021 РИСУНОК В ЧЕТЫРЕ РУКИ

Ход. Каждая пара СЛ рисует сообща одним фломастером какую-нибудь картину, например, зверя, дом, пейзаж. Разговаривать друг с другом при этом не разрешается. По окончании работы нарисованные картины вывешиваются на общее обозрение. Группа проводит рефлексию приобретенного во время рисования опыта:

Комментарий. Нарисовать картину совместно с напарником многим СЛ легче, чем попытаться это сделать поодиночке, потому что многие считают свое умение рисовать недостаточно хорошим и стыдятся своих рисунков. При рисовании в четыре руки любые неточности и недостатки картины вполне объяснимы, т.к., рисуя всего одним фломастером, оба партнера не могли в полной мере проявить свои художественные способности. Однако, не исключено сопротивление некоторых СЛ.

Вариант. Два СЛ сидят напротив друг друга. У обоих в руках рисовальные карандаши. Они рисуют общую картину на заданную тему или абстрактный объект.

Реквизит. Стандартные листы бумаги (можно А-3) или демонстрационные стенды, фломастеры, рисовальные карандаши.

Пример. Возможные темы/задания:

Нарисуйте сообща

слона
высокогорный пейзаж
школу
...

У Вас хорошее настроение. Нарисуйте сообща картину, которая бы отражала хорошее настроение.

022 РАЗГОВОР БЕЗ УМОЛКУ

Ход. СЛ сидят на стульях, расставленных по кругу. Им предлагается представить, что они находятся на рыночной площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. При этом они могут куда-то спешить или, наоборот, идти медленно, как бы прогуливаясь, приветствовать друг друга, уклоняться от столкновений, останавливаться и т.д. МД показывают пример, снуя по "рынку", здороваясь со СЛ и улыбаясь им. На этой "рыночной площади" все СЛ выискивают себе партнера, по возможности малознакомого, и садятся вместе с ним. Теперь МД называют тему, по которой каждый из собеседников должен по очереди высказаться в течение 4-8 минут. Пока один из партнеров говорит, другому партнеру разрешается только слушать его, т.е. демонстрировать напарнику, что его внимательно слушают, выражая свое отношение к высказыванию только мимикой и жестами. Если вдруг говорящий на некоторое время умолкает, то оба партнера терпеливо пережидают возникшее молчание.

После того, как все СЛ высказались, на "рынке" формируются новые пары. После 3-4 таких разговоров в парах СЛ снова садятся все вместе на расставленные стулья и анализируют проделанную ими работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться исключительно не невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговоре паузы.

Комментарий. Этот метод следует использовать в первую очередь в тех группах, где СЛ заинтересованы в повышении своей компетентности в общении и социальном взаимодействии с другими людьми (коммуникативный тренинг).

Вариант. Во время второго разговора в парах наряду с невербальными средствами общения разрешается также использовать короткие ответные реплики, типа "да", "верно" и др. Во время третьего разговора СЛ получают задание уже в вербальной форме переспрашивать своего партнера, правильно ли они его поняли: