Я.А.Ваграменко

Директор Института Информатизации Образования,

Президент Академии Информатизации Образования

О ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Для обеспечения потребностей системы образования в 1993 году Институтом информатизации образования была создана не имеющая аналогов телевизионно-компьютерная спутниковая сеть "Информ-образование" на основе технологии "ТВ-информ". Сигнал, несущий образовательную информацию и предварительно подвергаемый цифровой обработке, уплотняется и замешивается в основной сигнал магистрального ТВ-канала и в месте получения информации выделяется с помощью специально созданного устройства, которое обеспечивает фоновый режим приема информации и образование файла в компьютере. В фоновом режиме возможна скорость передачи порядка 110 килобит в секунду. Освоен также высокоскоростной автономный режим работы (около 2 мегабит в секунду), который пригоден для передачи информации большого объема (видео- и мультимедиа-программ, учебников и т.п.).

Система в сегодняшнем ее варианте эффективно используется для распространения циркулярной информации неограниченному кругу абонентов, расположенных в любой точке земного шара, где имеется прием ТВ-программ. Информация может быть передана как всем абонентам, так и персонально каждому в соответствии с адресацией. Надежность данной передачи (не более одной корректируемой ошибки на 10 мегабайт информации) позволяет транслировать компьютерные программы любой сложности, а низкая стоимость трансляции - примерно в 50-100 раз меньшая, чем в каналах модемной связи - означает, что затраты на обеспечение функционирования системы связаны в основном со стоимостью самой информации. С 1995 года освоены режимы работы в сети, обеспечивающие интерактивный обмен, для чего используется передающая аппаратура, на которую в центрах коммутации выходят региональные абоненты сети, и с помощью которой возможно вхождение в магистральный ТВ-канал для обеспечения двухсторонних сообщений.

Функционирование сети "Информ-образование" направлено на создание качественно нового уровня обеспечения информационных потребностей всех категорий учреждений отрасли: органов управления образованием, институтов повышения квалификации педагогических кадров, педагогических вузов и научно-исследовательских организаций отрасли, общеобразовательных школ. Проводится систематический анализ информационных интересов пользователей - абонентов, позволяющий корректировать содержание информации в сети "Информ-образование" с точки зрения оперативности, полноты и дифференциации применительно к запросам потребителя. За период эксплуатации с 1993 года установлены достаточно тесные взаимодействия как с получателями, так и с поставщиками информации из основных образовательных центров и регионов России. Министерство образования России было основным поставщиком распорядительной и нормативной информации для системы образования, эта практика подкреплена соответствующими приказами министерства и организационной работой по установлению порядка подготовки информации для сети. Утвержденный министерством рубрикатор информации содержит такие ее разделы:

Благодаря сети "Информ-образование" снята острота проблемы тиражирования и рассылки информации министерства с соответствующими неэффективными затратами. Однако основной объем информации в сети составляют материалы, поступающие из научно-исследовательских учреждений образования, редакций и фондов информации, из региональных учреждений образования, от отдельных авторов разработок, из банков педагогических данных, в виде трудов и материалов различных конференций, семинаров и мероприятий в сфере образования. Существенным компонентом информации являются материалы, которые начали поступать из Российской Академии образования. В настоящее время абонентами, у которых созданы узлы сети, являются 46 территориальных органов управления образования, 28 педагогических учебных заведений, 24 институтов повышения квалификации и НИИ, 37 учреждений профтехобразования, всего - 135 абонентов по всей России от Мурманска до Камчатки. Формирование информации обеспечивает специальная редакция программы "Информ-образование" (данная программа имеет лицензию Министерства печати РФ), налажен обмен информацией между регионами, что позволяет формировать образовательную программу сообщений в сети с учетом самого широкого опыта развития образования. Такая работа сети была показана, в частности, на выставке EDIT'96 в период прохождения 2-го Международного конгресса ЮНЕСКО "Информатика и образование", когда в сети "Информ-образование" транслировались различные материалы из региональных структур образования.

Можно сказать, что за три года функционирования сети работники образования восприняли ее как непременный компонент организации и обеспечения потребностей современной российской школы. Благодаря активному участию местных специалистов удается совершенствовать содержание и режимы работы данной структуры. Имеется много отзывов о работе сети "Информ-образование". Например, директор Центра информационных технологий из Мурманска Н.Н.Пустоваченко сообщает: "Отмечаем актуальность и оперативность информации, передаваемой по сети. Особенно хочется отметить важность передач компьютерных учебных программ". Заместитель начальника Управления образования Немков В.А. из Владимирской областии отмечает, что "... приемное устройство сети работает устойчиво и надежно, то же самое можно сказать и о качестве приема информации. Документы, передаваемые по сети "Информ-образование", представляют большой интерес для отделов управления. Желательно шире включать в сеансы передач информацию о материально-технических ресурсах для образования, наборы документации по юридическим вопросам". По мнению первого заместителя начальника Волгоградского облУНО, сеть "Информ-образование" необходимо распространить как можно более широко по всей территории РФ. Курский государственный педагогический институт (проректор по научной работе Мелихов Ю.Ф.) отмечает, что "...получаемая распорядительная и нормативная информация по сети "Информ-образование", учебно-методические и научные материалы, реферативные материалы широко используются в учебном процессе кафедрами психолого-педагогических дисциплин научными сотрудниками университета. Особую помощь поступающая информация оказывает деятельности факультета подготовки руководящих работников органов образования, школьных психологов и социальных работников". Управление образования г.Ростова-на-Дону отмечает, что "...получаемые по сети "Информ-образование" обзоры, педагогические программные средства, библиографические материалы, нормативные документы пользуются среди педагогических работников постоянным и устойчивым спросом. Они составляют основу банка информационно-справочных материалов, услугами которого пользуются районные и городские отделы образования Ростовской области, методисты и учителя, студенты". Из Комитета по образованию администрации Тюменской области (начальник отдела АСУ О.Н.Рыгалова) высказывают пожелание: "Назрела необходимость организовать выпуск электронного журнала (газеты), выходящей периодически с определенными рубриками и разделами в основном с информацией с мест". Широкое и эффективное использование получаемой по сети информации в управлении учебным заведением отмечает директор Хибинского технического колледжа А.М.Коптяев и т.д.

Освещение опыта работы сети и демонстрация ее возможностей были организованы на конференциях и совещаниях в г.г. Воронеже, Обнинске, Тамбове, Ставрополе, Ижевске, Екатеринбурге. Система "Информ-образование" была представлена также на ряде выставок, например: "Информатика-95", "SOFTUS-95", Международный компьютерный форум и др. На выставке "EDIT'96" были продемонстрированы все виды и режимы работы сети: передача сообщений в непрерывном и сеансовом режиме работы на 60 узлов сети, работающих на основе технологии "ТВ-информ" и расположенных в 60 странах Европы, Азии, Африки и Америки; осуществление сеансов передач на все регионы России; интерактивная связь по сети с запросом данных в удаленных банках; высокоскоростной режим рассылки данных со скоростью порядка 2 мегабита в секунду и загрузкой этой информации в банки данных для ее дальнейшего воспроизведения в текстовом, графическом, звуковом виде. Заметим, что Институтом информатизации образования в настоящее время подготовлен проект "Учебник - через сеть "Информ-образование".

Представляется необходимым в ближайшие 2-3 года осуществить следующие шаги, направленные на комплексное развитие всех возможных средств и программ информационного обслуживания, в которых программа "Информ-образование" будет выполнять свою роль и наращивать свои возможности:

  1. Ввести в регулярную работу систему региональных узлов, использующих технологию "ТВ-информ", свойственную сети "Информ-образование", коммутирующих региональную структуру абонентских пунктов сети, имеющих выход в INTERNET и развивающих стандартный сетевой сервис. Подсоединяющийся к любому узлу абонент будет иметь одинаковую возможность получения соответствующего сервиса. Создание мощного комплекса в качестве первой очереди позволит максимально эффективно использовать сложившуюся исторически в нашей стране распределенную сеть ТВ-вещания и ярко выраженную "звездообразную" топологию телефонных каналов.
  2. Обеспечение на базе магистральных ТВ-каналов и технологии "ТВ-информ" режимов осуществления скоростных (не менее 64 Кбит/с) потоков данных для нескольких межрегиональных узлов (Европейская часть России, Урал, Сибирь, Дальний Восток).

Важным моментом является также создание в ближайшее время (1993-1994г.г.) в различных организациях МО России IP-сетей (базовый протокол INTERNET), позволяющих интегрировать отдельные локальные сети (NOVELL и т.д.) с разнородным оборудованием. Оформление полноценных IP-узлов, наряду с интеграцией в единую сеть рабочих мест, создает объективные предпосылки для построения региональных сетевых сегментов, взаимодействующих, с одной стороны, с сетью "Информ-образование", и с другой стороны - функционирующих как логические сетевые сегменты российского INTERNET.

Информационная сеть, естественно, будет базироваться на спутниковых средствах связи, как наиболее удовлетворяющих пространственным условиям России и обеспечивающую объединение региональных сетей магистральными каналами связи. Это может быть сочетание уже действующей в системе образования системы "Информ-образование", обслуживаемой спутниковой связью системы "Орбита", со стандартными для INTERNET решениями (спутниковые терминалы).

Подобный космический сегмент связи образует первый уровень среды связи. Наземные ретрансляторы образуют второй уровень среды связи, обеспечивая постоянную связь для абонентов информационной сети в пределах зоны порядка 100-120 км в диаметре.

Третьим уровнем такой информационной среды являются локальные и местные сети, связанные между собой по радио, выделенным линиям и/или оптическим каналам связи. Третий уровень системы предназначен главным образом для соединения локальных компьютерных сетей в рамках педагогических вузов, а также в организациях, ведомствах и т.п.

Проникновение новых информационных технологий в образование оказывает самое существенное влияние, если оно затрагивает глубинные процессы образования, проистекающие в школах. Такое влияние касается содержания обучения, разработки методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся при осуществлении учебных и исследовательских проектов, сочетания методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся и педагогов, обучения учащихся методам коллективного решения проблем, организации совместной работы учителей по различным предметам при синтезировании интегрированных курсов, использования учителями банков педагогических данных и педагогических технологий.В полном объеме такие потребности могут быть удовлетворены посредством дистанционного доступа к информационным ресурсам путем включения в сеть коммуникаций всех звеньев образования вплоть до отдельной школы. Это, конечно, задача для последовательного, постадийного решения, которое не будет легким в виду известных экономических затруднений и объективных ограничений, вытекающих из уровня готовности учебных заведений на пространстве России к глубокой информатизации. Однако указанная здесь ступенчатая структура информационного обслуживания уже в ближайшее время позволит охватить возможностями распространения информации по телекоммуникациям до уровня района при том, что дальнейшее распространение информации осуществляется различным способом, вплоть до ее передачи на магнитных носителях. Фактически именно это имеет место уже сегодня в ряде регионов - в Пермской области, на Алтае, в Красноярском крае, в Кемеровской области.

Уже при сегодняшнем уровне развития телекоммуникаций в образовании остро встает вопрос об эффективном наполнении образовательной информацией действующих сетей. Существует ряд банков педагогических данных в центре и в регионах, которые являются резервуарами для формирования образовательной информационной среды. Можно назвать банки данных, развиваемые в Перми, в республиканском институте повышения квалификации работников образования, в некоторых других учреждениях.

Банк данных, не публикуемых в научно-педагогических исследованиях, ведется с 1993 года в Институте информатизации образования. Этот банк содержит более трех тысяч записей в виде информационных карт научных отчетов, учетных карт диссертаций, зарегистрированных во Всероссийском центре научно-технической информации под рубрикой "14. Педагогика" рубрикатора ГАСНТИ. Этот банк является хост-банком одного из головных банков ГАСНТИ. Представленные в банке данные отражают весьма полные сведения как о содержании материала, так и о его разработчиках фактически по всем вопросам российского и зарубежного образования.

Учет и регистрацию программных продуктов, предъявляемых разработчиками для использования в образовании, а также получивших государственный сертификат, обеспечивает банк "Российский фонд компьютерных учебных программ".

С 1995 года в Институте информатизации образования функционирует также банк данных по законодательству "Эталон", как филиал Научного центра правовой информации. Указанный центр - государственное учреждение юстиции, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации и осуществляющее государственный учет нормативных актов с 1975 года. Правовая информация, касающаяся системы образования, занимает в этом банке существенное место, вместе с тем для работников образования посредством банка может быть представлен любой правовой акт, действующий в России.

Эти банки Института информатизации образования позволяют обеспечивать информационное наполнение телекоммуникационных образовательных сетей. Однако их эффективность, как компонентов сетевой среды, должна быть значительно повышена путем их полного интегрирования в сеть и превращения именно в сетевые банки. Для этого необходимо добиться единообразия (совместимости) лингвистического обеспечения и ввести единую нормативную базу для пользователей всех банков образовательной информации как в центре, так и в регионах. Для этого могут быть использованы результаты работ, уже проведеных в Институте информатизации образования, а также должен быть учтен опыт развития действующих банков в вузах, институтах повышения квалификации, научно-исследовательских институтах.

Информационная среда для российской системы образования должна отражать существенные стороны сотрудничества стран СНГ в области образования. При наличии национальных особенностей в системах образования каждых из стран Содружества, безусловно, существуют общие проблемы в образовании, которые, с одной стороны, связаны с развитием ранее созданного базиса образования периода существования Союза, и, с другой стороны, вызваны новыми мировыми тенденциями модернизации современного образования и изменившимися социально-экономическими условиями. Имеются в виду следующие основные потребности:

В русле работ по организации единого информационного пространства стран СНГ, которые соответствовали бы двусторонним соглашениям и уже сегодня предпринимаются под патронатом Исполнительного Секретариата СНГ, может быть предусмотрено развитие сети "Информ-образовние" для обслуживания стран Содружества. Применение технологии "ТВ-ИНФОРМ" в интересах образовательных программ, распространяемых на СНГ, было продемонстрировано в 1995 г. на межгосударственном совещании в Минске. К сотруднпчеству в данной области проявляют интерес наши коллеги из Казахстана, Киргизии, Белоруссии. В Министерстве образования Казахстана, в казахском университете города Талды-Курган уже действуют узлы сети "Информ-образования". Подобные практические шаги как раз и направлены на решение задач, сформулированных в недавнем Указе Президента Российской Федерации о поддержке интеграционных процессов в области образования в странах СНГ.

Наши дальнейшие предложения заключаются в том, чтобы перейти к следующему этапу: образовать Межгосударственное информационное агенство для обслуживания систем образования Содружества. Это означает, что совместно сформированная редакция для информационной сети, организационно-техническая служба для координации развития сетевой структуры и работы с поставщиками информации будут объединены в учреждение, коллективно управляемое с участием представителей стран Содружества. Статус такого учреждения и принципы его функционирования будут выработаны в соответствии с тем, как подобные вопросы согласованно решаются через Исполнительный Секретариат СНГ. Необходимые технические условия и организационно-методический задел для деятельности этого учреждения могут быть во многом такими же, как и при организации сети "Иформ-образование". Институт информатизации образования уже внес соответствующие предложения.