001 ВЫБЕРИ ДИСТАНЦИЮ
Ход. МД объявляет какой-нибудь предмет символом только что пройденной темы и ставит его в центре учебной аудитории. Теперь МД предлагает СЛ стать на таком расстоянии от предмета, которое могло лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме семинара. Затем каждый из СЛ одним предложением объясняет выбранное им расстояние.
Комментарий. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе. Также он дает возможность высказаться по теме семинара тем слушателям, которым не всегда удается выразить словами свое отношение к чему-либо. Правда, этот метод может рассматриваться некоторыми СЛ как детская забава.
Реквизит. Подходящий, соотносимый с темой предмет.
Пример. Семинар по ПК "Закрепление основных навыков владения немецким языком":
В центре аудитории лежит орфографический справочник "Дуден". СЛ становятся вокруг справочника на различном от него расстоянии согласно своему к нему отношения.
Высказывания:
СЛ 1: Я стал очень близко к "Дудену", поскольку считаю очень важным умение детей грамотно писать".
СЛ 2: Я стою немного дальше. Это является свидетельством того, что хотя умение правильно писать я и считаю важным, другие аспекты урока имеют для меня все же более важное значение.
СЛ 3: Я отодвинулся от "Дудена" как можно дальше, с тем чтобы показать этим, что я считаю его требования почти что террором по отношению к детям. Однако, тем не менее он находится в поле моего зрения, т.к. его роль на уроках очень велика.
002 АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
Ход. МД пишут на висящем в учебной аудитории (лучше всего возле входной двери) плакате какое-нибудь слово, служащее стимулом для творческого размышления слушателей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике семинара по ПК и затрагивать эмоциональную сферу СЛ. Вопросительный знак и второе слово, являющееся пародией на первое, могут быть дописаны рядом. СЛ предлагается во время перерывов продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, СЛ это делают охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны МД.
Комментарий. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит в семнар образовательный момент занимательности.
Альтернативой к предложенному выше настенному плакату могут являться передаваемые от СЛ к СЛ листы бумаги. В этом случае каждый СЛ получает задание, всякий раз дописывать новое придуманное им слово к уже имеющимся словам.
Реквизит. Плакатный картон, демонстрационный стенд или нечто подобное, фломастеры.
Примеры.
+-----------+ +------------------------------------------+ |Модератор? | |Профессии с будущим? | | | |(плакат изготовлен на курсах ПКУ | |Фрустратор | |"Профессиональная ориентация школьников") | |Доминатор | | | |Элеватор | | на государственной службе | |... | | посредственность | +-----------+ | скептик | | зануда | +-------------------+ | тихоня | |ОМО?=обермодератор | | | |(старший модератор)| | в сфере бытового обслуживания | | | | стена плача | |Билли МО=модератор | | | |в тирольской шляпе,| | подъездная дорога к автостраде | |любящий петь | | палочка-выручалочка | | | | | |ШвеМО=женщина-моде-| | канатная лебедка | |ратор,руководитель | | ломовая лошадь | |курсов кройки и | | | |шитья | | половая тряпка | | | | | |СуМО=супермодератор| | в сфере малого бизнеса и промышленности | |японец | | вор-карманник | +-------------------+ | критикан | | язва | | пустозвон | | ловелас | +------------------------------------------+003 ОПРОС ЭКСПЕРТА
Ход. Для получения дополнительной информации, специальных знаний и компетентного мнения по тому или иному вопросу, рассматриваемому в рамках семинара ПК, в группу может быть приглашен эксперт соответствующего профиля.
Это человек
- является специалистом в своей области;
- может и не иметь опыта педагогической работы;
- может принимать участие не на всем протяжении семинара.
В качестве подготовки к разговору с экспертом СЛ подготоавливают вопросы, которые они сначала записывают на отдельные карточки, затем собирают их и систематизируют. Во время своего выступления эксперт ориентируется на эти карточки. В ходе выступления допустимы вопросы.
Комментарий. Готовя вопросы, СЛ еще до встречи с экспертом соприкасаются с интересующей их тематикой. Проблематичными, однако, могут являться качество и количество передаваемой экспертом информации. Существует опасность, что при ее отборе и обобщении он может не в полной мере учесть адресат, которому предоставляется информационная помощь. К числу задач, встающих перед владеющим специальными знаниями экспертом, относится также задача экспертной оценки подготовленных СЛ вопросов, а кроме того, их уточнение и дополнение в случае необходимости.
Реквизит. Карточки.
Пример. Разговор с экспертом по вопросам профессионального образования.
Карточки с вопросами: +-------------+ +---------------+ +--------------+ +--------------+ |Свидетельство| |теория/практика| |сотрудничество| |обзор типов | |о законченном| +---------------+ |с основной | |школ | |школьном об- | |школой | +--------------+ |разовании | +--------------+ +-------------+ +-------------+ +---------------+ +-----------------+ |FOR | |дуальная | |трудовое обучение| +-------------+ |система | |и профессиональ- | +---------------+ |ная школа | +-----------------+ +-------------+ +---------------+ +-----------------+ |спецвуз | |полнодневное | |дети-инвалиды в | +-------------+ |школьное обу- | |профессиональной | |чение | |школе | +---------------+ +-----------------+ +-------------+ +-----------------+ |переход к | |неполнодневное | |учебе в уни- | |школьное обучение| |верситете | +-----------------+ +-------------+ +-------------------+ |школы типа колледжа| +-------------------+004 ПЧЕЛИНЫЙ УЛЕЙ
Ход. По окончании этапа восприятия информации (в устной или письменной форме, через аудиовизуальные средства) или этапа интенсивной индивидуальной работы всем СЛ предоставляется возможность в непринужденной форме обменяться мнениями со своими соседями о том, кто что узнал. Для этого СЛ делятся на микрогруппы из двух, трех или четырех человек. Обмен мнениями в микрогруппах можно использовать для обдумывания и разработки вопросов к МД, докладчику, вопросов по тексту, вопросов по поводу увиденного и услышанного.
Комментарий. Воспринятое может быть сразу переработано в обсуждении с партнерами. Кроме того, становятся очевидными затруднения, которые возникли в связи с пониманием информации. СЛ с большей смелостью будут задавать вопросы видя, что и другие имеют похожие или те же самые вопросы. Если МД часто используют "пчелиный улей", то количество не особо желаемых "разговоров за глаза", как правило, снижается, т.к. в "пчелином улье" всем слушателям предоставляется одинаковая возможность вести "разговоры за глаза" явно. И они не должны лишать себя этого права.
Часто, когда по окончании доклада спрашивают, есть ли у СЛ какие-нибудь вопросы к докладчику, наступает неловкая тишина. "Пчелиный улей" освобождает всех от этой тишины, и способствует появлению вопросов.
Метод "пчелиный улей" имеет также и другое название - "рынок".
Реквизит отсутствует.
Пример. По окончании проблемного реферата:
"Большое спасибо Вам за то, что Вы так внимательно меня слушали в течение 12-ти минут. Теперь у Вас есть возможность поговорить об услышанном с Вашими соседями в микрогруппах из 2-3 человек. У Вас наверняка появятся при этом вопросы, которые Вы впоследствии можете мне задать".
В группах, не знакомых с этим методом, возможно нужно помочь СЛ найти собеседников. Для этого МД ходят по аудитории и жестами показывают, какие пары/группы можно сформировать.
005 НАРИСУЙ КАРТИНУ
Ход. МД называют тему и просят СЛ поделиться на микрогруппы и в течение 15 минут совместно нарисовать картину, которая позже должна быть представлена на пленуме. Нарисовав картины, микрогруппы выставляют их на общее обозрение, спрашивают друг друга о том, что бы значило нарисованное, поясняют свои картинки. Ключевые слова группового обсуждения фиксируются МД на демонстрационном стенде или плакатах. В дальнейшем эти ключевые слова могут служить опорой для разработки основных направлений последующего повышения квалификации.
Комментарий. Численность микрогруппы может составлять от трех до пяти человек. Короткий промежуток времени, отведенный на эту работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы свои спонтанно возникшие идеи. Уже в первом разговоре СЛ не только хорошо знакомятся сразу с несколькими людьми, но и сочетают установление личных контактов с деловой работой по теме. Протокол ключевых слов охватывает многие важные аспекты, поскольку каждая микрогруппа вносит свой вклад в его составление. Правда, не исключено, что метод "нарисуй картину" может натолкнуться на сопротивление некоторых СЛ и отвергаться как "детская забава".
Вариант. СЛ предоставляется возможность в течение 30 минут нарисовать картину по заданной проблеме или вопросу. Все нарисованные картины становятся предметом рассмотрения другими СЛ. Сначала высказываются предположения о том, что же хотел выразить своей картиной тот или иной СЛ. По окончании этого этапа каждый СЛ сам поясняет, какие мысли и чувства он испытывал при написании картины. Этот вариант можно использовать, когда численность группы не превышает десяти человек, иначе проведение метода займет слишком много времени.
Реквизит. Листы для рисования, разноцветные карандаши или толстые фломастеры.
Пример. Тематика картин, которая может быть предложена СЛ:
Как я представляю себе учебные занятия в разнородных группах учащихся?; Я и мой класс.; Будущее школы.; Школа, какой ее любят дети.
006 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТКАХ
Ход. СЛ сидят на стульях, расставленных по кругу. В центре круга лежат около ста почтовых открыток с различными изображениями. СЛ встают со стульев и образуют круг, кладя руки на плечи соседа. Затем они медленно и молча по кругу обходят один раз все открытки и возвращаются на свои места. При этом им дается, к примеру, следующее задание: "Мы сейчас медленно и спокойно пойдем по кругу, и мне хотелось бы попросить Вас не разговаривать, а полностью сконцентрировать свое внимание на картинках. Выберите, пожалуйста, ту картинку, которая лучше всего отражает Ваше внутреннее состояние и с помощью которой Вы в конце этого насыщенного трудового дня могли бы рассказать нам о своем настроении, о своем самочувствии и о степени своей удовлетворенности".
Комментарий. Этот наводящий на размышления и в то же время обеспечивающий обратную связь метод не только стимулирует творческую активность СЛ, но и способствует спокойному завершению работы в конце дня. Отдельные короткие выступления СЛ воспринимаются без каких-либо комментариев.
Вариант. Его можно применить при знакомстве.
Все СЛ выбирают по три картинки: две, которые им нравятся, и одну, которая им абсолютно не нравится. После этого они дают краткие объяснения своему выбору и тем ассоциациям, которые у них возникают.
Вместо почтовых открыток с изображениями, картинками и репродукциями вполне можно использовать наклеенные на картон вырезки из журналов. Особенно хороши для этих целей различные фотографии из рекламных проспектов.
Реквизит. Около 100 почтовых открыток с репродукциями картин различных мотивов и направлений в искусстве или фотографий на всевозможные темы.
Пример. "Я выбрал вот эту картинку с изображением реки, написанную художником Моне, не только потому, что у меня особое отношение к импрессионистам. Я считаю, что эта картина очень хорошо подходит к моему настроению: я - та лодка, которая плывет по реке, я чувствую себя уносимым группой. Однако, еще не видно, куда плывет эта лодка. Там вдали виднеется лишь зеленая полоса. Зеленый цвет - цвет надежды. И таким образом я надеюсь, что наша работа принесет положительные результаты. Здесь впереди виден мост. Мост - это символ взаимопонимания. Я считаю, что мы все сегодня старались лучше понять другого, это мне очень понравилось".
007 ДВОЙНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Ход. МД четко формулируют проблему и записывают ее. Затем СЛ выбирают одну из многочисленных лежащих перед ними картинок, не имеющих ничего общего с заданной темой, например:
- газонокосилка
- дерево
- акробатка на трапеции.
Выбранная картинка должна показаться СЛ настолько интересной, чтобы у них появилось желание поработать с ней. Выбрав картинку, СЛ все вместе описывают ее. Возможны любые интерпретации, в том числе и самые неожиданные и выходящие за рамки реальности. МД фиксируют все высказанные идеи и предложения. Следующий этап состоит в том, чтобы найти взаимосвязь между описываемыми элементами и исходной проблемой. СЛ снова высказывают свободные ассоциации, приходящие им на ум по поводу отдельных деталей картинки. МД продолжают записывать высказываемые СЛ предложения.
По окончании второго этапа группа обсуждает все сделанные СЛ предложения в конкретно-прикладном аспекте с целью их возможной реализации.
Комментарий. Отходя от собственно обсуждения проблемы СЛ находят творческое решение заданной проблемы.
Этот метод доставляет много удовольствия, если группа действительно увлечена работой.
Реквизит. Картинки с изображением отдельных предметов, демонстрационный стенд, фломастеры.
008 СВЕТ МОЛНИИ
Ход. По окончании семинара по повышению квалификации СЛ предоставляется возможность высказаться, например:
- Каким был для Вас сегодняшний день?
- Как Вы сейчас себя чувствуете?
СЛ обмениваются мнениями, однако, комментировать мнения других им не разрешается. Суждение каждого из них по возможности должно состоять из одного предложения либо одобрительного, либо негативного характера. После выступления последнего СЛ возможно групповое обсуждение по поводу высказанного. Очередность выступлений может быть самой разнообразной. Можно давать слово СЛ по очереди. Каждый последующий говорящий принимает от предыдущего "камень говорения".
Комментарий. Данный метод можно использовать как после отдельных учебных занятий в ходе проведения многодневного семинара по ПК, так и по его окончании. В случае, если "свет молнии" завершает работу семинара, проведение после него общегруппового обсуждения не является уместным.
Основой для проведения "света молнии" могут служить и другие вопросы, например: "Как Вы восприняли данную конфликтную ситуацию?"
Вариант.
Вначале проводится ретроспективный обзор работы (МД еще раз описывают ход прошедшего семинара, всякий раз упоминая, какие методы использовались), а затем свет молнии.
Пример.
Господин 1: Сейчас я чувствую себя хорошо и вполне доволен сегодняшним днем.
Госпожа К: Самочувствие у меня весь день было очень хорошее, однако сейчас я чувствую себя вялой и уставшей.
Госпожа Т: Сегодняшняя дискуссия во второй половине дня о рамочных условиях показалась мне чересчур абстрактной, тем не менее в целом я довольна сегодняшним днем и уже сейчас радуюсь завтрашнему.
Господин М: Сегодняшний день принес мне много полезного, особенно это касается ролевой игры, хотя вначале я был скептически настроен.
Госпожа Л: Мне очень понравились наши модераторы, особенно их умение работать друг с другом. На семинар я пришла довольно уставшей и до настоящего момента большей частью молчала, но завтра все будет по-другому.
009 МОЗГОВАЯ АТАКА
Ход. МД записывают проблему или тему на доске или демонстрационном стенде. Если у СЛ появляются вопросы по теме, МД сразу на них отвечают. После этого МД поясняют следующие правила и одновременно вывешивают их на отдельных карточках, для общего обозрения на какое-либо видное место:
Любая идея приветствуется, даже если она на первый взгляд кажется ошибочной или нереальной.
- Количество важнее, чем качество.
- Критика запрещается.
- Пусть идеи других вдохновят Вас.
- .......
СЛ в течение заранее установленного времени высказывают по предложенной теме(проблеме) любые идеи, которые тут же фиксируются МД или СЛ, которому это поручено, на демонстрационном стенде(доске).
Комментарий. Часто зона поиска продуктивных решений поставленной проблемы оказывается слишком мала. Если СЛ работают слишком серьезно, отбросив ,что называется, шутки в сторону,то есть опасность потери элементов свободного творчества, а вместе с этим и возможных новых идей. Поэтому представляется очень важным освободить СЛ от добровольной, зачастую неосознанной самоцензуры и побудить их к свободным ассоциациям идей.
Реквизит. Демонстрационный стенд, фломастеры.
Пример. Работа завуча в школе - размышления о концепции соответствующих курсов повышения квалификации учителей.
СЛ должны записать свои мысли по теме "Мои представления о работе завуча". Карточки раскладываются, а затем систематизируются по совместно определенным критериям:
Задачи Общеземельные курсы ПК - Стратегии запуска отдельных проектов; - Как я могу развить у учителей - создание общей сети: биржи уче- фрустрационную толерантность бно-методических материалов/экс- - Как я могу улучшить эффекти- периментальные площадки вность преподавания школьных - фактическое положение дел предметов путем организации внутришкольных мероприятий по - руководство дискуссиями, ула- повышению квалификации? живание конфликтных ситуаций, _ Как я могу во все ужесточа- проведение тренингов ющемся режиме экономии обеспе- - стратегии/методы организации чить качественный учебно-вос- совместной работы с соседними/дру- питательный процесс с учетом гими школами/педколлективами требований концепции школы? - ... _ Внутришкольные мероприятия Технологии ПК по ПК: образовательные тех- - ролевые игры нологии, учитывающие специ- - личностно-ориентированное фику и территориальные осо- обучение бенности школы, структуриро- - привлечение к работе вание и инициирование обра- по ПК специалистов зовательных процессов - распределение задач - Разработка каталога - ми- - формирование навыков культурной нимума методических умений коммуникации и навыков - Мероприятия внеклассной работы: инициатор? органи- затор? - Внутришкольная коммуникация: каковы ее структурные элементы (содержание/адресные группы)? - Как я могу формировать сос- тояние успеха при реализации школьной концепции обучения? Завуч в школе - Полномочия: кураторство классов, руководство школой, организационные вопросы - Распределение обязанностей, связанных с управлением школьной жизнью, и их согласование - Организация повседневной жизни школы - Оценка и информационная помощь - Особая роль завуча: стимулиро- вание профессионального самосоз- нания учителей, консультационная помощь010 МОЗГОВАЯ АТАКА В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ
Ход. Перед СЛ ставится сформулированная в письменном виде проблема, служащая толчком к размышлению, и дается задание придумать для решения этой проблемы как можно больше идей (или ответов на вопрос). Сначала каждый из СЛ работает самостоятельно, а по окончании индивидуальной работы СЛ попарно сравнивают свои наработки. МД дают чистый кодопозитив паре, которая первой нашла общую идею (ответ на вопрос), для записи этой идеи. Поочередно все пары записывают свои идеи (ответы на вопросы), если такие же еще не записаны предыдущими парами, на кодопозитив. Можно записывать и идеи, найденные только одним из партнеров, с которыми другой партнер согласен.
Комментарий. Число микрогрупп, внутри которых передается кодопозитив, не должно быть более пяти, иначе парализуется плодотворная работа из-за большого количества СЛ, ожидающих кодопленку. В группах с большим количеством СЛ можно одновременно работать по двум и более проблемам (вопросам).
Реквизит. Кодопозитив (можно с записанной на нем проблемой (вопросом), транспарант для подкладывания при записи на кодопозитив, водонеустойчивые фломастеры.
Пример. Подготовка модераторов:
- Что Вы связываете с понятием "личностно-ориентированное обучение"?
- Что Вы связываете с понятием "проблемное обучение"?
Воспитание, основанное на формировании ситуации успеха:
- Что приходит Вам на ум при слове "вдохновлять"?
- Что приходит Вам на ум при слове "обескураживать"/"отбивать всякое желание"?
Преподавание в классах с детьми-инвалидами и детьми с задержками в психическом развитии:
- Чем характеризуется "селективная диагностика"?
- Чем характеризуется "диагностика психолого-педагогической помощи"?
- Чем характеризуется "диагностика темпа усвоения знаний"?