ВВЕДЕНИЕ
Бурное течение процессов информатизации последнего
времени и внедрение информационных технологий во все сферы управленческой
деятельности в России во многом обязано появлению рыночных стимулов
хозяйствования и открытию доступа к результатам работ в этой проблемной
области за рубежом. Современные коммуникационные средства и информационные
технологии нахлынули на наш рынок, нарушая традиционные стереотипы
отечественного системно-информационного мышления.
Существенным фактором прогресса информатизационных процессов является наметившийся как у нас в стране, так и за рубежом кризис громоздких управленческих структур. Сейчас у мегамонополий мало шансов победить на современном рынке. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. Важную роль в этом играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределенной обработки данных, методов реинжениринга и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации.
Информатизация управленческих структур различного уровня идет в России уже не один десяток лет. Однако именно в последнее время процесс российской информатизации накрыла волна экономического прагматизма, который подпитывается недостатком нормативно-регламентирующих правил рыночной экономики и естественным стартовым невежеством разработчиков в решении вопросов использования современных информационных технологий.
Отечественному опыту не всегда удается что-либо противопоставить напору этой волны. Фундаментальных научные исследования в России в области информатизации ведется явно недостаточно, поэтому в процессах российской информатизации управленческих структур сейчас слишком много хаотичного, неустойчивого.
В этих условиях, наиболее интересно и важно, выделить в процессах информатизации управленческих структур, а также, в наиболее близкой авторам области образования, общие естественные закономерности и тенденции, которые, необходимо учитывать при решении социально-политических, экономических и инженерных аспектов информатизации управления (для авторов статьи, информатизации управления образованием).
Интерес к использованию информационно-управляющих моделей в образовании не случаен. Он является отражением повышенного внимания к вопросам образования, проявляемого во всех странах. Практика показывает, что разработка новых средств и методов обучения оказывает весьма незначительное влияние на ход реального процесса обучения, если их внедрение не обеспечивается соответствующими перестройками в области организации и управления образованием. Эта сложная проблема не может быть эффективно решена управленцами, если их работа будет основываться лишь на прошлом опыте, интуиции и здравом смысле руководителей. Будучи необходимыми сами по себе, эти факторы должны быть дополнены точной, полной и своевременной информацией об управляемой ими образовательной структуре.
Однако и этого уже мало. Люди, принимающие решения, должны иметь возможность
-пользоваться различными, в том числе и чисто математическими, методами принятия решений,
-моделирования последствий своих решений,
-доступа в режиме реального времени к банкам (российским и зарубежным) педагогической информации по интересующей их тематике,
-обсуждения принимаемых решений с коллегами и экспертами.
Все это заставляет отказываться от уже существующих локальных моделей управления (не только образованием) и переходить к новым моделям управления, учитывающих возможности распределения работы, информации, динамического формирования и трансформации экспертных групп на основе сетевых технологий, прежде всего INTERNET (см. рис. 1)
Рис.1 Изменение моделей управления образованием
В данной работе авторы ставят перед собой цель продемонстрировать читателям различные подходы к процессу информатизации управления образования, существующие в мире и России, единство процесса управления, который начинается со сбора информации и кончается принятием определенного решения. В реальных системах управления эти функции раздроблены и распределены между значительным числом порой слабо связанным между собой работникам, что затрудняет восприятие управления как целостного процесса без чего невозможно спроектировать успешно функционирующую управляющую систему.
Существенную помощь в понимании структуры процесса управления в столь сложной области, как образование, может оказать систематическое использования системного анализа, в частности теории принятия решений. Их успешное использование при создании, внедрении и использовании управляющих систем позволяет построить стройную систему проведения подобных разработок.
В частности, необходимо отметить необходимость осуществления специальной подготовки руководителей к работе в условиях новой информационно-педагогической среды.
В статье мы не имеем возможности подробно останавливаться на понятиях и методах системного анализа и принятия решений, поэтому читателям желающим ознакомиться с ними более подробно необходимо обратиться с специальной литературе по системному анализу, общей теории систем и принятия решения.
Наконец, технологии Internet все шире проникают в сферу общего среднего и педагогического образования. В частности, на Алтае, в Барнаульском педагогическом университете создан первый в системе высшего педагогического образования WWW-сервер (http://www.uni-altai.ru), а в Алтайском институте повышения квалификации работников образования - один из первых WWW-серверов в области общего среднего образования (http://www.alien.ru). Не имея возможности подробно останавливаться на технологиях Internet мы отсылаем читателей к [5].
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МОДЕЛЕЙ И ТЕОРИИ СИСТЕМ