ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

Информатизация управления - устойчивый процесс, объективно существующий и, несмотря на все сложности, развивающийся на протяжении многих последних лет (исторический очерк этого процесса можно прочесть в этом же номере журнала). Есть люди, принимающие те или иные управленческие решения, есть информационно-коммуникационная инфраструктура системы управления, есть множества объектов, которые нуждаются в управлении. Все это пронизано движением информационных потоков.

Сложившаяся система госуправления и имеющиеся нормативно-правовые акты регламентируют эти потоки, уменьшая хаотичность функционирования управленческих структур. При этом, иерархичность государственного управления дополняется девиационностью управления частно-предпринимательского. Демонополизируются производства и источники информации. Наличие государственных и республиканских границ, властных и ведомственных барьеров - естественным образом ограничивают распространение информации.

Несмотря на определенную хаотичность и неустойчивость, процессы информатизации управленческих структур, в том числе образовательных, идут своим чередом. Формируется законодательная база. На инженерном уровне идет освоение новых информационных технологий, внедрение международных стандартов, постепенное втягивание отечественных производителей информационных средств в жесткую рыночную конкуренцию. Появляются несомненные успехи в формировании отечественного программно-технического базиса информационных технологий. Формируются новые приемы и методы использования информационных технологий в управлении. В той или иной степени развивается программно-технический базис информатизации. Несомненным успехом является развитие Internet в России. Если раньше отмечалось, что экпоненциально растет число подключений к Internet, то в 1996 году был отмечен экспоненциальный рост числа провайдеров Internet в России [11]. В стране интенсивно формируется базисный программно-технический и коммуникационный фундамент инфраструктуры нашего общества.

Однако пока можно констатировать, что накопленный российский технологический потенциал в области создания информационных технологий используется недостаточно.

В области программного обеспечения разработка больших чисто российских программных комплексов практически прекращена, под напором появившихся на нашем рынке импортных программных продуктов. Импортные операционные системы, системы управления базами данных, сетевые и коммуникационные программные среды, электронные таблицы и текстовые редакторы, операционные системы - покрыли первоочередные потребности пользователей информационных систем.

Сейчас импортные базовые программные средства обеспечивают основные потребности пользователей информационных систем. Возможности этих средств, естественно, фетишизируются. Поэтому, на разработку прикладных программных средств при внедрении информационных технологий денег выделяется несравнимо меньше, чем на закупку базовых.

Такая расстановка приоритетов в закупке и разработке программных и технических средств определяется следующими причинами:

-умалением отечественного опыта создания сложных информационных систем,

-недооценкой имеющихся в России фундаментальных теоретических наработок,

-естественным начальным незнанием зарубежных методов проектирования,

-фетишизацией зарубежных базовых программно-технических сред,

-живучестью затратной экономической психологии руководителей,

-отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы.

На рынке чисто информационных продуктов (массивов информации, баз данных) для отечественного производителя сейчас достаточно благоприятная обстановка. Это определяется, прежде всего, проблемной привязанностью процессов создания и распространения информации на территории России, естественными трудностями преодоления иностранцами языкового барьера.

В области проектирования больших информационных систем в традиционном российском понимании последнее время имеется явный "провал". Это относится и к области образования. Вместе с тем, в настоящее время проходит процесс создание единой информационной образовательной среды на основе сетевых технологий [6,7,8,12,13]. Принципиально новым для системы образования не только в России, но и всего мира, является процесс создания РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ, ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ.

В России формируется новая информационная инфраструктура, что требует кардинальной реформы методов и средств управления объектами хозяйствования. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. Важную роль в этом играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределенной обработки данных и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации.

В нашей стране успешно создаются федеральные и региональные [2,6,7,8,12,13] образовательные сети, которые успешно интегрируются в формируемую мировую информационную среду.

Однако, до сих пор сохраняется неопределенность целей управления, хаотичность происходящих в организационных системах информационно-управленческих процессов.

Можно обосновать качественное влияние общесистемных условий использования и обработки информации на уровень устойчивости управления функционированием такого рода систем.

В частности, из общей теории подобных систем вытекает, что чрезмерное наведение порядка управления такой системой приводит к ее хаотической деградации, нарушению условий устойчивости, потере управления. К таким же последствиям приводит стремление к достижению информационной замкнутости организационной системы. В чрезмерно замкнутой и упорядоченной системе как бы "накапливается неустойчивость", приводящая к неравновесным катаклизмам. Причем, негативное влияние на устойчивость управления организационной системой играет рост скорости "наведения в системе порядка".

Для обеспечения устойчивого функционирования требуется принципиальная информационная и аналитическая открытость системы, повышающая уровень интеллектуальности и совершенствования поведения системы. Однако, с другой стороны, повышение информационной открытости системы снижает уровень понимания целей управления, и, следовательно, понижается целенаправленность ее функционирования.

Достижение устойчивости управления предполагает наличие цели управления. Процесс информатизации управления (образованием, в частности) протекает достаточно хаотично. Исследования показывают, что это достаточно противоречивый тезис. В организационной системе экспликация цели принципиально недостижима, а решение отдельных задач информатизации характеризуется повышенной чувствительностью результата решения к небольшим изменениям исходных данных.

Общесистемные исследования показывают, что для априорного обеспечения сходимости информационно поддерживаемых процессов к нечетко заданным целям, их информационная инфраструктура должна строиться с учетом специальных требований к форме организации управления процессами представления и обработки информации. Эти требования определяют условия взаимосвязи отдельных элементов информации, компактности представления информационных массивов, порядка установления соответствия между методами и средствами обработки данных, соотношения наиболее целесообразных размеров затрат на информационные и методические разработки.

Попробуем представить анонсированные выше условия и требования, обеспечивающие устойчивость и целенаправленность процессов управления российской информатизацией, в виде наращиваемого ряда принципов устойчивой информатизации [14].

Рассмотрим актуальность принципов устойчивой информатизации на примере разработки информационных технологий для органов управления различного уровня.

В большинстве проектов, концепций и предложений по вопросам внедрения информационных технологий и систем основное внимание уделяется конструкторско-техническим и организационным принципам проектирования. Они касаются таких практических вопросов, как: совместимость программно-технической среды, соблюдение международных стандартов, выбор информационных источников, регламентация информационного обмена и обработки данных, развитие широкого спектра направлений научнопрактических работ и пр.

Однако, в любой информационной технологии существенными являются два момента: программно-технический базис и методы его использования.

Нужно органическое понимание, что методы использования базовой программно-технической среды намного сложнее и дороже этой среды.

Что говорит опыт последних лет работы государственных органов по использованию информационных технологий? Это, прежде всего, стихийный и достаточно неустойчивый характер информационного развития с преобладающим интересом к базовой программнотехнической среде [2,6,7,8,12,13]. Имеется актуальная потребность в общесистемных качественных принципах, обязывающих в управленческих структурах поддерживать:

В связи с вышеизложенным, разработка принципов, обеспечивающих устойчивое развитие процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности, представляется достаточно актуальной задачей. В этой связи вслед за [14] мы предлагаем следующую модификацию принципов устойчивой информатизации управления образованием:

Принцип информационной и аналитической открытости.

Принцип прогнозирования.

Принцип умеренной жесткости управления.

Принцип сохранения работоспособности.

Принцип обособленности (отделимости) функций управления.

Принцип ограниченного покрытия.

Принцип дополнительности.

Эти принципы вытекают из фундаментальных закономерностей устойчивого управления интеллектуально-информационными системами, а также описанного в [9] опыта создания информационных систем в области управления образованием. Сформулированные принципы позволяют качественно оценивать уровень устойчивости реализации тех или иных решений в области управления развитием процессов информатизации управленческих структур. Эти принципы позволяют снизить возможность ошибок в расстановке приоритетных задач в процессах информатизации, качественно определить влияние на устойчивость и целенаправленность управления таких ее характеристик, как уровень информационной и аналитической открытости, жесткость управления, компактность представления компонентов создаваемых информационных систем.


Возврат на 1 тсраницу