность проекта "Hаблюдаем природу" заключается в том, что в ходе проекта предполагается дистанционное обучение наблюдателей методике проведения наблюдений, проведение консультаций по сущности наблюдаемых явлений.
Достижению педагогической и дидактической цели проекта способствует то, что программа наблюдений несложная, и даже младшие школьники могут освоить методику наблюдений. Технология работы по проекту проста:
Природное сезонное явление нужно обнаружить, записать дату его начала (или окончания) и запись отправить электронной почтой в Центр.
Результатом проекта является фенологическая карта региона, доступная всем пользователям Интернет.