041 СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

Ход. Всем участникам семинара по ПК МД раздают судовые журналы и предлагают им сделать в них свои записи. Сам судовой журнал представляет из себя просто тонкую тетрадь с чистыми страницами, но на каждой из них записаны вопросы-задания. Они служат стимулированию СЛ к внесению в судовой журнал собственных записей. Записи помогают МД в организации и проведении образовательного процесса ПК. Содержание и структура судового журнала определяются содержанием и структурой данного семинара.

Комментарий. Письменное задание побуждает СЛ к интенсивному размышлению над заданным вопросом. Однако это задание не следует выполнять в ситуации недостатка времени. СЛ должна быть предоставлена возможность поудобнее расположиться на своих местах и внутренне успокоиться. Правда, когда все СЛ одновременно долгое время пишут, может создаться впечатление, будто идет контрольная работа.

Реквизит. Судовой журнал, карандаши.

Пример.

+---------------------------+ +------------+ +------------------------+
|Индивидуальный путь овладе-| |Как я научи-| |Мои воспоминания о детях|
|ния письменной речью       | |лся читать? | |которые   необычным  об-|
|(чтение через письмо)      | |            | |разом научились читать  |
|                           | |            | |или писать              |
|   Судовой журнал для      | |            | |                        |
|    ---------------        | |            | |                        |
| на семинаре               | |            | |                        |
| с 10.10 по 12.10.94       | |            | |                        |
+---------------------------+ +------------+ +------------------------+

+-----------------------------------+ +-------------------------------+
|                            стр.3  | |                        стр.4  |
|Какой опыт имеется у меня          | |Что я хотел бы взять на воору- |
|по  индивидуализации обучения тех- | |жение после моего знакомства с |
|нике письма и чтению?              | |приемом "Учебные станции"?     |
|                                   | |                               |
|                                   | |                               |
|                                   | |                               |
+-----------------------------------+ +-------------------------------+

+-----------------------------------+
|                            стр.5  |
|Первые мысли о том, как бы я хотел |
|использовать знания, полученные    |
|на семинаре, на практике           |
|                                   |
|                                   |
|                                   |
+-----------------------------------+

042 РЕШЕНИЕ ОБЩЕЙ ЗАДАЧИ

Ход. Образовавшие " по воле случая" пары и тройки СЛ получают задание подготовить что-либо своими руками (например, небольшие поделки, рисунки и т.п.). По окончании работы все микрогруппы выставляют свои изделия на общее обозрение и комментируют их.

Комментарий. Задания должны быть нетрудными и перекликаться с темой семинара по ПК (т.е. быть увязанными с целями и содержанием образовательной деятельности ПК или профессиональным опытом СЛ).

Численность групп не должна превышать 30 человек.

Этот метод особенно целесообразно использовать в работе с теми СЛ, которые уже имеют опыт выполнения подобных, требующих от них взаимодействия с другими СЛ заданий.

Реквизит. Демонстрационный стенд или что-либо подобное, фломастеры, листы толстого картона, краски.

Примеры.

Мы рисуем картину о нашей ситуации.

Мы строим из картоны "башню ПК".

043 РЫНОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Ход. После того как микрогруппы закончили работу, они выставляют результаты своего труда "на рынке". Члены каждой группы по очереди стоят за своим "прилавком", чтобы в случае необходимости давать пояснения. Все СЛ ходят по "рынку", знакомятся с результатами работы других групп и ведут нерегламентированные обсуждения. Однако, еще до открытия "рынка" МД следует выяснить у групп, не нужно ли им некоторое дополнительное время, чтобы продемонстрировать что-то на своем "прилавке" всем СЛ. Таким группам уже на пленуме МД предоставляют необходимое время.

Комментарий. Во время пленума нельзя допускать, чтобы группы отчитывались о проделанной работе и ее результатах. Поэтому, обращаясь ко всем группам, следует подчеркнуть, что они должны воздерживаться даже от устного описания их плакатов, поделок и т.д., а давать только такие пояснения, которые могут оказаться незамеченными при осмотре и знакомстве с результатами труда.

Другая опасность состоит в том, что идея создания "рынка" может повлечь за собой возникновение чувства рыночной конкуренции. В этом случае возникает дух соперничества, следствием которого может быть ненужное стремление к достижению максимального успеха.

Реквизит. Переносные стенды, столы-"прилавки".

Пример. Проектно-ориентированная работа

Задание: проработать в течение последующих двух дней тему "Организация и проведение проектно-ориентированной работы учителями параллельных классов". Результат работы представить в любой выбранной Вами форме с учетом информативности(занимательности) последней для остальных микрогрупп. Не забывайте о создании визуализации (зрительной наглядности), освещающей ход Вашей деятельности.

Результат:

Группа А: стенгазета, извещающая параллельные классы о начале, в ближайшее время, работы по проекту и снабженная различными текстами, картинками, графическими изображениями.

Группа Б: презентация скетча, который в юмористической форме затрагивает все вопросы "за" и "против", касающиеся работы по проекту.

Группа В: плакат с требованиями о включении работы по проектам в школьную программу.

Группа Г: коллаж из картинок,вырезанных из журналов и скомбинированных так, что они демонстрируют возможный вариант работы по проекту.

Группа Д: рассказ "Как группа равнодушных ко всему детей и взрослых заинтересовалась работой по проектам". Все члены данной микрогруппы знакомят СЛ с содержанием текста.

Группа Е: интервью (на кассетном магнитофоне) с посторонними людьми о работе по проектам.

Группа Ж: логическая схема "От обычных школьных уроков к работе по проекту".

044 СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ход. МД выбирают одну из наиболее объемных по содержанию тем и называют ее СЛ. Сначала СЛ концентрируются на спонтанно возникающих относительно предложенной темы мыслях, чувствах, воспоминаниях или идеях, а затем фиксируют их на бумаге, записывая соответствующие слова и короткие предложения и комбинируя их с рисунками и небольшими графическими символами. Название темы пишется чаще всего в центре листа так, чтобы вокруг него могла возникнуть своего рода графическая карта продуманного, прочувствованного, всплывшего в памяти или запланированного и желаемого, позволяющая МД среди прочего проследить движение мысли СЛ, путь их логического мышления. В ходе этой работы СЛ со своей точки зрения определяют предметное содержание темы, вскрывают внутренние связи между отдельными содержательными полями и наглядно выделяют те из них, которые по их мнению являются наиболее значимыми. По окончании работы СЛ поясняют изготовленные ими карты и сравнивают их между собой.

Комментарий. Составление карты мыследеятельности - это тот метод, который позволяет МД получить информацию о субъективном отношении СЛ к обсуждаемым вопросам и раскрыть перед ними всю сложность и значимость рассматриваемых проблем. Во всестороннем анализе темы участвуют все СЛ. Карты мыследеятельности улучшают взаимодействие между участниками образовательного процесса. Будучи своего рода накопителем идей, карты могут быть всегда дополнены и изменены в процессе ПК.

Точно так же, как и при составлении коллажа здесь могут быть использованы фотографии, карикатуры и прочее. Возможным вариантом является составление карт мыследеятельности в парах и микрогруппах (до 4 человек).

Реквизит. Демонстрационные стенды или доски, фломастеры, вырезки из журналов, клей.

Пример.

                                                +----------+                                         |Эргономика|
                                                |          |
+--------------+  +-------------+ +---------+   +----+-----+
|Реализация сво|  |Возможность  | |повышение|   +----+-----+
|его потенциала|  |должностного +-+квалифи- |   |Новые тех-|
+-------------++  |продвижения  | |кации    |   |нологии   |
              |   +-+-----------+ +---------+   +--+-------+
              |     |      +-----------+ +---------+------+
+---------+  ++-----++     |Технический+-+Рамочные условия+---+
|Материаль+--+человек|     |прогресс   | ++---------------+   |
|ное обес-|  +------++     +-----------+  |          +--------+-----+
|печение  |         |                     |          |Открытые рынки|
+---------+      +--+----------------+    |          ++-----+-----+-+
                 |Мир труда в будущем+----+           |     |     |
                 +----+-------------++           +----+++---+--++-+----+
                      |             |            |ЕЭС  ||Разви-||Страны|
+--------+    +-------+----+        |            +-----+|вающи-||Вост. |
|Политика+----+Общество    |        |                   |еся   ||Европы|
+--------+    +-+--------+-+        |                   |страны|+------+
                |        |          |                   +------+
+---------------++ +-----+-+        |
|Возможность ра- | |Интегра|        |
|ботать на полную| |ция ин-|        |              +---------++-----+
|ставку          | |валидов|        |              |Нефть/газ||Сырье|
+-+-----------+--+ +-------+        |              +-------+-++--+--+
+-+-----++----+--+         +--------+-------+   +-------+ ++-----+-----+
|Свобод-||Работа+|         |Окружающая среда+---+Природа+-+Бережное от-|
|ное    ||семья  |         ++----+---+-----++   +------++ |ношение к   |
|время  |+-------+          |    |   |     ++          |  |ресурсам    |
+-------+          +--------+++--+-+++-----+|          |  +------------+
                   |Воздух   ||Вода||Климат||          |
                   +---------++----++------+|          |
                                           ++-------+ ++----------------+
                                           |Уличное | |Восстанавливающие|
                                           |движение| |    ресурсы      |
                                           +---+----+ +---+-------+-----+
                                           +---+-----++---+--++---+-+
                                           |Транспорт||Солнце||Ветер|
                                           +---------++------++-----+

045 МОДЕЛИ

Ход. МД просят СЛ сделать в микрогруппах модель, которая демонстрировала решение определенного вопроса.

Комментарий. В распоряжение СЛ необходимо предоставить все нужные для работы материалы или им следует дать возможность подобрать материалы. Изготовленнаяе СЛ модель остается в распоряжении группы до конца семинара по ПК. Вначале СЛ обсуждают подлежащий изготовлению предмет. В сконструированной модели могут найти свое конкретное выражение также и альтернативные решения какого-либо вопроса. Когда модель сделана окончательно, СЛ часто охватывает чувство гордости за свою модель и радость от проделанной работы.

Способ внесения и обсуждения рабочих предложений, отказ от них, выработка групповых мнений и принятие групповых решений, а также формы делового сотрудничества больше дискуссионные или деятельностные) и т.д. могут стать предметом рефлексии на последующей за этой работой метафазе. Причем подобная рефлексия может быть осуществлена как в микрогруппах, так и в рамках пленарного заседания.

Реквизит. Разнообразные материалы и инструменты, необходимые СЛ для изготовления моделей.

Пример.

Изготовление модели ветряного колеса для производства электроэнергии.

Изготовление модели учебного класса, в котором ученики могли бы работать самостоятельно.

Изготовление модели школьного двора, благоустроенного с учетом детских потребностей.

046 НУ ЧТО, КАК ПРОШЕЛ СЕМИНАР?

Ход. СЛ ходят по аудитории и выбирают себе партнера. Затем каждая пара моделирует ситуацию возвращения домой. СЛ, взявший на себя роль члена семьи, спрашивает возвращающегося с семинара СЛ "Ну что, как прошел семинар?" На что тот должен дать краткий, но емкий ответ. После этого СЛ меняются ролями. Позже тот же самый вопрос задается еще раз, но уже при встрече с "другими людьми" (коллегой по работе, директором школы).

Комментарий. Такое моделирование ситуации, которая реально произойдет позже, предоставляет СЛ возможность еще в учебной аудитории пережить и прочувствовать не всегда легкий переход от интенсивной работы на семинаре к обычному ритму жизни.

Реквизит отсутствует.

Пример. Ситуация "Возвращение домой".

  1. Содержательная плоскость. На семинаре мы познакомились с новыми приемами, которые учителя могут использовать для оказания взаимопомощи друг другу. Думаю, что в ближайшее время я апробирую эти приемы с коллегами в нашей школе.
  2. Эмоциональная плоскость. Я познакомился с новыми людьми, и мы договорились в дальнейшем работать друг с другом.

Ситуация "Встреча с коллегой"

  1. Содержательная плоскость. Наконец-то я попал на семинар, на котором мы действительно могли работать самостоятельно, а не только конспектировали рефераты.
  2. Эмоциональная плоскость. Работа на семинаре доставила мне большое удовольствие, т.к. отношение ко всем нашим предложениям было очень серьезным.

Ситуация "У директора"

  1. Содержательная плоскость. Шел процесс освоения ряда педаго- гических приемов, с которыми я мог бы познакомить учителей нашей школы на одном из заседаний педсовета.
  2. Эмоциональная плоскость. Если бы я не познакомился с новыми людьми, то этот семинар был бы для меня менее интересен.

047 ФАМИЛЬНАЯ СИМВОЛИКА

Ход. МД предлагают каждому СЛ нарисовать на стоящей перед ними на столе их визитной карточке около фамилии какой-нибудь рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить их фамилию каждого СЛ. В ходе выполнения задания СЛ могут советоваться друг с другом и помогать друг другу при рисовании.

После того как все участники нарисовали свой символ (или во время знакомства представления себя) каждый из СЛ поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и его фамилией.

Комментарий. Этот метод способствует установлению благоприятного психологического климата в группе, что очень важно на первом занятии, когда некоторые СЛ могут испытывать психологический барьер. Визитные карточки должны быть достаточно большими (сложенный пополам стандартный лист картона А-4). Рисунки надо делать фломастерами, для того, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.

Вариант. Вместо изображения символа собственной фамилии СЛ рисуют какое-нибудь важное событие или ситуацию из своей личной жизни. Другим участникам в этом случае предлагается отгадать, что это было за событие, задавая вопросы, на которые в качестве ответа они получают только "да" и "нет".

Реквизит. Визитные карточки, фломастеры.

Пример.

Меня зовут Юлиана Клетт (Klett). Здесь Вы видите спортивные кроссовки, стрелка же указывает на липучки (Klettrerschluss). Все очень просто запомнить.

Меня зовут Рудигер Урбанек (Urbanek). Я нарисовал часы (Uhr) и поезд (Bahn), который как раз поворачивает из-за угла (Ecke). Как не в совершенстве овладевший орфографической системой родного языка специалист с государственным дипломом я пишу "Uhr" без "h", "Bahn" без "h" и "Ecke", конечно же, без "c". И "e" в конце "Ecke" я тоже забыл.

Меня зовут Геленц Опзельдер (Opselder). Это тот, кто гуляет по плоской крыше (Seller). Поэтому я нарисовал дом и маленького человечка, который бегает по крыше дома.

Меня зовут Лотар Эмер (Ehmer). На своей визитке я нарисовал ведро (Eimer), а затем зачеркнул букву "i" и дописал вместо нее букву "h".

048 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА

Ход. МД раскладывают на полу заранее подготовленные карточки с ключевыми понятиями предметного содержания темы и просят СЛ выбрать по одному ключевому понятию, которое им кажется наиболее существенным. Если кто-то не находит подходящее ключевое понятие, ему разрешается на новой карточке написать свой вариант. После этого СЛ предлагается познакомить остальных участников с выбранными ими ключевыми понятиями и коротко проанализировать их. Кто-то из СЛ начинает. Он обосновывает свой выбор, а также останавливается на значении этого понятия в содержании собственной профессиональной деятельности. Затем эта карточка кладется на пол. Возможность высказаться следующим предоставляется тому СЛ, который видит взаимосвязь между ранее рассмотренным ключевым понятием и своим собственным. Этот второй СЛ, проанализировав свое ключевое понятие, располагает его на полу таким образом, каким он усматривает внутреннюю связь между этими двумя ключевыми понятиями (ключевые понятия, относящиеся к одной предметной области, кладутся близко, в то время как менее связанные друг с другом располагаются на соответствующей дистанции. При раскладывании карточек следует также учитывать значимость , т.е. визуально выделять главные и второстепенные).

После выступления последнего из СЛ на полу в схематичном виде представлена структура предметного содержания темы. При большом количестве имеющихся по данной теме понятий или в группах с небольшим количеством СЛ не рассмотренные понятия могут быть использованы для второго круга обсуждения.

Близко лежащие ключевые понятия могут послужить толчком к постановке вопросов, которые затем могут быть проработаны в микрогруппах.

Комментарий. Численность группы СЛ не должна превышать 20 человек. Карточек же с ключевыми понятиями должно быть , как минимум, в два раза больше, чем участников. Если метод использовать в начале семинара, то работу можно совместить с процедурой общего знакомства. Например, прежде чем пояснить выбранное понятие и обосновать, почему оно кажется ему наиболее существенным, каждый СЛ называет имя и фамилию и говорит пару слов о себе. Можно "привести" группу в движе ние, когда всем предлагается , свободно перемещаясь по аудитории, рассмотреть и выбрать карточки с ключевыми понятиями. Карточки с одной стороны позволяют направить внимание СЛ на тему, а с другой - оставляют достаточно возможностей для их личного творчества.

Вариант. Для получения обратной связи об освоенном и/или разработанном на семинаре СЛ предлагается самим придумать ключевые понятия по теме семинара и написать их на карточках.

Пример.


        +---------------------------------------------+
        |Самостоятельная организация процесса обучения|
        +-+--------------------+--------------------+-+
          |                    |                    |
+---------+------+  +----------+----------+  +------+------------+
|свободная работа|  |план работы на неделю|  |работа в мастерских|
+--------------+-+  +----------+----------+  +--+----------------+
               |               |                |
            +--+---------------+----------------+-+
            |        организация необходима       |
            +-------------------------------------+

          +-----------------------------------------+
          |учителя как помощники в процессе обучения+------+
          +-----------------------------------------+  +---+-----+
                                                       |рабочая  |
            +-------------------------------------+    |подгруппа|
            |     много различных материалов      +----+         |
            +-------------------------------------+    +---------+

049 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МНЕНИЕ

Ход. СЛ предлагается придумать (или вспомнить)педагогические ситуации по теме и кратко изложить их содержание на демонстрационном стенде. Ситуации не обсуждаются. Они лишь описываются, при этом каждая из них обозначается прописной буквой (А, Б, В...). Предложения СЛ относительно возможных педагогических мер также фиксируются на демонстрационном стенде и обозначаются строчными буквами (а, б, в...). Третьим шагом МД просят СЛ найти объяснение мотивам поведения действующих лиц предложенных ими ситуаций. Причины, лежащие в основе выбора тех или иных действий и поступков участников ситуаций и предлагаемые СЛ объяснения мотивов их поведения также записываются на демонстрационном стенде и нумеруются (1,2,3...).

Теперь МД раздают СЛ ими рабочие листки, на которых те дают дают наиболее подходящие с их точки зрения объяснения (1,2,3...) к каждой конкретной ситуации и фиксируют те педагогические меры (а,б,в...), которые бы они предприняли в данной ситуации. Для каждой ситуации СЛ могут выбрать только одно объяснение и только одну педагогическую меру.

Рабочие листки с ответами СЛ собираются, обрабатываются, а результаты выносятся на демонстрационный стенд. Полученные результаты могут быть использованы МД в целях оптимизации дальнейшей образовательной деятельности.

Комментарий. Мнение группы по той или иной проблеме может быть таким образом представлено в наглядном виде, при этом ярко обнаруживаются различные педагогические концепции и различное восприятие ситуаций. Мнение СЛ о мотивах и причинах поведения участников предложенных ими ситуаций позволяет МД судить о стереотипах мышления и поведения СЛ. Различные подходы к решению одной и той же проблемы, равно как и сходное мнение относительно выхода из той или иной ситуации дают богатый материал для дальнейшей работы.

МД должны следить за тем, чтобы СЛ не начинали сразу обсуждение.

Варианты:

Реквизит. Демонстрационный стенд или что-либо подобное, фломастеры, рабочие листки.

Пример. Тема "Агрессия в школе".

------------------------+------------------------+-------------------
    Ситуация А:         |       Меры а:          |  Объяснение 1:
Школьный инвентарь лома-|Усилить контроль        |Недостаточная забота
ют.Туалеты пачкают. Зер-|                        |родителей о ребенке
кала нельзя повесить,   |       Меры б:          |  Объяснение 2:
т.к. их сразу же бьют.  |Привлекать учащихся к   |Показ сцен агрессии
Ручки на туалетных две- |возмещению убытков      |на телеэкране
рях отламывают.         |       Меры в:          |  Объяснение 3:
                        |Постараться изменить по-|Фрустрационные реак-
                        |ведение учащихся за счет|ции
                        |тренинга новых моделей  |
                        |поведения               |
    Ситуация Б:         |       Меры г:          |  Объяснение 4:
Есть опасность срыва    |Больше учитывать потреб-|Непоследовательное
урока. На уроке немецко-|ности учеников          |поведение учителя
го языка в 7 В не возмо-|                        |  Объяснение 5:
жно организовать   рабо-|                        |Незнание правил
ту,  т.к. класс не жела-|                        |поведения
ет слушать учителя. Одни|       Меры д...        |  Объяснение 6...
ученики болтают, другие |                        |
балуются, третьи громко |                        |
кричат и ругаются       |                        |
    Ситуация В...       |                        |
------------------------+------------------------+-------------------

                     Рабочий листок СЛ X
             +---------+-------------+---------+
             | Ситуация|  Объяснения |   Меры  |
             +---------+-------------+---------+
             |    А    |     3       |    б    |
             +---------+-------------+---------+
             |    Б    |    ...      |   ...   |
             +---------+-------------+---------+
             |   ...   |             |         |

050 КАРТОННЫЕ НОСЫ

Ход. Вместо реальной проблемы предлагается искусственная (см. примеры ниже). Так, искусственная проблема гласит: "Как мы можем сделать так, чтобы наши коллеги носили в школе картонные носы?".

СЛ или соревнующиеся друг с другом микрогруппы называют возможные решения этой проблемы, каждое из которых во время второй фазы проверяется на практическую пригодность. Проверочным вопросом при этом является следующий: можем ли мы использовать данную идею для решения нашей реальной проблемы. Если на этот вопрос дается положительный ответ, то возможна разработка своего рода стратегии действий и составление графика решения соответствующей проблемы (например, в форме календарного плана, из которого следует, кто, когда и что делает).

Комментарий. Этот метод (известный также под названием "мозговая атака по искусственному поводум") может быть использован для ломки укоренившихся стереотипов мышления, привычных моделей поведения и высвобождения творческой энергии СЛ посредством выхода ирреальную действительность. Как правило (при большой увлеченности группы), высказывается много предложений и идей по решению искусственных проблем, которые на удивление часто могут быть взяты на вооружение при преодолении реальных проблем.

Если МД замечают, что СЛ не особенно хотят, чтобы речь при решении искусственной проблемы шла о них самих, то в качестве адресата который будут склонять к ношению картонных носов, могут быть выбраны любые другие группы людей (например, все учителя математики в регионе, члены экзаменационной комиссии, инопланетяне ...).

Реквизит. Карточки, фломастеры, листы бумаги, клей.

Пример реальной проблемы:

Реальной проблемой может быть ситуация, когда группа педагогов отказывается принимать нововведение. Учителя уклоняются - может быть из страха - от использования на своих уроках новых технологий. Или, например, назрела необходимость улучшения работы по профориентации учащихся путем оптимизации совместной деятельности учителей как между собой, так и с центрами профконсультации, предприятиями и родителями. На семинаре по ПК, в группе состоящей из учителей трудового обучения (домоводство, техника, основы экономики и организации производства) могут быть разработаны варианты оптимизации сотрудничества (например, подготовка производственной практики, совместные проекты).

Примеры искусственных проблем:

Как можно заставить уговорить учеников и учителей нашей школы, чтобы они начали отращивать на ногах ногти ( на больших переменах танцевать брейк-данс; пользоваться в столовой палочками для еды; приходить в школу на полчаса раньше, чтобы делать зарядку?)

Примеры решения искусственных проблем:

Плакаты с рекламными призывами, листовки и т.д. (картонные носы - это эстетическое украшение, они делают любого симпатичным, скрывают бородавки...).

Научный реферат "Картонный нос как катализатор школьной реформы".

Разработка действий сверху вниз: начать должно Министерство, затем органы школьной инспекции, затем директора школ (мы напишем петицию)... или снизу вверх: сначала картонные носы носят все первоклассники...

Стратегия "Мы начинаем с малого": сначала только точка на кончике носа.Начало должен положить карнавал. Установление премий за самые красивые картонные носы (вручение "золотого картонного носа"). Формирование небольшой (элитарной) группы обладателей картонных носов, организация регулярных встреч за чашкой кофе всех любителей картонных носов, а также клуба картонных носов (выдача специальных значков всем его членам).