В.И.Усиченко
г.Одесса, Очаковский городской лицей Одесского
государственного университета имени И.И.Мечникова
Общеизвестно, что в течении примерно пяти последних лет международные учебные компьютерные сети оказывают услуги школам всего мира. Выделяют примерно полдюжины направлений в которых, по мнению большинства дидактов, телекоммуникации, как одна из областей НИТ, могут быть особенно эффективными. Однако в условиях жесточайшего экономического кризиса на Украине (и не только поэтому!) телекоммуникации в повседневной практике даже школ нового типа (лицеи и гимназии) являются скорее исключением, чем правилом. И дело здесь не только в ставшем привычным и, судя по всему, затянувшемся безденежьи. На современные информационные образовательные технологии хронически не хватает средств и в развитых странах.
Немаловажную роль играет психологический барьер значительной части педагогической общественности порожденный дискредитацией информатики ранее проводившимися широкомасштабными кампаниями. По нашему глубочайшему убеждению необходимы срочные и совершенно неординарные меры с переносом центра тяжести в решении вопросов информатизации образования на места. На них мы попытаемся остановиться в завершающей части статьи.
Сейчас же проанализируем вкратце возможности применения телекоммуникаций во внеурочной работе предметных кафедр учебных заведений нового типа. Для последних работа в компьютерной сети приобретает особую актуальность. Она значительно расширяет социум учащихся, включает их в круг проблем над которыми размышляют их сверстники в других странах мира, наконец, позволяет просто найти друзей по интересам. Из упоминавшихся ранее направлений для нас особо актуальными сегодня являются:
Очаковский городской лицей Одесского государственного университета создавался как учебное заведение под научно-педагогическим патронажем базового вуза. Поэтому в реализации учебного процесса активное участие принимают преподаватели и ученые четырех факультетов и, в том числе, факультета новых информационных технологий, который оказал действенную практическую помощь при подключении лицея в INTERNET и оплате услуг провайдера. Кроме того, дифференциация учебного процесса предусматривает написание учащимися 3-4 курсов лицея курсовых работ самой различной тематики. Практически получается так, что именно при написании курсовых работ возможности INTERNET становятся важным аспектом творческого процесса, ибо резко активизируют информационный поиск, придают совершенно иную динамику сотворчеству педагога и учащегося. Проследим сказанное на примере внеурочной работы по астрономии. Весной 1996 года, как известно, астрономы-любители всего мира активно наблюдали комету Hyakutake. При этом телеконференция sci.astro.amateur в конце марта - начале апреля 1996 была буквально наводнена сообщениями на кометную тематику. Мы имеем полную картину полученных любителями результатов, хотя сами активных наблюдений в силу различных причин не вели. Приведем в качестве образцов копии некоторых сообщений полученных в указанной телеконференции:
1. Comet Hyakutake continues to amaze!
After several nights of clouds I finally got to see the comet for the first time (under decent conditions) since last thursday. Really bright and very impressive with a very long thin tail. The "nucleus" is now clearly nonstellar even at fairly low power. This is now the best I have ever seen a comet.
2.Time: 3/19/96 11:30-> EST
Place: Watermelon Pond, North Central Florida, 25 miles west of Gainesville
Conditions: transparent with some scattered clouds at time. Seeing is good and area is very dark with the little light pollution restricted to te extreme SE of the sky.
Instruments: Naked Eye, 8x21 Binos, 50mm finder, 3" F5.2 Refractor, 10" f4.8 dob, 12.5" f5 dob.
Observers: Joe Larkin (yo!), and Bruno Pancorbo of the Alachua Atronomy club.
The comet was very bright and large even seen from the highway. When we stopped at our observing site the comet was incredible even before we were completely dark adapted.
The comet was large and elongate with the naked eye. The tail wasn't very extended compared to views in the scopes. Using MyopiaVision (tm), I estimated the comet was just about as bright as Polaris, perhaps a little brighter.
The comet was largest in the finder. The coma was in excess of 40-50' and the tail was upwards of 6 degrees. Through the 3" the comet more than filled the 3 degree field at 17x.
The tail was very apparent and at one point looked "turbulent", though not as long as in:
10", 12.5" ~50x: Plasma tail extended over many degrees. It was very narrow and looked like faint neby. It varied up and down in brightness and was somewhat clumpy. The coma was very bright and somewhat "parabolic" looking with the from rounded and cut off and the back extended more. Perhaps a sight of the dust tail? The psuedonucleus was no longer (unlike last week) steller at 50x. It looked to be around 30" in size. This comet is really amazing! I hope the weather stays good the comet has so far beaten most predictions I have seen.
Joe Larkin
Указанное сообщение является одним из тех, которые можно отнести, согласно принятой нами выше классификации, как обмен локальными решениями общей проблемы.
Приведенное далее сообщение можно рассматривать как выполнение совместных проектов, что в практике астрономов-любителей имеет особую актуальность.
In a recent Astronomy article on a really large Mak in Arizona the Gregory-Maksutov optical design (which uses a silvered spot on the corrector as a secondary) was described as having coma problems and spherical abberation problems that where inherent in the design. The article went on to say that by having a separate secondary the designer has the ability to remove any remaining coma and SA through the figuring of the secondary. The design of this large Mak in Arizona makes use of a separate secondary mirror. This was a large aperature Mak (20"). How much of this is noticeable in a 7" is unknown to me.
BTW although I've never had the chance to read the Radical Astronomer, isn't great that we live in a country where anybody can express their thoughts, no matter how the rest of us feel about them. If this newsletter helped get anybody excited about astronomy or generated new ideas it probably contributed to the hobby. Sometimes the joy is in the writing.
Уже из приведенного материала ясно, что во внеурочной работе телекоммуникации становятся действенным педагогическим инструментом. Однако возможности учебных компьютерных сетей этим далеко не исчерпываются. В почтовом ящике компьютера учителя хранится масса материалов представляющих практический интерес не только для внеклассной работы. Однако, в силу ряда причин, мы не используем пока все возможности INTERNET, а работаем исключительно в почтовом режиме. Однако это нисколько не меняет существа дела. Телекоммуникации - новый, оперативный и достаточно гибкий дидактический инструмент. Например, в рамках проекта Гутенберга имеется возможность получения классических текстов, подготовленных к расспространению в электронном виде.
Важным звеном в использовании телекоммуникаций мы считаем установление связей с учащимися и учебными заведениями в самых различных странах мира заинтересованных в совместных проектах. На основе такой методики мы уже в 1996-1997 учебном году планируем приступить к написанию курсовых работ. Нам известно, что существует ряд международных некоммерческих учебных телекоммуникационных сетей в которых во главе соответствующих проектов находится ментор. Однако для нас выход в такие сети оказался делом несколько проблематичным, о них просто мало знают. Мы решили идти собственным путем и именно этим обусловлен выбор сети INTERNET. Мы считаем такой выбор правильным, хотя и не очень дешевым, особенно если учесть, что наш провайдер находится в Одессе.Тем не менее мы стремимся и будем стремиться к получению в будущем как можно более широкого ассортимента услуг в INTERNET. Примером того, что поиск друзей в интересующем нас плане в INTERNET может быть успешным может служить ответ полученный на наш запрос от шестнадцатилетнего школьника из Канады.
При этом перевод сообщений с русского на английский при отправке и наоборот при получении осуществляется на ПЭВМ с помощью программного пакета STYLUS.
Думается, что приведенных примеров достаточно для того, чтобы даже далекий от информатики педагог смог осознать важность педагогических аспектов применения НИТ в системе среднего образования. Считаем излишним более подробное освещение методики этой работы, хотя, бесспорно, существует и управленческий ее аспект о котором мы поговорим позже. аспект о котором мы поговорим позже.