021 РИСУНОК В ЧЕТЫРЕ РУКИ
Ход. Каждая пара СЛ рисует сообща одним фломастером какую-нибудь картину, например, зверя, дом, пейзаж. Разговаривать друг с другом при этом не разрешается. По окончании работы нарисованные картины вывешиваются на общее обозрение. Группа проводит рефлексию приобретенного во время рисования опыта:
- Кто взял на себя ведущую роль при рисовании?
- Кто уступил?
- Как был поделен лист бумаги?
- Была ли у каждого рисующего своя часть листа, на которой рисовал только он?
- Какова была реакция партнера, если он видел, что рисуют на его стороне?
- Как реагировал партнер, если нарисованное им подправлялось или дорисовывалось?
Комментарий. Нарисовать картину совместно с напарником многим СЛ легче, чем попытаться это сделать поодиночке, потому что многие считают свое умение рисовать недостаточно хорошим и стыдятся своих рисунков. При рисовании в четыре руки любые неточности и недостатки картины вполне объяснимы, т.к., рисуя всего одним фломастером, оба партнера не могли в полной мере проявить свои художественные способности. Однако, не исключено сопротивление некоторых СЛ.
Вариант. Два СЛ сидят напротив друг друга. У обоих в руках рисовальные карандаши. Они рисуют общую картину на заданную тему или абстрактный объект.
Реквизит. Стандартные листы бумаги (можно А-3) или демонстрационные стенды, фломастеры, рисовальные карандаши.
Пример. Возможные темы/задания:
Нарисуйте сообща
слона
высокогорный пейзаж
школу
...У Вас хорошее настроение. Нарисуйте сообща картину, которая бы отражала хорошее настроение.
022 РАЗГОВОР БЕЗ УМОЛКУ
Ход. СЛ сидят на стульях, расставленных по кругу. Им предлагается представить, что они находятся на рыночной площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. При этом они могут куда-то спешить или, наоборот, идти медленно, как бы прогуливаясь, приветствовать друг друга, уклоняться от столкновений, останавливаться и т.д. МД показывают пример, снуя по "рынку", здороваясь со СЛ и улыбаясь им. На этой "рыночной площади" все СЛ выискивают себе партнера, по возможности малознакомого, и садятся вместе с ним. Теперь МД называют тему, по которой каждый из собеседников должен по очереди высказаться в течение 4-8 минут. Пока один из партнеров говорит, другому партнеру разрешается только слушать его, т.е. демонстрировать напарнику, что его внимательно слушают, выражая свое отношение к высказыванию только мимикой и жестами. Если вдруг говорящий на некоторое время умолкает, то оба партнера терпеливо пережидают возникшее молчание.
После того, как все СЛ высказались, на "рынке" формируются новые пары. После 3-4 таких разговоров в парах СЛ снова садятся все вместе на расставленные стулья и анализируют проделанную ими работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться исключительно не невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговоре паузы.
Комментарий. Этот метод следует использовать в первую очередь в тех группах, где СЛ заинтересованы в повышении своей компетентности в общении и социальном взаимодействии с другими людьми (коммуникативный тренинг).
Вариант. Во время второго разговора в парах наряду с невербальными средствами общения разрешается также использовать короткие ответные реплики, типа "да", "верно" и др. Во время третьего разговора СЛ получают задание уже в вербальной форме переспрашивать своего партнера, правильно ли они его поняли:
- То есть, ты считаешь...
- Я понял, что...
- Ага, то есть это было так...
Реквизит отсутствует.
Пример. Возможные темы разговора:
- Как прошел мой день до настоящего момента.
- Чем мне запомнилась прошедшая неделя работы в школе.
- Что бы я сделал, если бы мне подарили неделю времени.
- Что я ожидаю от этого семинара по ПК.
023 ГРУППОВАЯ РАБОТА
(часть 1)
Подготовительный этап: подготовка рабочего задания:
При организации работы в микрогруппах различают, как правило, три этапа: подготовительный этап, этап проведения и этап подведения итогов (представление результатов, анализ и оценка). Сейчас речь пойдет о подготовительном этапе.
Работа в микрогруппах эффективна только в том случае, если МД умеют создать определенные предпосылки, а именно:
- четко сформулированная цель (в письменной форме, например, на кодопленке)
- определенное задание, исключающее двоякое толкование (в письменной форме, чтобы каждая микрогруппа могла взять его с собой)
- предоставление в распоряжение СЛ сценариев работы в микрогруппах (см. "Этап проведения")
- обеспечение микрогрупп всеми необходимыми для работы материалами (литературой, техническими средствами, "инструментами")
- договоренность с микрогруппами о формах презентации результатов их труда и форме творческого отчета о проделанной работе
- в качестве примера возможен показ результатов дятельности других таких же микрогрупп
- график выполнения рабочего задания, включая указание длительности перерывов на отдых
- распределение микрогрупп по аудиториям
- информирование микрогрупп о местонахождении и деятельности МД во время работы групп
- определение количества человек в каждой из микрогрупп (максимум/минимум) (микрогруппы из 4-6 человек являются наиболее работоспособными)
- внесение предложений относительно формирования микрогрупп (см. карточку 024).
Пример рабочего задания, записанного на кодотранспаранте.
- Прочитайте, пожалуйста, текст: "Как формируются навыки письма и правописания у детей".
- Теперь прочитайте тексты, написанные Вашим учеником. Обсудите процесс овладения техникой письма Вашим учеником. При этом Вы можете опираться на следующие вопросы-задачи:
- Постарайтесь определить, когда был написан каждый из лежащих перед Вами текстов.
- Подчеркните на кодопленке те слова, написание которых является характерным для того или иного периода овладения письмом.
- Когда усвоение орфографии ребенком становится очевидным?
- Следите за возможным регрессом.
- Как меняется качество содержания (построение предложений, подбор слов) текстов и их объем?
- Зафиксируйте на кодопленке процесс формирования графических и орфографических навыков Вашего ученика.
- Познакомьте на пленуме остальных СЛ с результатами Вашей работы, используя для этих целей кодотранспарант.
024 ГРУППОВАЯ РАБОТА
(часть 2)
Подготовительный этап: формирование групп.
Принципы формирования малых групп могут быть разными:
По воле случая:
- по местонахождению в аудитории (сидящие рядом объединяются в одну группу)
- по счету (1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4 и т.д., СЛ, имеющие одинаковый расчетный номер объединяются в одну группу)
- по жребию: в качестве жребия могут быть использованы номер группы или ее буква, игральные карты (король, дама и т.д., масти), конфеты (СЛ, вытянувшие конфеты одного сорта, объединяются в одну группу), рассыпающиеся картинки (СЛ, которым достались части одной картинки, объединяются в одну группу), символы и т.д.
Преимущества:
- малые затраты времени
- разнородный состав групп
- СЛ знакомятся друг с другом
- никто не может быть обижен антипатией (нежеланием других иметь его в своей группе)
По интересам:
- СЛ сами выбирают интересующую их тему
- СЛ разбиваются на группы, отдав предпочтение относящимся к разным темам понятиям, символам, рисункам и т.д.
- все СЛ работают над одной темой, однако образуют группы:
исходя из разных подходов к организации школьного обучения (например: по концепции помощи отстающим ученикам),
или из разных представлений по поводу контролирования функций учителя (например: дифференцированное наблюдение за успеваемостью учащихся),
или СЛ объединяются по работе в разных типах школ (основная школа, реальная школа, интегрированная школа, гимназия)
Преимущества:
- учет деловых интересов СЛ
- усиление рабочей мотивации
По симпатиям:
- формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой (в целях создания здоровой конкуренции, введения соревновательных мотивов). МД следует всегда учитывать фактор взаимной симпатии, т.к. он зачастую оказывается сильнее, чем фактор интереса.
Преимущества:
- хорошая рабочая атмосфера
- благоприятный психологический климат способствует улучшению результатов коллективной деятельности.
025 ГРУППОВАЯ РАБОТА
(часть 3)
Этап проведения
Для организации плодотворной групповой деятельности и представления ее содержания может оказаться полезным подготовить для каждой группы структурирующие рабочий процесс карточки (см. пример 1).
Для оптимизации внутригруппового взаимодействия целесообразно также наделить членов микрогрупп определенными полномочиями (обязанностями, ролями),(см. пример 2). СЛ, взявший на себя ту или иную роль, получает от МД карточку с соответствующей надписью и эмблемой, символизирующей круг его обязанностей. В противном случае может случиться, к примеру, что по окончании работы в микрогруппе не найдется никого, кто бы провел презентацию результатов деятельности группы на пленуме, потому что никто не вел рабочий протокол. Распределение обязанностей (ролей) снижает неуверенность у СЛ и вносит ясность в работу микрогрупп.
МД следует подробно расписать и обосновать свою собственную деятельность во время групповой работы: Например, "Мы будем работать в группах В и Г, т.к. эти группы самые малочисленные. Однако, прежде чем начать в них работу, мы пройдем по всем группам, чтобы узнать, нет ли к нам каких-либо уточняющих вопросов. Да, мы знаем, что это несколько похоже на контроль с нашей стороны, но потом мы предоставим Вас самим себе. Если же у Вас появятся к нам вопросы, то нас всегда можно будет найти в аудиториях, где работают группы В и Г".
Безусловно, МД могут вообще не участвовать в работе групп и заняться какой-либо другой деятельность: анализом прошедшего этапа групповой работы, подготовкой следующего, расстановкой в нужном порядке технических средств в аудитории, просмотром необходимых учебных материалов и многим другим. Не исключено, что МД захочется в это время просто отдохнуть.
Пример 1.
+------------------------------------------------------------------+ |Тема: | +-----------+-------------------+-----------------+----------------+ |Вид работы |Камни преткновения |Перспективы | Условия | +-----------+-------------------+-----------------+----------------+ +------------------------------------------------------------------+ |Тема: | +-----------+-------------------------------------+----------------+ |Цель |Препятствия на пути к цели | Идеи | +-----------+-------------------------------------+----------------+ +------------------------------------------------------------------+ |Тема: | +-------------------------------+----------------------------------+ | За | Против | +-------------------------------+----------------------------------+ +------------------------------------------------------------------+ |Тема: | +-----------+------------------------------------------------------+ |Проблемы |Предложения по их решению | +-----------+------------------------------------------------------+Пример 2.
Роли:
Председатель/руководитель группы. Владелец этой карточки несет особую ответственность за весь ход внутригрупповой работы, осуществляет структурирование рабочего процесса и всегда готов взять инициативу на себя.
Хронометрист. Должен следить за соблюдением времени (в том числе и на отдых) и контролировать рациональность использования рабочего времени. На пример, он может регулярно напоминать остальным членам своей микрогруппы, сколько времени осталось в их распоряжении. Хронометрист является непосредственным помощником руководителя группы.
Секретарь. Ведет протокол деятельности группы, в котором отражает все то, что нарабатывается. Он ответствен за ознакомление остальных СЛ с результатами работы своей микрогруппы. С самого начала ему следует знать о том, в каком виде результаты деятельности должны быть представлены на пленуме. Если форма презентации не определена МД, группе желательно самостоятельно это предусмотреть, т.к. от этого зависит, как секретарь будет вести свои записи и оформлять рабочий протокол группы.
Наблюдатель за рабочими процессами в группе. Доводит до сознания членов своей микрогруппы то, чем они в настоящий момент занимаются и как себя ведут. В этих целях он может использовать квадрат с обозначенными на нем четырьмя полями. Наблюдатель всякий раз передвигает фишку слежения за процессом работы именно на то поле, на котором написана выполняемая в данный момент деятельность (например: идет рабочий процесс/перерыв/разговор не по существу).
026 ГРУППОВАЯ РАБОТА
(часть 4)
Этап подведения итогов
Результаты групповой работы могут быть представлены в письменном виде, затем размножены и переданы в распоряжение всех СЛ. Это является оптимальным, к примеру, тогда, когда группами разрабатываются рабочие планы уроков или конспекты отдельных их этапов. Разобраться в таких планах-конспектах без дополнительного комментирования их со стороны составителей, как правило, очень трудно. Если 4-5 групп по очереди комментируют свои планы уроков, то их комментарии кажутся бесконечными. СЛ едва успевают ориентироваться в потоке информации. В этом случае будет целесообразнее, если СЛ вначале прочитают все планы уроков сначала "про себя". А затем, разбившись на пары или микрогруппы, подготовят и передадут каждой из микрогрупп интересующие их вопросы, на которые затем те дадут краткие ответы.
Другим методическим приемом презентации результатов или продуктов деятельности микрогрупп, позволяющим к тому же поднять творческую активность СЛ, является "рынок возможностей". Отдельные группы предъявляют:
+-----------+--------+----------------------+------------+ |Стенгазеты |Коллажи |Модели |Радиомонтаж | +-----------+--------+----------------------+------------+ |Видеофильмы|Картины |Сценические постановки| ... | +-----------+--------+----------------------+------------+Продукты группового творчества могут экспонироваться как по очереди, так и одновременно. На "рынке возможностей" один из членов каждой группы находятся около наработок своей группы, чтобы в случае необходимости давать соответствующие пояснения, в то время как все остальные переходят от экспоната к экспонату, рассматривая их и задавая вопросы.
О результатах групповой работы можно проинформировать и путем создания новых микрогрупп, в состав которых должно входить по одному представителю из старых. Изображенная ниже схема наглядно показывает путь формирования нового состава микрогрупп. В новых микрогруппах происходит, как правило, очень интенсивный обмен информацией, однако в этом случае следует считаться с тем, что СЛ, находящиеся в разных микрогруппах, будут по-разному проинформированы о результатах деятельности прежних малых групп. С целью передачи наиболее полной информации о проделанной ранее работе каждому члену новых микрогрупп следует располагать соответствующими записями, сделанными им в ходе выполнения его группой рабочего задания.
Пример.
+--+--+--+--+ +------------------+ |. |. |. |. | | . . . . | |. |. |. |. | | . . . . | |. |. |. |. | | . . . . | |. |. |. |. | | . . . . | +--+--+--+--+ +------------------+В течение длительного времени и исключительно в устной форме презентируемые результаты групповой деятельности едва ли воспринимаются полностью, они быстро надоедают и нередко уже спустя полчаса после начала пленума нагоняют на СЛ скуку. Это можно предотвратить, предложив группам заполнить стандартные бланки краткого отчета о проделанной групповой работе. Использование подобных бланков облегчает презентацию результатов и снижает скованность.
027 ИНТЕРВЬЮ В ГРУППЕ
Ход. СЛ разбиваются на группы. После этого им предлагается, опираясь на предложенные МД вопросы, высказать свое мнение о заканчивающемся семинаре. Все высказывания и суждения СЛ фиксируются в виде ключевых слов на плакатах или чем-то подобным. Затем,на пленуме группы вывешивают результаты своей деятельности, комментируют их и отвечают на возникшие у других СЛ вопросы. При желании возможно также сравнение результатов деятельности отдельных микрогрупп.
Комментарий. В данном случае СЛ получают возможность не просто высказаться, а обменяться своими мнениями с другими и, благодаря работе в микрогруппах, имеют оптимальные условия для проведения интенсивных внутригрупповых обсуждениий. МД организуют обратную связь и используют полученную таким образом информацию для пересмотра имеющейся программы работы семинаров по ПК.
Реквизит. Плакатные листы, фломастеры.
Пример вопросов для внутригруппового обсуждения:
Как Вы оцениваете:
- образовательный эффект семинара?
- использованные методические приемы?
- поведение модераторов?
- атмосферу в группе?
028 ЗЕРКАЛО ГРУППЫ
Ход. МД вешают на стену заранее оформленный ими плакат (см. Пример) и просят СЛ по очереди представиться. Каждый СЛ коротко рассказывает о себе, а МД в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате.
Комментарий. Плакат должен висеть в аудитории на протяжении всего семинара по ПК, чтобы каждый участник мог в любое время обратиться к этим сведениям. Особенно удобно, когда все СЛ носят нагрудную табличку с именем и фамилией, или если перед каждым на столе стоит карточка.
СЛ получают общую информацию о тех, с кем они знакомятся. В графу с надписью "Больше всего я люблю делать..." может вноситься разнообразная информация, относящаяся как к сфере профессиональной деятельности, так и личных интересов участника. Здесь нет никаких ограничений.
Подобная процедура знакомства занимает немного времени и поэтому может с успехом использоваться даже в многочисленных группах СЛ. Поскольку вся информация об участниках фиксируется в письменном виде, то ею всегда легко воспользоваться в нужный момент.
Вариант. Все СЛ пишут информацию о себе на отдельные карточки и приклеивают их на плакат или демонстрационный стенд.
Реквизит. Демонстрационный стенд или нечто подобное, фломастеры.
Пример.
Зеркало группы Имя, фамилия | Школа | Больше всего я люблю | | | | ---------------+--------------+------------------------029 ОТЗЫВ
Ход. СЛ дают заключение относительно тех или иных учебно-методических материалов, непосредственно связанных с темой семинара по повышению квалификации. Они пишут на них отзыв.
Комментарий. СЛ могут интенсивно проработать предложенные материалы. Составленный ими отзыв может, к примеру, затем быть представлен в распоряжение школ. Учебно-методические материалы, необходимые СЛ для работы, должны быть в наличии в достаточном количестве.
Реквизит отсутствует.
Пример. Семинар ПК по теме "Закрепление основных навыков при изучении иностранное языка".
Запишите упражнения, которые Вы лично используете.
Запишите приемы, использование которых в школе Вы считаете важным.
Составьте список учебных ситуаций, в которых могут быть освоены и могут регулярно использоваться различные приемы.
Проанализируйте учебные пособия по иностранным языкам по поводу представленности в них приемов для ознакомления и тренировки специфических для овладения данным иностранным языком навыков.
Составьте вместе с другими СЛ список учебных пособий по иностранным языкам, опираясь на критерии соразмерности ознакомления и тренировки основных навыков.
030 ВСТРЕЧА С ЭКСПЕРТАМИ
Ход. Для углубленного изучения той или иной значимой темы на семинар приглашаются эксперты, придерживающиеся различных друг от друга точек зрения. После того как МД познакомят с ними СЛ, эксперты делают доклады по определенному кругу вопросов, рассматриваемых в рамках изучения общей проблемы, дискутируют со СЛ и отвечают на возникшие у них вопросы.
МД заранее информируют экспертов о других участниках этой встречи, о возможных правилах ведения дискуссии (см. ниже) и о пожеланиях СЛ. Вполне возможно, что уже на подготовительном к этой встрече этапе СЛ могут разработать список интересующих их вопросов и отослать его экспертам-участникам дискуссии.
Комментарий. Целесообразно сначала предоставить слово эксперту по тому или иному кругу вопросов, а затем по окончании его выступления организовать небольшую беседу со СЛ. Однако, прежде чем дать слово первому выступающему, необходимо установить регламент (например, 2 минуты). Тема встречи с экспертами, их имена, фамилии и места работы должны быть записаны на плакате и вывешены на общее обозрение. Жизненные позиции дискутирующих (принадлежность к тому или иному союзу и т.п.) должны быть также известны. Руководить дискуссией могут как МД, так и СЛ.
Реквизит. Карточки с написанными на них именами и фамилиями участников встречи, классная доска.
Примеры тем:
- Энергоснабжение и альтернативные источники энергии.
- Компьютерные игры в школе.
- Как сказывается потеря семьей своей прежней роли в социальной адаптации подрастающего поколения на социализирующей деятельности воспитательных и образовательных учреждений?