031 ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ДИЛЕТАНТ
Ход. МД предлагают СЛ задуматься над вопросом, как бы они изложили "высокопоставленному дилетанту" суть какого-либо вопроса либо обосновали бы ему важность той или иной проблемы:
- проведение поэтического вечера
- турецкий как язык встречи
- интеграция умственно отсталых детей.
"Высокопоставленный дилетант" характеризуется следующими личностными и деловыми качествами:
+-----------------------------------------------------------------+ |Умен, настроен скептически, красноречив. Круг его должностных | |обязанностей и профессиональных интересов никак не связан с | |подлежащим обсуждению вопросом. Он не злобен и не упрям, но | |влиятелен. От его согласия или отказа зависит очень многое. | +-----------------------------------------------------------------+С учетом подлежащего рассмотрению вопроса необходимо в первую очередь определить, кто мог бы быть этим дилетантом: представитель школьного руководства, школьной инспекции, родительского комитета, Министерства образования, местной администрации и др.
Задание типа "Как бы Вы обосновали госпоже (нашему гостю) результаты Вашей работы ?" может служить стимулом для начала обсуждения которая становится намного оживленнее, если некоторых или всех СЛ (в микрогруппах) попросить подготовить соответствующие аргументы в письменном виде. В ходе обсуждения предлогаемых аргументов МД берут на себя роль "адвоката дьявола", высказывая всякого рода сомнения и опасения, не стремясь превратить происходящее в ролевую игру.
Комментарий. Этот метод позволяет предотвратить ненужную эйфорию, подготавливает СЛ к отстаиванию своих точек зрения, помогает им критически осмысливать и творчески проводить в жизнь принятые решения.
Реквизит отсутствует.
Пример.
Объясните председателю родительского комитета Вашей школы, почему Вы выбрали "Турецкий как язык встречи".
Объясните представителю школьной инспекции, почему Вы так заинтересованы в проведении педагогической конференции по теме "Математика 2000".
Объясните на педагогическом совете, почему в 5 и 6 классах некоторые предметы преподаются учителями, не имеющими специальной квалификации.
032 КАРУСЕЛЬ ИДЕЙ
Ход. Исходная задача, разбитая на более простые промежуточные подзадачи, записывается на разных листах бумаги. Эти листы раздаются СЛ, которые в течение заданного отрезка времени записывают свои идеи как можно решить указанные подзадачи. Затем СЛ обмениваются листами с рядом сидящими, анализируют высказанные соседом идеи и дописывают к ним свои предложения. После этого листы передаются дальше по кругу до тех пор, пока они не побывают в руках 3-6 человек. После этого МД собирают их, размножают для всех или копируют на кодопленку. Работа заканчивается коллективным обсуждением предложенных идей и оценивают возможности использования их на практике.
Комментарий. Этот метод пригоден для рассмотрения различных проблем, правда использовать его можно только в небольших по численности группах. Многие идеи повторяются.
Реквизит. Листы бумаги, письменные принадлежности.
Пример. Задача: Создание устойчивой мотивации чтения.
Подзадачи (на разных листах бумаги):
- Организация работы по обучению чтению.
- Оснащение классного помещения.
- Школа как среда обучения чтению.
- Работа с родителями.
- Совершенствование умения читать на среднем и старших этапах обучения.
- Книги для чтения и ТСО.
Идеи:
- Организация работы по обучению чтению - отказаться от букваря.
- Оснащение классного помещения - читательский уголок.
- Школа как среда обучения чтению - побольше воспрещающих табличек.
- Работа с родителями - вечер детской книги.
033 СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ
Ход. СЛ предлагается мысленно перенестись в какие-то ситуации. При этом речь идет об образном представлении ситуаций, участниками или свидетелями которых СЛ были сами. Например, различные сцены из школьной жизни. СЛ образно представляют такую сцену, которая может произвести сильное впечатление и заставить задуматься.
При помощи словесной поддержки - вопросов и заданий - МД пытаются помочь СЛ ярче представить, вообразить или увидеть эту сцену. Возможна также зрительная поддержка (фотографии, диапозитивы, матрицы и т.д.) и музыкальный фон. После этапа образного представления СЛ предоставляется возможность обменяться друг с другом своими мыслями и чувствами, если у них есть желание.
Комментарий. Этот метод также известен под названием "мысленное путешествие". Он способствует очень интенсивному, целостному соприкосновению с темой и размышлению над ней, затрагивает внутренний мир человека и способен оказать на него сильное эмоциональное воздействие.
Реквизит. Кодоскоп, диапроектор, кодопленки, диапозитивы.
Примеры.
- МД показывают диапозитивы или фотографии большого формата с изображенными на них сценами субъект-субъектного взаимодействия, относящиеся к рассматриваемой на семинаре теме, например: сцены из школьной жизни, или ситуации межличностного взаимодействия на работе и в быту. Один из МД говорит:
Спокойно рассмотрите фотографию.
Случались ли с Вами подобные ситуации? Закройте глаза и представьте эту пережитую Вами сцену Вашим внутренним взором.
Какое непосредственное участие Вы принимали в этой ситуации? Что в этой ситуации могли думать другие, что они чувствовали?- Словесная поддержка на семинаре по повышению квалификации учителей по теме "Профессиональная ориентация школьников":
Вспомните, пожалуйста, ту ситуацию, когда Вы выбирали свою профессию.
Вы заранее все узнали о своей будущей профессии и Ваш шаг был обдуманным. Так ли это?
Находились ли Вы под влиянием другого человека?
Как прореагировали на Ваше решение родители?
Какие чувства Вы испытывали в этой ситуации?- Мысленное путешествие в прошлое:
Где/когда Вы до этого сталкивались в Вашей жизни с проблемой равнодушия мужчин/женщин/девочек/мальчиков?
Занесите, пожалуйста, события и/или участников этих событий в матрицу.
034 РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
Ход. Докладчик в сжатой форме передает информацию по заданной теме.
Комментарий. Прежде чем поручить кому-либо сделать реферат, следует подумать, а не будет ли выгоднее какая-нибудь другая форма информационного обеспечения, например предоставление в распоряжение СЛ содержащего соответствующую информацию текста. Однако преимущество реферата состоит в том, что он помогает увидеть, насколько рассматриваемая тема близка самому докладчику. Мимика, жесты и голосовые модуляции являются дополнительной информацией, которую ни один написанный текст передать не в состоянии. Данные ниже рекомендации кажутся почти что само собой разумеющимися, тем не менее порой совершенно упускаются из виду.
Продолжительность:
Реферат не должен по возможности превышать 15-20 минут.
Языковое выражение:
Реферат является одной из форм устноязычной коммуникации. Поэтому не следует пользоваться письменной речью. Лучше отдать предпочтение свободной форме доклада с опорой на ключевые слова.
Поясняйте используемые метафоры и приводите Ваши примеры.
Избегайте длинных придаточных предложений.
Сознательно пользуйтесь повторениями, ссылками, обобщениями (наличие смысловой избыточности в устной коммуникации).
Умелое владение интонацией и хорошая дикция облегчают восприятие информации.
Смысловая организация:
Четкая смысловая организация реферата способствует лучшему ознакомлению СЛ с темой.
Когда докладчик переходит к следующему пункту реферата, он всякий раз называет его.
Визуализация (зрительная наглядность):
Визуализация в виде опорного конспекта, представленного на кодопленке облегчает СЛ восприятие и обработку информации. В то же время опорный конспект - серьезная помощь самому докладчику. При переходе к следующему пункту реферата докладчик может отметить соответствующую строку на кодопленке маркировочным фломастером. От прикрытия кодопозитива листком бумаги и постепенного открытия каждой последующей строки лучше отказаться, чтобы у СЛ не создавалось впечатление, что от них что-то утаивают. К тому же в этом случае хуже воспринимается общая структура реферата.
Для создания зрительной наглядности целесообразно использовать кодопленки, поскольку они очень удобны в обращении и легко поддаются копированию.
Демонстрационные стенды могут быть повешены на стены, с тем чтобы перед глазами СЛ долгое время была вся информация.
В начале своего выступления докладчик может раздать всем СЛ краткие конспекты своего доклада, чтобы освободить их от конспектирования. Тогда СЛ будут внимательнее слушать докладчика, лучше осознают содержание воспринятого и затем будут активнее участвовать в обсуждении.
035 ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГОЛКИ
Ход. МД оформляют уголки или устанавливают столы с информацией и материалами по различным темам. СЛ предлагается ознакомиться со всеми информационными уголками и выбрать наиболее заинтересовавшую их тему. Сообщить МД о своем выборе они могут записав своею фамилию в список выбравших эту тему или просто встав около того информационного уголка либо у того информационного стола, где размещены заинтересовавшие СЛ материалы.
Начиная работать по теме, каждая из микрогрупп может взять нужные материалы из информационного уголка на свое рабочее место.
Комментарий. Количество СЛ в микрогруппе и количество тем должны быть согласованы друг с другом так, чтобы СЛ имели возможность ознакомиться со всей предложенной им информацией, а микрогруппы (по 4-6 человек) были максимально работоспособными.
Вместе с материалами по темам СЛ предоставляется также и информация об основных проблемах для обсуждения в рамках заданной темы и о тех задачах, которые предстоит решить.
В связи с ограниченностью времени МД могут использовать для организации этой работы любые иллюстрации, диаграммы, а также короткие, содержащие в сжатом виде всю необходимую информацию тексты.
Реквизит. Столы, переносные стенды, информационные материалы.
Пример информационных уголков (вводный семинар учебного модуля "Энергия" на семинаре по повышению квалификации учителей трудового обучения (раздел "Техника"):
- восстанавливаемые ресурсы (солнце, ветер и т.д.)
- ископаемые энергоносители (нефть, уголь, газ)
- атомные электростанции (типы реакторов, ликвидация и регенерация отработанного ядерного топлива и т.д.)
- экономия энергии (теплофикация)
036 КАРТОЧКИ СКАЖУТ ВСЕ
Ход. МД задают вопрос или называют тему и просят СЛ записать ответы на вопрос или ключевые слова по теме на отдельные карточки (по одному ответу, ключевому слову - на карточку).
Затем МД - лучше совместно с некоторыми СЛ - или некоторые СЛ самостоятельно анализируют собранные карточки и сортируют их по основным подтемам, причем главные понятия всегда кладутся над другими относящимися к этой же подтеме. В случае, если таких главных понятий среди предложенных СЛ, нет, то их следует подобрать. Членение темы(вопроса) на отдельные подтемы(подвопросы) для всестороннего рассмотрения и определения внутрисистемных связей служит хорошей основой как для последующего обсуждения, так и работы в микрогруппах (например, каждая микрогруппа обрабатывает одну из подтем). Результаты проведенного анализа могут в свою очередь являться отправным моментом для определения содержания дальнейшей работы на ПК.
Комментарий. Идет сбор идей, проблем для обсуждения, предложений и ожиданий. Они не пропадают в общей дискуссии. Все СЛ активны, но их активность иная, чем во время обычного обсуждения. Все предложения, во-первых, фиксируются , а во-вторых, ни в коем случае не подвергаются критике. Ключевые слова более удобны для дальнейшей обработки, чем длинные высказывания, т.к. при структурировании их легче охватить взглядом. К тому же ключевые слова можно написать крупными буквами, и они будут хорошо видны даже с большого расстояния.
Реквизит. Карточки, фломастеры, переносные стенды, клейкая лента или стендные кнопки.
Пример вопросов и тем.
Стоит ли организовать для учащихся 5 класса в начале года ознакомительную поездку? Какие для этого есть причины?
Дифференцированная оценка диктантов. Назовите преимущества (синие карточки) и недостатки (белые карточки).
Какие возможности есть у нас для того, чтобы воспрепятствовать утрате учащимися учебных мотивов?
Что нужно отрегулировать в нашей школе (зеленые карточки), что должно быть отрегулировано в первую очередь (белые карточки)?
Что способствует укреплению чувства собственного достоинства у детей?
Как мы, учителя, можем снизить нашу нагрузку?
037 ДИСКУССИЯ-КАРУСЕЛЬ
Ход. МД делят группу СЛ на две равные по количеству подгруппы. Стулья ставятся в два ряда по кругу. СЛ одной подгруппы занимают места во внутреннем круге, другой - во внешнем, т.е. садятся лицом друг к другу, образуя пары. СЛ, сидящим во внутреннем круге, дается заранее подготовленный список тем для обсуждения. Они выбирают одну из них и в течение примерно 3-5 минут обсуждают ее со своим партнером. После этого список передается СЛ внешнего круга, которые при этом сдвигаются на одного человека, в результате чего происходит смена партнеров. Теперь наступает очередь СЛ внешнего круга предлагать своим собеседникам из внутреннего круга тему. После 5-7 минутного обсуждения список вновь получают СЛ внутреннего круга, а СЛ внешнего круга снова передвигаются на одного человека и т.д. МД устанавливают общее количество обсуждений. Во время итогового анализа проделанной работы полезно обсудить на пленуме следующие вопросы:
- Какие темы я выбрал?
- Какие темы я обошел?
- Кто больше всего меня удивил?
- Какую тему выбирали чаще всего?
Комментарий. Поскольку обсуждения с каждым последующим шагом становятся более интенсивными, можно увеличить количество выделяемого времени (например, вначале 3, затем 5, затем 7 минут).
"Дискуссия-карусель" известна также под названием "шарикоподшипник".
Реквизит. Список тем.
Примеры.
- Опыт, приобретенный мной на курсах | - Хорошая успеваемость ПК я мог бы передать дальше моим коллегам |является для меня... по работе, потому что... | - Плохая успеваемость - Ученики были просто в восторге от |является для меня... проектного метода работы. Больше всего им | - Отличная успеваемость понравилось... |является для меня... - У моих учеников были пожелания и | - Я снизил успеваемость, предложения, которые выходили за рамки со-|когда... держания этого проекта, поэтому я ... | - Я добился неплохого ус- - Условия работы в моей школе были |пеха, когда... тяжелыми.Было необходимо кое-что изменить,| - Стремление показать хо- например... |рошую успеваемость является - Ученики были очень заинтересованы, |важным моментом для... но... | - Слабый ученик показал хо- - Мое участие на курсах ПК изменило |рошую успеваемость, когда... отношение ко мне в нашем педколлективе. Я | - Размышления над успевае- заметил следующее... |мостью являются для меня... - У учеников довольно часто отсутст- | - От сегодняшнего семинара вовало желание работать, и моя подготовка |я ожидаю прежде всего... к урокам... | - В конце семинара следует... - По некоторым изучаемым нами на уро-| - Что касается этой темы, ках темам отдельные ученики владели боль- |то для меня важно... шей информацией, чем я. Я воспринял это...| - По окончании проекта "мои" родители| подарили мне...Помимо этого у меня есть...| - Я не задавал своим ученикам домаш- | него задания. Несмотря на это... | - В будущем я также хотел бы принимать участие на курсах ПК, потому что... |038 КООРДИНАТЫ
Ход. По окончании некоторого этапа семинара по ПК СЛ предлагается показать на изображенных на демонстрационном стенде или плакате осях координат, как они оценивают прошедшую работу.
Комментарий. СЛ могут ставить крестики или воспользоваться клейкими кружками малого диаметра, что связано, однако, с большим расходом материала. Коллективный анализ результатов проведенной оценки может не понадобиться, если есть достаточно времени, чтобы спокойно рассмотреть полученные данные. Правда, в целях оптимизации работы семинара могут быть проанализированы определенные скопления и разброс крестиков, тем более если семинар по ПК еще не заканчивается. Рисуя оси координат, не следует задавать никаких точных параметров (например: от +7 до -7), т.к. в данном случае речь идет только о передаче СЛ своих впечатлений и чувств, а не о научном исследовании, требующем большой точности. Во избежание влияния оценок одних СЛ на принятие решения другими, ставящими крестик позже, все СЛ должны вначале проставить крестики в "черновик". Вероятно, также целесообразно, если МД не наблюдали за тем, как СЛ ставят свои крестики, с тем чтобы не смотреть, кто и где поставит крестик.
Реквизит. Доска, демонстрационный стенд или что-нибудь подобное, фломастеры, клейкий кружки малого размера.
Пример. Координаты.
Удовольствие | | | х х | х хх х | х --------------------+------------------------------- Успех | х | | Активация | х х | х | ххх Увеличение --------------------+-------------------------------багажа | знаний | х | х039 ЯЩИК ИЗ УЧИТЕЛЬСКОГО СТОЛА
Ход. В ящике учительского стола лежат стандартные учебно-методические материалы и нормативные документы, с которыми в своей деятельности сталкивается любой учитель, модератор или директор школы. Эти материалы подобраны таким образом, чтобы они были частично связанны с темами, обсуждаемыми на семинаре по ПК. Задача СЛ состоит в том, чтобы определить, какие из материалов являются наиболее важными исходя их тематики семинара, и затем их проработать, предварительно выбрав стратегию освоения. При этом речь может идти об учебных планах, приказах органов управления образованием, текстах в специальных журналах, картах наблюдения и других печатных материалах.
Комментарий. С помощью этих материалов СЛ продолжают работу по теме семинара. При этом МД сами или вместе со СЛ решают, будет ли работа вестись индивидуально, в парах или микрогруппах, или же каждому СЛ стоит сначала работать самостоятельно, а лишь затем, после взаимного обмена мнениями, спланировать все последующие шаги. Очень важно, чтобы СЛ знали, что они должны не только стремиться к удовлетворению своих информационных потребностей в методическом плане, но и параллельно с этим разрабатывать стратегию использования этих материалов на практике, учиться обращаться с ними и работать по ним в дальнейшем.
Реквизит. Комплект учебно-методических материалов и нормативно-правовых документов для каждого СЛ, демонстрационный стенд, столы, фломастеры, листы картона большого формата.
Пример. Проектно-ориентированная работа.
- тексты с основными теоретическими знаниями
- тексты с основными практическими знаниями
- планы работы по проектам
- программы проведения действительно реализованных проектов
- выдержки из государственных образовательных стандартов и учебных планов
- общий устав школы, общие должностные обязанности.
040 ОПОРНЫЙ ТЕКСТ
Ход. СЛ получают важную информацию по рассматриваемой теме в сжатом четко проструктурированном тексте. Каждый из них перерабатывает этот текст про себя, помечая важнейшие понятия. Понимание текста может быть проверено с помощью вопросов, на которые СЛ предлагается ответить письменно в индивидуальной, парной или групповой работы. Однако более целесообразным представляется вариант, когда СЛ после работы над текстом получают большое по объему задание (для работы в микрогруппах), с которым они могут справиться только в том случае, если текст понят ими полностью.
Комментарий. Иногда при разборе темы использование опорных текстов может оказать неоценимую помощь. По сравнению с устным рефератом они имеют то преимущество, что могут быть прочитаны и проработаны в привычном для СЛ темпе. К тому же СЛ не нужно ничего конспектировать, так что они концентрируют все внимание на работе с текстом и стараются сознательно запомнить , важные для них понятия. Написанное "черным по белому" они могут взять с собой домой и еще раз перечитать. При препарировании текста следует учитывать по Шульцу фон Гун "четыре момента, от которых зависит понимание":
- Простота
- Смысловая организация, четкая структура
- Краткость, выбор емких понятий
- Стимулирование познавательной активности
Реквизит. Текст.
Пример. Тексты по проблеме усвоения техники письма по "Гудрун Ситта: Дети пишут собственные тексты. Скриптор, Франкфурт" (использовался на семинаре по ПК по теме: "Обучение языку на начальном этапе").
Как формируются графические и орфографические навыки у детей:
1 фаза - докоммуникативная деятельность (примерно с 2 лет). Первые попытки с помощью пишущих предметов оставить следы на бумаге или других поверхностях. Появление каракулей путем движения предметов по бумаге или другим материалам доставляет детям этого возраста заметное удовольствие и удивляет их... Все другие фазы в отличие от этих первых действий носят в основном уже коммуникативный характер.
2 фаза - дофонетическая стадия (примерно с 2/3/4 лет). Дети начинают открывать для себя коммуникативные возможности письма и использовать их. Теперь каракули превращаются в сообщения: письма-каракули с довольно хорошо сформулированными посланиями.
3 фаза - полуфонетическая стадия (примерно с 4/5/6 лет). У ребенка в его попытках писать формируется первое представление о звуко-буквенной символике. Они начинают усваивать графемно-фонемные со ответствия. Буквы, ранее используемые скорее случайно, начинают использоваться теперь большей частью соответственно их звуковой ценности... При этом две, три или четыре буквы могут зачастую обозначать целое слово, например: PP - Puppe (кукла),ht - hat (имел),wl - weil (потому что) , fgd- Fahrgeld (деньги на проезд).
Даже если дети еще не знают всех букв, они пытаются изобразить на этой фазе желаемые слова теми немногими письменными знаками, которые есть в их распоряжении.
По окончании работы над этим текстом СЛ раздаются детские послания и дается задание соотнести их с той или иной фазой (применение прочитанного).